СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Защита населения от последствий селевых потоков"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Защита населения от последствий селевых потоков"»

Защита населения от последствий селевых потоков Учитель биологии и ОБЖ Казакова Светлана Александровна МБОУ «Лицей» г. Протвино

Защита населения от

последствий селевых

потоков

Учитель биологии и ОБЖ

Казакова Светлана Александровна

МБОУ «Лицей» г. Протвино

Решите тест Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется: А. обвалом; Б. селевым потоком; В. оползнем . 2. Каковы основные условия формирования селевых потоков: А. вулканическая деятельность; Б. рыхлые горные породы; В. осадки; Г. землетрясение; Д. крутые горные склоны. 3. Основным поражающим фактором селей являются: А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды; Б. взрывная волна; В. раскаленные лавовые потоки.

Решите тест

  • Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:

А. обвалом; Б. селевым потоком; В. оползнем .

2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:

А. вулканическая деятельность;

Б. рыхлые горные породы;

В. осадки;

Г. землетрясение;

Д. крутые горные склоны.

3. Основным поражающим фактором селей являются:

А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;

Б. взрывная волна;

В. раскаленные лавовые потоки.

Решите тест 4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на: А. маломощные; Б. среднемощные; В. крупномощные; Г. мощные; Д. супермощные; Е. катастрофические.  5. В чем опасность маломощных селевых потоков? А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений; Б. разрушение строений, дорог; В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.

Решите тест

4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:

А. маломощные;

Б. среднемощные;

В. крупномощные;

Г. мощные;

Д. супермощные;

Е. катастрофические.

5. В чем опасность маломощных селевых потоков?

А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений;

Б. разрушение строений, дорог;

В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.

 Проверь себя Поставь оценку 1- Б; 2- Б, В, Д; 3- А; 4- А, Б, Г, Е; 5- А. «5» -10-9 ответов «4» – 8-7 ответов «3» – 6-4 ответа

Проверь себя Поставь оценку

1- Б;

2- Б, В, Д;

3- А;

4- А, Б, Г, Е;

5- А.

«5» -10-9 ответов

«4» – 8-7 ответов

«3» – 6-4 ответа

Меры защиты от селей Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Меры защиты от селей

Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Ситуационная задача Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Ситуационная задача

Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Классификация мер защиты 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений.  Цель возводимых сооружений: локализация или изменение пути схода селевого потока, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.

Классификация мер защиты

1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений. 

Цель возводимых сооружений:

  • локализация или изменение пути схода селевого потока,
  • остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.
Классификация мер защиты 2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса. Способы: облесение; террасирование склонов; профилактический спуск  озер и др.  Мелиорация  —  это  работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

Классификация мер защиты

2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.

Способы:

  • облесение;
  • террасирование склонов;
  • профилактический спуск

озер и др.

Мелиорация  —  это  работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

Классификация мер защиты 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах. Цель : - предотвратить человеческие жертвы; - уменьшить возможный ущерб; - ослабить селевые процессы.  Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. 

Классификация мер защиты

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.

Цель :

- предотвратить человеческие жертвы;

- уменьшить возможный ущерб;

- ослабить селевые процессы. 

Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. 

Физкультминутка Упражнение «Черепаха»  наклоны головы       вперёд - назад Упражнение «Метроном»  наклоны головы       вправо - влево Упражнение «Сова»   поворот головы       вправо-влево Упражнение «Тыква»   круговые движения      головой в одну и       другую сторону

Физкультминутка

Упражнение «Черепаха» наклоны головы вперёд - назад

Упражнение «Метроном» наклоны головы вправо - влево

Упражнение «Сова» поворот головы вправо-влево

Упражнение «Тыква» круговые движения головой в одну и другую сторону

Что необходимо делать при угрозе схода селей При заблаговременном оповещении 3. 1. Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации   Внесите имущество со двора и балкона в дом  Укройте ценное имущество от воздействия влаги    Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия 4. 2.

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При заблаговременном оповещении

3.

1.

Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации

Внесите имущество со двора и балкона в дом

Укройте ценное имущество от воздействия влаги

Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия

4.

2.

Что необходимо делать при угрозе схода селей При заблаговременном оповещении 5. 7. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи  Вынесите из дома химически опасные вещества  Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место Естественные безопасные места ( склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях) 6.

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При заблаговременном оповещении

5.

7.

Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи

Вынесите

из дома химически опасные вещества

Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место

Естественные безопасные места ( склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях)

6.

