СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (УМК «Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимахантонимахомонимах

Планируемые результаты

Просмотр содержимого документа
«Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (УМК «Школа России)»

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимыантонимыомонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимахантонимахомонимах

Планируемые результаты

Предметные:

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

- различать синонимыантонимыомонимы

- подбирать к словам синонимыантонимыомонимы

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

- высказывать и обосновывать свое мнение

- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

- сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные:

- уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык»

Ход урока

I. Организационный момент.

У. - Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу удачи. (пальчиковая гимнастика). Займите свои места. Проверьте готовность к уроку. Откройте рабочие тетради и запишите сегод. дату.

II. Актуализация знаний

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные. (слайд 5)

1) Поток воздуха. (Ветер)

2) Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3) Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4) Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

- выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

- Составьте с любым из слов предложение.

- Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

VI. Самоопределение к деятельности (слайд 6)

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? (Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг – друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимыантонимыомонимы и научиться распознавать их в речи)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 70 (с. 47) Помогите Незнайки (слайд 7-8)

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

- При подборе антонимовсинонимовомонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный тёмный

храбрый скупой

искусственный медлительный

светлый иностранный

расторопный трусливый

отечественный натуральный

ошибочный кратковременный

щедрый правильный

Упр. 69 (с. 47) – устно (слайд 9-10)

(Работа в парах. Коллективная проверка)

- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка.

2. Беседа

- Для чего в языке нужны слова синонимы(Ответы детей)

- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот,в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

• храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный (слайд11-13)

Определить синонимический ряд (знаком +)

1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый

2. Смелый, храбрый, мужественный

3. Добрый, жадный, щедрый

4. Вечный, бессмертный, временный

5. Глупый, неумный, недалёкий

1 2 3 4 5

Гимнастика для глаз слайд 14

Подбери к словам антонимы и синонимы:

2. Заполните пропуски в таблице Красной Шапочки «От синонимов к антонимам» (слайд 15-16)

Слово Синоним Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

Графический диктант слайд (17-18)

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают,какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)

1. Жди горе от моря, а беды от воды.

2. Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3. Солнце на ели, а мы еще не ели.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5. В глаза хвалит, а за глаза бранит.

- Коллективная проверка.

- Оцените специальным знаком свою работу на уроке.

VII.Закрепление изученного материала

1)Раскрыть цветок для Дюймовочки (слайд 19-21)

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Какой получился цветок? Подберите синонимы (красивый, чудесный, прекрасный, живописный).

YI.Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы - хлопаете…

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

2) Работа в группах (слайд 22)

Прочитать стихотворение и найти в нём слова- омонимы и записать их.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

- Где вы были?

- У лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

3) Дети получают карточки со словами. Дети должны их распределить по домикам. (слайд 23-24)

Самостоятельная работа, один человек работает на откидной доске. Коллективная проверка.

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итога

Какие слова называются синонимамиантонимамиомонимами? Приведите примеры.

Оценивание.

(слайд 25)

X. Домашнее задание (слайд 26)

Упр. 72 (с. 48)

1 уровень - выполнить задание по странице учебника;

2 уровень – во 2 и 3 предложении подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;

3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем упражнении, уметь объяснить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!