СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема: " Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для уроков ОРКСЭ в 4 классе. Она раскрывает понятия "Милосердие" и Сотрадание".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема: " Милосердие и сострадание"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Акатьевская основная общеобразовательная школа

г.о. Коломна

Московской области





Конспект урока по Основам православной культуры

4 класс

Тема : Милосердие и сострадание.









Учитель начальных классов : Харитонова Л.Е.

высшая квалификационная категория









2018 год



Тема урока: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.

Задачи урока:

1. Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.

2. Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.

3. Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание;

  • Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;

  • Познакомятся с притчами о добром самарянине и с притчей « Если ты такой милосердный, то забирай даром»;

  • Обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня. Сострадание. Ближний. Добрый самарянин.

Оборудование урока и средства наглядности: учебник Основы православной культуры А.В. Кураев М., «Просвещение», 2011.; Толковые словари С. Ожегова, В.И. Даля, Д. Ушакова, Дмитриева, современный толковый словарь.Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.



Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся узнают:

  • Что такое милосердие.

  • Чем милосердие отличается от дружбы.

  • Кого называют ближним.

  • Как христианин должен относиться к людям.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- Ребята проверим домашнее задание. Вспомните, о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке? («Почитай отца твоего и матерь твою», «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат? Молодцы! Верно, заповеди нас учат любить отца и мать, не лгать, не завидовать, не убивать. Заповеди нам помогают различать добрые поступки от злых.

  1. Создание проблемной ситуации.

Прочитайте стихотворение и скажите о чём оно?

Спешите делать добро!

У милосердия порою много лиц…

И странно видеть в чём оно одето…

Но, главное ведь в нём не это,

А удивительно, что нет ему границ!

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Учитель: Да, сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии.

Посмотрите на экран. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов) Спасибо.

4.Работа по теме урока.

1)Исследовательская работа в группах .

а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Третья группа.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Четвертая группа.

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

Пятая группа.

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

- Как понимаете слова?

- Что общего?

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

б) Исследование слова “милосердие”.

Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня)

-Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд».

-Что значит милосердный? (милый сердцу).

- А как вы понимаете смысл слова сострадать?

2) Работа над «Притчей о добром самарянине».

а) Словарная работа.

Притча - рассказ с нравоучением.

Самаряне - жители одной местности в Палестине.

Заповедь- правило жизни.

Жить достойно - жить по заповедям Христа.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

б) Прочитайте “Притчу о добром самарянине” с. 42 – 43 учебника.

в) Работа в парах. На карточках напечатаны два вопроса. Выберите правильный ответ.

- Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему

  • Самарянину

  • Владельцу гостиницы

- Какими качествами обладал Самарянин?

  • Равнодушие

  • Доброта

  • Жадность

  • Скромность

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Действие библейской притчи о милосердном самарянине происходило в древней Иудее. А главный герой — тот, кто помог оказавшемуся в беде человеку — в отличие от остальных, был жителем Самарии, то есть иностранцем, чужим человеком. В древней Иудее самарян не любили и не уважали. Родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

- Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)

- Почему Иисус Христос рассказал притчу о самарянине, а не просто о добром человеке? Подумайте об этом и выберите правильный ответ из предло женных ниже: (Самостоятельная работа)

а) притча учит, что нужно помогать в беде «своим»: своим родным, своим друзьям, своим коллегам, своим землякам или представителям твоего народа,

б) притча учит, что нужно помогать тем, кто тебе симпатичен, кто тебя уважает,

в) притча учит, что нужно помогать любому человеку, попавшему в беду, встретившемуся на твоём жизненном пути.

Детям предоставляется возможность почувствовать и понять, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.)

-Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе.

3) «Милость» - это любовь, жалость, сострадание. Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминают об отношении к пожилым людям и детям)

-Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие?

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!»

А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

3) Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся с. 44 – 45 «МИЛОСТЫНЯ»

( Ученики делают вывод из прочитанного)

Ответы детей: Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину.

5)Милосердие в современном мире.

Учитель: В настоящее время МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. (О милосердии в современном мире) Гуманитарная и медицинская помощь жителям Донбасса.

5. Закрепление изученного.

1)Работа с пословицами у доски:

Учитель: Ребята, соедините начало и конец пословиц:

Добро помни ….. два века живёт.
Доброе дело …... а зло забывай.
Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость.
– Почему сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем добра?

Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

Учитель: Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

- Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица.

 Наш класс просто расцвёл от улыбок.

2)Притча «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

 Учитель: А сейчас послушайте одну притчу:

«Если ты такой милосердный, то забирай даром»

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

 – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?

- Каким качеством обладал мальчик?

 - Как назвал продавец мальчика?

-Кого называют милосердным?

- Что значит сострадание?

3) Стихотворение «Бумажный петушок» К. Лукашевич

(читает заранее подготовленный ребенок)

Из бумаги петушка

Люба смастерила,

Разукрасила бока,

Гребень прикрепила,

И, любуясь петушком,

Песенку запела:

«Знаешь ли, мой петушок,

Есть такие дети,

У которых близких нет

Никого на свете.

Мама ласковой рукой

Их не приголубит,

И игрушки никакой

Им никто не купит.

Ты лети, мой петушок,

Сядь к ним на окошко:

Пусть с тобою веселей.

Будет им немножко…»

- Какие образы и картины вы представили, слушая это стихотворение?

- Как вы охарактеризуете девочку, смастерившую петушка?

4) Игра на внимание.

- Выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал)

5)Составление синквейна.

- Составьте синквйен для слова Милосердие.

6. Рефлексия. «Дерево Добра».

Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

7. Итог урока:

Учитель: Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех. А вы, ребята, смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его истинный смысл. И каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

А завершить урок я бы хотела словами :

(Звучит тихая спокойная мелодия)

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

«…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»!

Творите добро себе на благо!

А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке :

я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

8. Домашнее задание.

С.42 – 45 чит., отв. на вопр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!