СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки и презентации по поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1 урок по Некрасову Кому на Руси жить хорошо»

Тема: Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Цель: узнать историю создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», помочь обучающимся почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме

Методы: самостоятельное изучение поэмы, самостоятельное формулирование тем поэмы, выразительное чтение, навыки конспектирования, презентация

Тип: комбинированный

Литература: текст поэмы, учебник Лебедева 10 класс 2 часть, толковый или энциклопедический словарь

Ход урока:

Народ освобождён,

Но счастлив ли народ?

  1. Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать поэму Некрасова «Кому…», время создания поэмы – послереформенная Россия.

Цель урока: узнать историю создания поэмы. Тема урока: Горькая доля народа пореформенной России. Попытаемся воссоздать историческую действительность России после реформы 19 февраля 1861 года. Проблемный вопрос, который сегодня мы должны решить, заключён в эпиграфе сегодняшнего урока: народ освобождён, но счастлив ли народ?

Мнение обучающихся (понравилась, не понравилась)

Слово учителя: многие исследователи называют это произведение поэма-эпопея. Накануне я вас просила посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова …

Т.Л. ПОЭМА –



Т.Л. ЭПОПЕЯ – это произведение, в котором изображены исторические судьбы народа и охватывает целые эпохи в жизни страны

Слово учителя: Итак, это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье.

А сейчас вспомним и воссоздадим историческую действительность пореформенной России. В курсе истории вы изучали этот период и знаете основные положения Манифеста 19 февраля 1861 года.

1 группа, вы говорите основные положения реформы, суть этих положений, а 2 группа – показываете что получилось на самом деле.

Работа в группах !!! Временнообязанные!!! Крестьяне, которые получили личную свободу, но продолжали нести повинность в пользу помещика (до окончания выкупной операции)

(Об-ся зачитывают основные положение, а другие обучающиеся говорят, что получилось из этого)

Итог: говорят обучающиеся. Реформа, задуманная как золотая середина между помещиком и крестьянами получилась однобокой и не в пользу крестьянина. Крестьянин не получил главного - земли

Вот что говорил Н.Г. Чернышевский, друг и соратник Некрасова: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля!» - говорил Некрасов. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами!». Так что мне пришлось даже успокаивать его»

Получается, что Некрасов ещё в день опубликования Манифеста (5 марта 1861 года) понял, что народ обманут.


А теперь обратимся к истории создания поэмы (презентация)

1. идея создания;

2. почему создаёт?

3. композиция, перечислить все главы

4. иллюстрации


  1. Поэма – путешествие по родной стране позволила автору внести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредотачивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. Посмотрите, в центре картины не судьбы отдельной личности, а необычайный широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России.

  2. А теперь выразительно читаем часть 1 поэмы, пролог


Т.Л. Пролог – начало, зачин произведения

Чтение до слов «А Пров сказал: «Царю…» стр.308

  • С чего начинается пролог (с загадки). Мы знаем на неё ответ?

  • Что увидели в первых строчках? Сказочное начало, цифра 7 – магическое сказочное число. Здесь речь идёт о русской земле, и называет её Некрасов Русью, что сразу придаёт рассказу необычайную широту, …

…но уже на фоне этой первой сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временнообязанных» - и всё приобретает остросовременный смысл

  • А название деревень, уезда, губернии вам о чём либо говорит? (ответы обучающихся) О тяжёлом положении крестьян, живущих в деревне, уезде, губернии; Эх, счастие мужицкое, дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями… так далее сожалеет Некрасов

  • Кто счастлив по мнению крестьян? (ответы об-ся)

  • Задание: проследите далее по тексту динамику нарастания спора. Отметьте применяемые автором глаголы: сказал, молвил. (зачит! Стр.308);

а затем упираются, всяк на своём стоит, идут - перекоряются, кричат – не образумятся! Стр.309

А когда начинают во 2 раз спорить? Стр 310- 311 Кричат Всяк на своём стоит…

Делаем вывод: подбор глаголов помогает автору показать, что крестьяне заинтересованы в споре. Всё это усиливается художественными средствами. Какие вам здесь встретились? Сравнения: мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом её оттудова не выбьешь», идут, как будто гонятся за ними волки серые, что дале – то скорей»

  • Задание: какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу? «Оживление» природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть «взбаламученное, крестьянское море»: всё волнуется, движется, шумит. Зачит!!! О животных. Стр. 311-312 Сколько в этом пьяном побоище неорганизованного, стихийного, тёмного:


И в правду: сами спорщики

Едва ли знали, помнили –

О чём они шумят… стр.313

Подрались успокоились (очистились).

