СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок (Конспект+ презентация + мастер- класс) "Жила - была лошадка..." (Рисование домашних животных: лошадь) 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изображение животного не вызывало вопросов у первоклассника и второклассника: нарисованное нравилось и маленькому художнику и его родителям.Но третьеклассник более требовательно относится к своему творчеству, он уже видит свои ошибки и недостатки в своих работах."Как же научиться правильно рисовать животных?" - все чаще задается он этим вопросом. В третьем классе целесообразно показывать ученикам, как на примере образов животных, созданных в народном творчестве, можно научиться верно передавать характер животных.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе Жила была лошадка»

Тема урока: «Рисование домашних животных. Лошадка» 3 класс

Макеева Светлана Николаевна

Учитель Изобразительного искусства

МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Цель урока: Научиться рисовать домашнее животное – лошадку, соблюдая основные пропорции

Задачи урока:

-развитие регулятивных УДД: умение определять тему и цель урока с помощью учителя, организовывать свое рабочее место, контролировать свой творческий процесс, давать оценку итога своей деятельности;

- развитие учебно - познавательных УДД: совершенствовать свои умения работать гуашевыми красками, расширять свои знания и уточнять представления о красоте животного мира, чувствовать его красоту, ценить и беречь его , расширять словарный запас, развивать зрительное восприятие и пространственное мышление, воображение и фантазию

- развитие информационно – коммуникативных УДД: умение слушать и понимать речь учителя участвовать в диалоге, работать самостоятельно, усваивать видео и аудиоинформацию

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, проблемно- поисковая

Методы: репродуктивный, информационно – рецептивный (объяснительно – иллюстративный), частично - поисковый

Средства обучения, оборудование: Компьютер. Экран. Презентация 1 Информационный ресурс, Презентация 2 Мастер - класс

Приложение 3: https://www.youtube.com/watch?v=Z6FQshUamWg


Основные этапы организации учебной деятельности:

1. Психологический настрой:

Учитель: Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы многому научиться.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

  1. Объявление темы урока: (Слайд 2 Мастер –класса)

Учитель: Дети, отгадайте загадку:

У многих добрых и крупных животных, которые умеют бегать и скакать есть хвостик, копыта, но только одно животное пользуется предметом, изображенным на фото. Что это за предмет и кому он нужен? (Это - подкова. Она нужна лошади, чтобы не было больно бегать. Ею подковывали лошадей, но порой они терялись. Люди находили их и считали, что это удача. Подкову вешали над дверью и верили, что она приносит в дом счастье.)

Вывод: сегодня мы должны научиться рисовать лошадь.

2.Постановка учебных задач.

Учитель: - Ребята, а вы видели живую, настоящую лошадку в природе? Какая она?

Ответы детей: ( Красивая, добрая, быстрая, сильная).

Учитель: - Лошадь это дикое или домашнее животное?

- Назовите еще домашних животных.

Ответы детей: (собака, кошка).

Учитель: - Просто ли рисовать животных?

Ответы детей: ( Рисовать животных не просто, потому что они не сидят на месте, постоянно двигаются).

Учитель: - Как вы думаете, сможем ли мы нарисовать настоящую лошадь?

Ответы детей: (Лошадку конечно нарисовать не так просто, но мы попробуем и будем стараться.)

Учитель: - Сначала посмотрим, как люди на Руси в разные времена относились к лошадям.


3. Совместное исследование проблемы:

Информационный ресурс. Презентация1


Слайд 2. Конь, лошадь – священное животное в славянских верованиях. Кони непременные спутники высших языческих богов и многих христианских святых, например Георгия – Победоносца.



Слайд 3. Конь считался детищем как Белобога, так и Чернобога. Спутник доброго Белобога – белый конь, а злого Чернобога – черный.


В. Иванов «Белобог и Чернобог»


Слайд 4. Смена дня и ночи представлялась славянам как состязание этих двух коней.


К картине В. Иванова Белобог и Чернобог
Белый Филин


Как день и ночь, как Свет и тьма,
Всегда их вместе имена,
Еще до неба и Земли
Друг с другом бой они вели.
И жизнь и смерть, добро и зло
В земную жизнь навек вросло,
И каждый день и каждый час
Борьбу ведут они за нас.
Но знай, что самый важный бой
Ведешь ты сам с самим собой,
И лишь зависит от тебя
Твоя дальнейшая стезя,
Свет, Мир, Любовь и Красота,
Иль зло, забвенье, темнота,
Стремленье к высшему сиянью,
Иль в низших сферах прозябанье. 


