МАОУ «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка конспекта урока ОРКСЭ
модуль основы православной культуры
по теме: «Золотое правило этики»
4 класс, автор учебника А.В. Кураев
Выполнила: учитель начальных классов
Пашкова Наталья Геннадьевна
с. Шарлык
2022 г.
Тема: «Золотое правило этики»
Класс: 4
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока:
Образовательная:
- формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия этика, нравственность, ввести понятие золотого правила этики, показать вечную борьбу добра со злом через чтение притч, научить делать нравственный выбор.
Развивающая:
развивать мышление, умение думать, любить, сопереживать.
Воспитательная:
воспитывать великодушие, милосердие, сострадание.
Предметные результаты:
-знакомство с «золотым правилом этики», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- знакомство с понятием «неосуждение»;
- способствовать развитию умения учащихся правильно указывать человеку на его ошибки;
-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Метапредметные результаты:
-регулятивные
–формирование умения определять тему и цели урока, развитие познавательной деятельности.
-познавательные
- формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его, учиться работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
-коммуникативные - участвовать в работе группы , договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты:
-развивать этические чувства как результата морального поведения;
-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
-научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
-воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно-поисковый, системно- деятельностный.
Оборудование:
-ПК
-учебник
-карточки с притчами
-толковые словари.
Ход урока:
I. Организация деятельности учащихся
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я бы хотела начать урок с просмотра отрывка из мультфильма «Крошка Енот». (Дети смотрят фрагмент мультфильма)
- О чём этот мультфильм?
- Давайте вспомним, какие советы давали Крошке Еноту?
- Что ему советовала Мартышка?
- А что сказала сделать мама?
- Чей совет оказался более действенным?
II. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
- Подумайте и предположите, о чём же мы с вами будем говорить на уроке? (О правилах поведения)
- Какие правила поведения вы знаете? (не оскорблять, не обманывать, не обижать, помогать в трудной ситуации…) Учитель записывает на доске.
- Посмотрите, сколько правил…
А тема нашего урока - Золотое правило этики!(прикрепляет к доске надпись)
-Что смущает? (золотое правило – т.е. одно?)
- Можно ли жить по одному правилу?
- Что нам сегодня предстоит узнать?
1.Что означает слово этика?
2.Что значит «Золотое правило»?
3.В чём же оно заключается?
III. Актуализация знаний.
- Итак, что же такое этика? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения)
- Давайте проверим ваши предположения. Как это сделать? (Посмотрим значение в толковом словаре) Предлагаю посмотреть ответ в двух толковых словарях. ( Толковый словарь Ушакова и толковый словарь Ожегова.)
Два ученика зачитывают толкование слова этика.
Э́ТИКА, этики, мн. нет, жен. (от греч. éthos - обычай).
1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека.
2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии.
Врачебная этика. Физкультурная этика.
ЭТИКА, - и, ас.
1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе).
- Сделаем вывод, этика – нравственность, нормы поведения.
- Почему золотое правило? (Ценное, важное, главное)
- Есть ли среди тех правил, которые вы озвучили ранее, самое важное?
- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила этики», выполнив задание в группах.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в группах
Класс делится на три группы (для каждой группы заранее приготовлены листы бумаги и ручки).
Под фонограмму Д. Ласта «Одинокий пастух» учитель читает притчу.
Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость. Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
Задание № 1
1.Как вы поняли смысл этой притчи?
2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»
3.Какое «Золотое правило этики» сформулируете вы?
На выполнение задания 1- 2 минуты. Ответ даёт та команда, которая быстрее всех успеет выполнить задание правильно. Другие команды могут дополнить ответ выступающих ребят. В конце урока учитель подводится итог.
Послушайте стихотворение.
Выскажите свое мнение о конфликте двух ребят.
Расскажу вам про терпение.
В классе есть у нас Данилка,
Он житья мне не дает:
То придумает дразнилку,
То щипнет, а то толкнет.
Вот какое отношение!
Я б могла тебя, мучитель,
Очень больно отлупить.
Все терпение собрала и терплю.
Может скоро я
Данилку полюблю…..
Задание № 2
Какое «золотое правило» сформулирует ваша группа?
Задание № 3
-Посмотрите притчу: «Ведро с яблоками»
-Почему второй сосед ответил первому добром?
-Почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил, без которых невозможно жить.
-Сформулируйте свое «Золотое правило этики».
Каждая группа формулируют свое «Золотое правило этики» и делает вывод.
- Какое правило можно для себя вынести? (С другими надо поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой)
- Можно ли это правило назвать золотым? Докажите! (Если не хочешь, чтобы тебя обманывали – не обманывай сам, хочешь, чтобы тебя уважали – относись с уважением к другим …)
- Давайте проверим нашу догадку. Откроем учебник с.67 и узнаем какое же оно «золотое правило»?
Работа по учебнику
Чтение по учебному пособию на стр. 67(3 абзаца).
Словарная работа.
- Вам в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, давайте разберем их.
Заочно - за глаза
Сплетничать – говорить плохое о человек, то что не соответствует истине, осуждать.
-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей?
-Что вы чувствовали?
-Как звучит золотое правило этики?
"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
Известна другая формулировка этого правила:
«не делайте другим того, чего не хотите себе».
Как вы понимаете первую формулировку?
Кто «золотое правило этики» сообщил людям? (Иисус Христос в Нагорной проповеди)
Почему его называют «золотым»?
-Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка.
Ребята, как вы думаете, куда же шел этот человек?
На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.
- В чем же здесь главная мысль? (высказывания детей) Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.
-Как вы понимаете эту фразу?
Сплетник очень часто переносит на другого человека то плохое , что живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
Почему не следует осуждать другого? (просто потому, что мы сами не хотим, чтобы нас осуждали; потому, что вера в лучшее делает человека действительно лучше).
V. Физ. Минутка
«Добра желаем»
Люди по земле шагают – всем добра желают!
(шагаем на месте)
Птицы по небу летают – всем добра желают!
(руки в стороны, движения вверх – вниз)
По морям плывут киты небывалой красоты,
(руки вперёд и в стороны)
Всё про море знают - всем добра желают!
(руки на пояс, повороты влево – вправо)
Если будем мы ребята всем добра желать –
Мир наш сможет измениться, может лучше стать!
(хлопки в ладоши)
VI. Первичная проверка понимания.
- Давайте рассмотрим репродукцию картины В.Д. Поленова «Христос и грешница (Кто без греха?)» в учебнике с.68
- Что вы здесь видите, расскажите.
- Прочитайте текст на с. 68- 69 и ответьте на вопрос как уберечься от осуждения? (Дети читают вслух по цепочке).
- Как Христос защитил женщину? Почему он её защитил?
VII. Первичное закрепление
- Итак, как же звучит золотое правило этики?
- Почему его назвали золотым?
-Как уберечься от осуждения других людей? (Вспомнить свои ошибки и недостатки)
- Как правильно указать человеку на его ошибки?
Продолжите предложения:
«Не судите, да…(не судимы будете)…»
Неосуждение - это… ( проявление милосердия к человеку)
«Любить грешника» означает…. (помочь ему избавиться от его греха)
- Как надо относиться к людям?
- Что бы вы посоветовали Крошке еноту?
VIII. Обобщение и рефлексия.
- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы, которые поставили на уроке. Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:
-над чем я задумался (лась)…
-чем я заинтересовался (лась)…
-что меня взволновало…
-что удивило….
- Сегодня вы все молодцы! Очень надеюсь, что вы будете стараться жить, соблюдая «золотое правило» этики. Урок окончен. Спасибо за работу!
IX. Домашнее задание
дается на выбор:
Подобрать пословицы и поговорки по теме «Золотое правило этики» (не менее 3-х)
Составить синквейн по теме «Золотое правило этики»
Список используемой литературы:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 класс. – М.: «Просвещение», 2016.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1098286/%D0%AD%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%9
https://slovarozhegova.ru/
https://vk.com/wall-172191219_4377
https://youtu.be/ggqDdpod9No
http://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/391827-konspekt-uroka-po-orksje-tema-urokazolotoe-pr
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-zolotoe-pravilo-etiki-2715685.html
https://kopilkaurokov.ru/ork/uroki/urok_po_orkse_zolotoie_pravilo_nravstviennosti
https://orkse.jimdofree.com/дополнительно/омрк/притчи-о-добре-и-зле/
10