СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок закрепления и обобщения по теме "Системы счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок завершает тему "Системы счисления", является повторительно-обобщающим. В архиве технологическая карта и файл презентации для интерактивной доски.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики Системы счисления»

Технологическая карта урока информатики. Подготовила Котова Ю. В.

Общая часть

Предмет

Информатика

Класс 8

базовый уровень

Тема урока

Системы счисления. Что мы знаем о системах счисления

Авторы УМК

Информатика. Учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю.

М . : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием презентации и интерактивной доски.

Цель урока

  • обобщить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления;

  • формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной и творческой деятельности, определённых новыми государственными стандартами.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действии различных систем;

обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;

накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления.

регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи)познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность.

смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач);

Задачи урока

Обучающие

развивающие

воспитательные

закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, использование нестандартных заданий.


развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;

развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

развивать коммуникационную компетентность у учащихся;

развить логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня.

.

повышать  мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач;

формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

формировать навыки самоорганизации и инициативы.


Основные понятия

основные понятия систем счисления, перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и обратно; быстрый перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную, арифметические операции в системах счисления.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, компьютеры, программа «Калькулятор».


Методическое назначение средств ИКТ

  • зрительное восприятие улучшает усвоение материала урока;

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • создание условий для эффективной реализации самостоятельной деятельности учащихся;

  • средство представления результатов деятельности

Аппаратное и программное обеспечение

компьютер, программа My testX, проектор, интерактивная доска и электронные презентации.

Организационная структура урока

Этап 1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления, понимания теории систем счисления, основных понятий (алфавит СС, основание СС, позиционная/непозиционная СС), также знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую,

обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;

накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления.

Личностные: самоопределение;
Р
егулятивные: целеполагание;
К
оммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла надпись: “Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы”. Как вы считаете, чему была посвящена эта медаль? (двоичная система счисления).

Сегодня у нас заключительный урок по теме “Системы счисления”. Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал.

Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий, кроме того, мы должны подготовиться к проверочной работе, которая состоится на следующей неделе.

Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления».


Задание 1. Заполнение таблицы (интерактивная доска)


Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Двоичная

2

0, 1

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F

*Примечание: курсивом выделены поля, появляющиеся в ходе выполнения.


Задание 2. Вычеркните недопустиме записи и объясните, почему вы так считаете.

Фронтальный опрос:

Учитель: Давайте вспомним, как переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую. (Ребята отвечают алгоритм)

А как выполнить обратное действие: перевод числа из любой системы счисления в десятичную? (Ребята отвечают алгоритм)



Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Индивидуальная, фронтальная

Методы обучения

Беседа по уточнению и конкретизации знаний

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, презентация учителя, интерактивная доска

Формы организации деятельности учащихся

Коллективная: просмотр слайдов, ответы на вопросы учителя.

Функции/роль учителя на данном этапе

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, комментирование ответов учащихся.

Основные виды деятельности учителя

Побуждает учащихся к формулированию учебной цели, настраивает учащихся на работу по достижению цели.




Этап 2. Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата: прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при выполнении арифметических действии в различных системах счисления;

обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления.

Проверка знаний материала


Уметь выполнять вычисления, контролировать;

Осуществлять работу с интерактивной доской;

Личностные: организованность, внимание, самоопределение.

Регулятивные: выбор способов решения задач в зависимости от поставленных условий.

Коммуникативные: формирование умений слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.

*Пояснение: задания домашней работы проверяются подробно, т.к. они являются одним из элементов повторения (выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления)


Задание 1. Составить таблицу сложения в пятеричной системе счисления.


+

0

1

2

3

4

0

0

1

2

3

4

1

1

2

3

4

0

2

2

3

4

0

1

3

3

4

0

1

2

4

4

0

1

2

3


Задание 2. Восстановить двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже арифметических примерах стоит знак «*».

100*001+*01*1=**11*1* (Ответ: 1001001+10101=1011110)

1**0*11+10*10*=**0000*1 (Ответ: 1010111+101100=10000011)


*1*1011* - 1*1*1*10=10*0*0 (Ответ: 11010110 – 10101110=101000)

*1*1*01 - **1011* = 10*0*0 (Ответ: 1111001 – 1010111 = 100010)



Ученики работают с интерактивной доской. Цепочкой выходят к доске и выполняют упражнения.

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Индивидуальная, фронтальная

Методы обучения

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, презентация для ученика, интерактивная доска.

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Экспертная. Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки. Установление соответствия полученного результата поставленной цели

Основные виды деятельности учителя

Инструктаж, консультант









Этап 3. Решение задач

Формирование конкретного образовательного результата: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления, знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую.

Проверка знаний материала.

Осуществлять работу с интерактивной доской

Личностные: Организованность, внимание, самоопределение.

Регулятивные: выбор способов решения задач в зависимости от поставленных условий.

Коммуникативные: формирование умений слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.






































































































Задание 1.

Решите, пожалуйста, цепочку примеров (1 ученик у доски)


Задание 2. Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Задание 3.

Решение неравенств.

Поставьте вместо знака ? знак или =

28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )

1111112 ? 11118(Ответ: 6310 10 )

16 ? 1010012(Ответ:10810 4110 )

5516 ? 1258(Ответ: 8510 = 8510 )


Задание 4.

Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

(Ответ:  100100012=145 дней)


Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Индивидуальная, фронтальная

Методы обучения

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, презентация для ученика, интерактивная доска.

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Экспертная. Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки. Установление соответствия полученного результата поставленной цели

Основные виды деятельности учителя

Инструктаж, консультант


Этап 4. Индивидуальная работа с программой My TestX на компьютере.

Формирование конкретного образовательного результата: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действий различных систем;

обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;

накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления.

Уметь прогнозировать, контролировать свои действия, выбор способов решения.

Личностные: Самостоятельность, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение.

Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи,



Работа за компьютером.

На рабочем столе находятся 4 варианта теста, сложность работы возрастает в зависимости от номера варианта. Выбирайте тот вариант, который считаете нужным, в зависимости от вашего понимания данной темы.

Вариант 1

1.Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в двоичной системе счисления: 101

2.Переведите в восьмеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 20

3.Выполните сложение и вычитание  двоичных чисел:

110 + 101; 110 – 101;

Вариант 2

1. Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в двоичной системе счисления: 10000

2. Переведите в восьмеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 100

3. Выполните сложение и вычитание двоичных чисел:

1110 + 1010; 1110 – 1010;

Вариант 3

1. Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в восьмеричной системе счисления: 234

2. Переведите в шестнадцатеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 200

3. Выполните сложение и вычитание  двоичных чисел:

11110 + 11101; 110011 – 11101; 11001 * 1110

Вариант 4

1. Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в шестнадцатеричной системе счисления: DA32

2.Переведите в восьмеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 156

3. Выполните сложение, вычитание и умножение двоичных чисел:

101010 + 100111; 101011111 – 110110101; 11001 * 110





Длительность этапа

10 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Индивидуальная.

Методы обучения

Самостоятельная работа с компьютером

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер для каждого.

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Координатор деятельности учащихся

Основные виды деятельности учителя

Инструктаж, консультант



Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Проводится самостоятельно суммирование количества «+»за каждое задание, по общей сумме на отметку 5 должно быть пять «+», плюс, оценка за тест, поставленная программой My TestX - выборочно .


Длительность этапа

5 мин

Рефлексия по достигнутым образовательным результатам

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Рефлексия:
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Фиксируются оценки учащихся по количеству набранных «+», при взаимопроверке. Выдается домашнее задание (слайд 29). Построить график по точкам 2-ой с.с. переводом в 10-ю с.с.

Оценка урока обучающимися, подведение итогов урока учителем (что узнали, чему научились)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!