СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Золотое правило этики"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Дает  представление об этике, этичном поведении. Помогает усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Золотое правило этики"»

Тема: Золотое правило этики

Цель: Дать представление об этике, этичном поведении.
Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстрацией, работа с источником информации, участие в диалоге.

Термины и понятия: этика, нравственность, ближний

Средства наглядности: репродукция картины Паленова «Христос и грешница»


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Словарный диктант. (слайд 2)
    - По определению вспомните слово.

1)то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога. (Добро)

2) то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех.(Зло)

3) религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповеди)

  1. Выявление восприятия, мотивация.

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

  1. Работа с новыми понятиями.(слайд 3)

  1. Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей.) В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.

  2. Сформулируйте свое определение «нравственности».
    Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

  3. Беседа.
    -Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»? Чем отличаются?
    Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»

  1. Золотое правило этики.

  1. Комментированное чтение статьи из учебника.(слайд 4)

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

  2. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
    Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. (слайд 5)

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)

- Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину?

Слова Христа из Евангелия: (слайд 6)

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.


Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

  1. Притча о добром самарянине.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

- О чем эта притча? Что означает слово ближний? (слайд 7)

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

- Запишите новое слово «ближний»

  1. Работа в группах. (слайд 8)

Задание: рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и сформулируйте свои правила.

  1. Рефлексия

Я предлагаю образовать круг доверия и поделиться, какие выводы для себя вы сделали?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!