СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки добра, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе собраны темы для проведения классных часов в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Уроки добра, 3 класс»


муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38 Красноармейского района Волгограда» 400096, Россия, г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50а телефон 65-23-09 ИНН 3448015799, e-mail - mousosh38.shkola@yandex.ru



Рассмотрено

на заседании МО

классных руководителей

протокол № 1 от 28.08.2021

Руководитель МО

_____________ Барбашина Л.А.

(Подпись, ФИО)

Согласовано

Зам.директора по ВР

___________Ветчинкина Н.П.

(Подпись, ФИО)


Утверждено на пед.совете

протокол № 1 от 31.08.2021

И.о. директора МОУ СШ №38

____________Н.А. Финогенова

Приказ № 210-ОД от 31.08.2021



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Уроки добра»

(Название курса)


Духовно-нравственное направление


для 3-в класса

на 2021/2022 учебный год



Учитель: Янмаева Татьяна Андреевная

(ФИО)

квалификационная категория СЗД



Волгоград 2021



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, Концепции УМК «Школа России» с учётом методических разработок издательства «Просвещение», примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.; под ред. В.А.Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО МОУ СШ №38.

Данная программа адресована обучающимся 3-их классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Данная программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

- адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации;

- допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения и позиции;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- отличать понятия «этика» и «этикет»;

- правилам вежливости и красивых манер;


Обучающиеся получат возможность научиться:

- соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;

- придерживаться «золотого правила» в общении с другими;

- быть доброжелательными;

- соблюдать заповеди;

- сострадать животным, не обижать их.







3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

п/п

Название разделов

Форма

деятельности

Вид

деятельности

Культура общения

1.

Этикет разговора. Обращение к разным лю­дям. Вежливый отказ, несогла­сие.м Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Игры, беседы

Познавательная деятельность


Самовоспитание

2.

Что значит быть вежли­вым? Мои достоинства и недос­татки. Большое значение малень­ких радостей. О хороших и дурных при­вычках. Афоризмы о самовоспита­нии.

Беседы

Познавательная деятельность

Общечеловеческие нормы нравственности

3.

Уважение и почитание старших. О сострадании и жестоко­сердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство сча­стье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Беседы,

практические занятия

Познавательная деятельность


Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя?

4.

«Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле. Афоризмы. Обзор курса этики за год.

Игры, беседы

Познавательная деятельность
















Календарно-тематическое планирование

урока

Тема занятия

Дата

по плану

по факту

Культура общения (9 часов)

1

Этикет разговора.

06.09


2

Обращение к разным лю­дям.

13.09


3

Обращение к разным лю­дям.

20.09


4

Вежливый отказ, несогла­сие.

27.09


5

Этикетные ситуации.

11.10


6

Этикетные ситуации.

18.10


7

Афоризмы.

25.10


8

Разговор по телефону.

01.11


9

Играем роль воспитанного человека.

08.11


Самовоспитание (7 часов)

10

Что значит быть вежли­вым?

22.11


11

Мои достоинства и недос­татки.

29.11


12

Мои достоинства и недос­татки.

06.12


13

Большое значение малень­ких радостей.

13.12


14

О хороших и дурных при­вычках.

20.12


15

О хороших и дурных при­вычках.

27.12


16

Афоризмы о самовоспита­нии.

10.01


Общечеловеческие нормы нрав­ственности (10 часов)

17

Уважение и почитание старших.

17.01


18

О сострадании и жестоко­сердии.

24.01


19

О сострадании и жестоко­сердии.

31.01


20

Лгать нельзя, но если...?

07.02


21

Лгать нельзя, но если...?

14.02


22

Всегда ли богатство сча­стье?

28.02


23

Всегда ли богатство сча­стье?

07.03


24

Спешите делать добро.

14.03


25

Спешите делать добро.

21.03


26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

28.03


Понять другого (8 часов)

27

«Как сердцу высказать себя?»

04.04


28

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

18.04


29

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

25.04


30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

02.05


31

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

09.05


32

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

16.05


33

Афоризмы.

23.05


34

Чему мы научились на уроках этики.

30.05



























Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы:

Список литературы для учителя:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.

  3. Азбука права: разработки занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

5. Методическое пособие Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». 2 класс. / Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ. 2013

Интернет-ресурсы:


- Культура общения. Правила поведения. http://eorhelp.ru/node/26184

- Психологическая игра «Путешествие на остров «Дружба»

http://tineydgers.at.ua/load/psikhologij sikhologicheskaja_igra_quot_puteshestvie_na_ostrov_druzhba_quot/104-1-0-13077

http://tineydgers.at.ua/load/psikhologija/psikhologicheskaja_igra_quot_puteshestvie_na_ostrov_druzhba_quot/104-1-0-3077 http://tineydgers.at.ua/load/psikhologija/psikhologicheskaja_igra_quot_puteshestvie_na_ostrov_druzhba_quot/104-1-0-13077

http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/ http://festival.1september.ru/articles/312735/





Приложение

Задания по разделу «О добром отношении к людям».

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, же­лание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или това­рищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомни сказки, где действуют пер­сонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргу­ментацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золуш­ку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог дру­гому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. На­зови и запиши имена героев.

6. Вычеркни лишнее:

• желать добра

• сочувствовать

• сопереживать

• воровать



7. Вставь в клеточки пропущенные бук­вы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в ко­тором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё кра­сивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обраще­ние с желанием утешить, реальная по­мощь и т.д.

9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, до­брой.



Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности».

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную кни­гу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в биб­лиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благо­дарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, пред­метов.

4.2. Перечисли профессии людей, ко­торые эти вещи и предметы сделали.

5. Прочитай текст и ответь на во­прос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и до­ставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сум­ка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и ото­рванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отноше­ние Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выво­дом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, пока­зав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюст­рацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди ос­новное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.



Тест на умение пользования мобильным телефоном?

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет


Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

- нет

- когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

- буду





























Лист корректировки

________________________________________________________________________________ для _____________ класса

Учитель: _________________________________


Тема

Причина

корректировки


Дата

По плану

По факту



































































































































21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!