Литература.10 класс
Урок №117-118.
Тема урока: Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа.
«Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего русского народа, породило партизанскую войну. Жители сжигали города и деревни, мужики и партизаны ловили мародеров, перенимали транспорты... Война приняла народный характер. «Партизаны уничтожали великую армию по частям... Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому неизвестные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов».
Одного из мужиков-партизан рисует писатель более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек в партии» Денисова — Тихон Щербатый.
Учитель: Тип какого представителя русского народа воплощен в образе Тихона Щербатого?
В образе Тихонова воплощен дух народа-мстителя, сила и смекалка, ловкость и удаль русского крестьянина, который с топором в руках идет на врага не потому, что кто-то его понуждает, не под влиянием красивой фразы, а под воздействием патриотического чувства гнева и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги, и только враги.
При чтении романа мы вдруг замечаем удивительный парадокс: изображению Тихона Щербатого, «самого нужного человека в партии» отводится всего две главы, тогда как гораздо большее место занимают страницы, посвященные Платону Каратаеву. Почему же это так?
Учитель: Что вы можете рассказать о Платоне Каратаеве? В чем его отличие от Тихона Щербатого?
Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представляются ему «с своими простыми, добрыми, твердыми лицами». «Простота, добро и правда» — это те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа.
«Олицетворением духа простоты и правды» кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек — полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». И внешний облик Каратаева (все у него было «круглое»), и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей — не динамичных и кратких, а полных раздумий о жизни, о людях — все резко отличает его от Щербатого. Тихон о боге не поминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый» солдатик Апшеронского полка мыслит такими афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». В этих пословицах — веками слагавшаяся философия терпения и покорности судьбе. Правда, есть у Каратаева в запасе и другие пословицы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся»... В них слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства жизни. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать».
Но в душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей («Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать! Как не скучать на это смотреть»). Живет в нем и вера в гибель нашествия («Червь капусту гложет, а сам прежде того пропадает»). Платон — частица собирательного образа народа, как и Тихон.
Но Платон – это та часть, которую Толстой называл рабочей пчелой, которая только тогда и имеет значение, когда состоит в рое, живет роевой жизнью. Поэтому вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для Платона значения: «...жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Он и на вопрос: «Ты кто же, солдат?» — отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка», и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище...»
Именно это «роевое начало» в Платоне, похожее на инстинкт «муравья в кочке», отсутствие личных интересов, склонностей, даже привязанностей и привлекло более всего Пьера. Встреча о Платоном помогла ему выйти из душевного кризиса. Картина страшного убийства «поджигателей», убийства, совершенного людьми, «не хотевшими этого делать», разрушила в сознании Пьера веру в жизнь, «и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».
Можно понять, что Пьеру, которому мир вдруг показался «кучей бессмысленного сора», Платон, проникнутый чувством всеобщего любовного единения людей (чувством, которое сквозит во всех его речах), представляется воплощением «всего русского, доброго и круглого». Пьер и сам начинает себя чувствовать каплей в человеческом море, ощущает свое единение со всей природой, всем миром — лесами, полями, бесконечной далью и звездами в небе. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер».
Толстой не выдумал Платона Каратаева, а обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. И отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер достигает вершины духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений своего героя и философии Каратаева. На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.
Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Вспомним знаменитые слова писателя о «дубине народной войны», которая «поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Эта дубина больше напоминает топор Тихона Щербатого, чем иглу Каратаева, которой тот шьет рубаху для француза. Писатель прославляет не пассивный, а борющийся народ: «... благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Каратаева, как бы независимому от внешних условий жизни; «он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами»...
Этому неизменному любовному отношению Каратаева к людям автор придавал особенный смысл и значение как известной этической норме. Образ Платона Каратаева, наиболее развернутый из народных образов, занимает особое место в художественной структуре романа. Он возник не сразу и появляется в поздних редакциях «Войны и мира».
Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.
Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу — внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой
истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.
