- развивать умение оценивать свою деятельность.
Учитель | Учащиеся |
Организация учебного процесса. Мы начинаем наш урок И пусть сегодня Он пойдёт нам впрок. | |
II. Актуализация знаний. Выявление восприятия, мотивация. - Давайте немного поразмышляем о нравственном поведение человека. - Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений? - Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни? - Представим, такую ситуацию, что на улице поднялся ветер и несет вам в лицо пыль и мусор. Неужели вы раскроете глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… Какая вам польза от того, что вы слышите? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас… - Общение – необходимая часть человеческой жизни. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». (слайд №3) - Этика – это наука о морали, об отношениях, складывающихся между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. - Как вы считаете, что является целью этики? - Какова основная функция данной науки? - Конечно, основную функцию этики можно определить как формирование таких правил поведения в обществе (т.е. этикета), которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. - Вспомните гипотезу: «золотое правило этики»? (слайд №4) - В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. «Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, которые касаются, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила. | - Слово «сплетня», уже что – то нехорошее, а передавать информацию, которую ты сам не слышал, и не уверен, что это верная информация нельзя., ты можешь поставить человека в неловкое положение. - Даже если информация и окажется верной, рассказывать о других людях кому бы то ни было не хорошо, да и не нужно. - Если у тебя хороший и верный друг, он наверняка, никогда не станет оговаривать или сплетничать за спиной, а если он видит, что друг не прав или поступает плохо, скажет ему прямо в глаза. - «Этика» – наука о морали, «этикет» – свод правил поведения. - Законы ил правила поведения в обществе. - Целью этики является формирование доброго воспитанного гражданина нашего государства. - Научить всех людей живущих в государстве правилам поведения, по которым должен жить человек. - Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. |
III. Постановка и формулировка проблемы. 1.Работа с библейскими текстами. - Кто может сформулировать тему нашего урока?(слайд №5) - Сегодня мы поговорим об этических принципах поведения, основанных на евангельских текстах. На слайде: (слайд №6) «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я научусь». Конфуций. - Что же мы выбираем, чтобы научиться правилам этикета? | - Правила этикета в обществе. - Действовать. Чтобы изучить правила этикета и научится по ним жить, нужно обращаться к учениям великих людей. |
- Тогда давайте действовать. Предлагаю вам рассмотреть несколько текстов из Священного Писания. Обсудите смысл данных текстов в группах и сделайте вывод о том, как человек должен поступать, согласно учению Христа? На слайде: (слайд №7) Евангелие от Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете…» 1Послание Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? » 1 Послание Коринфянам 2:15 «Но духовный судит обо всем…» | - Ребята рассматривают, предложенные тексты, совещаются, обмениваются мнениями, высказывают свои точки зрения друг другу. |
- Заметили ли вы противоречия? Как вы можете их объяснить? Поиск решения проблемы.(слайд №8) -Ребята! Давайте обратимся к библейскому тексту. Думаю, он нам поможет найти ответ, подтверждающий или опровергающие нашу гипотезу. (Чтение текста в учебнике или на слайде) "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». -Итак, "Не судите, да не судимы будете". Нам часто кажется, что значение этого стиха заключается в том, чтобы вообще никого судить. Или: если ты не будешь никого судить, то и тебя никто (и в том числе Бог) не будет судить. Подобное понимание является огромным заблуждением! Почему? | Ребята высказывают своё мнение. Учащиеся читают текст. - Ребята высказывают свои мнения по поводу прочитанного. Делают выводы и обсуждают предложенную ситуацию. |