  • Совершается чудо! Что? Самобранная скатерть, а после что решают мужики? Зачит!!! « а с толком дело спорное по разуму, по-божески, по чести повестИ» стр.317


В домишки не ворочаться

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда не доведают,

Как ни на есть доподлинно,

Кому живётся весело, вольготно на Руси?

Итог: Итак, к концу пролога 7 мужиков странников становятся правдоискателями. Вопрос о счастье не личный, а общественный. Речь идёт о самом главном в жизни народа. О счастье народа в пореформенный период. А было ли это счастье? В чём счастье? Получили землю?! Поэтому-то доля горькая! Народ освобождён? А счастлив ли народ? Эту проблему мы продолжим решать и на следующих уроках, изучая поэму «Кому…»

А «Пролог» подготовил нас, читателей, к восприятию и пониманию замысла поэмы – показать Русь в переломный момент!!!

Рефлексия: что запомнилось, что стало понятным? Что непонятным?

Оценки за урок: за работу на уроке:

За презентацию:

Д/З: перечитать главы 1 части и выяснить, счастливы ли поп, помещик и Ермила Гирин



Просмотр содержимого документа
«Некрасов Гриша Добросклонов»



Образ Гришы Добросклонова

в поэме «Кому на Руси жить

хорошо?».


     Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своей поэме, как и в других произведениях, мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы революционеров неизменно привлекали внимание Некрасова.
     Борцом за дело народа Некрасов изображает Григория Добросколонова. Он, сын дьячка, жившего "беднее захудалого последнего крестьянина", "батрачки безответной", слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его:
     ...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка.
     Многими чертами своего характера Гриша напоминает нам Добролюбова. Как и он, Добролюбов - борец за крестьянские интересы, за всех "обиженных" и "униженных". Он хочет быть там, ""где трудно дышится, где горе слышится".
     Ему не нужно богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, "чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси".
     Григорий не одинок в своих мечтах о счастливой народной жизни. На "честные" пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Всем им:
     ...судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
     Но нашего героя не пугают предстоящие испытания, потому что он свято верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
     Рать подымается Неичислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе.
     В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.
     Григорий Добросклонов - будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума. Тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают "лишь души сильные, любвеобильные", на таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни. На основной вопрос своей поэмы - "Кому на Руси жить хорошо?" -Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
     Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если бы знать могли они, что творится с Гришею.
     Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные.
     Звуки лучезарные гимна благодатного - Пел он воплощение счастия народного.

2 ЧАСТЬ



Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

    Беднее захудалого
    Последнего крестьянина
     Жил Трифон.

     Две каморочки:
     Одна с дымящей печкою,
    Другая в сажень — летняя,
    И вся тут недолга;
     Коровы нет, лошадки нет,
     Была собака Зудушка,
     Был кот — и те ушли.

    Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

    Дьячок хвалился детками,
    А чем они питаются —
    И думать позабыл.
    Он сам был вечно голоден,
     Весь тратился на поиски,
    Где выпить, где поесть.

    Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

    И скоро в сердце мальчика
    С любовью к бедной матери
    Любовь ко всей вахлачине
    Слилась — и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал у же,
     Что будет жить для счастия
    Убогого и темного Годного уголка.

    Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.

    С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

    В минуты унынья, о родина-мать!
    Я мыслью вперед улетаю.
    Еще суждено тебе много страдать,
    Но ты не погибнешь, я знаю.

    Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
    Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход — радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

    Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
    Окончен расчет с господином!
    Сбирается с силами русский народ
    И учится быть гражданином.

    Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
    Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.




Просмотр содержимого документа
«некрасов Лирика 2»

Конспект урока литературы в 10-м классе

ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с лирикой Н.А.Некрасова и формирование собственной позиции учащихся.

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова.

Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова о народе.

Выяснить позицию автора по отношению к русскому народу.

Продолжить анализ художественно-поэтического мира Некрасова.

Развивающая:

Закреплять умение интерпретации произведения и навыки стиховедческого анализа.

Развивать навыки выразительного чтения стихотворений.

Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитывающая:

Воспитать этические чувства, любовь к русской поэзии.

Дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность;

Обеспечить условия для раскрытия личностных позиций, творческого потенциала учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийная презентация (Приложение 1)

Мультимедийный проектор

Индивидуальные рабочие карточки для учащихся.

Магнитофон.

Репродукции картин русских художников второй половины XIX века.

Ход урока

Эпиграфы.

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Н.А.Некрасов.

Ты проснешься ль,

Исполненный сил?

Н.А.Некрасов.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

III. Проверка домашнего задания:

В чем заключается новаторство поэзии Некрасова?

Каковы основные темы лирики Некрасова?

Н.А.Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа. Почему поэт так внимательно следил за судьбой русского народа? Откуда такое понимание бед народных?

IV. Работа с эпиграфами.

Прочитайте эпиграфы. Эти эпиграфы представляют две противоположные точки зрения на русский народ. Какова основная мысль выражена в эпиграфах? Какая частица указывает на усталость, нетерпимость?

В чем заключается противоположность отношения к народу?

V. Анализ стихотворений.

Учащиеся заполняют таблицы на индивидуальных карточках. (Приложение 2)

«В дороге». (1845г.)

Слово учителя. Итак, каким же мы видим народ на страницах книги? Каким он предстает перед нами? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к самому Некрасову, т.е. к его стихам.

Первое стихотворение, которое получило положительный отклик В.Г.Белинского, было «В дороге» (1845 г.). Именно после него Белинский назвал Некрасова «истинным поэтом». (Запись на доске и в карточках).

Чтение отрывка наизусть.

Вопросы для анализа:

как строится стихотворение?

какие голоса звучат в стихотворении?

что мы узнаем о жизни ямщика?

какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему? у читателя? (Заполнение таблицы).

какую роль выполняют в тексте просторечья?

«Тройка». (1847 г.) (Заполнение таблицы).

Чтение стихотворения наизусть.

Вопросы для анализа:

кто является лирическим героем стихотворения?

какая жизнь ожидает молодую крестьянку?

как поэт передает неизбежность происходящего?

как вы понимаете название стихотворения, его символику?

каким настроением проникнуто стихотворение? (Заполнение таблицы).

«Плач детей». (1861г.)

Со времени создания «В дороге» прошло много лет. После «Тройки» цензура не пропускала многие стихотворения Некрасова (вплоть до 1854 г.). Но поэт не перестал писать о трагедии русского народа, его бедах и страданиях. Героями его стихотворений (мы уже видели) были женщины, ямщики, крестьяне, бурлаки и, конечно же, дети.

Чтение стихотворения наизусть.

Вопросы для анализа:

какой изображает Некрасов «золотую пору малолетства»?

какие звуки мы «слышим» во время чтения?

почему нет описания природы?

какое настроение создает оно у читателя? (Заполнение таблицы).

Вывод (по таблице)

Общий вопрос: в чем Некрасов пытается убедить читателя?

Литературоведы утверждают, что лирика Некрасова близка к фольклору.

- Как вы понимаете эти слова?

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Что в прочитанных стихотворениях подтверждает эти слова?

VI. Народная тема в других жанрах искусства.

Слово учителя. Во второй половине 19 века тема народная стала актуальной не только в поэзии, но и других жанрах искусства: живопись, музыка. Каждый их творцов пытался по-своему отразить то, что его волновало.

Задание: послушайте песню на стихи Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» (1865г.).

Вопрос: сумела ли музыка передать настроение стихотворения?

Рассмотрите репродукции картин 19 века. Что общего у живописи с поэзией Некрасова?

VII. Заключительная творческая работа.

Слово учителя.

Сочинение-размышление «Еще народу русскому пределы не поставлены…»

Домашнее задание: продолжение темы. Прочитать поэму «Кому на Руси…»

Просмотр содержимого презентации
«кому на руси жить хорошо»

Поэма Н.А.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо?»  (1863-1877гг.)  История создания.

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» (1863-1877гг.) История создания.

Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»  — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.

«Кому на Руси жить хорошо»  — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалась, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалась, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако, развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако, развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

Сюжет и структура поэмы   Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Сюжет и структура поэмы

Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Часть первая  Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).

Часть первая Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием недовоплощенности, незавершенности задуманного: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен и проблематичен. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. И следует относиться к поэме как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос — проблему счастья народа и отдельной личности.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием недовоплощенности, незавершенности задуманного: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен и проблематичен. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. И следует относиться к поэме как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос — проблему счастья народа и отдельной личности.