СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 26-27. Н. С. Лесков. Народ и власть в сказе «Левша». 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

Просмотр содержимого документа
«Уроки 26-27. Н. С. Лесков. Народ и власть в сказе «Левша». 6 класс.»

Уроки 26-27. Н. С. Лесков. Народ и власть в сказе «Левша».

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Составление плана статьи. Сообщения о писателе и его музее в Орле на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Лескова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов сказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев сказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Содержание урока

I. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности)

Рассказ учителя о ярких эпизодах биографии Н. С. Лескова с включением сообщений учащихся о доме-музее писателя в Орле.

Дом-музей Н. С. Лескова в Орле, памятник Н. С. Лескову.
Интерьеры Дома-музея Н. С. Лескова в Орле.

Показ фотографий и изображений Н. С. Лескова. (Приложение 1)

Из воспоминаний Л. Я. Гуревич, издательницы журнала «Северный вестник»:
«В этом тучном старике с блестящими, острыми, чёрными глазами таилось столько органической мощи, в нём кипел такой неукротимый темперамент, что, глядя на него, легко было забыть о его болезни... Это был оригинальный... мятежный человек, оригинальный, причудливый, мощный и сочный талант».

II. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...» о литературных местах России, связанных с именем Лескова. (Приложение 2)

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». (Приложение 3)

Составление плана статьи:

1. Родители Лескова, их непокорность, жизнелюбие, одарённость.
2. Годы учения Лескова.
3. На государственной службе.
4. Первые литературные опыты.
5. Полемический талант Лескова.
6. Изучение жизни простого народа.
7. Герои Лескова — выходцы из самой жизни.
8. Народный язык в произведениях Лескова.
9. Воспевание таланта, кротости духа и чистоты сердца русского человека.
10. Боль за русский народ, его униженность и непросвещённость.

III. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм.
Изображение представителей царской власти в сказе

Обзор содержания сказа «Левша».
Групповая работа:

Группа 1. Гл. 1—3.


Перескажите кратко содержание гл. 1—2.
Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.
Прочитайте по ролям фрагменты гл. 3.
Дайте характеристику государю и казаку Платову.
Почему Платов не восхитился работой англичан?
Какова основная мысль прочитанных глав?
Можно ли предположить, как автор относится к народу? Обоснуйте своё мнение.

Группа 2. Гл. 4—7.

Перескажите кратко содержание гл. 4—5.
Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.
Найдите в гл. 6 портрет левши. О чём говорит его портрет?
Перескажите выборочно гл. 7, показав, как работали туляки.
Как автор относится к работе мастеров?

Группа 3. Гл. 8—11.

Перескажите кратко содержание гл. 8—10.
Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.
Как тульские мастера реагировали на слова Платова? Предположите, что они могли сделать с блохой.
Прочитайте по ролям фрагменты гл. 11.
За что косого левшу посадили в крепостной каземат?
Почему государь был уверен в мастерстве тульских оружейников?
Каково авторское отношение к народным мастерам?

Группа 4. Гл. 12—14.

Перескажите кратко гл. 12.
Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.
За что досталось левше? Был ли он виноват?
Прочитайте по ролям фрагменты гл. 13—14.
За что государь обнял и поцеловал левшу?
Почему имени левши не было на подковках у блохи?
Как левшу собирали в Англию?
Найдите слова и выражения, доказывающие отношение автора к левше.

Группа 5. Гл. 15—17.

Перескажите кратко гл. 15.
Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.
Какие лестные предложения делали левше англичане?
Как в главе проявился патриотизм левши, его преданность России?
Прочитайте по ролям фрагменты гл. 16.
Что заметил левша в старых английских ружьях? Что его восхитило?
Какое пари левша держал с полшкипером? Как это характеризует левшу?
Перескажите кратко гл. 17. Почему ни один не выиграл пари?

Группа 6. Гл. 18—20.

Перескажите кратко гл. 18.
Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.
Как обошлись с левшой по приезде в Россию? Почему его не принимали ни в одной больнице?
Какие чувства вызывает эта история?
Каково авторское отношение к левше и властям?
Прочитайте по ролям фрагменты гл. 19. Почему никто не смог помочь левше? Какими показаны российские власти?
О чём беспокоился левша перед смертью? Почему? Как это его характеризует?
Какой вывод о русском народе делает автор в гл. 20?

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1, 4, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
В каких деталях выразилось сочувственное отношение автора к простому народу и сатирическое изображение царского окружения?

