муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38 Красноармейского района Волгограда» 400096, Россия, г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50а телефон 65-23-09 ИНН 3448015799, e-mail - mousosh38.shkola@yandex.ru
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей протокол № 1 от 28.08.2021 Руководитель МО _____________ Барбашина Л.А. (Подпись, ФИО) | Согласовано Зам.директора по ВР ___________Ветчинкина Н.П. (Подпись, ФИО) | Утверждено на пед.совете протокол № 1 от 31.08.2021 И.о. директора МОУ СШ №38 ____________Н.А. Финогенова Приказ № 210-ОД от 31.08.2021 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Уроки добра»
(Название курса)
Духовно-нравственное направление
для 3-в класса
на 2021/2022 учебный год
Учитель: Янмаева Татьяна Андреевная
(ФИО)
квалификационная категория СЗД
Волгоград 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, Концепции УМК «Школа России» с учётом методических разработок издательства «Просвещение», примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.; под ред. В.А.Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО МОУ СШ №38.
Данная программа адресована обучающимся 3-их классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Данная программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации;
- допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- отличать понятия «этика» и «этикет»;
- правилам вежливости и красивых манер;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
- придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
- быть доброжелательными;
- соблюдать заповеди;
- сострадать животным, не обижать их.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№п/п | Название разделов | Форма деятельности | Вид деятельности |
Культура общения |
1. | Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие.м Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. | Игры, беседы | Познавательная деятельность |
Самовоспитание |
2. | Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. | Беседы | Познавательная деятельность |
Общечеловеческие нормы нравственности |
3. | Уважение и почитание старших. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Беседы, практические занятия | Познавательная деятельность |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? |
4. | «Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся разобраться. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Обзор курса этики за год. | Игры, беседы | Познавательная деятельность |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Дата |
по плану | по факту |
Культура общения (9 часов) |
1 | Этикет разговора. | 06.09 | |
2 | Обращение к разным людям. | 13.09 | |
3 | Обращение к разным людям. | 20.09 | |
4 | Вежливый отказ, несогласие. | 27.09 | |
5 | Этикетные ситуации. | 11.10 | |
6 | Этикетные ситуации. | 18.10 | |
7 | Афоризмы. | 25.10 | |
8 | Разговор по телефону. | 01.11 | |
9 | Играем роль воспитанного человека. | 08.11 | |
Самовоспитание (7 часов) |
10 | Что значит быть вежливым? | 22.11 | |
11 | Мои достоинства и недостатки. | 29.11 | |
12 | Мои достоинства и недостатки. | 06.12 | |
13 | Большое значение маленьких радостей. | 13.12 | |
14 | О хороших и дурных привычках. | 20.12 | |
15 | О хороших и дурных привычках. | 27.12 | |
16 | Афоризмы о самовоспитании. | 10.01 | |
Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) |
17 | Уважение и почитание старших. | 17.01 | |
18 | О сострадании и жестокосердии. | 24.01 | |
19 | О сострадании и жестокосердии. | 31.01 | |
20 | Лгать нельзя, но если...? | 07.02 | |
21 | Лгать нельзя, но если...? | 14.02 | |
22 | Всегда ли богатство счастье? | 28.02 | |
23 | Всегда ли богатство счастье? | 07.03 | |
24 | Спешите делать добро. | 14.03 | |
25 | Спешите делать добро. | 21.03 | |
26 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | 28.03 | |
Понять другого (8 часов) |
27 | «Как сердцу высказать себя?» | 04.04 | |
28 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 18.04 | |
29 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 25.04 | |
30 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 02.05 | |
31 | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 09.05 | |
32 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 16.05 | |
33 | Афоризмы. | 23.05 | |
34 | Чему мы научились на уроках этики. | 30.05 | |
Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы:
Список литературы для учителя:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.
Азбука права: разработки занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. Методическое пособие Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». 2 класс. / Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ. 2013
Интернет-ресурсы:
- Культура общения. Правила поведения.
http://eorhelp.ru/node/26184 - Психологическая игра «Путешествие на остров «Дружба»
http://tineydgers.at.ua/load/psikhologij sikhologicheskaja_igra_quot_puteshestvie_na_ostrov_druzhba_quot/104-1-0-13077
http://tineydgers.at.ua/load/psikhologija/psikhologicheskaja_igra_quot_puteshestvie_na_ostrov_druzhba_quot/104-1-0-3077 http://tineydgers.at.ua/load/psikhologija/psikhologicheskaja_igra_quot_puteshestvie_na_ostrov_druzhba_quot/104-1-0-13077
http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/
Приложение
Задания по разделу «О добром отношении к людям».
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности».
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Тест на умение пользования мобильным телефоном?
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?
- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Лист корректировки
________________________________________________________________________________ для _____________ класса
Учитель: _________________________________
№ | Тема | Причина корректировки | Дата |
По плану | По факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
21