Слайд 5. Образ коня в сочетании со знаком солнца был оберегом для жилища и помещался на стыке двух скатов кровли (конек избы).


Слайд 6. День Фрола и Лавра , 31 августа считался «конским праздником».



Слайд 7. В этот день украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки, коней подводили к церкви, кропили святой водой, купали.




Слайд 8. Благоговейное отношение к лошади отразилось и в народном творчестве. Фигурки коней лепили из глины ( филимоновская и дымковская лошадка),



Слайд 9. вырезали из дерева (богородская игрушка),





Слайд 10. рисовали (Городецкая и мезенская росписи)


.

4.Физкультминутка: (Вариант 1 ) https://www.youtube.com/watch?v=Z6FQshUamWg

(Вариант 2.) Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

5. Анализ алгоритма действий. Презентация2 Мастер- класс

Слайд 3. Лошадь Мезенской росписи выглядит забавно, но на примере этого образа легко научиться рисовать настоящего коня..








Слайд 4-5 Давайте посмотрим , что у нас должно получиться.



Слайд 7.. Туловище этой лошади не худосочное; сильная худоба коня – ошибка, которая часто встречается в детских рисунках.

Вопрос: Чем питаются лошади?

Лошадь – животное травоядное, у нее больший объем желудка, чем у хищника, питающегося мясом, а это значит, что она не может быть такой поджарой, как волк.


Слайд 8.. Мезенские мастера рисовали туловище лошади несколькими мазками, в зависимости от размера изображения. Так же сделаем и мы.




Слайд 9. Обратите внимание на горделивый изгиб лошадиной шеи. Чтобы передать его, как мы рисовали деревья, какой использовали мазок (кисть вначале ставилась вертикально, на кончик, затем следовал нажим, и получался расширяющийся мазок).

Начинаем рисовать лошадь: ставим кисть в месте соединения головы с шеей вертикально, на кончик, а затем ведем кисть полукругом , увеличивая нажим. В результате получается , что шея, расширяясь, переходит в туловище.



Слайд 10. Голова коня Мезенской росписи – капелька. Но мы рисуем силуэт настоящей, а не декоративной головы, значит, капельку следует удлинить.



Слайд 11. Ноги лошади нарисованы очень точно в мезенской росписи.. Они тонкие, изящные, с высоко поднятой от земли пяткой (так же, как и у всех зверей), с довольно массивным бедром. Изгиб задней ноги у животных многие дети воспринимают, как колено, вывернутое назад. На самом деле этот изгиб – не колено, а пятка, так как животные ходят «на пальчиках».


Рисуем ноги в такой последовательности:

- точкой нмечаем место, где будет находиться пятка;

- от этой точки вверх ведем плавно расширяющийся мазок: рисуем не только часть ноги, но и заднюю часть туловища;

- тонкие, чуть расширяющиеся к низу мазки – переход от нижней части ноги к копытам



.

Слайд 12. Кроме этого, следует внимательно изучить схему изображения ног и хвоста лошади. Дети часто рисуют лошадиный хвост, как пучок волос, прикрепленный к туловищу. Но ведь хвост у всех позвоночных – это продолжение позвоночника. Пышный лошадиный хвост – это то же самое, что кисточка львиного или коровьего хвоста (только у лошади часть позвоночника от туловища до кисточки короткая, почти незаметная, а у льва и коровы – длинная). Поэтому рисуя лошадиный хвост, сначала кончиком кисточки касаемся бумаги (получается точка), затем с нажимом делаем мазок, который, завершаясь, опять сужается в точку. Такими мазками мы рисовали травинки.


х зверей), с довольно массивным бедром. м с нажимом делаем мазок, которы



6. Практическая, самостоятельная, творческая деятельность деятельность учащихся.

Поэтапно рисуем лошадку по мотивам Мезенской росписи сразу кистью. Применение нового способа действий. Можно использовать свой алгоритм действий.

Демонстрация Мастер – класс.

