План-конспект урока физики в 8 классе
Тема: «Закон Ома для участка цепи»
Программа (учебник) по физике А.В.Перышкина
Цели и задачи:
1. Образовательная:
повторить и закрепить понятия: сила тока, напряжение и сопротивление;
раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи:
сформулировать закон Ома для участка цепи.
2. Развивающая:
развивать умения анализировать результаты эксперимента;
устанавливать логическую взаимосвязь физических величин;
развивать умение представлять результаты в различной форме
3. Воспитательная:
воспитывать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать умение анализировать, делать выводы, применять полученные знания для решения задач;
Педагогическая технология:
проблемный урок с экспериментальным исследованием
компьютерная технология
Тип урока:
урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности на основе использования ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся;
применения знаний и умений;
Оборудование:
Проектор, экран
Презентация
Демонстрационное оборудование L-micro
Раздаточный материал – маршрутный лист
Этапы урока:
Организационный момент
Подготовка к восприятию нового материала
Изучение нового материала
Закрепление знаний, умений, навыков
Домашнее задание
Подведение итогов урока
Резерв.
Основные величины, характеризующие электрические цепи: сила тока, напряжение и сопротивление.
Дайте характеристику каждой величине по следующему плану:
1. Название величины
2. Что характеризует данная величина
3. Как обозначается
4. В каких единицах измеряется
5. По какой формуле определяется
6. Каким прибором измеряется
Знать в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, недостаточно. Нужно рассматривать эти величины во взаимозависимости.
Цель урока: Раскрыть взаимосвязь между такими величинами, как сила тока, напряжение и сопротивление.
Ребятам предлагается разгадать кроссворд, выделенные слова которого укажут на название данной зависимости и темы урока.
| | | | | | | 1 | з | а | р | я | д | | | | |
| | | | | | | 2 | а | м | п | е | р | м | е | т | р |
| | | | | 3 | а | к | к | у | м | у | л | я | т | о | р |
| | | 4 | с | о | п | р | о | т | и | в | л | е | н | и | е |
5 | э | л | е | к | т | р | о | н | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 6 | т | о | к | | | | | | | |
| | 7 | в | о | л | ь | т | м | е | т | р | | | | | |
| | | | | | 8 | н | а | п | р | я | ж | е | н | и | е |
1. Какая физическая величина определяет силу тока в цепи?
2. Прибор, служащий для измерения силы тока в цепи?
3. Источник электрического тока?
4. Физическая величина, определяющая свойства проводника?
5. Частица, движущаяся в металлическом проводнике, представляющая электрический ток?
6. Упорядоченное движение заряженных частиц?
7. Прибор, служащий для измерения напряжения в цепи?
8. Физическая величина, характеризующая электрическое поле?
Итак, взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением выражается законом, который называется законом Ома.
Тема урока: Закон Ома для участка цепи.
А сейчас мы попробуем сами вывести закон Ома для участка цепи. Для этого установим зависимости между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными.
2. Опыт, устанавливающий зависимость силы тока от напряжения.
Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от напряжения (при постоянном сопротивлении).
Приборы и материалы: источник тока (3 шт), спираль из никелиновой проволоки, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Ход работы:
1. Составьте цепь, включив в неё последовательно источник тока, ключ, спираль из никелиновой проволоки, амперметр. К клеммам спирали присоедините вольтметр.
2. Замкните цепь и отметьте показания амперметра и вольтметра.
3. К первому источнику тока присоединяют второй такой же источник тока и снова замыкают цепь. Напряжение при этом увеличится вдвое, и амперметр покажет вдвое большую силу тока.
4. При трех источниках тока напряжение на спирали увеличится втрое, во столько же раз увеличивается и сила тока.
№ опыта | Напряжение U, В | Сила тока I, А |
1 | 1 | 0,25 |
2 | 2 | 0,50 |
3 | 3 | 0,75 |
Вывод:
При увеличении напряжения, сила тока тоже увеличивается (при постоянном сопротивлении).
Такой график называется графиком прямой пропорциональности между силой тока и напряжением.
Таким образом, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника (I~U).
Зависимость силы тока от напряжения
График – прямая линия
3. Опыт, устанавливающий зависимость силы тока от сопротивления.
Цель опыта: установить зависимость силы тока в цепи от сопротивления проводника (при постоянном напряжении).
Приборы и материалы: источник тока, спираль из никелиновой проволоки (3 шт), ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Ход работы:
1. Составьте цепь, включив в неё последовательно источник тока, ключ, спираль из никелиновой проволоки и амперметр.
2. Замкните цепь и отметьте показания амперметра и вольтметра.
3. По очереди включите в цепь вторую и третью спирали. Отметьте показания амперметра и вольтметра в каждом случае.
№ опыта | Напряжение U, В | Сопротивление R, Ом | Сила тока I, А |
1 | 3 | 1 | 1,20 |
2 | 3 | 2 | 0,25 |
3 | 3 | 4 | 0,20 |
Вывод:
При увеличении сопротивления сила тока уменьшается (при постоянном напряжении).
Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.
Таким образом, сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника (I~).
Зависимость силы тока от сопротивления проводника
График- ветвь гипеболы
4. Закон Ома для участка цепи.
Анализируя результаты опытов1 и 2 можно вывести следующую формулу:
Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827 году.
Закон Ома читается так: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Записывается закон Ома так: ,
I – сила тока в участке цепи в амперах (А);
U – напряжение на этом участке в вольтах (В),
R – сопротивление участка в омах (Ом).
Закон Ома – один из основных законов физики.
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решении задач можно пользоваться треугольником:
Ребята, а сейчас давайте попытаемся применить знания этого закона на практике.
Практические задания
Перед вами лампочки от карманного фонарика. По данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.
Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения:
Ом Георг зовут меня
Я физик без сомнения
Я открыл закон, друзья,
Всемирного значения.
Если хочешь на участке
Напряженье знать,
Должен силу тока ты
Умело измерять.
Если ток в нем возрастает
То тотчас без сомнения,
Вверх пойдет расти, друзья,
Тоже напряжение.
Ну а если сила тока
Начинает падать вниз
Это значит, что сопротивленье
Показало свой каприз.
Если сила стала меньше
То сопротивленье вдруг
Резко буде повышаться
Ты запомни это, друг.
Подведение итогов. Домашнее задание (задание дифференцированное).