Газиева Елена Вячеславна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Кардымовская СШ»
Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе
по теме: «Что такое полезные ископаемые?»
/ УМК А. Плешакова /
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: знакомство с понятием «полезные ископаемые», группами полезных ископаемых, представителями и их свойствами, применением и способом их добычи; раскрытие роли природных ископаемых в жизни человека; развитие умения сравнивать и анализировать, расширение словарного запаса; воспитание интереса и уважительного отношения к профессиям людей, которые добывают полезные ископаемые; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник, тетрадь для проверочных работ, образцы полезных ископаемых, ручные лупы, стеклянные палочки, салфетки.
Ход урока:
1-й этап урока. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Возьмите листы самооценки и оцените своё настроение.
Отметь знаком «+», оцени свое настроение | | | |
1. Мое настроение в начале урока | | | |
2. Мое настроение в конце урока | | | |
Отметь знаком «+», оцени себя | Хорошо | Не очень | Плохо |
1. Данную тему я усвоил (а) | | | |
2. На уроке я работал (а) | | | |
2-ой этап. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Словесный метод. Фронтальный опрос
— Расскажите, что составляет основу экономики.
— Какие природные богатства использует экономика?
— Приведите примеры использования природных богатств.
— От чего зависит успех труда в экономике?
— О процессе создания какого предмета вы узнали? Назовите источники информации. /по заданию для домашней работы, стр.45 учебника/
Наглядный, словесный метод. Беседа.
- Посмотрите на карту. Что вы видите? (территория нашей страны).
- Богата и разнообразна природа нашей страны. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку:
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи... (Геолог ).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! /слайд ли фото/
3 этап урока. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
- Тогда скажите, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке?( о полезных ископаемых)
- Какие цели поставим перед собой? (узнать, какие полезные ископаемые бывают, где находятся, как люди используют в своей жизни, как их добывают)
4 этап урока. Изучение новой темы.
4.1. Беседа
Понятие «полезные ископаемые»
— От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)
— Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)
— Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46.
— Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)
4.2. Практическая работа. Полезные ископаемые и их свойства.
Работа проводится в парах. (Учитель раздает детям образцы. Предлагает определить полезное ископаемое по иллюстрации на стр.46 или по атласу-определителю.)
- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства).
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу.
Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.
— Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?
(При проверке учитель составляет итоговую таблицу по практической работе)
Полезное ископаемое | Свойства | Применение |
Гранит | Твердый, красный –серый-белый, непрозрачный, плотный. | Строительство |
Известняк | | Строительство |
Глина | | Строительство, посуда |
Каменный уголь | | Топливо, краски, лекарства, пластмассы |
Нефть | | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы |
Железная руда | | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны |
- Дополните в своей таблице сведения о применении полезного ископаемого.
5-ый этап урока. Физкультминутка.
Мы геологами станем?
Да? – да! (хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь («плывут»)
Ее не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)
4.3. Работа в учебнике. Самостоятельное чтение. Работа по группам.
Для чего добывают полезные ископаемые. /1-ый вариант/
— Прочитайте в учебнике текст на с. 47.
Как добывают полезные ископаемые. /2-ой вариант/
— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.
Беседа./1/
— Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)
- Какие полезные ископаемые берут люди в природе для изготовления кирпича, бетона?
- Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина?
Из какого полезного ископаемого получают бензин?
- Из каких полезных ископаемых получают металлы?
- Что производят из металлов?
Беседа./2/
- Есть люди, которые специально изучают этот мир, исследуют, что находится в земной коре. Как их называют?
-
Геолог – это человек, который изучает строение, состав, историю земной коры, методы изыскания полезных ископаемых и их месторождения. (Месторождение - места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые).
- А кто же еще помогает геологам в добыче полезных ископаемых?
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.
— Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
— Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.
— Рассмотрите иллюстрации на с. 48—49.
— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)
— Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)
Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощь кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.)
— Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Ответы учеников.)
— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
4.4. Полезные ископаемые Смоленской области. Работа с картой.
- Как вы думаете, в нашей области есть месторождения изучаемых нами полезных ископаемых?
– Какими полезными ископаемыми богата наша область? Посмотрите на карту (на каждой парте она есть) и назовите наиболее распространенные.
4.5. Беседа об охране полезных ископаемых.
- Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
- Что мы должны делать, чтобы
по-хозяйски использовать подземные богатства?
- Итак, хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
6-ый этап урока. Закрепление изученного материала.
6.1 Аукцион загадок.
1. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (песок)
2. В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте… (руда)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4. Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
- Какое полезное ископаемое жидкое?
- Какое полезнее ископаемое газообразное?
6.2. Тест./ Выполнение теста и его проверка по образцу./
1. Какое полезное ископаемое горючее?
1) торф
2) железо
3) гранит
4) глина
(Ответ: 1)
2. Какое полезное ископаемое самое прочное?
1) глина
2) торф
3) известняк
4) гранит
(Ответ: 4)
3. Что образуется при разрушении гранита?
1) известняк
2) торф
3) каменный уголь
4) песок
(Ответ: 4.)
4. Камнем плодородия называют:
1) железную руду
2) известняк
3) торф
4) нефть
(Ответ: 3.)
5. Установите соответствие между полезным ископаемым и способом его добычи./Работа по схеме у доски/
Каменный уголь Карьер
Нефть Шахта
Глина Скважина
(Ответ: каменный уголь — шахта, нефть - скважина, глина — карьер.)
7-ой этап урока. Итог урока.
- Ребята, как вы считаете, достигли мы цели урока? На все вопросы ответили?
- Какой вопрос оказался самым сложным?
- Что помогло нам в работе?
8- ой этап урока. Рефлексия.
- Заполните лист самооценки и сравнить свое настроение в начале и конце урока. У кого настроение изменилось в лучшую сторону?
- Кто хочет поделиться своими достижениями?
9-ый этап урока. Домашнее задание.
Дифференцированное:
для всех:
1) учебник, с. 46-49, тест в проверочной тетради по теме.
на выбор любое:
1) подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.
2) узнать из дополнительных источников, как добывают полезные ископаемые.
8