Задание: Рядом нарисовать свою лошадку, можно при этом изменить положение ног -(получится бегущая лошадка).


Дидактическая таблица лежит на каждой парте


Осуществление контроля и индивидуальная коррекция производится по необходимости.

7. Итог работы: дети вывешивают свои работы на доске (выставка), рассматривают, анализируют, сравнивают.

Затем все берут свои работы и демонстрируют перед фотокорреспондентом. Делаем снимок для классной газеты и школьного сайта.

8.Домашнее задание: научить таким способом рисовать лошадку кого либо из своих близких. Принести рисунки на следующий урок.

9. Наводим порядок каждый на своем месте: (после звонка) под музыку. Приложение 3 или

https://www.youtube.com/watch?v=ZjMXhgO8hDw


Работы детей :



Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс Жила - была лошадка»

Мастер –класс «Жила была лошадка..»

Рисуем лошадку по мотивам Мезенской росписи


Макеева Светлана Николаевна

Учитель Изобразительного искусства

МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Слайд 2.



Данный мастер класс предназначен для обучения младших школьников рисованию сложного по форме животного – лошади на примере мотива Мезенской росписи. Будем считать, что это- первый шаг. Лошадки в этой росписи чисто декоративные, стилизованные. Простой пример необходим, чтобы вселить уверенность в конечном результате. Когда ребенок увидит, что в его рисунке получилась действительно лошадь, тогда он уже сможет фантазировать и создавать свой неповторимый образ лошадки.


Слайд 3.


Необходимые материалы для работы: гуашь, кисти № 5 и № 4 белка или синтетика мягкая с острым хвостиком, вода, бумага А. можно тонированная, тряпочка для вытирания кисти.

Слайд 4.



Лошадь Мезенской росписи выглядит забавно, но на примере этого образа легко научиться рисовать настоящего коня..










Слайд 5.. Туловище этой лошади не худосочное; сильная худоба коня – ошибка, которая часто встречается в детских рисунках.

Лошадь – животное травоядное, у нее больший объем желудка, чем у хищника, питающегося мясом, а это значит, что она не может быть такой поджарой, как волк.


Слайд 6.. Мезенские мастера рисовали туловище лошади несколькими мазками, в зависимости от размера изображения. Так же сделаем и мы.



Слайд 7. Обратите внимание на горделивый изгиб лошадиной шеи. Чтобы передать его, как мы рисовали деревья, какой использовали мазок (кисть вначале ставилась вертикально, на кончик, затем следовал нажим, и получался расширяющийся мазок).

Начинаем рисовать лошадь: ставим кисть в месте соединения головы с шеей вертикально, на кончик, а затем ведем кисть полукругом , увеличивая нажим. В результате получается , что шея, расширяясь, переходит в туловище.




Слайд 8. Голова коня Мезенской росписи – капелька. Но мы рисуем силуэт настоящей, а не декоративной головы, значит, капельку следует удлинить.



Слайд 9. Кроме этого, следует внимательно изучить схему изображения ног и хвоста лошади. Дети часто рисуют лошадиный хвост, как пучок волос, прикрепленный к туловищу. Но ведь хвост у всех позвоночных – это продолжение позвоночника. Пышный лошадиный хвост – это то же самое, что кисточка львиного или коровьего хвоста (только у лошади часть позвоночника от туловища до кисточки короткая, почти незаметная, а у льва и коровы – длинная). Поэтому рисуя лошадиный хвост, сначала кончиком кисточки касаемся бумаги (получается точка), затем с нажимом делаем мазок, который, завершаясь, опять сужается в точку. Такими мазками мы рисовали травинки.



Слайд 10. Ноги лошади нарисованы очень точно в мезенской росписи.. Они тонкие, изящные, с высоко поднятой от земли пяткой (так же, как и у всех зверей), с довольно массивным бедром. Изгиб задней ноги у животных многие дети воспринимают, как колено, вывернутое назад. На самом деле этот изгиб – не колено, а пятка, так как животные ходят «на пальчиках».


