СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Модуль: Основы православной культуры, тема: "Золотое правило этики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Золотое правило этики, направлен на формирование представления о сути Евангельском контексте золотого правила этики, этичном поведении и усвоение "золотого правила этики", как условие оценивания своего поведения. урок с использованием технологии проблемно -диалогического обучения и информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКС МБОУСОШ№1»

Учителя МБОУ «Школа№1имени В.И. Муравленко»,

В.В. Плотникова




Модуль: Основы православной культуры, 4 класс

Тема №13: Золотое правило этики.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно - диалогическое обучение.

Цель: формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.

Задачи:

Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

Развивающая: уяснить связь не осуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

УУД: Познавательные: - вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока; - развивать мыслительные операции: анализ и синтез, внимание, логическое мышление при введении новых знаний; - способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся;

Регулятивные: - продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока;

- развивать умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: - воспитывать коммуникативные отношения:- ученик – учитель; ученик – ученик;

Форма проведения: урок с использованием технологии проблемно – диалогического обучения информационных технологий.

Основные термины и понятия: Нравственность, ближний, любовь, раскаяние, «Золотое правило этики»., не осуждение.



Оборудование:

  • Компьютер, проектор, презентация.

  • Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

  • Учебник «Основы православной культуры», А. Кураев, 4 класс, М.: Издательство «Русское слово – учебник», 2012г


Учитель

Учащиеся

  1. Организация учебного процесса.

Мы начинаем наш урок

И пусть сегодня

Он пойдёт нам впрок.


II. Актуализация знаний. Выявление восприятия, мотивация.

- Давайте немного поразмышляем о нравственном поведение человека.

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?


- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?




- Представим, такую ситуацию, что на улице поднялся ветер и несет вам в лицо пыль и мусор. Неужели вы раскроете глаза пошире?

Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… Какая вам польза от того, что вы слышите? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас…



- Общение – необходимая часть человеческой жизни. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

(слайд №3)


- Этика – это наука о морали, об отношениях, складывающихся между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

- Как вы считаете, что является целью этики?



- Какова основная функция данной науки?

- Конечно, основную функцию этики можно определить как формирование таких правил поведения в обществе (т.е. этикета), которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.


- Вспомните гипотезу: «золотое правило этики»?

(слайд №4)



- В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. «Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, которые касаются, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.


- Слово «сплетня», уже что – то нехорошее, а передавать информацию, которую ты сам не слышал, и не уверен, что это верная информация нельзя., ты можешь поставить человека в неловкое положение.

- Даже если информация и окажется верной, рассказывать о других людях кому бы то ни было не хорошо, да и не нужно.



- Если у тебя хороший и верный друг, он наверняка, никогда не станет оговаривать или сплетничать за спиной, а если он видит, что друг не прав или поступает плохо, скажет ему прямо в глаза.


- «Этика» – наука о морали, «этикет» – свод правил поведения.

- Законы ил правила поведения в обществе.


- Целью этики является формирование доброго воспитанного гражданина нашего государства.


- Научить всех людей живущих в государстве правилам поведения, по которым должен жить человек.


- Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.



III. Постановка и формулировка проблемы.

1.Работа с библейскими текстами.

- Кто может сформулировать тему нашего урока?(слайд №5)

- Сегодня мы поговорим об этических принципах поведения, основанных на евангельских текстах.

На слайде: (слайд №6)

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать, и я научусь». Конфуций.


- Что же мы выбираем, чтобы научиться правилам этикета?



- Правила этикета в обществе.








- Действовать. Чтобы изучить правила этикета и научится по ним жить, нужно обращаться к учениям великих людей.


- Тогда давайте действовать. Предлагаю вам рассмотреть несколько текстов из Священного Писания. Обсудите смысл данных текстов в группах и сделайте вывод о том, как человек должен поступать, согласно учению Христа?


На слайде: (слайд №7)

Евангелие от Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете…»

1Послание Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? »

1 Послание Коринфянам 2:15 «Но духовный судит обо всем…»



- Ребята рассматривают, предложенные тексты, совещаются, обмениваются мнениями, высказывают свои точки зрения друг другу.

- Заметили ли вы противоречия? Как вы можете их объяснить?

Поиск решения проблемы.(слайд №8)

-Ребята! Давайте обратимся к библейскому тексту. Думаю, он нам поможет найти ответ, подтверждающий или опровергающие нашу гипотезу.

(Чтение текста в учебнике или на слайде)

"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».


-Итак, "Не судите, да не судимы будете". Нам часто кажется, что значение этого стиха заключается в том, чтобы вообще никого судить. Или: если ты не будешь никого судить, то и тебя никто (и в том числе Бог) не будет судить. Подобное понимание является огромным заблуждением! Почему?