Что необходимо делать при угрозе схода селей При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны 2.Предупредите соседей, знакомых, родных 3.Самостоятельно выходите в безопасное место

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При получении сообщения непосредственно

перед наступлением стихийного бедствия

1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны

2.Предупредите соседей, знакомых, родных

3.Самостоятельно выходите в безопасное место

Что необходимо делать при угрозе схода селей При захвате человека потоком селя Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При захвате человека потоком селя

Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

Практическая работа Задание На контурной карте отметьте селеопасные районы России:   - Северный Кавказ (Кавказские горы)  - Урал (Уральские горы)  - Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)  - Курильские острова  - полуостров Камчатка  - остров Сахалин  - Чукотка (Чукотский полуостров)

Практическая работа

Задание

На контурной карте отметьте селеопасные районы России:

- Северный Кавказ (Кавказские горы)

- Урал (Уральские горы)

- Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)

- Курильские острова

- полуостров Камчатка

- остров Сахалин

- Чукотка (Чукотский полуостров)

Проверка 7 5 2 1 4 6 3 Кавказские горы Уральские горы Алтай и Саяны 4. Курильские о-ва 5. п-ов Камчатка 6. о. Сахалин 7. Чукотский п-ов

Проверка

7

5

2

1

4

6

3

  • Кавказские горы
  • Уральские горы
  • Алтай и Саяны

4. Курильские о-ва

5. п-ов Камчатка

6. о. Сахалин

7. Чукотский

п-ов

Домашнее задание Параграф 4.5 Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны

Домашнее задание

  • Параграф 4.5
  • Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны
Рефлексия Что запомнилось на уроке? Что было самым интересным? Где эти знания пригодятся в жизни? О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?

Рефлексия

  • Что запомнилось на уроке?
  • Что было самым интересным?
  • Где эти знания пригодятся в жизни?
  • О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
Используемые ресурсы Изображение на слайде 1. http://content.foto.mail.ru/mail/talk-askar/_ blogs/i-891.jpg Изображение на слайде 4. http:// myphone.info/photo/a/16132523_1.jpg Изображение на слайде 5. http:// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg Изображение на слайде 6. http://all4design.ru/uploads/images/People/preview/People_4465.jpg Изображение на слайде 7. http :// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg Изображение на слайде 8.  http://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpghttp://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpg

Используемые ресурсы

  • Изображение на слайде 1.

http://content.foto.mail.ru/mail/talk-askar/_ blogs/i-891.jpg

  • Изображение на слайде 4.

http:// myphone.info/photo/a/16132523_1.jpg

  • Изображение на слайде 5.

http:// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg

  • Изображение на слайде 6.

http://all4design.ru/uploads/images/People/preview/People_4465.jpg

  • Изображение на слайде 7.

http :// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg

  • Изображение на слайде 8.

http://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpghttp://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpg

Используемые ресурсы Изображение на слайде 10. http:// www.zooclub.ru/attach/fotogal/anima/293.gif http:// m.gifmania.ru/Animated-Gifs-Iskusstvo/Animations-Music/Images-Solfege/Metronomes/Metronomes-56179.gif http:// lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/TFD21MRBhbWGhSYkgY2Aqw-article.gif http:// files.woolwares.webnode.ru/200002825-990439af6a/edaa-971.gif Изображения на слайде 11-13. http:// иванов-ам.рф / obzh_07/ur_10/ur_10_02.png Изображение на слайде 14. http://infodoski.ru/d/661318/d/6_4.jpg Изображение на слайде 16. http://www.mapsmaps.ru/wp-content/uploads/2010/10/physic_russia6.jpg

Используемые ресурсы

  • Изображение на слайде 10.

http:// www.zooclub.ru/attach/fotogal/anima/293.gif

http:// m.gifmania.ru/Animated-Gifs-Iskusstvo/Animations-Music/Images-Solfege/Metronomes/Metronomes-56179.gif

http:// lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/TFD21MRBhbWGhSYkgY2Aqw-article.gif

http:// files.woolwares.webnode.ru/200002825-990439af6a/edaa-971.gif

  • Изображения на слайде 11-13.

http:// иванов-ам.рф / obzh_07/ur_10/ur_10_02.png

  • Изображение на слайде 14.

http://infodoski.ru/d/661318/d/6_4.jpg

  • Изображение на слайде 16.

http://www.mapsmaps.ru/wp-content/uploads/2010/10/physic_russia6.jpg

Используемые ресурсы Изображение на слайде 17. https://0.s3.envato.com/files/113292950/pv_590.jpg Изображение на слайде 18. http://merchiumru.r.worldssl.net/users/14199/images/detailed/16/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD_STAGG_MD-1500BKH1.jpg?t=1463242333

Используемые ресурсы

  • Изображение на слайде 17.

https://0.s3.envato.com/files/113292950/pv_590.jpg

  • Изображение на слайде 18.

http://merchiumru.r.worldssl.net/users/14199/images/detailed/16/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD_STAGG_MD-1500BKH1.jpg?t=1463242333


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!