Рисуем ноги в такой последовательности:

- точкой нмечаем место, где будет находиться пятка;

- от этой точки вверх ведем плавно расширяющийся мазок: рисуем не только часть ноги, но и заднюю часть туловища;

- тонкие, чуть расширяющиеся к низу мазки – переход от нижней части ноги к копытам



Слайд 11. Научить детей рисовать животных, передавать их характер. Создавать их образ, можно, обращаясь к устному народному творчеству: загадкам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам и былинам. Слово, фраза подскажет и характер линии или мазка, и форму, и цвет, и фактуру. Только надо внимательно вчитываться в сказки – рассказы древних охотников, звероловов, рыбаков о событиях далекого прошлого.

х зверей), с довольно массивным бедром. м с нажимом делаем мазок, которы

http://kohuku.ru/video-multiki-filmy/klipy-i-pesni-pro-loshadey/2526-loshadka-uskakala-v-pole-molodaya-loshad-pesnya-klipy-tekst.html

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1 Жила - была лошадка. информативный блок по мотивам Мезенской росписи.»

Урок изобразительного искусства 3 класс  «Жила – была лошадка…»  (Домашние животные. Лошадь) Информативный блок Макеева Светлана Николаевна Учитель Изобразительного искусства МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Урок изобразительного искусства 3 класс «Жила – была лошадка…» (Домашние животные. Лошадь)

Информативный блок

Макеева Светлана Николаевна

Учитель Изобразительного искусства

МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Конь, лошадь – священное животное в славянских верованиях. Кони непременные спутники высших языческих богов и многих христианских святых, например Георгия – Победоносца.
  • Конь, лошадь – священное животное в славянских верованиях. Кони непременные спутники высших языческих богов и многих христианских святых, например Георгия – Победоносца.
В. Иванов «Белобог и Чернобог»

В. Иванов «Белобог и Чернобог»

К картине В. Иванова Белобог и Чернобог  Белый Филин

К картине В. Иванова Белобог и Чернобог Белый Филин

  • Как день и ночь, как Свет и тьма, Всегда их вместе имена, Еще до неба и Земли Друг с другом бой они вели. И жизнь и смерть, добро и зло В земную жизнь навек вросло, И каждый день и каждый час Борьбу ведут они за нас. Но знай, что самый важный бой Ведешь ты сам с самим собой, И лишь зависит от тебя Твоя дальнейшая стезя, Свет, Мир, Любовь и Красота, Иль зло, забвенье, темнота, Стремленье к высшему сиянью, Иль в низших сферах прозябанье. 
Образ коня в сочетании со знаком солнца был оберегом для жилища и помещался на стыке двух скатов кровли (конек избы).
  • Образ коня в сочетании со знаком солнца был оберегом для жилища и помещался на стыке двух скатов кровли (конек избы).
День памяти святых мученников Фрола и Лавра , 31 августа считался «конским праздником».

День памяти святых мученников Фрола и Лавра , 31 августа считался «конским праздником».

В этот день украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки, коней подводили к церкви, кропили святой водой, купали.

В этот день украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки, коней подводили к церкви, кропили святой водой, купали.

Благоговейное отношение к лошади отразилось и в народном творчестве. Фигурки коней лепили из глины ( Филимоновская и Дымковская лошадка),

Благоговейное отношение к лошади отразилось и в народном творчестве. Фигурки коней лепили из глины ( Филимоновская и Дымковская лошадка),

вырезали из дерева (Богородская игрушка),

вырезали из дерева (Богородская игрушка),

рисовали (Городецкая и Мезенская росписи)  .

рисовали (Городецкая и Мезенская росписи) .

Источники: «Рисование в начальной школе» Рутковская А.А. Изд. «Олма – Пресс» 2001г Интернет ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Z6FQshUamWg

Источники:

«Рисование в начальной школе»

Рутковская А.А.

Изд. «Олма – Пресс» 2001г

Интернет ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Z6FQshUamWg

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 2Мастер _класс Рисуем лошадку»

Мастер –класс  «Жила была лошадка..»  Рисуем лошадку по мотивам Мезенской росписи Макеева Светлана Николаевна  учитель Изобразительного искусства  МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Мастер –класс «Жила была лошадка..»

