СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки истории по ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Социалистическая индустриализация" по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Уроки истории по ФГОС»



В.Г.Леонтьева

учитель высшей категории

МОУ Остроленская СОШ

Нагайбакский

муниципальный район



Пояснительная записка к методической разработке урока истории в 9 классе


Поурочно-тематическое планирование предусматривает два варианта недельного учебного плана. Для методической разработки урока за основу взята основная образовательная программа, включающая изучение истории России в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

Согласно предложенному поурочно-тематическому планированию на урок «Социалистическая индустриализация. Южный Урал в годы индустриализации» выделяется 1 час. Дефицит количества часов не позволяет выделение отдельного урока по истории родного края, поэтому материал по нему включается в контекст урока. Так как наш населенный пункт расположен близко к Магнитогорску, появление которого как город неразрывно связано с планом индустриализации, то в процессе урока логично более детальное рассмотрение истории города. Индустриализация это процесс, сыгравший важнейшую роль в истории Челябинской области, в целом всей страны.

Распределение учебных часов:


Содержательный блок

Подтемы

Кол-во уроков

Социалистическая ндустриализация.

Цель, задачи, ход индустриализации.

1


Индустриализация на Южном Урале. Итоги индустриализации.

Стройки первых пятилеток на Южном Урале.

Итого


1




Конспект урока истории в 9 классе



Раздел « Тема 4. Россия и мир в 1918-1939 г.г. »


Тема по программе «Социалистическая индустриализация. Южный Урал в годы индустриализации»

Цель изучения темы - охарактеризовать сущность и последствия политики индустриализации в 20 -30 -е гг XX.

Задачи

  • личностный результат воспитание у учащихся уважения к истории Южного Урала, осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и ее истории;

  • метапредметный результат – отработка навыков смыслового чтения, умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • предметный результат – развитие умений проводить поиск информации в исторических текстах, сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; давать оценку событиям и личностям отечественной истории.


Урок «Социалистическая индустриализация. Южный Урал в годы индустриализации.»

Кол-во часов: 1

Цель учебного занятия знакомство учащихся с ролью Магнитогорска в процессе индустриализации страны.


Планируемый результат

Составные элементы результатов

Форма деятельности (реализации)

Личностные

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • индивидуальная работа по уровням

  • адекватно оценивают свои возможности при выборе уровня заданий

  • актуализация интереса к истории Челябинской области городов Магнитогорска и Челябинска

  • разные уровни домашнего задания


Метапредметные

Установление междисциплинарных связей, выявление универсальных приемов учебной деятельности

  • установление связи между новым материалом и уже пройденным

  • работа с обществоведческими понятиями (модернизация, реформа, прогресс, индустриальное общество, противоречивость общественного развития)

  • работа в группах

  • обоснование суждения группы

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • выслушивание мнения других

  • умение вести дискуссию

Предметные:

Знание дат, событий, явлений, биографий

Даты: 1925 г. ;1928—1929 гг.; 1928 г.; 1928—1932 гг.; 1929 г.; 1930 г.; 1930—1935 гг. ; 1933—1937 гг.

События: свёртывание нэпа, ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда; первая пятилетка; Шахтинский процесс; вторая пятилетка.

Явления: курс на индустриализацию страны; ХIV съезд ВКП(б), принятие первого пятилетнего плана; карточная система снабжения населения.

Биографии: Н. И. Бухарин. А. И. Рыков. И. В. Сталин. П. Н. Ангелина. Н. А. Изотов.

П. Ф. Кривонос. Л. П. Орлова. А. Г. Стаханов. А. Н. Туполев

Умение работать с картой

Карта «Экономика СССР в 1930-е гг.»,

Умение работать с научной литературой

  • фрагменты текста учебника

  • ИТОГИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ (Из резолюции объединенного пленума ЦК И ЦКК ВКП(б) 7—12 января 1933 г ( ИСТОРИЯ РОССИИ.ХРЕСТОМАТИЯ

6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 Электронная Форма. Москва

«Просвещение» 2015.-С.480-483

  • ИТОГИ ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТКИ(Из резолюции XVIII СЪЕЗДА ВКП(б)«Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942 ( ИСТОРИЯ РОССИИ. ХРЕСТОМАТИЯ 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 Электронная Форма. Москва «Просвещение» 2015.-С.483-487

Умение сравнивать,анализировать и делать выводы

  • составление социального портрета по фотографиям

  • заполнение таблиц таблиц ««Изменения в социальной сфере в СССР»», ««Неоднородный состав рабочего класса: стахановцы, спецпереселенцы, заключенные»»

  • заполнение сравнительной таблицы «Источники индустриализации в СССР», «Положительные и отрицательные последствия индустриализации»,

  • ответы на вопросы к проблемным заданиям и познавательным задачам

  • выводы по заполненным таблицам;

составление схемы «Новые отрасли промышленности и новые промышленные предприятия»


Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): групповой практикум по работе с различными видами источников.

Оборудование:

  • мультимедийная система, презентация, Карта «Экономика СССР в 1930-е гг.», контурная карта,

  • дидактический материал ( рабочие листы для групп),

УМК (основная литература):

  • Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2015г.