IV. Бесправие народа. Авторское отношение к героям

Практическая работа.
Составление устной и письменной характеристики левши.


Заполнение таблицы «Образ левши. Черты характера героя».

ТАБЛИЦА

Вопросы

Образ левши. Черты характера героя

Как выглядел левша? Найдите все детали его внешности в разных эпизодах

Косой, левша, на щеке пятно, волосья выдраны и т. д. → невзрачный

Как он относится к работе?

Не отвлекается, даже когда кричат о пожаре → трудолюбивый, преданный делу, усердный

Почему в тексте слово «левша» пишется с маленькой буквы?

Имени нет, это прозвище → левша — это весь русский народ

Как тульские мастера и левша отнеслись к просьбе Платова? Как оценили работу англичан?

Сразу придумали, как превзойти англичан, но не хвастались, оценили чужой труд, тонкую работу мастеров → сообразительность, уважение к чужому труду и таланту

Какая черта туляков проявилась в разговоре с Платовым (гл. 10)?

Туляки уверены в своей работе и просят отвезти её государю, но не хвастаются, не раскрывают своей тайны → чувство собственного достоинства

О чём говорит тот факт, что имени левши нет на подковках?

Имя нельзя было высечь на очень маленьких гвоздиках, которые делал левша → величайшая скромность героя

Как относятся к левше другие герои?

Платов считает народ талантливым, но в левше человека не видит (кинул в коляску, драл за волосы, не помог умирающему левше).
Царь не внушает левше страха, он доволен работой левши, но левша как человек его не интересует.
Англичане относятся к левше с уважением, видят в нём талантливого мастера, предлагают остаться, всё показывают, награждают и отправляют домой.
Левша ведёт себя с властями и за границей без страха, естественно, не притворяется, не пытается показаться лучше, чем он есть → внутренняя свобода, естественность, искренность, отсутствие подобострастия, лицемерия

Почему левша не остался в Англии?

Не хотел бросать родителей, «мы к своей родине привержены», «русская вера самая правильная» → патриотизм, духовные ценности, верность православию

Как отнеслись к левше после возвращения? Почему он не сопротивляется? Что он хочет сказать государю?

Свалили на пол, обыскали, платье сняли, часы и деньги отобрали, на холодном крыльце лежал, везли на извозчике непокрытого, роняли, ухи рвали, но он беспокоится за свою Родину и её обороноспособность, «чтобы ружья кирпичом не чистили» → талантливый, честный и верный Родине человек пропадает в России ни за что, русские мастера из народа погибают в безвестности


Итоговые вопросы:
Почему Л. Толстой назвал Лескова писателем будущего?
Почему автор верит в народ, его талант, духовные силы?

Домашнее задание
Составить письменную характеристику левши на основе таблицы «Образ левши. Черты характера героя».
Подумать над вопросом «В чём особенности языка сказа „Левша“?»
Посмотреть мультфильм или телефильм «Левша».

Индивидуальные задания.
Создать собственные иллюстрации и подготовиться к их презентации и защите.


Приложение 1



В 1857–1859 гг. – коммерческая служба в английской компании "Шкотт и Вилькенс" и "странствования по России". "Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел", – вспоминал впоследствии Н.С.Лесков.

Н.С.Лесков. Фото, 1860 г.

Источник: Лесков А. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. – М.: Гослитиздат, 1954. - стр. 256-257.



15 декабря Лесков сообщал своему родственнику Н.П.Крохину: "Репин начал писать мой портрет", но тут же добавлял: "Мне жаль времени, и я виновник замедления, что работа художника не идет. Все занят и все некогда".
Удалось сделать два карандашных наброска.

Портрет писателя Н.С.Лескова работы И.Е.Репина, 1889 г.

Источник: Чуковский К. Современники. (Жизнь замечательных людей) – М.: Молодая гвардия, 1967 г.– С. 590.




В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал резко публицистичен: его рассказы и повести теперь носили остро сатирический характер.
На сатирическую литературу и свои сатирические рассказы 1890-х годов Лесков смотрел как на неподкупное обвинение социальной неправды, обмана, лжи и насилия. "Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике." (А. Фаресов. Против течений, стр. 382)

Н.С.Лесков. Фото, 1892 г.
Автограф: "Портрет очень сильно на меня похожий. Снят у Бем, в Мереккюле, 17 июля 1892 г."

Источник: Лесков А. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. – М.: Гослитиздат, 1954.

