СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок закрепления "Родом из Поморья"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2025 года на уроки истории хотят добавить 1 час на изучение  родного края, поэтому данную разработку можно будет использовать на повторительно-обобщающем уроке. Она направлена на развитие творческого потенциала учащихся через актуализацию знаний о родной Архангельской области.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок закрепления "Родом из Поморья"»

Своя игра «Родом из Поморья»



Цель: развитие творческого потенциала учащихся через актуализацию знаний о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

  1. актуализировать знания учащихся о своей малой родине;

  2. расширять общий и познавательный кругозор учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

  2. воспитывать нравственные и эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому.

Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления на основе использования приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выводов

  2. развитие у обучающихся познавательного интереса к своей области.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Осознание ответственности за общее благополучие;

  • Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умений избегать конфликтов;

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Регулятивные:

  • Составлять план и последовательность действий;

  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

  • Адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Познавательные:

  • Анализ, передача и представление информации;

  • Классификация по заданным критериям;

  • Использование общих приемов решения задач.

Коммуникативные:

  • Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.


Тип мероприятия: игра по телеверсии «Своя игра»

Участники игры: 9 класс

Оборудование мероприятия: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, доска для выставления командам баллов, аудиозапись гимна Архангельской области.



Ход игры

1. Приветствие.


2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня у нас необычная игра. Мы совершим путешествие в историю. Я предлагаю отгадать, о чем же пойдет сегодня речь (загадка).


Педагог: Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Правильно, именно о родине пойдет речь в нашей игре.


звучит фонограмма гимна Архангельской области:


У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моем.

Только есть потолок –

Голубой-голубой,

Только много дорог –

Знай, шагай по любой!

Мы семьёю одной

В этом доме живём, –

Ведь Россией родной

Называется дом.

 

Педагог: Ребята, мы живём в России! Мы – россияне! Россия – огромная страна! Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где мы родились. Место, где мы живем, наша Архангельская область, является маленькой частичкой России. И в сегодняшней игре мы будем говорить об Архангельской области.


3.Приветствие команд, жюри.


Педагог: Наша игра будет проходить в форме «Своей игры». На игровом поле команда выбирает тему и номер вопроса, который соответствует количеству баллов при правильном ответе. Игровой сектор «Кот в мешке» - передача хода другой команде, которая может выбрать вопрос с соответствующим количеством баллов. Игра построена таким образом, что позволяет поработать вам в пяти направлениях: «Знаменитые люди», «Красная книга», «Памятники», «Улицы города Архангельска».


4. Жеребьёвка

5. Игра


Педагог: Начинаем игру. Жюри подсчитывают баллы.


За каждый верный ответ в категориях 1-4 - 2 балла. Итого – 34 балла.



Категория 1 «Знаменитые люди»

п/п

Вопрос

Ответ

1

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк.

Михаил Васильевич Ломоносов

2

Автор изумительных, оригинальных сказок. Первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай…»

Степан Григорьевич Писахов

3

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Алька» (1972) и др.

Абрамов Фёдор Александрович

4

Священник Русской православной церкви. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель

Иоанн Кронштадтский

Категория 2 «Красная книга»

п/п

Вопрос

Ответ

1

В русском языке существует фразеологизм «реветь белугой», связанный с громкими звуками, которые издаёт это млекопитающее

Белуха

2

вид млекопитающих животных из отряда китообразных. Отличительная черта самцов: бивень длинной до 3 м

Нарвал

3

Второе название этого травянистого растения Кукушкины сапожки.

Венерин Башмачок

4

Шарообразные цветки растения, жёлтой или оранжевой окраски

Купальница



Категория 3 «Памятники»

п/п

Вопрос

Ответ

1

Самая известная и посещаемая пещера в Архангельской области.

Голубинский провал или Голубинские карстовые пещеры

2

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам архипелага, расположенного в Белом море. 

