Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства в начальной школе
Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.
Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).
В структуре методов обучения выделяются приёмы.
Приёмы обучения - это элементы, составные части, детали метода обучения. (Например, инструктаж, выдача задания; в методе обучения беседе составными элементами могут быть приемы постановки вопросов, требования к ответам учащихся; сообщение плана изложения нового материала может стать приемом метода рассказа, объяснения; приемы анализа, синтеза, сравнения используются при объяснении, беседе, рассказе, упражнениях).
Беседа -диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознание, так и на подсознание учащихся, научить их самокоррекции.
Программой по изобразительному искусству предусмотрено ознакомление учащихся с историей изобразительного искусства, его видами жанрами.
Школьники знакомятся с историей искусства во время уроков-бесед, посвященных отдельным периодам, эпохам, видам, жанрам изобразительного искусства, художникам, а так же в процессе практических занятий. И в том, и в другом случае их основная цель – научить детей понимать основу языка изобразительного искусства, видеть произведение в единстве его содержания и формы, самостоятельно анализировать произведения различных видов и жанров.
В результате обучения школьники должны знать наиболее значимые картины, скульптуры, архитектурные сооружения, созданные в нашей стране и за рубежом.
Одна из важнейших задач бесед – дать детям знание языка изобразительного искусства. Усвоив его, они сумеют достаточно верно, творчески оценить художественное произведение, его содержание, форму, образное богатство, своеобразие.
В конце курса обучения Изобразительному искусству школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства – их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности т.д.
Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению.
Эффективность художественного воспитания средствами изобразительного искусства должна значительно повыситься при концентрически-последовательном принципе подачи учебного материала.
Основу его составляет круг важнейших понятий, относящихся прежде всего к изобразительно-выразительным средствам. Понятия, входящие в этот круг, последовательно, из класса в класс, углубляются и расширяются.
Ведь ребенок с ранних лет дома, на улице, по тв, радио, в общении со взрослыми получает и осознает в силу своих способностей самую различную информацию, ощущает всю необъятность окружающего мира. Поэтому воспитывать и обучать его «фрагментами» далеко оторванных друг от друга понятий, на самом деле крепко взаимосвязанных, органически слитых, нецелесообразно. С учетом возрастным особенностей детей уроки беседы следует строить следующим образом:
В 1 классе детям необходимо рассказать о том, что такое изобразительное искусство, когда оно возникло, какие произведения относятся к изобразительному искусству; кто такой художник, какие бывают виды рисования ( с натуры, по памяти, по представлению, наброски); каких людей, какие предметы, события может изображать художник ( первоначальные сведения о жанрах); какие бывают произведения изобразительного искусства
( картина, гравюра, рисунок, книжная иллюстрация, скульптура, произведение ДПИ); что такое архитектура; о пейзаже; как художник украшает книгу.
Во 2 классе дети знакомятся со следующими вопросами: общественное значение искусства. Виды изобразительного искусства. Что может художник изобразить жанры изобразительного искусства: анималистический, пейзаж, бытовой, портрет, натюрморт, сказочно-мифологический ( сказочно-былинный). Как художник работает над картиной. Как художник иллюстрирует книгу. Элементы книги. Понятие о композиции. Как и какими средствами в художественном произведении выделяется главное (композиционный центр). Изобразительно-выразительные средства(язык изобразительного искусства. Единство изобразительно-выразительных средств и содержание в художественном произведении.
3-4 класс. Общественное назначение искусства. Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, ДПИ, архитектура). Станковое и монументальное искусство. Разновидности жанров. Как создается художественное произведение. Композиция в графике и живописи. Основные закономерности композиции. Роль уровня горизонта., перспективы, точка зрения, точка схода, светотени, цвета т.д. Средства выделения главного в композиции.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы : требует много времени, необходим запас знаний.
Для младших школьников целесообразно создание игровых ситуаций на уроке, это активизирует их творческую фантазию, вовлекает в учебную деятельность, дети меньше устают и дольше остаются заинтересованными.
- Элемент ожидания (неожиданное исчезновение, появление)
- Элемент загадки
- Элемент движения (что изменилось? Поставьте на место)
- Элемент соревнования (Кто первый, кто быстрее)
- Элемент поиска и находки (найти что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине)
- Элемент «вхождения в картину» ( Чтобы ты увидел спереди или сзади себя?)
Художественное восприятие есть результат развития личности.
Оно не дается человеку от рождения.
Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового; на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т. п.).
Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в детском возрасте.