IV.Планирование деятельности. - Во-первых, человек может и имеет право судить (рассуждать, анализировать, узнавать других по их плодам, различать добро и зло и так далее). Во-вторых, тот факт, что вы никого не будете судить или осуждать не гарантирует, что другие люди не будут вас судить или осуждать. И, в-третьих, избежать Божьего суда не получится никаким способом, даже если уйти в скит, скрыться на необитаемом острове и т.п. Это только подтверждает, что данные слова ("Не судите, да не судимы будете") несут какую-то другую смысловую нагрузку, а не ту, которую мы привычно приписываем. Что же такое «не судить»? - Каждый из нас нуждается в Божьей милости и прощении. Почему же мы не хотим простить и отнестись с милостью к согрешающим против нас? (слайд № 9) Лука 6:37-38 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». Эти стихи можно читать так: «Прощайте, и простится вам. Оказывайте милость, и вам будет оказана Богом милость». Это дает ключ к пониманю молитвы «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Когда мы прощаем нашим должникам, то и Бог прощает нам. Когда мы не прощаем, то и Бог не прощает. Поэтому, всегда нужно понимать, что осуждение дел и осуждение человека – две разные вещи, потому что Бог осуждает грех, но грешника любит. | Дети высказывают свои рассуждения, например «Не судить – значит ПРОЩАТЬ, БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ». |
V . Решение проблемной ситуации. 1.Работа по картине Поленова В. Д. «Христос и грешница» (слайд №10) - Рассмотрите картину русского художника Поленова В. Д. «Христос и грешница». Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. О чём нам говорит эта история? - Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал… Так как же избежать осуждения человека? - Неосуждение — это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я поставлю на нем клеймо. Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в Православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха. (слайд № 11) | Ребята приводят свои рассуждения, например: уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Дети высказывают свои рассуждения. |
VI . Применение знаний и умений. ( Приготовьте свечу, спички, листки бумаги различного размера и различную по её свойствам, а также бумажные деньги. Зажгите свечку и поставьте ее на стол.) - Горит ли бумага? (Продемонстрируйте, как она горит, зажигая один за другим приготовленные листочки.) - А как вы думаете, горят ли деньги? - Хотя это не простая бумага, а ценность. Также и люди: кто-то из нас - простой, кто-то - посложней, но все мы - грешные, и нет праведного ни одного. Библия говорит о том, что все были бы обречены на смерть (как эти сгоревшие листочки), если бы не жертва Христа, через которую была явлена любовь Бога к человеку. Если в сердцах людей живёт любовь, то она должна прощать все грехи. | - Да. - Ну, конечно, горят! |
VII. Музыкальная пауза. (Звучит песня «Дверь открылась тихонько, как будто от лёгкого ветра» в исполнении Владимира Сорокина) Дверь открылась тихонько Как будто от лёгкого ветра На пороге стоял, Я узнал Его сразу, Христос. Мир тебе - произнёс И наполнилась горница светом. И растаяло сердце В потоке нахлынувших слёз. Я к ногам Его пал И такой благодатной молитвой Были слёзы мои, Растворившие слово "ПРОСТИ" А Спаситель стоял, Озарённый смущённой улыбкой, Словно Он согрешил, Словно я Его должен простить. Не царём, а слугой Я пришёл в твою мрачную келью. Мой карающий меч - не закон А Моя благодать. Я тебе покажу Мою первую заповедь в деле. Я тебя научу, Как из праха людей поднимать. Суд идёт - прозвучало Сужу за грехи осужденья. Приговор приведу В исполненье сейчас, посмотри. И склонил Царь и Бог Предо мною смиренно колени И омыл своей кровью Порочные ноги мои. Я прошу вас, друзья, Нникогда никого не судите. Научитесь всегда Согрешающим людям прощать. И откроется дверь И войдёт милосердный Спаситель. И по Слову Его Воцарится в душе благодать. VIII. Итог урока. Рефлексия. - Наше занятие подходит к концу. Подтвердилась ли наша гипотеза о «золотом правиле этики», которую мы сформулировали в начале урока? (слайд№12) IX.Подведение итогов и оценивание. - Попробуйте написать синквейн по теме сегодняшнего занятия «Как я понимаю золотое правило этики?» X. Домашнее задание. (Слайд №13) - Дома перечитайте текст в учебнике и найдите подтверждение нашей гипотезы. По желанию: можете написать сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю золотое правило этики» или написать мини-эссе на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки» (слайд №14 «Спасибо за урок») | - Учащиеся зачитывают составленные синквейны. |