Соловецкий монастырь

3

Памятник российскому императору

Петру 1

4

Особо охраняемая природная территория – является эталлоной системой исторической среды обитания человека, объектом, сохранившим многовековую историю и культуру Русского севера.

Кенозерский национальный парк

5

Комплекс фортификационных сооружений в дельте реки Северная Двина.

Новодвинская крепость



Категория 4 «Улицы города Архангельска»

п/п

Вопрос

Ответ

1

Улица Соломбалы, которая названа в честь Адмирала Флота Советского Союза.

улица  Адмирала Кузнецова

2

Улица, находящаяся в центре города, соединяет площади Профсоюзов и Дружбы народов

улица Выучейского

3

Эта улица получила свое название в 1966 году в честь полярного капитана. Пролегает от ул. Дачной до ул. Почтовый тракт. 

улица Воронина В. И.

4

Эта улица названа в честь скульптора, родившегося в Архангелогородской губернии

улица Федота Шубина





Категория 5 «Всякая всячина»

А) За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого – 16 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

4

3

4

2

1

2

2

2



Б). За каждый верный ответ в каждом задании – по 1 баллу. Итого – 13 баллов

1

2

3

4

5

124

136

56

356

23



Всего баллов за игру «Родом из Поморья» - 63 балла + дополнительных 10 баллов за последний вопрос (кто первый поднимет руку)

6. Подведение предварительных итогов.

Педагог: Подведем предварительные итоги. Послушаем наше жюри (выделение 2-х команд с наибольшим количеством баллов).

7. Дополнительный вопрос: Тема «Традиции нашей области»

Отгадайте загадку

Maленька, рогатенька,
Головой не вертит,
На зубах хрустит...

Ответ: Фигурки (олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени), изготовленные из ржаного теста, имеют общее значение - «козули».

8. Итог игры.

Педагог: Заканчивая нашу игру, хочется прочитать строчки из стихотворения Николая Дроздова (звучит фонограмма гимна Архангельской области) (жюри в это время считают баллы и готовят грамоты)

«…На рубиновой клюкве, золотистой морошке,
На песчаных Двинских, на родных берегах,
Мой задумчивый город не печалься о прошлом
Пролетевших как чайка, промелькнувших годах!
Этот дождик осенний, этот ветер колючий,
Он привычен и кроток, он целует меня.
Он холодный и нежный, и как мама, - он лучший,
Мой любимый Архангельск прощает меня…»


Вот и закончилось наша игра. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем. Вручение призов.





9. Рефлексия

А теперь я вас попрошу определить ваше настроение в конце занятия, понравилось ли оно вам. Возьмите одного из смайликов по настроению и положите мне на стол.

Большое спасибо за занятие.

Список литературы

  1. «Поморская азбука»/ авт.-сост.:Тамара Зайцева –Архангельск: Анзер, 2010. – 60 с.: илл.;

  2. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы/Под ред.А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004.-152 с.


Источники

  1. http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-poleznye-iskopaemye-s-otvetami

  2. Архангельская область. [Электронный ресурс]: Информационный портал Заповедная Россия .2009-2015. http://www.zapoved.net/index

  3. http://foto-travel.net/











































КОМАНДА ________________________________________________________________________________


Категория 1 «Знаменитые люди»

п/п

Вопрос

Ответ

1

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк.


2

Автор изумительных, оригинальных сказок. Первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай…»


3

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Алька» (1972) и др.


4

Священник Русской православной церкви. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель






КОМАНДА ________________________________________________________________________________

Категория 2 «Красная книга»

п/п

Вопрос

Ответ

1

В русском языке существует фразеологизм «реветь белугой», связанный с громкими звуками, которые издаёт это млекопитающее


2

вид млекопитающих животных из отряда китообразных. Отличительная черта самцов: бивень длинной до 3 м


3

Второе название этого травянистого растения Кукушкины сапожки.


4

Шарообразные цветки растения, жёлтой или оранжевой окраски








КОМАНДА ________________________________________________________________________________

Категория 3 «Памятники»

п/п

Вопрос

Ответ

1

Самая известная и посещаемая пещера в Архангельской области.


