СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока полезна учителям физики при проведении урока по теме "Закон Ома для участка цепи" как в 8, так и в 10 классе.

На данном уроке используется 2 эксперимента: по определению зависимости силы тока от напряжения и по определению зависимости силы тока от сопротивления проводника.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК - Закон Ома для участка цепи, 8 класс»

План-конспект урока физики в 8 классе

Тема: «Закон Ома для участка цепи»

Программа (учебник) по физике А.В.Перышкина


Цели и задачи:

1. Образовательная:

  1. повторить и закрепить понятия: сила тока, напряжение и сопротивление;

раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи:

  1. сформулировать закон Ома для участка цепи.

2. Развивающая:

развивать умения анализировать результаты эксперимента;

  1. устанавливать логическую взаимосвязь физических величин;

  2. развивать умение представлять результаты в различной форме

3. Воспитательная:

воспитывать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать умение анализировать, делать выводы, применять полученные знания для решения задач;


Педагогическая технология:

  1. проблемный урок с экспериментальным исследованием

  2. компьютерная технология


Тип урока:

  1. урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности на основе использования ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся;

  2. применения знаний и умений;


Оборудование:

Проектор, экран

Презентация

Демонстрационное оборудование L-micro

Раздаточный материал – маршрутный лист



Этапы урока:

Организационный момент

Подготовка к восприятию нового материала

Изучение нового материала

Закрепление знаний, умений, навыков

Домашнее задание

Подведение итогов урока

Резерв.







Основные величины, характеризующие электрические цепи: сила тока, напряжение и сопротивление.

Дайте характеристику каждой величине по следующему плану:

1. Название величины

2. Что характеризует данная величина

3. Как обозначается

4. В каких единицах измеряется

5. По какой формуле определяется

6. Каким прибором измеряется

Знать в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, недостаточно. Нужно рассматривать эти величины во взаимозависимости.

Цель урока: Раскрыть взаимосвязь между такими величинами, как сила тока, напряжение и сопротивление.

Ребятам предлагается разгадать кроссворд, выделенные слова которого укажут на название данной зависимости и темы урока.








1

з

а

р

я

д












2

а

м

п

е

р

м

е

т

р






3

а

к

к

у

м

у

л

я

т

о

р




4

с

о

п

р

о

т

и

в

л

е

н

и

е

5

э

л

е

к

т

р

о

н

















 















6

т

о

к










7

в

о

л

ь

т

м

е

т

р












8

н

а

п

р

я

ж

е

н

и

е



1. Какая физическая величина определяет силу тока в цепи?

2. Прибор, служащий для измерения силы тока в цепи?

3. Источник электрического тока?

4. Физическая величина, определяющая свойства проводника?

5. Частица, движущаяся в металлическом проводнике, представляющая электрический ток?

6. Упорядоченное движение заряженных частиц?

7. Прибор, служащий для измерения напряжения в цепи?

8. Физическая величина, характеризующая электрическое поле?

Итак, взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением выражается законом, который называется законом Ома.

Тема урока: Закон Ома для участка цепи.



А сейчас мы попробуем сами вывести закон Ома для участка цепи. Для этого установим зависимости между силой тока, напряжением и сопротивлением.

Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными.



2. Опыт, устанавливающий зависимость силы тока от напряжения.

Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от напряжения (при постоянном сопротивлении).

Приборы и материалы: источник тока (3 шт), спираль из никелиновой проволоки, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход работы:

1. Составьте цепь, включив в неё последовательно источник тока, ключ, спираль из никелиновой проволоки, амперметр. К клеммам спирали присоедините вольтметр.

2. Замкните цепь и отметьте показания амперметра и вольтметра.

3. К первому источнику тока присоединяют второй такой же источник тока и снова замыкают цепь. Напряжение при этом увеличится вдвое, и амперметр покажет вдвое большую силу тока.

4. При трех источниках тока напряжение на спирали увеличится втрое, во столько же раз увеличивается и сила тока.

опыта

Напряжение U, В

Сила тока I, А

1

1

0,25

2

2

0,50

3

3

0,75

Вывод:

При увеличении напряжения, сила тока тоже увеличивается (при постоянном сопротивлении).

Такой график называется графиком прямой пропорциональности между силой тока и напряжением.

Таким образом, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника (I~U).

Зависимость силы тока от напряжения

График – прямая линия



3. Опыт, устанавливающий зависимость силы тока от сопротивления.

Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от сопротивления проводника (при постоянном напряжении).