Рисуем лошадку по мотивам Мезенской росписи

Макеева Светлана Николаевна

учитель Изобразительного искусства

МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Зверь прекрасный, посмотри,  Нас отгадкой удиви.  Есть копыта, хвостик есть,  Самый добрый точно здесь.  Может бегать и скакать,  Человека  он не любит обижать.  Очень крупный, отгадаем,  И ответ все называем!
  • Зверь прекрасный, посмотри, Нас отгадкой удиви. Есть копыта, хвостик есть, Самый добрый точно здесь. Может бегать и скакать, Человека  он не любит обижать. Очень крупный, отгадаем, И ответ все называем!
Лошадь Мезенской росписи выглядит забавно, но на примере этого образа легко научиться рисовать настоящего коня..

Лошадь Мезенской росписи выглядит забавно, но на примере этого образа легко научиться рисовать настоящего коня..

Необходимые материалы для работы: гуашь, кисти № 5 и № 4 белка или синтетика мягкая с острым хвостиком, вода, бумага А. можно тонированная, тряпочка для вытирания кисти

Необходимые материалы для работы: гуашь, кисти № 5 и № 4 белка или синтетика мягкая с острым хвостиком, вода, бумага А. можно тонированная, тряпочка для вытирания кисти

Туловище этой лошади не худосочное; сильная худоба коня – ошибка, которая часто встречается в рисунках.  Лошадь – животное травоядное, у нее больший объем желудка, чем у хищника, питающегося мясом, а это значит, что она не может быть такой поджарой, как волк.

Туловище этой лошади не худосочное; сильная худоба коня – ошибка, которая часто встречается в рисунках. Лошадь – животное травоядное, у нее больший объем желудка, чем у хищника, питающегося мясом, а это значит, что она не может быть такой поджарой, как волк.

Мезенские мастера рисовали туловище лошади несколькими мазками, в зависимости от размера изображения. Так же сделаем и мы.

Мезенские мастера рисовали туловище лошади несколькими мазками, в зависимости от размера изображения. Так же сделаем и мы.

Обратите внимание на горделивый изгиб лошадиной шеи. Чтобы передать его, как мы рисовали деревья, какой использовали мазок (кисть вначале ставилась вертикально, на кончик, затем следовал нажим, и получался расширяющийся мазок).  Начинаем рисовать лошадь: ставим кисть в месте соединения головы с шеей вертикально, на кончик, а затем ведем кисть полукругом , увеличивая нажим. В результате получается , что шея, расширяясь, переходит в туловище.

Обратите внимание на горделивый изгиб лошадиной шеи. Чтобы передать его, как мы рисовали деревья, какой использовали мазок (кисть вначале ставилась вертикально, на кончик, затем следовал нажим, и получался расширяющийся мазок). Начинаем рисовать лошадь: ставим кисть в месте соединения головы с шеей вертикально, на кончик, а затем ведем кисть полукругом , увеличивая нажим. В результате получается , что шея, расширяясь, переходит в туловище.

Голова коня Мезенской росписи – капелька. Но мы рисуем силуэт настоящей, а не декоративной головы, значит, капельку следует удлинить.

Голова коня Мезенской росписи – капелька. Но мы рисуем силуэт настоящей, а не декоративной головы, значит, капельку следует удлинить.

Рисуем ноги в такой последовательности:  - точкой нмечаем место, где будет находиться пятка;  - от этой точки вверх ведем плавно расширяющийся мазок: рисуем не только часть ноги, но и заднюю часть туловища;  - тонкие, чуть расширяющиеся к низу мазки – переход от нижней части ноги к копытам.

Рисуем ноги в такой последовательности: - точкой нмечаем место, где будет находиться пятка; - от этой точки вверх ведем плавно расширяющийся мазок: рисуем не только часть ноги, но и заднюю часть туловища; - тонкие, чуть расширяющиеся к низу мазки – переход от нижней части ноги к копытам.

Хвост у всех позвоночных – это продолжение позвоночника. Поэтому рисуя лошадиный хвост, сначала кончиком кисточки касаемся бумаги (получается точка), затем с нажимом делаем мазок, который, завершаясь, опять сужается в точку. Такими мазками мы рисовали травинки.

Хвост у всех позвоночных – это продолжение позвоночника. Поэтому рисуя лошадиный хвост, сначала кончиком кисточки касаемся бумаги (получается точка), затем с нажимом делаем мазок, который, завершаясь, опять сужается в точку. Такими мазками мы рисовали травинки.