Ребята высказывают своё мнение.







Учащиеся читают текст.








- Ребята высказывают свои мнения по поводу прочитанного. Делают выводы и обсуждают предложенную ситуацию.

IV.Планирование деятельности.

- Во-первых, человек может и имеет право судить (рассуждать, анализировать, узнавать других по их плодам, различать добро и зло и так далее).

Во-вторых, тот факт, что вы никого не будете судить или осуждать не гарантирует, что другие люди не будут вас судить или осуждать.

И, в-третьих, избежать Божьего суда не получится никаким способом, даже если уйти в скит, скрыться на необитаемом острове и т.п.

Это только подтверждает, что данные слова ("Не судите, да не судимы будете") несут какую-то другую смысловую нагрузку, а не ту, которую мы привычно приписываем.

Что же такое «не судить»?


- Каждый из нас нуждается в Божьей милости и прощении. Почему же мы не хотим простить и отнестись с милостью к согрешающим против нас?

(слайд № 9)

Лука 6:37-38 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».


Эти стихи можно читать так: «Прощайте, и простится вам. Оказывайте милость, и вам будет оказана Богом милость». Это дает ключ к пониманю молитвы «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Когда мы прощаем нашим должникам, то и Бог прощает нам. Когда мы не прощаем, то и Бог не прощает.

Поэтому, всегда нужно понимать, что осуждение дел и осуждение человека – две разные вещи, потому что Бог осуждает грех, но грешника любит.

Дети высказывают свои рассуждения, например «Не судить – значит ПРОЩАТЬ, БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ».


V . Решение проблемной ситуации.

1.Работа по картине Поленова В. Д. «Христос и грешница»

(слайд №10)

- Рассмотрите картину русского художника Поленова В. Д. «Христос и грешница».

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

О чём нам говорит эта история?

- Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека?

- Неосуждение — это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в Православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

(слайд № 11)

Ребята приводят свои рассуждения, например: уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.












Дети высказывают свои рассуждения.


VI . Применение знаний и умений.

( Приготовьте свечу, спички, листки бумаги различного размера и различную по её свойствам, а также бумажные деньги. Зажгите свечку и поставьте ее на стол.)

- Горит ли бумага?

(Продемонстрируйте, как она горит, зажигая один за другим приготовленные листочки.)

- А как вы думаете, горят ли деньги?

- Хотя это не простая бумага, а ценность. Также и люди: кто-то из нас - простой, кто-то - посложней, но все мы - грешные, и нет праведного ни одного. Библия говорит о том, что все были бы обречены на смерть (как эти сгоревшие листочки), если бы не жертва Христа, через которую была явлена любовь Бога к человеку. Если в сердцах людей живёт любовь, то она должна прощать все грехи.





- Да.



- Ну, конечно, горят!


VII. Музыкальная пауза.

(Звучит песня «Дверь открылась тихонько, как будто от лёгкого ветра» в исполнении Владимира Сорокина)

Дверь открылась тихонько

Как будто от лёгкого ветра

На пороге стоял,

Я узнал Его сразу, Христос.

Мир тебе - произнёс

И наполнилась горница светом.

И растаяло сердце

В потоке нахлынувших слёз.


Я к ногам Его пал

И такой благодатной молитвой

Были слёзы мои,

Растворившие слово "ПРОСТИ"

А Спаситель стоял,

Озарённый смущённой улыбкой,

Словно Он согрешил,

Словно я Его должен простить.


Не царём, а слугой

Я пришёл в твою мрачную келью.

Мой карающий меч - не закон

А Моя благодать.

Я тебе покажу

Мою первую заповедь в деле.

Я тебя научу,

Как из праха людей поднимать.


Суд идёт - прозвучало

Сужу за грехи осужденья.

Приговор приведу

В исполненье сейчас, посмотри.

И склонил Царь и Бог

Предо мною смиренно колени

И омыл своей кровью

Порочные ноги мои.


Я прошу вас, друзья,

Нникогда никого не судите.

Научитесь всегда

Согрешающим людям прощать.

И откроется дверь

И войдёт милосердный Спаситель.

И по Слову Его

Воцарится в душе благодать.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу.

Подтвердилась ли наша гипотеза о «золотом правиле этики», которую мы сформулировали в начале урока?

(слайд№12)

IX.Подведение итогов и оценивание.

- Попробуйте написать синквейн по теме сегодняшнего занятия «Как я понимаю золотое правило этики?»

X. Домашнее задание. (Слайд №13)

- Дома перечитайте текст в учебнике и найдите подтверждение нашей гипотезы.