Приборы и материалы: источник тока, спираль из никелиновой проволоки (3 шт), ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход работы:

1. Составьте цепь, включив в неё последовательно источник тока, ключ, спираль из никелиновой проволоки и амперметр.

2. Замкните цепь и отметьте показания амперметра и вольтметра.

3. По очереди включите в цепь вторую и третью спирали. Отметьте показания амперметра и вольтметра в каждом случае.

опыта

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

Сила тока I, А

1

3

1

1,20

2

3

2

0,25

3

3

4

0,20

Вывод:

При увеличении сопротивления сила тока уменьшается (при постоянном напряжении).

Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.

Таким образом, сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника (I~).

Зависимость силы тока от сопротивления проводника

График- ветвь гипеболы



4. Закон Ома для участка цепи.

Анализируя результаты опытов1 и 2 можно вывести следующую формулу:



Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827 году.

Закон Ома читается так: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Записывается закон Ома так: ,

I – сила тока в участке цепи в амперах (А);

U – напряжение на этом участке в вольтах (В),

R – сопротивление участка в омах (Ом).

Закон Ома – один из основных законов физики.

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решении задач можно пользоваться треугольником:

Ребята, а сейчас давайте попытаемся применить знания этого закона на практике.

Практические задания

Перед вами лампочки от карманного фонарика. По данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.



Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения:



Ом Георг зовут меня

Я физик без сомнения

Я открыл закон, друзья,

Всемирного значения.

Если хочешь на участке

Напряженье знать,

Должен силу тока ты

Умело измерять.

Если ток в нем возрастает

То тотчас без сомнения,

Вверх пойдет расти, друзья,

Тоже напряжение.

Ну а если сила тока

Начинает падать вниз

Это значит, что сопротивленье

Показало свой каприз.

Если сила стала меньше

То сопротивленье вдруг

Резко буде повышаться

Ты запомни это, друг.



Подведение итогов. Домашнее задание (задание дифференцированное).

Просмотр содержимого презентации
«Закон Ома для участка цепи, 8 класс»

Закон Ома для участка цепи   Программа (учебник) по физике А.В.Перышкина   Класс: 8

Закон Ома для участка цепи

Программа (учебник) по физике А.В.Перышкина

Класс: 8

Цели урока: Образовательная: повторить и закрепить понятия: сила тока, напряжение и сопротивление; раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи: сформулировать закон Ома для участка цепи.  Развивающая: развивать умения анализировать результаты эксперимента; устанавливать логическую взаимосвязь физических величин; развивать умение представлять результаты в различной форме  Воспитательная:

Цели урока:

Образовательная:

  • повторить и закрепить понятия: сила тока, напряжение и сопротивление;
  • раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи:
  • сформулировать закон Ома для участка цепи.

Развивающая:

  • развивать умения анализировать результаты эксперимента;
  • устанавливать логическую взаимосвязь физических величин;
  • развивать умение представлять результаты в различной форме

Воспитательная:

  • воспитывать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать умение анализировать, делать выводы, применять полученные знания для решения задач;
Этапы урока:  1. Организационный момент.  2. Подготовка к восприятию нового материала.  3. Изучение нового материала.  4. Закрепление знаний, умений, навыков.  5. Домашнее задание.  6. Подведение итогов урока.  7. Резерв.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений, навыков.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

7. Резерв.

Основные величины, характеризующие электрические цепи: сила тока  напряжение  сопротивление

Основные величины, характеризующие электрические цепи:

сила тока

напряжение

сопротивление

Дайте характеристику каждой из величин: План ответа:  1. Название величины  2. Что характеризует данная величина  3. Как обозначается  4. В каких единицах измеряется  5. По какой формуле определяется  6. Каким прибором измеряется

Дайте характеристику каждой из величин:

План ответа:

1. Название величины

2. Что характеризует данная величина

3. Как обозначается

4. В каких единицах измеряется

5. По какой формуле определяется

6. Каким прибором измеряется

Сила тока  1. Сила тока  1. Сила тока   2. Характеризует электрический ток в проводнике   3. Обозначается I ,  4. Измеряется [ I ] = 1 А .  5. Определяется по формуле I=q/t  6. Измеряется амперметром

Сила тока

1. Сила тока

  • 1. Сила тока

2. Характеризует электрический ток в проводнике

3. Обозначается I ,

4. Измеряется [ I ] = 1 А .