Приложение 2

Н. С. ЛЕСКОВ. ГОРОД ОРЁЛ

С орловщиной и самим губернским городом Орлом связано детство и юность Н. С. Лескова. В Орловской губернии, в селе Горохове, он родился, несколько лет его детства прошли на небольшом хуторе Панино. Затем годы учения в орловской гимназии, годы, в которые возникла и окрепла у будущего писателя страсть к чтению. Н. С. Лесков был вынужден, не закончив гимназию, поступить на службу чиновником в Орловскую уголовную палату. Впоследствии в произведениях писателя оживут вновь жизненные истории, судьбы людей, коллизии судебных дел, с которыми молодому чиновнику приходилось сталкиваться по долгу службы. Неслучайно в сюжетах многих его произведений звучат темы преступлений, совершённых персонажами его произведений («Леди Макбет Мценского уезда») или жертвами которых стали герои прозы Лескова («Тупейный художник»).

МУЗЕЙ Н. С. ЛЕСКОВА

Посетители дома-музея Н. С. Лескова в Орле имеют возможность познакомиться с творческой биографией писателя, миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека. В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях.



Гордостью музея является воссозданная (на основе подлинных мемориальных вещей) обстановка петербургского кабинета писателя. Музей является научным центром изучения творчества Н. С. Лескова. Совместно с Орловским государственным университетом Музей Н. С. Лескова регулярно проводит научные конференции, посвящённые творчеству писателя.

Приложение 3

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

Жизненная и литературная судьба Лескова сложилась трудно. Родился писатель в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей. Отец отказался стать священнослужителем, за что был изгнан из отчего дома, долгое время служил в разных городах, затем вернулся на родину, в Орловскую губернию, женился на девушке-дворянке, которая тоже оказалась с характером: вышла замуж против воли родителей.

В непокорных и одарённых родителей пошёл и их сын, Николай Лесков. Он, крутой нравом и простосердечный душой, унаследовал от матери страстность, от отца — жизнелюбие.

Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее ему пришлось самостоятельно пополнять свои знания. Уйдя из гимназии, Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату, затем перевёлся в Киевскую казённую палату, потом и вовсе оставил государственную службу, перейдя в частную компанию. По служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые появляются в печати с начала 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов.

С первых литературных произведений Лесков проявил себя страстным полемистом. Его горячность и политическая неопытность стоили ему дорого: против Лескова ополчились видные писатели и критики. Он надолго был отлучён от известных журналов и газет, печатался большей частью во второстепенных. Однако именно в эти тяжёлые для Лескова 1860-е годы складывается его своеобразная манера письма, его особый стиль, который расцветёт в 1870—1880-е годы.

В отличие от многих писателей, изображавших жизнь народа и учивших его, как надо жить, Лесков навсегда остался в убеждении, что народ надо просто знать, а для этого жить его жизнью и проникнуться ею. При этом Лесков считал, что беды народа происходят из-за экономической и культурной отсталости России. Он возлагал большие надежды на отмену крепостного права, но, когда его ожидания не сбылись, пережил глубокое разочарование.

Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь.

Погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её так, как она сама себя понимает, и на её языке. Поэтому его герои и рассказчик его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. Лесков подслушивал речь разных слоёв населения России, обращался к фольклору. Из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ. Многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым, но было бы неправильно думать, будто Лесков не мог писать на чистейшем русском литературном языке. Сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер русского человека. И вот прошло время, и язык Лескова стал восприниматься словесным кружевом, настолько он тонок, искусен и выразителен.

Все эти качества в высшей степени свойственны «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе». Умелец-левша, может быть, наиболее фантастический из героев писателя. Он необыкновенно талантлив, одарён необычными способностями — шутка ли, выполнить такую тонкую работу, как подковать блоху! И вместе с тем он не знает основ наук, действует по интуиции. Подковать-то блоху подковали, но она перестала прыгать, двигаться, танцевать. Лесков скорбит о том, что народ хотя и бесконечно талантлив, но необразован, непросвещён. Писатель хочет, чтобы одарённость народа соединилась с широкими, глубокими и самыми современными научными знаниями. И ещё он думает о том, что народ всюду унижен, что его не слушают, не вникают в его мысли и чувства. Левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести русскую армию. Для этого он хочет — так он понимает свой долг — сказать государю важное слово, но так и не был услышан.

Свет ума и таланта Лескова пролился на русское словесное искусство XX века и обогатил русскую прозу.


Источник:  Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.