СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -закрепление по теме "Обобщающее слово при однородных членах предложения.Знаки препинания при них"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие по теме "Обобщающее слово при однородных членах.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок -закрепление по теме "Обобщающее слово при однородных членах предложения.Знаки препинания при них"»

Тема : Урок - закрепление по теме «Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания в них.»

Цели:

Общеобразовательные: Закрепление знаний об обобщающих словах при однородных членах предложения, выработке умения и навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Определить значимость изучаемого материала.

Воспитательные:

Воспитывать навык самостоятельной работы, навык самоконтроля, навык работы в группах.

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Развивающие:Развивать память, речь.


Универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я - мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

  • Метапредметные УУД:

  • Познавательные: содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать и исследовать; формировать умения структурировать информацию.

  • Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

  • Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

  • Предметные УУД: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы, разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении; начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него; графически обозначать обобщающие слова.



Технологии: элементы проблемного обучения, развивающего обучения, игровые технологии; технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие.

Методы: словесный; практический; игровой; объяснительно-иллюстративный (работа со схемами), частично - поисковый (самостоятельная работа; творческое задание).

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная, самостоятельная, фронтальная


Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап. 

  1. Приветствие. й настрой

  2. Психологический настрой

-Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь. Меня зовут Бикмасова Юлия Яковлевна. Я работаю учителем русского языка и литературы в Малонакаряковской средней школе. Я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. А теперь подготовим себя к уроку. Возьмите карандаш (желательно , чтобы он был граненый), покатаем его в ладонях.

2.Покатай между ладошек.

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование:  каштан (грецкий орех или граненый карандаш)

Описание упражнения

Дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук.

-Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните беспокойство -вдохните в себя свежесть и красоту окружающего мира: белого снега, морозного утра, блеска солнечных лучей.. и т.п.

Я желаю вам хорошего настроения!

-А теперь- внимание на экран. Прочитайте внимательно выражение – возможно, вы его уже слышали, и не раз. Угадайте, кому принадлежит это высказывание? (на экране - выражение А.П.Чехова без знаков препинания «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и тело, и одежда, и мысли» и три портрета: М.Горького, А.И.Куприна, А.П.Чехова)

-Как вы понимаете это выражение?

- Как вы думаете, какое отношение имеет это высказывание к нашему уроку?

-Правильно, мы должны стремиться к гармонии во всем.

-Обратите внимание на знаки препинания. Их нет. Как поставим знаки? Почему?

- Да, это предложение с обобщающим словом при однородных членах . Об этом вы говорили на прошлых уроках, и сегодня мы закрепим материал .

- Давайте возьмем его в качестве девиза нашего урока.

-Запишите число и тему в тетрадях. Сегодня это будет ваш судовой дневник. Внизу напишите наш девиз. Догадались, какой урок у нас будет? Верно, мы отправимся с вами в кругосветное в путешествие по Синтаксическому морю. Разделимся по кораблям – их у нас будет четыре (24 учащихся: 4 группы по 6 человек). Назовите свой корабль, выберите капитана, помощника капитана и членов экипажа. Запишите на путевом листе – он лежит у вас на столах. Правила такие:

-Члены экипажа могут совещаться, но капитан будет решать, кому отвечать. С места не кричать, порядок не нарушать. Если одна команда не может ответить на вопрос, то может ответить вторая, а если и вторая команда не знает ответа, то третья, и т.д. Команда, которая дает правильный ответ, получает балл, а значит, вырывается вперед. Согласны?

III. Повторение пройденного материала и проверка д/з.

1.- Для начала, пока мы на берегу, проверим свой багаж. На дом вам было задано упражнение мини –сочинение. Проведем конкурс капитанов. Кто самый смелый? Кто зачитаем нам свое мини сочинение?

Какие предложения с однородными членами использовали в сочинении?


2. Цель: организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала. «Мозговой щтурм». (Работает вся команда)

На эту работу дается примерно 1 минута.

1.Однородные члены отвечают ...(на один и тот же вопрос)….

2. Однородные члены могут быть соединены ...и ... (сочинительными союзами и интонацией).

3. Между однородными членами, если нет союза, ставятся...(запятые).

4. Однородными членами могут быть ... (любые) члены предложения.

5. Обобщающее слово отвечает на ... и является...

6. Какие слова используются в роли обобщающих слов?( местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде; слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;  цельные словосочетания и фразеологизмы )
7. После обобщающего слова при однородных членах ставится...

