СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки № 16-17. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки № 16-17. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа.»


Литература.10 класс

Урок №117-118.

Тема урока: Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа.

«Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего русского народа, породило пар­тизанскую войну. Жи­тели сжига­ли города и деревни, мужики и партизаны ловили мародеров, пере­нимали транспорты... Война приняла народ­ный характер. «Партизаны уничтожали великую армию по частям... Были пар­тии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и поме­щичьи, никому неизвестные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот плен­ных. Была ста­ростиха Васи­лиса, побившая сотню французов».

Одного из мужиков-партизан рисует писатель более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек в пар­тии» Де­нисова — Тихон Щербатый.

Учитель: Тип какого представителя русского народа воплощен в образе Тихона Щербатого?

В образе Тихонова воплощен дух народа-мстителя, сила и смекалка, ловкость и удаль русского крестьянина, кото­рый с то­пором в руках идет на врага не потому, что кто-то его понуждает, не под влиянием красивой фразы, а под воздейст­вием патриоти­ческого чувства гнева и ненависти к непро­шеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Ти­хон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги, и только враги.

При чтении романа мы вдруг замечаем удивительный парадокс: изображению Тихона Щерба­того, «самого нужного человека в партии» отводится всего две главы, тогда как гораздо большее ме­сто занимают страницы, посвященные Платону Каратаеву. Почему же это так?

Учитель: Что вы можете рассказать о Платоне Каратаеве? В чем его отличие от Тихона Щербатого?

Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, реши­мость, энергию, сме­лость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Боро­динском поле, солдаты и ополченцы представля­ются ему «с своими простыми, добрыми, твердыми лицами». «Простота, добро и правда» — это те высокие качества, которыми отлича­ются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа.

«Олицетворением духа простоты и правды» кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек — пол­ная проти­воположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Пла­тон любит всех людей, в том числе и французов. Если Ти­хон грубоват и юмор его сочетается с жесто­костью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». И внешний облик Кара­таева (все у него было «круглое»), и голос его, и ма­нера говорить с «нежно-певучею лаской», и са­мый характер его речей — не динамичных и кратких, а полных раздумий о жизни, о людях — все резко отличает его от Щербатого. Тихон о боге не поминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый» солдатик Апшеронского полка мыслит такими афо­ризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». В этих пословицах — веками слагав­шаяся философия терпения и покорности судьбе. Правда, есть у Каратаева в запасе и другие посло­вицы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся»... В них слышатся отголоски крестьянского протеста против не­справедливого устройства жизни. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов «безвинно на­прасно пострадать».

Но в душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей («Как не скучать, соколик! Мо­сква, она го­родам мать! Как не скучать на это смотреть»). Живет в нем и ве­ра в гибель нашествия («Червь капусту гложет, а сам прежде того пропадает»). Платон — частица собира­тельного образа народа, как и Тихон.

Но Платон – это та часть, которую Толстой называл рабочей пчелой, которая только тогда и имеет значение, когда состоит в рое, живет роевой жизнью. Поэтому вообще отдельная человече­ская личность, и его собствен­ная в том числе, лишена для Платона значения: «...жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдель­ная жизнь. Она имела смысл только как частица це­лого, которое он постоянно чувствовал». Он и на вопрос: «Ты кто же, солдат?» — отвечает во множе­ственном чис­ле: «Солдаты Апшеронского полка», и фамилию свою называет так: «Каратаевы про­звище...»

Именно это «роевое начало» в Платоне, похожее на инстинкт «муравья в кочке», отсутствие личных интересов, склонно­стей, даже привязанностей и привлекло более всего Пьера. Встреча о Платоном помогла ему выйти из душевного кризиса. Картина страшного убийства «поджигателей», убийства, совершенного людьми, «не хотевшими этого делать», разрушила в сознании Пьера веру в жизнь, «и в благоустройство мира, и в человечес­кую, и в свою душу, и в Бога».

Можно понять, что Пьеру, которому мир вдруг показался «кучей бессмысленного сора», Пла­тон, проникнутый чувст­вом всеобщего любовного единения людей (чувством, которое скво­зит во всех его речах), представляется воплоще­нием «всего рус­ского, доброго и круглого». Пьер и сам на­чинает себя чувство­вать каплей в человеческом море, ощущает свое единение со всей природой, всем миром — лесами, полями, бесконечной далью и звездами в небе. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер».

Толстой не выдумал Платона Каратаева, а обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие рус­ские писа­тели, видел в жизни. И отношение Толстого к Платону Каратаеву не одно­значно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер дости­гает верши­ны духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений сво­его героя и филосо­фии Ка­ратаева. На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.

Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной прав­де, не мог изобразить его как на­род Каратаевых. Вспом­ним зна­менитые слова писателя о «дубине народной войны», которая «под­нималась, опускалась и гвоздила францу­зов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Эта дубина больше напоминает то­пор Тихона Щербатого, чем иглу Кара­таева, которой тот шьет рубаху для француза. Писатель прославляет не пассивный, а бо­рющийся народ: «... благо тому народу, который в минуту испы­тания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чув­ство оскорбле­ния и мести не заменится презрением и жало­стью».

Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Кара­таева, как бы независимому от внешних условий жизни; «он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами»...

Этому неизменному любовному отношению Каратаева к людям автор придавал особенный смысл и значение как известной этической норме. Образ Платона Каратаева, наиболее развернутый из народных образов, занимает особое место в художественной структуре романа. Он возник не сразу и появляется в поздних редакциях «Войны и мира».

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.

Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу — внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой

истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.

Для всех же остальных пленных Каратаев «был самым обыкновенным солдатом», над которым они слегка «добродушно трунили, посылали его за посылками» и звали Соколик или Платоша; он был для них простачком.

Таким образом, Каратаев не есть центральный образ русского мужика в «Войне и мире», а одна из многих эпизодических фигур наряду с Данилой и Балагой, Карпом и Дроном, Тихоном и Маврой Кузьминичной, Ферапонтовым и Щербатым и прочими, ничуть не более яркая, не более облюбованная автором, чем многие из них. Центральным образом русского народа в «Войне и мире» является коллективный образ, воплощенный во множестве персонажей, раскрывающих

величественный и глубокий характер простого русского человека - крестьянина и солдата.

Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы.

Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это — другая сторона «мысли народной». Но «для Пьера каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».

Нравственно-философские итоги романа.

Для Толстого главный вопрос в истории: «Какая сила движет народами?» В историческом

развитии он стремится найти «понятие силы, равной всему движению народов».

Философия войны у Толстого, при всей отвлеченности некоторых его сентенций на эту тему, сильна оттого, что острием своим направлена против либерально-буржуазных военных писателей, для которых весь интерес сводился к рассказу о прекрасных чувствах и словах разных генералов, а «вопрос о тех 50000, которые остались по госпиталям и могилам», вовсе не подлежал изучению. Его философия истории, при всей противоречивости, сильна тем, что большие исторические события он рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров, т. е. правящих верхов. И в таком подходе к общим вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны— разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

Толстой неоднократно заявлял в «Войне и мире» свою позицию открыто, полемически. Он пытался показать присутствие высшей духовной силы и в судьбе человека, и в судьбе народа - в полном соответствии с традиционными религиозными взглядами. Однако реальная, жизненная мотивировка фактов в его произведении настолько полна, причинно-следственная обусловленность событий раскрыта столь исчерпывающим образом, что ни одна деталь в изображаемых явлениях не обусловлена субъективной идеей автора. Вот почему, анализируя характеры и эпизоды «Войны и мира» как отражение действительности, к субъективным идеям автора прибегать не приходится. Личные взгляды и настроения Толстого никогда не искажали в «Войне и мире» художественного изображения. В преследовании истины он был равно беспощаден и к своим противникам и к себе самому. И необходимость исторических событий, осложненная в его представлении мыслями о «промысле», и характер Каратаева с его патриархально-религиозным акцентом, и предсмертные размышления князя Андрея, в которых религиозная идеология торжествует над скептицизмом, мотивированы объективно, независимо от личных взглядов и симпатий автора.

В необходимости событий 1812 года Толстой раскрывает не идею фатума, а строгую закономерность исторического процесса, еще не известную людям, но подлежащую изучению. В характере Каратаева Толстой раскрывает тип «большей части крестьянства», которая «плакала и молилась, резонерствовала и мечтала»; в размышлениях князя Андрея - взгляды, которые были действительно свойственны людям первой четверти XIX века - Жуковскому и Батюшкову, Кюхельбекеру и Рылееву, Федору Глинке и Батенькову.

В Толстом-писателе шло постоянное единоборство человека и художника. Острый конфликт между этими двумя планами сознания - личным и творческим - конфликт, отмеченный еще Пушкиным, у Толстого сказывался не в остром разрыве между обыденным, житейским и сферой искусства, как у поэтов предшествующего поколения, а проникал в сферу самого творчества. В самую писательскую работу Толстой уходил с тяжелым грузом личных настроений и взглядов и в длительном процессе творческой работы сбрасывал с себя путы обыденных мыслей, вычеркивал целые эпизоды, полемические отступления, в которых субъективно-житейское не поставлено на место и образ не прокален, где осталось случайное, где изображение не подчиняется художественной правде, не обусловлено самой действительностью.

«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.

Задание на дом: стр.183-184.

Выписать элементы портретной характеристики Наташи Ростовой

  1. Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).

  2. Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).  

  3. Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).  

  4. Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

  5. В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).  

  6. В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).  

  7. Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).  

  8. Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).  

  9. После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).  

  10. Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).  

  11. Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).  

  12. После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).

  13. Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!