Урок – знакомство
ПИСЬМА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ (слайд 1)
Цель: 1. Дать учащимся понятие о письме как средстве общения на расстоянии; познакомить с формами, видами, этапами написания письма; обратить внимание на роль обращений в письмах, на соблюдение стилевого единства; расширять кругозор учащихся.
2. Развивать навыки правильного письма; речь и мышление учащихся; вырабатывать у учащихся умение применять теорию(алгоритм написания письма) в различных конкретных ситуациях.
3. Воспитывать нравственные категории: доброжелательность, отзывчивость, чувство товарищества; интерес к предмету посредством исторического экскурса.
Оборудование: мультимедийный проектор, почтовые конверты, карточки, презентация
Эпиграф к уроку
Прошу тебя,
Пиши мне письма!
В наш громкий век
Им нет цены…
Н. Кузовлёва
План урока
Экскурсия в прошлое
Виды письма
Алгоритм написания письма
Творческая работа.
1. Слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок. Это будет урок-знакомство. Тема его- «Письма бывают разные» (записать тему в тетради).
Мы поговорим о письмах, как средстве общения людей на расстоянии, совершим путешествие в прошлое, познакомимся с видами письма и алгоритмами его написания, творчески поработаем. А в конце урока разгадаем кроссворд. Также вы должны подумать о значении слов, взятых к уроку в качестве эпиграфа.
(слайд 2)
2. Экскурсия в прошлое.
Сегодня к нам на урок пришли экскурсоводы музея почтовой связи. Они расскажут нам о появлении почтового ящика, конверта и символе российской почты. (слайд 3-4 )
- Раньше письма писали часто. Вместо бумаги использовали камень, бересту, папирус, пергамент. Со временем получать и отправлять письма стало намного быстрее. Так в 16 веке моряками был придуман почтовый ящик. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. На смену каменному почтовому ящику пришли ящики деревянные, затем, сделанные из чугуна. Позже в обиход вошли железные ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году придумали ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня
-В 1820 году в Англии стало модно писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес, а места не хватало. Тогда были придуманы маленькие мешочки для вкладывания в них писем. Мешочки имели успех и получили название «конверт». Со временем изменился формат оформления конверта, но суть остаётся прежней- нести по почте вести людям.
(слайд 5)
-В 15-17 веках в России почту доставляли на лошадях ямщики. Подъезжая к селению, они громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу. При Петре 1 для звукового сигнала стали использовать почтовый рожок, а в 18 веке появился поддужный колокольчик. Однако символом российской почты стал рожок. Его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях. Колокольчику с этим не повезло.
-Да, действительно интересно, и я думаю, что неменее интересно вам будет узнать о том, как было написано самое первое письмо. Об этом рассказывает английский писатель-сказочник Джозеф Редьярд Киплинг.
Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.
А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.
(слайд 6).
Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”,- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. “Я пойду и приведу ему на выручку все его племя”, - решил незнакомец.
И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.
- Понравилась вам сказка? Видите, как было трудно в древности распространить какое-либо известие.
(слайд 7)
-Люди пишут друг другу письма, но отправляют их всё чаще в
наше время по электронной почте.
3. Словарная работа
-Теперь обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и словарю иностранных слов Л.П.Крысина и узнаем лексическое значение слов: письмо, адресат, адресант. (слайд 8)
-Давайте запишем эти слова .
-Какие ещё надо знать слова, чтобы отправить письмо? (слайд 9)
(конверт, бумага, марки, адрес, индекс, чернила, почта)
- Все могут объяснить лексическое значение этих слов?
4. Беседа по теме «Письмо» ( слайд 10)
-А задумывались ли вы о том, почему же возникло письмо? (Людям необходимо общаться на расстоянии. Через письма сообщаются какие-то события, можно делиться впечатлениями, обращаться с просьбами. Они помогают перенести разлуку. Поэтому не стоит отказываться от писем)
(слайд 11)
-Авы знаете, какие бывают письма? ( письма бывают разные: деловые и личные. Личные в свою очередь делятся на дружеские, поздравительные и т.д…
(слайд 12-13)
А Деметрий Фалерский - древнегреческий афинский государственный деятель и философ выделил 21 тип разных писем.
(слайд 14)
Он говорил: «Каждый, кто пишет письмо, даёт почти что изображение
своей души».
5. Алгоритм написания письма.
Каждое письмо, ребята, начинается с приветствия и с обращения к адресату.
-Как обращения выделяются на письме? (ответ уч-ся) (слайд 15)
-Без каких вежливых слов не может обойтись ни одно письмо? (ответ уч-ся)
(слайд 16)
Таким образом, структурные особенности письма следующие: приветствие, вступление, основная часть, заключение, дата.
(слайд 17-18)
Алгоритм написания письма у вас на столе.
6. Работа с классом.
-Написать интересное письмо - настоящее искусство. Сейчас мы поучимся писать письма личного характера. В этом вам помогут слова-подсказки.
(слайд 19)
Задание по группам.
Письмо другу с просьбой приехать к вам на каникулы.
Письмо-поздравление первой учительнице.
Письмо дедушке с благодарностью за присланный подарок.
( Зачитать примеры. Комментарий учителя ).
- А теперь познакомимся с образцом написания делового письма.
(слайд 20-21)
7. Работа с конвертами.
Чтобы ваши письма отправить, надо правильно подписать конверт.
(слайд 22-23 )
8. Закрепление.
-Итак, ребята, сегодня на уроке вы многое узнали из истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, учились писать письма. А сейчас проверим, запомнили ли вы слова, связанные с созданием письма и необходимые для его отправления. Попробуем разгадать кроссворд. (слайды 24-30)
1.Материал для письма, а также для других целей, приготовляемый из растительных волокон. (бумага)
2.Цифровое условное обозначение населённого пункта. (индекс)
3.Маленький четырёхугольный бумажный знак с изображением различных символов, рисунков. Их часто коллекционируют. (марки)
4.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт)
5.Пункт назначения письма, место нахождения лица, которому оно предназначено. (адрес)
6.Красящая жидкость, используемая для штампов, печатей. (чернила)
7.Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей. (почта)
9. Заключительное слово.
Наш урок подошёл к концу. Вы многое узнали, многому научились. И теперь я думаю, сможете объяснить смысл эпиграфа к нашему уроку
(слайд 31)
10. Оценки учащимся
Все ребята работали хорошо, но в особенности мне бы хотелось выделить…… Они сегодня получают отличные оценки.
11. Домашнее задание. (Слайд 32)
Оно будет творческим. Написать деловое письмо.
12. Совет
Я хочу вам дать совет: (слайд 33)
- Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнётся, а каждая улыбка-это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!
Я рада нашему знакомству и надеюсь, что урок не пройдёт бесследно для вас. (слайд 34)