СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - заочная экскурсия по городу Смоленску на тему: «Повторение и обобщение материала по теме: «Имя числительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- заочная экскурсия по городу Смоленску. Тема: "Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное"

Просмотр содержимого документа
«Урок - заочная экскурсия по городу Смоленску на тему: «Повторение и обобщение материала по теме: «Имя числительное»»











Итоговая аттестационная работа

слушателя курсов

«Профессиональные компетенции учителя русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Шумячская СШ им. В. Ф. Алешина»

пгт. Шумячи Смоленской области

Мосляковой Ирины Александровны.















Урок-заочная экскурсия по городу Смоленску на тему: «Повторение и обобщение материала по теме: «Имя числительное» (6 класс) (Слайд1)



Цели урока: (Слайд 2)

образовательные: обобщение, углубление и систематизация знаний по теме: «Имя числительное» с использованием элементов игры; активизировать знания учащихся о склонении числительных и их употреблении в речи;

развивающие: развитие критического мышления учащихся, в том числе умения анализировать текст; активизировать познавательный интерес с помощью тематически подобранных материалов из истории города Смоленска;

воспитательные: воспитание потребности в знаниях, умения работать в коллективе, формирование коммуникативных навыков. Патриотическое воспитание- воспитание любви к родному городу через знание его истории и достопримечательностей.

Оборудование урока: компьютер, экран, раздаточные материалы (тексты с заданиями), путевые листы (приложение1),презентация (приложение2).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Знаете ли вы, ребята, что такое экскурсия? ( Слайд 3)

Учитель: Итак, экскурсия - это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью. Сегодня мы совершим заочную экскурсию по городу-герою Смоленску, который отмечает в этом году юбилей - 1150-летие. Экскурсия наша образовательная. В классе есть всё необходимое для этого (слайды 4,5): схема города, виды Смоленска. Мы поговорим о географическом положении Смоленска, о его дореволюционном прошлом, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Итак - в путь.

  1. Работа учащихся в группах с текстами и путевыми листами экскурсовода в сопровождении показа презентационных материалов.



Группа 1

Текст. Это летопись битв,

Это повесть о судьбах Руси!

Это каменный щит,

Что хранил её сердце - Москву!.. ( Слайд 6)

Так писал смоленский поэт Николай Рыленков о своём родном городе. который раскинулся в 400 километрах к западу от Москвы в верхнем течении Днепра. Первое упоминание о Смоленске в летописях помечено 863 годом. В 1963 году смоляне торжественно отмечали 1100 лет своему городу. В этом году в крепостную стену было замуровано торжественное послание жителей Смоленска своим потомкам, которое завещано вскрыть через 50 лет - в 2013 году. ( Слайды 7.8)

Учитель: Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на числительные, встретившиеся в этом тексте.

Задания к тексту.

Расскажите всё об имени числительном как о части речи.

Какие бывают числительные по значению и составу?

Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

Начнём оформление путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» впишите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью. ( Работают все группы).

Назовите порядковые числительные, встретившиеся в тексте.

Как склоняются порядковые числительные?

Просклоняйте письменно в путевых листах числительное 863- ий (Работают все группы).

Что представляет собой Смоленск сегодня? С таким вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.



Группа 2

Текст. Сейчас Смоленск – это город, в котором почти 350 тысяч жителей. Это один из крупных промышленных центров страны. В нём более 20 высших и 18 средних специальных учебных заведений, 6 театров, музеи, множество исторических и архитектурных памятников. (Слайд 9)

Учитель: Сделайте следующую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ. + числ.» из текста. ( Работают все группы).

Текст. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы всё успеть разглядеть. Наибольшая скорость в городе- 60 километров в час. На трассе экскурсионный автобус идёт со скоростью до 70 и даже до 80 километров в час.





Задания к тексту.

Учитель: Какие числительные встретились в словах экскурсовода?

Как все они пишутся?

А в каких числительных мягкий знак не пишется в середине слова? Приведите пример из текста?

Как склоняются числительные от 50 до 80?

Как склоняются числительные 40, 90, 100?

Просклоняйте письменно в путевых листах числительное 40. ( Работают все группы).

Минутка отдыха. История числительного 40. (Учитель)

Русское числительное «сорок» 

Сорок - одно из самых интригующих русских числительных.

Русское числительное «сорок», не образованное по правилам других количественных числительных (два+дцать, три+дцать и т. д.), использовалось восточными славянами для обозначения мешка или рубахи ( «сорок» — это мужской род от слова «сорочка» в смысле «исподняя рубашка»), в котором содержалось сорок (древнее «четыре десяте») шкурок соболя, куницы и др.

Один сорок — мешок с четырьмя десятками шкурок. Позже слово «сорок» вытеснило первоначальное «четыре десяте» и стало использоваться как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам». Например, существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко". В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.