5. Определяется по формуле I=q/t

6. Измеряется амперметром

Напряжение  1. Напряжение  1. Напряжение   2. Характеризует электрическое поле   3. Обозначается U ,  4. Измеряется [ U ] = 1 В.  5. Определяется по формуле U=A/q  6. Измеряется вольтметром

Напряжение

1. Напряжение

  • 1. Напряжение

2. Характеризует электрическое поле

3. Обозначается U ,

4. Измеряется [ U ] = 1 В.

5. Определяется по формуле U=A/q

6. Измеряется вольтметром

Сопротивление  1. Сопротивление  1. Сопротивление   2. Характеризует сам проводник   3. Обозначается R ,  4. Измеряется [ R ] = 1 Ом.

Сопротивление

1. Сопротивление

  • 1. Сопротивление

2. Характеризует сам проводник

3. Обозначается R ,

4. Измеряется [ R ] = 1 Ом.

Цель урока: Раскрыть взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением

Цель урока:

Раскрыть взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением

Кроссворд 5     4 1   3       2       7                                       6                       8                                                              1. Какая физическая величина определяет силу тока в цепи?  2. Прибор, служащий для измерения силы тока в цепи?  3. Источник электрического тока?  4. Физическая величина, определяющая свойства проводника?  5. Частица, движущаяся в металлическом проводнике, представляющая электрический ток?  6. Упорядоченное движение заряженных частиц?  7. Прибор, служащий для измерения напряжения в цепи?  8. Физическая величина, характеризующая электрическое поле?

Кроссворд

5

 

 

4

1

 

3

 

 

 

2

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Какая физическая величина определяет силу тока в цепи?

2. Прибор, служащий для измерения силы тока в цепи?

3. Источник электрического тока?

4. Физическая величина, определяющая свойства проводника?

5. Частица, движущаяся в металлическом проводнике, представляющая электрический ток?

6. Упорядоченное движение заряженных частиц?

7. Прибор, служащий для измерения напряжения в цепи?

8. Физическая величина, характеризующая электрическое поле?

Взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением выражается законом Ома . 5 э 4 л 3 1 с е 2 о з а к к а т а 7 п к р в р м р я у п о о о л т е м д 6 н у   р т ь и т в л м о 8 я м н к е л т е т е а о п н т р р и р р е я ж е н и е

Взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением выражается

законом Ома .

5

э

4

л

3

1

с

е

2

о

з

а

к

к

а

т

а

7

п

к

р

в

р

м

р

я

у

п

о

о

о

л

т

е

м

д

6

н

у

 

р

т

ь

и

т

в

л

м

о

8

я

м

н

к

е

л

т

е

т

е

а

о

п

н

т

р

р

и

р

р

е

я

ж

е

н

и

е

Тема урока: Закон Ома для участка цепи

Тема урока:

Закон Ома для участка цепи

Зависимость силы тока от напряжения  Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от напряжения (при постоянном сопротивлении).  Приборы и материалы: источник тока (3 шт), спираль из никелиновой проволоки, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Зависимость силы тока от напряжения

Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от напряжения (при постоянном сопротивлении).

Приборы и материалы: источник тока (3 шт), спираль из никелиновой проволоки, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход работы: № опыта R , Ом 1 U , В 2 I , А 3

Ход работы:

опыта

R , Ом

1

U , В

2

I , А

3

Вывод:  При увеличении напряжения ( U ), сила тока тоже увеличивается (при постоянном сопротивлении).  Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника  I ~ U

Вывод:

При увеличении напряжения ( U ), сила тока тоже увеличивается (при постоянном сопротивлении).

Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника

I ~ U

Зависимость силы тока от сопротивления  Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от сопротивления (при постоянном напряжении).  Приборы и материалы: источник тока, спираль из никелиновой проволоки (3 шт), ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Зависимость силы тока от сопротивления

Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от сопротивления (при постоянном напряжении).

Приборы и материалы: источник тока, спираль из никелиновой проволоки (3 шт), ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход работы: № опыта U , В 1 R , Ом 2 I , А 3

Ход работы:

опыта

U , В

1

R , Ом

2

I , А

3

Вывод:  При увеличении сопротивления ( R ), сила тока уменьшается (при постоянном напряжении).  Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника  I ~1/ R

Вывод:

При увеличении сопротивления ( R ), сила тока уменьшается (при постоянном напряжении).

Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника

I ~1/ R

Формула, выражающая зависимость силы тока, напряжения и сопротивления

Формула, выражающая зависимость силы тока, напряжения и сопротивления

Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления называется законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827 году.

Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления называется законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827 году.

Закон Ома: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

Закон Ома:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решении задач можно пользоваться треугольником:

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решении задач можно пользоваться треугольником:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!