Тема: «Земля – кормилица»
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
УУД:Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, физическая карта России,
Ход урока
Организационный момент
-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Какое у вас настроение на начало урока?
II. Актуализация знаний учащихся.
2. Фронтальный опрос
1.Месторождения полезных ископаемых отыскивают... геологи;
2. К полезным ископаемым относятся...
3. В строительстве используются... песок, глина, гранит
4. Металлы получают из... железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают... нефть, природный
6. В шахтах добывают...каменный уголь, антрацит, железную руду;
7. В карьерах добывают... известняк, песок. глину;
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
каменный уголь. антрацит, торф.
9. Назовите полезные ископаемые Крыма.
III.Сообщение темы и целей урока
Сообщение темы и целей урока.
- В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
( Земля. )
На доске и в тетрадях тема : «Земля – кормилица».
- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.
IV. Открытие новых знаний
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.
- Давайте выясним, что входит в состав почвы.
Учебник с.160
1. Практическая работа
Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.
Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.
Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.
2. Составление схемы «Состав почвы»
На доске составляется схема « Состав почвы»
ПОЧВА
воздух соли
вода гумус
песок глина
3. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Работа с учебником
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от
расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите
несколько основных типов почв на стр.161 учебника.
5. Рассказ Чудесная кладовая (М. стр152-153)
6. Чтение статьи учебника на стр. 162-163
- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях».
Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
сажать полезащитные полосы;
проводить снегозадержание;
правильно распахивать;
умеренно поливать и употреблять удобрения.
7. Закрепление
1)Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; б) подзолистые почвы; в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы.
2)Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.
3)Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка; б) перегноя; в) глины; г) солей.
4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; б) воздух; в) камни; г) соли.
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок; б) глина; в) перегной;
6)В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7)Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8)Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года.
9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
V. Подведение итогов.
-Достигли мы поставленных в начале урока целей?
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
-Какое у вас настроение в конце урока?
(Выставление отметок за урок)
VI.Домашнее задание
Прочитать текст на стр.162 - 163
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.