8 . Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после ОС ставится...

9. Если обобщающее слово стоит пред однородными членами, а после них предложение продолжается, то... ставятся двоеточие и тире


Учитель : СТОП! Проверяем. (Команды по очереди читают вопрос и отвечают.)

Оцените свои знания по теме.  Кто из вас ответил на все вопросы? (5)

Кто не знал ответы на 1-2 вопроса? (4)

Кто не знал ответы на 3-4 вопроса? (3)

Кто не знал ответы более чем на 5 вопросов? (2)

Результаты занесите в оценочный лист.

Все ли ответы вы знали? Были ли ошибки?

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Как мы будем достигать цель? Какие задачи для этого будем решать?

III.Формулировка темы, целеполагание .

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Что дает человеку путешествие? Почему некоторые люди очень любят путешествовать?


Учитель: Готовясь к путешествию, необходимо тщательно подготовиться, правильно. Чтобы наши корабли не сели на мель, давайте составим план, по которому мы будем изучать обобщающие члены при однородных члены предложения.(Ученики письменно формулируют цели, называя план изучения однородных членов предложения:

  1. Прочитать предложение с правильной интонацией.

  2. Найти грамматическую основу. Поставить вопрос к членам предложения, которые произносятся с перечислительной интонацией.

  3. Найти, чем связаны ОЧ.

  4. Найти обобщающее слово, поставить к нему вопрос.

  5. Определить способ выражения, т.е. каким членом являются обобщающее слово и ОЧП.

  6. Тренировочные упражнения.)


Учитель: Скажите, ребята, а для чего нам необходим материал сегодняшнего урока?

(Предполагаемый ответ: «Материал урока поможет правильно поставить знаки препинания в диктанте, сочинении, а также понадобится на ОГЭ, а именно в сжатом изложении)

-«Задание из бутылки»

Учитель: Ребята, тут матросы выловили бутылку в море , а там задание.

- Перестройте предложение, добавив обобщающее слово согласно схемам (на доске и на карточке)

Предложения для I, III группы.

В поле, в роще, на реке царствовала безмолвная тишина.

Река, лес, этот старенький дом напоминали мне далекое детство.


Предложение для III, IV групп.

Ни в море, ни в порту, ни в городе не было моего друга.

И кочки, и моховые болота, и пни хороши под сиянием лунным.


Взаимопроверка. Выставление баллов (Критерии: если все верно составленное предложение - 1 балл. (После проведенного анализа заслушиваются выступления групп, делаются обобщения по плану урока.)

- Как изменилось предложение? (Делают вывод, как изменилось предложение: изменились глаголы в некоторых предложениях?)

- Какие слова вы использовали в качестве обобщающих? (всюду, всё, нигде...)

Еще одно задание (если хватит времени)

Расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения.

В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (А.И.Куприн)


-Еще какие слова могут быть использованы в качестве обобщающих? (родовидовые понятия, вводные слова словом, одним словом, например, то есть)


Работа с учебником.

Обратимся к учебнику. Откройте упр.91. Прочитайте задание .

Выполним устно.


  1. Домашнее задание:

Учитель: Ребята, наше путешествие завершается. Мы возвращаемся к своим родным берегам .Запишите домашнее задание: упр. 93 (обсуждение заданий) .

  1. Рефлексия.

-Над какой темой мы работали сегодня? Что получилось, что нужно еще повторить?

–Заполните, пожалуйста, листы самооценок. Поставьте себе оценки.

Капитаны, заполните путевые листы и листы самооценок.

-Спасибо за работу. До свидания.







Приложение 1


1.Я хорошо усвоил (а ) тему.

1

2

3

4

5







2.Все инструкции я читал(а) правильно, выполнял(а) задания верно


1

2

3

4

5











3.Задания были интересны, мне понравилось их выполнять


1

2

3

4

5






4.Во время урока у меня было хорошее настроение

1

2

3

4

5






5.За урок я ставлю себе

1

2

3

4

5












Приложение 2


Путевой лист

Команда ___________________



Д/з

Мини -сочинение

Конкурс

капитанов

Мозговой штурм

Составление плана

действий

Задание из бутылки

Дополни

тельный балл

Итого

Капитан












Помощник капитана












Член

Экипажа












Член экипажа












Член

Экипажа












Член экипажа












ИТОГО













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!