По желанию: можете написать сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю золотое правило этики» или написать мини-эссе на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»

(слайд №14 «Спасибо за урок»)


  • Ребята слушают музыкальную паузу.




















































- Учащиеся зачитывают составленные синквейны.


Список использованной литературы

  1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы Православной культуры» Модуль «Основы Православной культуры;» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2011 г.

  2. Основы Православной культуры. Основы Православной культуры, 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2011 г.

  3. http://hiblogger.net/img/articles_img/c/a/f/5528e188f40bfc8330331f9fc5ba7952-71aj9.jpg

  4. http://lunix.ucoz.ru/_nw/3/80137.jpg

2


Просмотр содержимого презентации
«зачет_урок№1_Муравленко_школа1 »

Урок 13. Золотое правило этики  Модуль: Основы православной культуры Презентацию подготовила : Плотникова В.В. учителя начальных классов МБОУ СОШ№ 1,г.Муравленко, ЯНАО

Урок 13. Золотое правило этики Модуль: Основы православной культуры

Презентацию подготовила :

Плотникова В.В.

учителя начальных классов

МБОУ СОШ№ 1,г.Муравленко, ЯНАО

Мы начинаем наш урок  И пусть сегодня  Он пойдёт нам впрок.

Мы начинаем наш урок И пусть сегодня Он пойдёт нам впрок.

Этика и этикет Этика – это наука о морали, об отношениях, складывающихся между людьми. Главное в этике – поступки. Этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно. Нередко этику называют практической философией. Этикет – элемент внешнего поведения человека, основанного на внутренних качествах личности. Человек, следующий правилам этикета, должен отличаться порядочностью. Этикетное поведение может заключать в себе безнравственный поступок (например, можно элегантно, в соответствии с правилами хорошего тона, оскорбить и унизить человека).

Этика и этикет

  • Этика – это наука о морали, об отношениях, складывающихся между людьми. Главное в этике – поступки. Этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно. Нередко этику называют практической философией.
  • Этикет – элемент внешнего поведения человека, основанного на внутренних качествах личности. Человек, следующий правилам этикета, должен отличаться порядочностью. Этикетное поведение может заключать в себе безнравственный поступок (например, можно элегантно, в соответствии с правилами хорошего тона, оскорбить и унизить человека).

«Золотое правило» этики «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

«Золотое правило» этики «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Тема урока: Золотое правило этики

Тема урока: Золотое правило этики

«Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, и я запомню.  Дай мне действовать, и я научусь»  Конфуций   (китайский мыслитель и философ)

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я научусь» Конфуций (китайский мыслитель и философ)

Размышляем…   Евангелие от Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете…» 1Послание Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? » 1 Послание Коринфянам 2:15 «Но духовный судит обо всем…»

Размышляем…

  • Евангелие от Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете…»
  • 1Послание Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? »
  • 1 Послание Коринфянам 2:15 «Но духовный судит обо всем…»

Размышляем…  «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Размышляем…

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Размышляем… Лука 6:37-38 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною , нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».   Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».  

Размышляем…

  • Лука 6:37-38 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною , нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

 

  • Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».

 

«Золотое правило» этики  Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись… Поленов В. Д. «Христос и грешница»

«Золотое правило» этики

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись…

Поленов В. Д. «Христос и грешница»

«Золотое правило» этики  Люби грешника и ненавидь грех. А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.    Поленов В. Д. «Христос и грешница»

«Золотое правило» этики

  • Люби грешника и ненавидь грех.
  • А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.
  •  

Поленов В. Д. «Христос и грешница»

Гипотеза о «золотом правиле этики»  Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы.  Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.

Гипотеза о «золотом правиле этики»

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы.

Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.

Домашнее задание  Написать мини-эссе на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»  Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю золотое правило этики»

Домашнее задание

Написать мини-эссе на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю золотое правило этики»

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Использованная литература 1. Электронное приложение к учебному пособию « Основы  Православной  культуры » . Модуль «Основы Православной культуры» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2011 г.  2. Основы Православной культуры. « Основы  Православной  культуры » Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2011 г.  3.http://hiblogger.net/img/articles_img/c/a/f/5528e188f40bfc8330331f9fc5ba7952-71aj9.jpg

Использованная литература

  • 1. Электронное приложение к учебному пособию « Основы Православной культуры » . Модуль «Основы Православной культуры» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2011 г.

  • 2. Основы Православной культуры. « Основы Православной культуры » Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2011 г.

  • 3.http://hiblogger.net/img/articles_img/c/a/f/5528e188f40bfc8330331f9fc5ba7952-71aj9.jpg

  • 4. http://lunix.ucoz.ru/_nw/3/80137.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!