2

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам архипелага, расположенного в Белом море. 


3

Памятник российскому императору



4

Особо охраняемая природная территория – является эталлоной системой исторической среды обитания человека, объектом, сохранившим многовековую историю и культуру Русского севера.


5

Комплекс фортификационных сооружений в дельте реки Северная Двина.






КОМАНДА ________________________________________________________________________________

Категория 4 «Улицы города Архангельска»

п/п

Вопрос

Ответ

1

Улица Соломбалы, которая названа в честь Адмирала Флота Советского Союза.


2

Улица, находящаяся в центре города, соединяет площади Профсоюзов и Дружбы народов


3

Эта улица получила свое название в 1966 году в честь полярного капитана. Пролегает от ул. Дачной до ул. Почтовый тракт. 


4

Эта улица названа в честь скульптора, родившегося в Архангелогородской губернии








Категория 5 «Всякая всячина».

А). выберите верный ответ

1. Кто является автором текста гимна Архангельской области?

1. Ипатов Александр Васильевич 4. Мешко Нина Константиновна

2. Кузьмина Елена Николаевна 5. Чубар Валерий Николаевич

3. Матонин Василий Николаевич 6. Яшина Инэль Петровна


2. Что Михаил Васильевич Ломоносов называл: «…суть врата моей учености…»?

1. Московский университет

2. Библиотеку Христофора Дудина

3. Книги: «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого


3. Кого или что поморы называли словом «няша»?

1. Густую сладкую кашу, сваренную на молоке

2. Красивую девушку

3. Мягкую пряжу

4. Вязкий илистый грунт морского побережья


4. Какой из перечисленных городов находился на определенном историческом этапе на территории Архангельской губернии?

1. Сыктывкар 2. Мурманск 3. Вологда 4. Петрозаводск


5. Мезенский, Двинской, Онежский, Кандалакшский – это заливы:

1. Белого моря 2. Карского моря 3. Баренцева моря 4. Печорского моря


6. Какой из перечисленных объектов носит имя Михаила Васильевича Ломоносова?

1. Космодром «Плесецк» (г. Мирный)

2. Месторождение алмазов (Приморский район)

3. Североонежский бокситовый рудник (Плесецкий район)

4. Художественное училище резьбы по кости (Холмогорский район)


7. В какой из традиционных северных росписей используется только два цвета – красный и черный?

1. Пермогорской 2. Мезенской 3. Уфтюжской 4. Борецкой


8. В 1812 году Министерство внутренних дел командировало в Архангельск трех колонистов. Чему они учили северян?

1. Строить суда на новый манер 3. Разбивать плодовые сады

2. Выращивать картофель 4. Культивировать табак

Б). выберите верные ответы.


1. Какие названия в разные годы своего существования носила Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова?

1. Архангельская губернская публичная библиотека

2. Дом книги имени М.В. Ломоносова

3. Архангельская центральная библиотека

4. Северная краевая научная библиотека


2. В каких из перечисленных городов Архангельской области работают профессиональные драматические театры?

1. Архангельск 3. Котлас 5. Онега

2. Каргополь 4. Новодвинск 6. Северодвинск


3. Административные центры каких из перечисленных районов Архангельской области имеют статус города?

1. Вилегодский район 4. Лешуконский район

2. Виноградовский район 5. Приморский район

3. Ленский район 6. Шенкурский район


4. Как называются части трилогии «Детство в Соломбале» Евгения Степановича Коковина?

1. «Дети моря» 4. «Костер большой дружбы»

2. «Корабли моего детства» 5. «Первая любовь»

3. «Морская школа» 6. «Детство в Соломбале»


5. Какие из перечисленных учреждений культуры Архангельской области были удостоены в разные годы региональной общественной награды «Достояние Севера»?

1. Поморская филармония

2. Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова

3. Государственный академический Северный русский народный хор

4. Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова