Общая часть |
Предмет | Информатика | Класс 8 | базовый уровень |
Тема урока | Системы счисления. Что мы знаем о системах счисления |
Авторы УМК | Информатика. Учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М . : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний с использованием презентации и интерактивной доски. |
Цель урока | обобщить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления; формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной и творческой деятельности, определённых новыми государственными стандартами. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действии различных систем; обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. | регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи)познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность. | смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач); |
Задачи урока | Обучающие | развивающие | воспитательные |
закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, использование нестандартных заданий. | развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся; развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде; развивать коммуникационную компетентность у учащихся; развить логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня. . | повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач; формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма; формировать навыки самоорганизации и инициативы. |
Основные понятия | основные понятия систем счисления, перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и обратно; быстрый перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную, арифметические операции в системах счисления. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, компьютеры, программа «Калькулятор». |
Методическое назначение средств ИКТ | зрительное восприятие улучшает усвоение материала урока; индивидуализация и дифференциация процесса обучения; создание условий для эффективной реализации самостоятельной деятельности учащихся; средство представления результатов деятельности |
Аппаратное и программное обеспечение | компьютер, программа My testX, проектор, интерактивная доска и электронные презентации. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Организационный момент. Актуализация знаний. |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления, понимания теории систем счисления, основных понятий (алфавит СС, основание СС, позиционная/непозиционная СС), также знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку Здравствуйте, ребята! В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла надпись: “Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы”. Как вы считаете, чему была посвящена эта медаль? (двоичная система счисления). Сегодня у нас заключительный урок по теме “Системы счисления”. Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий, кроме того, мы должны подготовиться к проверочной работе, которая состоится на следующей неделе. Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления». Задание 1. Заполнение таблицы (интерактивная доска) Система счисления | Основание | Алфавит | Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Двоичная | 2 | 0, 1 | Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F | *Примечание: курсивом выделены поля, появляющиеся в ходе выполнения. Задание 2. Вычеркните недопустиме записи и объясните, почему вы так считаете. Фронтальный опрос: Учитель: Давайте вспомним, как переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую. (Ребята отвечают алгоритм) А как выполнить обратное действие: перевод числа из любой системы счисления в десятичную? (Ребята отвечают алгоритм) |
Длительность этапа | 10 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Индивидуальная, фронтальная |
Методы обучения | Беседа по уточнению и конкретизации знаний |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютер, презентация учителя, интерактивная доска |
Формы организации деятельности учащихся | Коллективная: просмотр слайдов, ответы на вопросы учителя. |
Функции/роль учителя на данном этапе | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, комментирование ответов учащихся. |
Основные виды деятельности учителя | Побуждает учащихся к формулированию учебной цели, настраивает учащихся на работу по достижению цели. |
| |
|
Этап 2. Проверка домашнего задания | Формирование конкретного образовательного результата: прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при выполнении арифметических действии в различных системах счисления; обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. Проверка знаний материала Уметь выполнять вычисления, контролировать; Осуществлять работу с интерактивной доской; Личностные: организованность, внимание, самоопределение. Регулятивные: выбор способов решения задач в зависимости от поставленных условий. Коммуникативные: формирование умений слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие. | *Пояснение: задания домашней работы проверяются подробно, т.к. они являются одним из элементов повторения (выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления) Задание 1. Составить таблицу сложения в пятеричной системе счисления. + | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 0 | 2 | 2 | 3 | 4 | 0 | 1 | 3 | 3 | 4 | 0 | 1 | 2 | 4 | 4 | 0 | 1 | 2 | 3 | Задание 2. Восстановить двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже арифметических примерах стоит знак «*». 100*001+*01*1=**11*1* (Ответ: 1001001+10101=1011110) 1**0*11+10*10*=**0000*1 (Ответ: 1010111+101100=10000011) *1*1011* - 1*1*1*10=10*0*0 (Ответ: 11010110 – 10101110=101000) *1*1*01 - **1011* = 10*0*0 (Ответ: 1111001 – 1010111 = 100010)
Ученики работают с интерактивной доской. Цепочкой выходят к доске и выполняют упражнения. | Длительность этапа | 5 мин. | Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Индивидуальная, фронтальная | Методы обучения | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютер, презентация для ученика, интерактивная доска. | Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная | Функции/роль учителя на данном этапе | Экспертная. Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки. Установление соответствия полученного результата поставленной цели | Основные виды деятельности учителя | Инструктаж, консультант | |
Этап 3. Решение задач | Формирование конкретного образовательного результата: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления, знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую. Проверка знаний материала. Осуществлять работу с интерактивной доской Личностные: Организованность, внимание, самоопределение. Регулятивные: выбор способов решения задач в зависимости от поставленных условий. Коммуникативные: формирование умений слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.