Для всех же остальных пленных Каратаев «был самым обыкновенным солдатом», над которым они слегка «добродушно трунили, посылали его за посылками» и звали Соколик или Платоша; он был для них простачком.
Таким образом, Каратаев не есть центральный образ русского мужика в «Войне и мире», а одна из многих эпизодических фигур наряду с Данилой и Балагой, Карпом и Дроном, Тихоном и Маврой Кузьминичной, Ферапонтовым и Щербатым и прочими, ничуть не более яркая, не более облюбованная автором, чем многие из них. Центральным образом русского народа в «Войне и мире» является коллективный образ, воплощенный во множестве персонажей, раскрывающих
величественный и глубокий характер простого русского человека - крестьянина и солдата.
Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы.
Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это — другая сторона «мысли народной». Но «для Пьера каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».
Нравственно-философские итоги романа.
Для Толстого главный вопрос в истории: «Какая сила движет народами?» В историческом
развитии он стремится найти «понятие силы, равной всему движению народов».
Философия войны у Толстого, при всей отвлеченности некоторых его сентенций на эту тему, сильна оттого, что острием своим направлена против либерально-буржуазных военных писателей, для которых весь интерес сводился к рассказу о прекрасных чувствах и словах разных генералов, а «вопрос о тех 50000, которые остались по госпиталям и могилам», вовсе не подлежал изучению. Его философия истории, при всей противоречивости, сильна тем, что большие исторические события он рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров, т. е. правящих верхов. И в таком подходе к общим вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная.
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны— разобщение людей, разрушение, смерть и горе.
Толстой неоднократно заявлял в «Войне и мире» свою позицию открыто, полемически. Он пытался показать присутствие высшей духовной силы и в судьбе человека, и в судьбе народа - в полном соответствии с традиционными религиозными взглядами. Однако реальная, жизненная мотивировка фактов в его произведении настолько полна, причинно-следственная обусловленность событий раскрыта столь исчерпывающим образом, что ни одна деталь в изображаемых явлениях не обусловлена субъективной идеей автора. Вот почему, анализируя характеры и эпизоды «Войны и мира» как отражение действительности, к субъективным идеям автора прибегать не приходится. Личные взгляды и настроения Толстого никогда не искажали в «Войне и мире» художественного изображения. В преследовании истины он был равно беспощаден и к своим противникам и к себе самому. И необходимость исторических событий, осложненная в его представлении мыслями о «промысле», и характер Каратаева с его патриархально-религиозным акцентом, и предсмертные размышления князя Андрея, в которых религиозная идеология торжествует над скептицизмом, мотивированы объективно, независимо от личных взглядов и симпатий автора.
В необходимости событий 1812 года Толстой раскрывает не идею фатума, а строгую закономерность исторического процесса, еще не известную людям, но подлежащую изучению. В характере Каратаева Толстой раскрывает тип «большей части крестьянства», которая «плакала и молилась, резонерствовала и мечтала»; в размышлениях князя Андрея - взгляды, которые были действительно свойственны людям первой четверти XIX века - Жуковскому и Батюшкову, Кюхельбекеру и Рылееву, Федору Глинке и Батенькову.
В Толстом-писателе шло постоянное единоборство человека и художника. Острый конфликт между этими двумя планами сознания - личным и творческим - конфликт, отмеченный еще Пушкиным, у Толстого сказывался не в остром разрыве между обыденным, житейским и сферой искусства, как у поэтов предшествующего поколения, а проникал в сферу самого творчества. В самую писательскую работу Толстой уходил с тяжелым грузом личных настроений и взглядов и в длительном процессе творческой работы сбрасывал с себя путы обыденных мыслей, вычеркивал целые эпизоды, полемические отступления, в которых субъективно-житейское не поставлено на место и образ не прокален, где осталось случайное, где изображение не подчиняется художественной правде, не обусловлено самой действительностью.
«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.
Задание на дом: стр.183-184.
Выписать элементы портретной характеристики Наташи Ростовой
Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).
После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).
Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).
5