Тема урока: Значение диких животных.
Цель:1) учить классификации животных на группы;
2) отрабатывать умения безошибочно распределять животных на диких и домашних;
3) расширять словарный запас учащихся, развивать речь, память;
4) учить приёмам сравнения, анализа;
5) содействовать воспитанию любви к животным, бережного отношения к природе.
Ход урока
Вхождение в урок.
На урок пришли вы в класс
Настроение как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать,
Рассуждения защищать.
В группах заниматься!
И конечно все стараться.
Приготовились,
Тогда в добрый путь, друзья.
Проверка домашнего задания.
Беседа.
-Куда совершали путешествие на прошлом уроке?
(В деревню.)
-Что вы узнали нового из того путешествия?
(О домашних животных)
2) Игра « Отгадай детёныша»
(учитель называет взрослого домашнего животного, дети –его детёныша)
Свинья – поросята Овца – ягнёнок
Корова – телёнок Курица - цыплёнок
Гусь – гусёнок Собака- щенок
Утка – утёнок Кошка - котята
Лошадь – жеребёнок
3)Сообщения учащихся, «Какую пользу приносят домашние животные?»
3 . Постановка темы и цели урока.
- Рассмотрите картинки.
На какие две группы можно разделить этих животных?
( дикие, домашние)
-Каких животных называют дикими?
-Вы знаете, какую они приносят пользу?
-А хотите узнать больше?
Так какая тема нашего урока?
( Значения диких животных.)
- Что хотите узнать? (Ответы детей.)
4Актуализация знаний.
-Чтобы больше узнать о диких животных я предлагаю вам совершить путешествие в город. Пока мы будем из деревни добираться в город, послушайте рассказ.
Рассказ учителя.
Издавна человека окружали дикие животные. Древние люди охотились на мамонтов, ловили рыбу. Так они обеспечивали себе пищу. Из шкур изготавливали одежду, обувь; из костей и зубов – наконечники копий и иглы; собирали мёд у диких пчёл.
Современные люди тоже занимаются охотой и рыболовством. Однако они научились заботиться о диких животных.
Редких зверьков (соболя, бобра) отлавливают и расселяют их в местах, где они могут жить. На рыболовных заводах в специальных бассейнах выращивают осетра, форель.
Наблюдать за животными очень интересно. Писатели посвящают им книги, а художники - картины. Учёные наблюдают за жизнью животных с другой целью.
ФИЗМИНУТКА.
Вот мы и в городе. Видим большое здание, давайте прочитаем название.
СЛАЙД ИНСТИТУТ БИОНИКИ.
- Прежде всего, узнаем, что такое бионика.
Работа с учебником по словарю, стр. 123.
СЛАЙД БИОНИКА.
- Мы входим в здание института.
СЛАЙД УЧЁНЫЕ В ЛАБОРАТОРИИ.
Сценка.
- Уважаемый учёный, Вы не можете нам рассказать, как наблюдения за животными помогают в создании новой техники?
СЛАЙД МЫШЬ-ЛОКАТОР
Рассказ учёных.
В сумерках можно увидеть, стремительно мечущихся летучих мышей. Они гоняются за насекомыми, в темноте точно и бесшумно настигая их. Ещё в середине 18 века летучие мыши заинтересовали итальянского монаха и учёного. Он с трудом взобрался на колокольню, оттуда по ночам вылетали мыши. Ему удалось поймать нескольких. Он залепил глаза зверьков воском и оставил в тёмном помещении. Через несколько дней он поднялся, удивился, застав мышей в полном порядке; они продолжали ловко летать и были упитанными. Учёный-монах продолжал опыты, он лишал мышей осязания, но всё безрезультатно. Ему пришло в голову закупорить уши мышей воском. Это дало результат – мыши не смогли больше ориентироваться. Разгадав секрет летучих мышей люди, изобрели радиолокаторы, позволяющие обнаруживать летящие в темноте на любой высоте самолёты.
5.Работа в группах.
4 группы: ход работы в группе( чтение загадки о диком животном, работа по памятке, самостоятельная работа.)
ПАМЯТКА.
1.Рассмотрите наглядный иллюстрационный материал.
2.Поработайте по заданным страницам учебника, со справочной литературой.
3.Подготовьте и сделайте сообщения «Как использует человек свои наблюдения за данным животным в создании новой техники»
4Оформите свой вывод(рисунок)
1 группа.
Загадка.
НА скале он строит дом
Разве жить не страшно в нем?
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина (орла)
СЛАЙД ПТИЦЫ
Самостоятельная работа.
2. группа
Загадка.
Вильнёт хвостом
Туда – сюда
И нет её
И нет следа. (рыба)
СЛАЙД РЫБА
Самостоятельная работа.
3 группа.
Загадка.
Домовитая хозяйка
Полетела над цветком –
Он поделится медком.
СЛАЙД ПЧЕЛА СОТЫ
Самостоятельная работа.
4 группа.
Загадка.
Над землёй летает,
В земле норки роет,
Под землей ползает,
Всё клешнёй грызёт,
В огороде урожай губит.
СЛАЙД МЕДВЕДКА
Самостоятельная работа.
6 Проверка работы в группах.
1 группа выступления учащихся
СЛАД ПТИЦЫ САМОЛЁТЫ
2 группа защита своего вывода
СЛАЙД РЫБЫ ЛОДКИ ПОДВОДНЫЕ , ЛОДКИ.
3 группа выступления учащихся
СЛАЙД ПЧЁЛЫ, СОТЫ - ДОМА, СОПЛА РАКЕТЫ
4 группа защита своего вывода
СЛАЙД МЕДВЕДКА ЭКСКОВАТОР
Совершить ученикам открытия в ходе урока помогают учёные(ученики – консультанты)
7 .Ролевая игра.
(воспитание бережного отношения к природе)
Ребята, давайте поиграем в игру. Выберите себе роль(дети надевают себе шапочки с названием животных)
В озере плавали рыбы. Над озером летали бабочки, стрекозы. По травинкам ползали разные жучки. Сети плели паучки. Возле озера жили зайцы, белки, медведи.
Учёные соединяют детей нитями.
В природе всё взаимосвязано, и поэтому мы должны беречь и охранять всех животных нашей планеты.
8.Подведение итогов урока.
-Вот подходит к концу наше путешествие.
-Все хорошо работали, на деюсь никому не было скучно.
-Что на уроке повторили?
-Что узнали нового?
- Какие трудности были?
- Что нужно чтобы вы всё усвоили и запомнили?
9. Домашнее задание.
Стр.35- 38.
10. Комментированное выставление оценок.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Петров Вал
Камышинского района, Волгоградской области
Урок окружающего мира
Тема « Значение диких животных»
Провела Н.Н. Киселёва
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №7
г. Петров Вал
2010год.