| Задание 1. Решите, пожалуйста, цепочку примеров (1 ученик у доски) Задание 2. Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Задание 3. Решение неравенств. Поставьте вместо знака ? знак или = 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 ) 1111112 ? 11118(Ответ: 6310 10 ) 6С16 ? 1010012(Ответ:10810 4110 ) 5516 ? 1258(Ответ: 8510 = 8510 ) Задание 4. Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти. (Ответ: 100100012=145 дней) | Длительность этапа | 15 минут | Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Индивидуальная, фронтальная | Методы обучения | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютер, презентация для ученика, интерактивная доска. | Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная | Функции/роль учителя на данном этапе | Экспертная. Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки. Установление соответствия полученного результата поставленной цели | Основные виды деятельности учителя | Инструктаж, консультант | |
Этап 4. Индивидуальная работа с программой My TestX на компьютере. |
Формирование конкретного образовательного результата: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действий различных систем; обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. Уметь прогнозировать, контролировать свои действия, выбор способов решения. Личностные: Самостоятельность, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение. Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи,
| Работа за компьютером. На рабочем столе находятся 4 варианта теста, сложность работы возрастает в зависимости от номера варианта. Выбирайте тот вариант, который считаете нужным, в зависимости от вашего понимания данной темы. Вариант 1 1.Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в двоичной системе счисления: 101 2.Переведите в восьмеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 20 3.Выполните сложение и вычитание двоичных чисел: 110 + 101; 110 – 101; Вариант 2 1. Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в двоичной системе счисления: 10000 2. Переведите в восьмеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 100 3. Выполните сложение и вычитание двоичных чисел: 1110 + 1010; 1110 – 1010; Вариант 3 1. Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в восьмеричной системе счисления: 234 2. Переведите в шестнадцатеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 200 3. Выполните сложение и вычитание двоичных чисел: 11110 + 11101; 110011 – 11101; 11001 * 1110 Вариант 4 1. Переведите в десятичную систему счисления число, записанное в шестнадцатеричной системе счисления: DA32 2.Переведите в восьмеричную систему счисления число, записанное в десятичной системе счисления: 156 3. Выполните сложение, вычитание и умножение двоичных чисел: 101010 + 100111; 101011111 – 110110101; 11001 * 110
|
Длительность этапа | 10 мин. |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Индивидуальная. |
Методы обучения | Самостоятельная работа с компьютером |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютер для каждого. |
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная |
Функции/роль учителя на данном этапе | Координатор деятельности учащихся |
Основные виды деятельности учителя | Инструктаж, консультант |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Проводится самостоятельно суммирование количества «+»за каждое задание, по общей сумме на отметку 5 должно быть пять «+», плюс, оценка за тест, поставленная программой My TestX - выборочно . |
Длительность этапа | 5 мин |
Рефлексия по достигнутым образовательным результатам Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | Рефлексия: — Какое задание было самым интересным? — Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? Фиксируются оценки учащихся по количеству набранных «+», при взаимопроверке. Выдается домашнее задание (слайд 29). Построить график по точкам 2-ой с.с. переводом в 10-ю с.с. Оценка урока обучающимися, подведение итогов урока учителем (что узнали, чему научились) |