Педагогические цели | Содействовать формированию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Родовые окончания. Определение рода имен сущест-вительных. Начальная форма имен существительных. Словосочетания. Непроверяемые орфограммы. Загадка. Пословица |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 27–28. Схема «Род имен существительных» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Удав | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Беседа, упражнение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Демонстрируют выполнение домашнего задания, отвечают на вопросы | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Упражнение |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Знакомит с темой и целью урока | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем | |
V. Развитие знаний и способов действий. 1. Род имен существительных | Индивидуальная. Практический. Распределительный диктант | Диктует слова, комментирует задание (см. Прило-жение) | Записывают слова под диктовку в три столбика | Осуществляют классификацию имен существительных по заданному критерию | Распределительный диктант |
2. Словосочетания. Непроверяемые орфограммы (упр. 43) | Фронтальная, групповая. Словесный, практический. Упражнение | Комментирует задание, предлагает выполнить его в группах; организует проверку | Составляют словосоче-тания и предложение, указывают род имен существительных; выделяют непроверяемые орфограммы; разбирают слово по составу | Умеют работать в группе, договариваются о совместных действиях; осуществляют само- и взаимоконтроль | Упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- минутку | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
3. Загадки. Письмо по памяти (упр. 44) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо по памяти | Формулирует задания, контролирует их выпол- нение | Объясняют отгадки к загадкам. Определяют род имен существительных. Записывают загадку по памяти | Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Упражнение, письмо по памяти |
4. Пословицы. Начальная форма | Фронтальная, индивидуальная. | Предлагает прочитать пословицы и объяснить, | Выполняют задания упражнения. | Осуществляют анализ пословиц. | Упражнение, правило |
имени сущест- вительного (упр. 45) | Словесный, практический. Упражнение, правило | когда так говорят. Ком-ментирует задания, контролирует их выполнение. Организует работу с правилом | Читают и запоминают правило | Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Извлекают необходимую информацию из учебного текста | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Упр. 46 | Парная, индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение | Формулирует задания упражнения, организует его выполнение | Объясняют значение выделенных слов, написание слов с пропущенными орфограммами. Озаглавливают стихотворение. Определяют род имен существительных | Владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; принимают участие в работе парами | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем занимались сегодня на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: начальная форма имени существительного | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Записать четверостишие и к каждому имени существительному подписать его начальную форму. Выучить правило | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение, правило |
Калач, ночь, пальто, ландыш, мышь, облако, дрожь, плач, имя, глушь, луч, дичь, метро, шалаш, тишь, ложь, чувство, морковь, стриж, рожь, солнце, фамилия, борщ, помощь, полночь, молодежь, шоссе, вещь, еж, мелочь, сторож, сердце, озеро, дочь, речь, картофель, карамель, кофе, камыш, сирень, молоко, брошь, печь, ходьба, просьба.