СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "«ЗИМНЕЕ УТРО». МОТИВЫ ЕДИНСТВА КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И ЖИЗНИ. РАДОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "«ЗИМНЕЕ УТРО». МОТИВЫ ЕДИНСТВА КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И ЖИЗНИ. РАДОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ"»

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты
человека, природы и жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения
поэтической идеи

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представлений о поэтическом слове, о роли антитезы в композиции, об интонации как средстве выражения поэтической идеи стихотворения; развивать интерес к пейзажной лирике, к поэтическому творчеству А. С. Пушкина.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь представление об антитезе, о пейзажной лирике, об интонации как средстве выражения идеи произведения; владеть навыками анализа стихотворения;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к лирическому произведению; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературное произведение; понимать способ выражения авторской позиции в стихотворении; создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественного образа литературного произведения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, анализ стихотворения, устное рецензирование чтения, работа с учебником), индивидуальная (чтение, план анализа стихотворения), групповая (практическая работа).

Интернет-ресурсы:

1. Зима в картинах русских художников-пейзажистов. – Режим доступа : http://palitra-ru.ru/index.php?page=zima-v-kartinah-russkih-hudozhnikov---pejzazhistov

2. Пейзажная лирика А. С. Пушкина. – Режим доступа : http://www.litra.ru/composition/get/coid/00818981230021945287

Оборудование: выставка рисунков «Зимний пейзаж моими глазами», иллюстрации картин художников-пейзажистов: А. Васнецов «Зимний сон» (1908–1914), А. И. Куинджи «Пятна лунного света в лесу» (1898–1908), Н. С. Крылов «Зимний пейзаж. Русская зима» (1827); эпиграф к уроку: «Мы ловим Пушкина пленительные звуки» (В. Тумановский).

Основные понятия и термины: антитеза, пейзажная лирика.

Сценарий урока

Мы ловим Пушкина пленительные звуки.

В. Тумановский

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

2–3 учащихся читают наизусть стихотворение «Узник». Одноклассники отмечают достоинства и недостатки выразительного чтения.

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

– За окном холодная зима с трескучими крепкими морозами, колючими ветрами, большими снегопадами, вьюгами да метелями. Кто-то любит это время года, любит за то, что зима дарит нам свою неповторимую сказку. Вот несколько цитат из ваших сочинений, которые вы писали, будучи пятиклассниками.

Учитель предлагает рассмотреть созданные учащимися рисунки и придумать им названия.

– Обратите внимание на краски зимы. Какие они? (Высказывания учащихся.)

– Какое настроение передается с помощью этих красок? (Высказывания учащихся.)

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения учителем.

Вопросы для беседы:

– Ваше впечатление от стихотворения, какое оно?

– Какую картину вы рисуете в своем воображении, слушая его?

– Разделяете ли вы чувства, переживания поэта?

3. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

– Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. В нем автор мастерски описывает зимний пейзаж, окрашивая это описание гаммой чувств и переживаний. За движением чувств, их развитием мы и наблюдаем вместе со сменой картин природы. Именно краски зимы вызывают в авторе бурю чувств: от восторга до печали. Проследим, как меняется внутреннее состояние человека и природы.

– Из скольких строф состоит это стихотворение?

– Прочитайте выразительно первую строфу. Какое настроение передает нам автор? При помощи какой лексики? (Эмоционально-окрашенной лексики.)

– Как вы понимаете слова «сомкнуты негой взоры»?

– Придумайте свою первую строку, чтобы передать восхищение от зимнего дня, утра, вечера? Запишите ее или понравившуюся строку одноклассника в тетрадь.

– Прочитайте выразительно вторую строфу. Отличается ли настроение второй строфы от первой? Как эту перемену передать чтецу? Как изменилась лексика второй строфы?

– Лексика первой строфы противопоставлена лексике второй строфы. И картина, нарисованная в первой строфе, противопоставлена картине, которая описана во второй строфе. Настроение восторга, восхищения противопоставлено тревожному, мрачному настроению. Все говорит о том, что автор использовал в стихотворении прием антитезы. (См. определение в учебнике, с. 56.)

– Поработаем над интонацией чтения второй строфы. Какую интонацию вы выбираете? Где, в каких местах уместны паузы? Найдите сравнения, олицетворение. Можно ли слегка монотонно, с перечислительной интонацией читать третью строфу? Почему нельзя?

– Прочитайте выразительно третью строфу. Какие краски выбирает поэт для того, чтобы нарисовать картину? Найдите средства художественной выразительности, помогающие поэту? (Эпитеты, сравнения, повторяющиеся слова.)

– Прочитайте выразительно 4 и 5 строфы. С каким чувством описана комната, при помощи каких художественно-выразительных средств? Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?

4. Выразительное чтение стихотворения учащимся. Устное рецензирование выразительного чтения.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока: «Мы ловим Пушкина пленительные звуки» (В. Тумановский).

– Удачным ли, на ваш взгляд, является этот эпиграф? Почему?

– Какие «пленительные звуки» стихотворения «Зимнее утро» произвели на вас особое впечатление?

III. Практическая деятельность.

1. Работа в группах.

1-я группа: подобрать цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «антитеза» в стихотворении «Зимнее утро».

2-я группа: сочинить стихотворение из двух строф, используя прием антитезы.

2. Работа с учебником: знакомство с теорией вопроса «Двусложные размеры стиха».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какое впечатление сложилось у вас от сегодняшнего урока? (Высказывания учащихся.)

– Какими красками он был для вас окрашен, почему? (Высказывания учащихся.)

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Составить план анализа стихотворения «Зимнее утро». (См. Ресурсный материал.)

2. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

3. Прочитать и выучить наизусть другие стихотворения, принадлежащие пейзажной лирике.

Ресурсный материал

Примерный план анализа стихотворения
А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Вариант 1

1. Общее впечатление от стихотворения.

2. Время написания стихотворения, история создания, кому посвящено.

3. Место этого стихотворения в творчестве поэта. Оценка критики.

4. Тема стихотворения.

5. Основная мысль стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

8. Поэтическая лексика.

9. Ритм, стихотворный размер, рифма.

10. Особенности интонации.

Вариант 2

1. Когда и где было написано стихотворение, кому посвящено?

2. Что вам известно об истории написания стихотворения?

3. Как оно было воспринято современниками поэта?

4. Каково жанровое своеобразие стихотворения?

5. Какова структура стихотворения (тема, основная мысль, композиция)?

6. Какие основные образы можете назвать? Чем интересен образ лирического героя?

7. Что можете сказать о жанровом своеобразии стихотворения?

8. Какие средства художественной выразительности языка использует автор, какова их роль?

9. Что можете сказать о ритме, стихотворном размере, рифме стихотворения?

10. Что можно сказать об особенностях интонации в стихотворении?

11. Какими мыслями и чувствами, ассоциациями вы хотели бы поделиться по поводу стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!