«Встарь вели счет у нас сороками и девяностами», — этой поговорке, приведенной в Словаре В. Даля, вполне соответствует другая, не менее характерная: «Что девять сороков, что четыре девяноста — одно». Следы отразившейся здесь счетной традиции представляют немалый интерес, поскольку ее истоки восходят к далекой древности, к дохристианскому солнечному календарю. Историческая наука давно доказала существование у восточных славян солнечного летосчисления.

Даже при беглом взгляде понятно, что «девять сороков» или «четыре девяноста» по архаическому календарю составляют 360 и равняются числу дней в году Древнего мира. Эта система счета была распространена у многих народов. (Возможно, именно отсюда идёт и деление круга на 360°).

Учитель: Продолжаем нашу экскурсию.

Группа 3

Текст. Смоленская земля богата народными традициями в художественных ремёслах: резьбе по дереву, вышивании, гончарном деле и других. В 18 километрах от Смоленска раскинулось село Талашкино – своеобразный художественный центр, созданный Марией Клавдиевной Тенишевой на рубеже 19 и 20 веков. Здесь ею были открыты художественные мастерские для наиболее способных учеников, в 50 окрестных деревнях работало более 1,5 ( полутора) тысяч крестьянок - вышивальщиц. (Слайды 10, 11)

Задания к тексту.

Учитель: Просклоняйте письменно в путевых листах числительные 18, 1,5 (полторы) тысячи. ( Работают все группы).

Сколько падежных форм имеют эти числительные?

Учитель: И снова в путь.

Группа 4

Текст. Одной из древнейших достопримечательностей города является смоленская крепостная стена, построенная великим зодчим (архитектором) Фёдором Конём. ( Слайд 12) В конце 16 – начале 17 века, когда стена была построена, её протяжённость составляла 6, 5 километра. Высота стен достигала 10 – 12 метров, толщина – 5 метров. Крепость имела 38 боевых башен. В истории она получила образное название «каменное ожерелье земли русской». ( Слайд 13) Сейчас сохранилась лишь 1/ 3 часть стены. ( Слайд 14)

28 сентября 2013 года на площади Победы в рамках торжественной церемонии вскрытия и закладки капсулы «Послание смолян потомкам» прошёл самый большой в истории города флешмоб «Живая Крепостная Стена». Он завершил празднование 1150-летия города.

Больше 6 тысяч человек выстроились по внутреннему радиусу стены и из рук в руки передавали свиток с посланием потомкам. Передача капсулы с посланием потомкам длилась более 1,5 часов, за это время она преодолела расстояние в 6050 метров. Именно столько составляет протяжённость крепостной стены.

( Слайд 15)

Задания к тексту.

Учитель: Выпишите из текста в путевой лист сущ. с целыми и дробными числительными. ( Работают все группы).

Как склоняются дробные числительные?

Просклоняйте письменно в путевых листах числительное 1/3. ( Работают все группы).

Учитель: Продолжаем нашу экскурсию.

Группа 5

Текст. Тяжелые испытания выпали на долю Смоленска в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Подвиг смолян – защитников города увековечен в многочисленных памятниках: это и обелиск «Штык» в честь воинов 16 армии, защищавших город в июле 1941 года, и мемориал «Курган бессмертия», и памятник Герою Советского Союза комсомольцу – партизану Владимиру Куриленко. ( Слайд 16) Володя Куриленко в годы войны был разведчиком партизанского отряда. За 10 месяцев своей боевой деятельности он вместе с товарищами подорвал 4 эшелона с солдатами и военной техникой врага, истребил много гитлеровцев.

В мае 1942 года трое партизан возвращались с боевого задания, и на их след напал большой отряд карателей. Враги окружили дом, в котором находились партизаны. Трое отважных вступили в бой, который продолжался более часа. В неравном бою пал Костя Иванов и был смертельно ранен Володя Куриленко. За героизм, проявленный в борьбе с врагом, Володе Куриленко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Задания к тексту.

Учитель: Запишите в путевой лист в нужную графу числительное трое вместе с сущ., к которому оно относится. ( Работают все группы).

В какую графу вы его поместили?

С какими существительными могут употребляться собирательные числительные?

Как склоняются собирательные числительные?

Что вы можете рассказать о склонении собирательных числительных оба/ обе?

Выполните морфологический разбор числительного 4 (эшелона). ( Работают все группы).

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевой лист - словарный диктант по встретившимся в текстах словам

Летопись, торжественное послание, театр, архитектурный памятник, достопримечательность города, зодчий, ожерелье, обелиск, эшелон, километр.

3.Рефлексия. Какие графы вашей таблицы остались незаполненными и почему?

Учитель: Наш урок подошёл к концу. А история нашего города продолжается.

( Слайд 17)

Путевые листы сдаются на проверку. Выставление и комментарий к оценкам за урок.

Д/З. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя числительное».



5