СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Определение рода имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Определение рода имен существительных", 3 класс, УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Определение рода имен существительных"»

3 класс

Русский язык

Урок № 92

Тема урока. Части речи. Определение рода имен существительных.

Цели урока:

 Образовательные: познакомить учащихся с приёмами   распознавания имён существительных.

Развивающие: развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы; учиться оценивать себя и других.

Воспитательные:  побуждать детей к совместной деятельности, вырабатывать умение работать друг  с другом.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.  Регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму; способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Оборудование: опорные таблицы, презентация, карточки для самостоятельной работы, предметные картинки

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.    Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним. Что такое существительное?

Какие существительные отвечают на вопрос Кто? Что?

Какие существительные называются собственными?

Изменяются ли существительные по числам? А по родам?

Какого рода могут быть существительные?

2.1. Чистописание.

       - Сегодня нам предстоит большая, сложная работа. Как вы думаете, с чего мы начнём? (с чистописания)

       - А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?

       - Правильно! А какие правила мы должны соблюдать при письме?

       - Откроем тетради и запишем число.

31 января.

Классная работа.

       - На полях поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня заработать на уроке.

-Начнём с минутки чистописания, будем развивать каллиграфические навыки. Подготовим руку – упражнения для пальчиков.

 первый палец — стимулирует деятельность головного мозга;

 второй палец — улучшает работу желудка;

 третий палец — нормализует  кишечник;

 четвертый палец — усиливает работу печени;

 пятый палец — сердечный

-Повторим написание букв  Ж, С и М. Они помогут нам в работе на следующих этапах урока.

- Вспомните, из каких элементов состоят эти буквы, обратите внимание на наклон, ширину букв.

- Запиши букву ж столько  раз, сколько я хлопну в ладоши.

-Сколько букв вы записали? Выделите лучшую.

-Запишите букву с столько раз, сколько в нашем классе детей с именем Саша.

-Сколько букв вы записали?

-Запиши букву м столько раз, сколько я стукну карандашом по столу.

-Сколько раз вы записали эту букву? Найдите и отметьте «королеву»-букву.

Ж Ж Ж Ж Ж С С С М М М М М М

2.2. Словарный диктант.

Проводит ученик

3. Определение целей и задач урока

Послушайте стихотворение о определите тему урока.

Женский род запомню я

и скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – «оно, мое»!

Это правило твое.

Какая тема урока?

Какие задачи поставим перед собой?

4. Новая тема

  - А как вы думаете, как можно определить род имён существительных?

            - Для определения рода существуют слова – помощники

           м.р                                                ж.р.                                       ср.р.

        он мой                                         она моя                                 оно моё

        карандаш                                       ручка                                    яблоко

   Игра «Собери портфель»

          1-й ряд – сущ. ж.р

           2-й ряд – сущ м.р.

                 3-й ряд – сущ. ср.р

           (Предметные картинки прикреплены на магнитной доске. Каждому ряду по  количеству учеников.)

Клей, пенал, карандаш, альбом, дневник, фломастер, циркуль, глобус, кисточка, скрепка, линейка, тетрадь, ручка, точилка, солнце, яблоко, молоко, облако, ножницы, метро, пальто.

            - Проверяем.

Назовите одним словом предметы мужского и женского рода (школьные принадлежности).

Какие слова попали в портфель среднего рода? (словарные слова)

 (Слова   теперь обратно прикрепляем на магнитную доску, но уже

 соответственно в колонку по родам (по три слова). Ребята с каждого ряда по очереди выходят к  доске.  

5. Физминутка.

-Ребята, становитесь парами. Я произношу утверждение. Если вы согласны со мной, тогда меняетесь между собой местами, а если нет – стойте на месте.

  • Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предметов.

  • Имена существительные изменяются по числам.

  • Имена существительные бывают только мужского и женского рода.

  • Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

  • Одушевленные существительные:

          мама, скала, муха, ребенок.

  • Существительные женского рода:

         деревня, парта, дверь, степь, ухо

  • Существительные мужского  рода:

барабан, будильник, булавка, бублик

  • Существительные среднего рода:

утюг, звено, окно, дело, одеяло.

Или под музыку

6. Закрепление

            - Подберите и запишите существительные каждого рода (по одному существительному каждого рода).

Для этого мы отправимся в магазин «Спорттовары». Что вы купите? (бревно, мяч, скакалка)

В кондитерской? (торт, печенье, конфета)

В булочной? (хлеб, булка, тесто)

В молочном магазине? (молоко, ряженка, кефир)

ж.р. м.р. ср.р.

Запишите предложение для разбора, вставив пропущенное слово.

Зимнее ________ освещает лесную ________.

Существительные какого рода вы вставили?

Разберите предложение.

Работа с учебником (по времени) упр. 44

7. Самостоятельная работа

Подчеркните лишнее слово:

Деревня, дядя, воля, земля;

Дерево, перо, стул, село;

Поле, огонь, конь, окунь;

Место, стена, ведро, весло.
Какие слова подчеркнули?

8. Итог урока

Как определить род существительных?

Тренажер «Род имен существительных»

9. Домашнее задание

Стр. 28 правило, упр. 45

10. Рефлексия

Молодцы! Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. А теперь

оцените себя. На полях поставьте ту оценку, которую вы считаете заработали на уроке.

- У кого совпали оценки?

             - Кто хотел получить выше, но не смог её заработать?

             - А кто не думал, что может так хорошо работать?

             - Что нового узнали на уроке?

             - Для чего мы изучаем род существительных?

Подпишите карточки.

Карточки «Род имен существительных» (разноуровневые, 4 варианта)

Поставьте плюс


ж. р.

м. р.

ср. р.

ученик




какао




пирог




береза




помидор




солнце




рябина




лягушка




сердце




горох
































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!