Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье»
Конспект урока по физике в 8 классе
по теме:
«Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводника. Единицы сопротивления.
»
Учитель :
Козлова Надежда Николаевна
г. Облучье, 2020 г.
Цели урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала: зависимость силы тока от напряжения на концах участка и от сопротивления проводника; ввести понятие сопротивления и единицы его сопротивления;
развивающие: продолжить развитие логического и критического мышления, монологической речи, формирование навыков и культуры проведения физического эксперимента; развитие творческих способностей учащихся, интереса к предмету;
воспитательные: воспитание умений работать в группе, самостоятельности, самоуправления, коммуникативных способностей.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение, навыки синтезировать и обобщать полученные знания на уроке физики; развивать логическое мышление, инициативу, поиск, самостоятельность, устную речь учащихся, приводить примеры проявления электрических явлений в окружающем мире.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний и оценки своей деятельности, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Личностные: формирование чувство товарищества, доброжелательности при решении поставленных задач путем организации взаимопомощи и взаимоконтроля, положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новым способам познания.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная и работа в группах
Методы обучения: наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: 2 источника тока, амперметр, вольтметр, лампочка, набор проволочных сопротивлений, выключатель, соединительные провода.
Раздаточный материал: таблица физических величин, бланки с тестами, инструктивные карточки для проведения самостоятельного исследования, карточки мини – обзор урока.
Ход урока
Этапы урока | Цель этапа урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | Подготовка учащихся к уроку, установление личного контакта учителя с учащимися | Учитель предлагает определить лишний ребус, представленный на экране. . | Приветствует учащихся - На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого необходимо быть настойчивыми внимательными. Работа нам предстоит большая, но интересная. Я надеюсь, что вы с ней справитесь. | Слушают учителя; записывают число в рабочую тетрадь | Личностные: психологический настрой готовности учащихся к уроку. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актулизация знаний | Актуализировать опорные знания, организовать и направить познавательную деятельность | | Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий | 1.Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 2. Учащиеся заполняют таблицу «Физические величины». | Личностные: умение оценить усваиваемое содержание Регулятивные: самооценка уровня усвоения материала Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь |
3. Сообщение темы урока | мотивация учащихся | Мы живем век электричества. Никто из нас не представляет свою жизнь без телевидения, компьютера, и ни один из них не может работать без тока. Сегодня на уроке ответим на два вопроса: как сила тока зависит от напряжения? как называется физическая величина, равная отношению напряжения к силе тока? | Вступительное слово Предлагает учащимся продолжить фразу, обращаясь быть внимательными. Предлагает учащимся ответить на вопрос Предлагает учащимся ответить на вопрос обобщает и формулирует два вопроса урока | Слушают продолжают фразу выдвигают предположения: электрическое поле, свойства проводника, в ходе обсуждения устанавливают, что сила тока зависит от напряжения и сообщают о прямой пропорциональной зависимостях записывают эти вопросы, оставляя место для основного вопроса. | Личностные: принимают активное участие в познавательной деятельности Регулятивные: делают выводы Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь |
4.Изучение нового материала | Сформировать знания о зависимости силы тока от напряжения, ввести понятие | 1.Учащимся предлагается экспериментальное задание: определить зависимость силы тока от напряжения, установить зависимость от свойств проводника, которое назовем - сопротивление. Организуется работа шести групп. 2.2-м учащимся предлагается пред-ставить результаты работы на доске. | Проводит инструктаж по ТБ; выдает оборудование. Контролирует, координирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий формулирует зависимость силы тока от напряжения. | делятся на группы, получают задание, оборудование, выполняют задания, готовят отчет представляют результаты работы, оценивают работу каждого члена группы, выставляют ее в тетради записывают тему урока | Личностные: формировать позитив в своих действиях. Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо. Коммуникативные: умение строить логические выводы, взаимоконтроль и взаимопомощь |
5. Первичная проверка усвоения материала | Установить осознанность усвоения нового материала) | Организуется фронтальная беседа по вопросам: -как сила тока зависит от напряжения на концах участка? -как сила тока зависит от сопротивления участка? | Организует фронтальную беседу | отвечают на вопросы | Личностные: самоконтроль |
6. Закрепление | Воспроизведение и применение знаний при решении задач | «Знать физику - означает уметь решать задачи» (Энрико Ферми) Организуется работа в парах по решению задач | организует решение задач | решают задачу, если время ограничено, то устно, затем сообщают решение | Личностные: смыслообразование Регулятивные: исследование задания, инициативность деятельности |
7. Итог урока | Обобщить полученные знания | Предлагается провести мини – опрос урока. Подведение итогов урока | обращает внимание на вопросы, которые сформулировали (как зависит сила тока от напряжения сопротивления) и предлагает выполнить задание выставляет оценки, учитывая оценку за знания, оценку группы и активность на уроке. | на индивидуальных листках выполняют задание оценивают работу. | Личностные: формировать позитив в своих действиях Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо |
8. Домашнее задание | Сообщить о домашнем задании | П.42, 43 | Задаёт задание и инструктирует по его выполнению | Записывают д/з в дневник и задают вопросы | Личностные: самоопределение Регулятивные: самостоятельность |
9. Рефлексия | Уметь обсуждать и анализировать результаты учебной деятельности своей и всего класса. | Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Если человек своим трудолюбием и упорством достигает в чем- либо истины, то это и есть открытие. А теперь пусть каждый из вас оценит урок. На парте находятся сигнальные карточки: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и не интересно». | Подводит итог урока; организует рефлексию Благодарит за работу, полезный и хороший труд. Удивляйтесь росе, Удивляйтесь цветам Удивляйтесь упругости. Удивляйтесь тому, чему люди порой Удивляться уже перестали. До свидания. | Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку урока | Личностные: умение оценить свою деятельность. Регулятивные: выделяют и осознают качества усвоение данного материала. Коммуникативные: умение оценивать свои результаты и всего класса. |
Приложение № 1
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Прибор | Формула |
Сила тока | | | | |
Напряжение | | | | |
Сопротивление | | | | |
Приложение № 2
Мини – обзор урока.
Что изучали на уроке? Назовите тему урока.
С какими заданиями ты справился без помощи учителя, одноклассников?
Определите наиболее важное в этом уроке.
Что вызвало трудности, осталось неясным?
Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
Что получилось лучше всего?
Что мне необходимо усовершенствовать?
Приложение № 3
ЛИСТ-ИНСТРУКЦИЯ
Задание: исследуйте зависимость силы тока от напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении участка.
Оборудование: амперметр, вольтметр, 2 источника тока, лампочка, ключ, соединительные провода.
Рекомендации по выполнению задания:
1.Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, вольтметра, лампочки и ключа. Параллельно лампочке присоедините вольтметр. ( Помните о правилах включения в цепь амперметра и вольтметра).
2.Запишите показания амперметра и вольтметра в таблицу.
3.По полученным данным постройте график зависимости силы тока то напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.
4.Сформулируйте вывод: сила тока ……(прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) напряжению на данном участке.
5. Рассчитайте отношение напряжения к силе тока. Как по Вашему мнению называется данная величина.
6. Измените сопротивление проводника и проведите эксперимент с ним.
Приложение № 4
Оценочный лист
Фамилия, имя ученика_________________________________________________
№ | Вид работы | Максимальный балл | Оценка ученика |
1. | Физические понятия | 5 | |
2. | Физические величины | 2 | |
3. | Эксперимент | 10 | |
4. | Расчетная задача | 5 | |
Итого: | | |
«5» - 22 - 20 баллов «4» - 15 – 19 баллов «3» - 10 - 14 баллов
Приложение № 5