  • А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант История России: XX – начало XXI в. 9 кл.: учебник/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант . – М.: Просвещение, 2013. – 166 с.

  • Т.П. Андреевская Методическое пособие История России. Поурочные рекомендации. 10 класс :пособие для учителей общеобразоват. организаций /Т. П. Андреевская. — М. : Просвещение, 2015. — 240 с.

Дополнительная литература

  • Салмина М.С. История Южного Урала. ХХ – начало ХХI века: Учеб. Пособие для 9 кл. – Челябинск: «Взгляд», 2004.

  • История России 6-10 классы. В 2-х частях. Часть 2. Электронная форма. Москва «Просвещение» 2015.



Каждый ученик по итогам практикума получит 2 оценки: одна групповая (за работу группы) и индивидуальная (согласно обязанностям в нутрии группы). Вторая оценка формируется по результатам проверки рабочих листов и из содержания выступления докладчика.







«Нельзя снижать темпы!Наоборот, по мере

сил и возможностей их надо увеличивать…

Задержать темпы – это значит отстать.

А отсталых бьют.Мы не хотим быть битыми.

Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет.

Нам надо пробежать это расстояние в10 лет.»

И.Сталин

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

+ ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения (универсальные учебные действия)

I. Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная


Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности


II. Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу

- Как часто менялась политика большевиков в экономической сфере?

- С чем это связано?

- Перечислите в хронологическом порядке общепринятые названия экономической политики большевиков.

-Какую цель ставили большевики, принимая НЭП?

- Какие экономические итоги НЭПа?

-Какие изменения произошли в социальной сфере советского общества?

- Как вы думаете дальнейшее развитие НЭПа могло ли таить угрозу власти большевиков?

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Фронтальная

Знание дат, событий, явлений

(трижды, в связи с угрозой потери власти большевиками- «конногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма, НЭП. Восстановить экономику, вернуть поддержку крестьян). Выполнены цели, но дальнейшее развитие НЕП- предполагает развитие свободы, что в условиях установления единоначалия в полит жизни ведет к противоречию.

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал (понимание причинно – следственных связей)

Ответы на вопросы

III. Постановка учебных задач

Беседа








- Вспомнив, как менялась экономическая власть, предположите, каким будет дальнейшее развитие ситуации. Как должна в этой ситуации поступить власть? Что бы вы сделали в этой ситуации?

Анализируют сравнительную таблицу «Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны»

Фронтальная

Выявляют события и моделируют возможные последствия.

работа со сравнительной таблицей (определяют динамику)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации (предлагают варианты)

Ответы на вопросы

IV. Изучение нового материала

Беседа

слайде 1








Слайд 2

- Опять возникают проблемы. Решение первой – сохранение власти большевиками состоит в дальнейшей свертываемости демократии, включая экономическую жизнь страны. Какая же вторая проблема? Ее вы увидите, прочитав эпиграф к нашему уроку.

Была ли аналогичная ситуация в истории нашей страны ? А сейчас?

Формулируем тему и записываем в тетради.

Читают на слайде эпиграф и формулируют вторую проблему

Индивидуальная


Отставание страны. НЭП позволил восстановить экономику, но страна отстала от экономически развитых

Аналогии есть, сложившаяся ситуация нацелит учащихся на осмысление своей позиции и в будущем своего места в жизни общества.

Отвечают на вопросы

Работа с понятием индустриализация

Вспоминаем, что значит провести индустриализацию. Развивать промышленность: строить заводы, фабрики. Если мы сможем определить что для этого необходимо, то поймем, какие задачи нам надо решить, чтобы изучить это событие?

Читают на слайде

Отвечают на вопросы

записывают в тетрадь

Формулируют учебные задачи

Фронтальная




Метапредметные: работа с обществоведческими понятиями (индустриализация модернизация)

выделяют и фиксируют учебные задачи

Ответы на вопросы


Работа с текстом учебника

С.166-167, с 173 -174

слайд 3

Каждый может выбрать свой уровень сложности

Задания А и В на доске выполнят 2 человека

делают записи в тетрадь

Индивидуальная с выбором уровня сложности

2 человека у доски,

Фронтальная


Решают проблемную задачу почему СССР не мог воспользоваться теми же средствами для проведения индустриализации, как другие страны; почему крестьянство явилось «внутренней колонией»; формулируют цели индустриализации и составляют сравнительную таблицу «Источники индустриализации в СССР и других странах»

Личностные: осознают свои возможности в учении

Метапредметные:

определяют последовательность действий с учетом конечного результата.

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме,

формулируют понятие

Работают в тетрадях

Опрос по выполненной работе



Уровень А.- устное выступление. Уровень В – таблица работает у доски. Давайте проверим, что у вас получилось. Выступление ученика, выполнявшего уровень А. Цели индустриализации. Они дублируются на слайде, записывайте в тетрадях. Ученик с заданием В.уже выполнил свое задание. Проверяем и записываем в тетради. Выступления учеников уровень С

Фронтальный

Отвечают,

делают записи в тетрадь


Индивидуальная


(объективные цели, задачи, источники ресурсов, крестьянство как основной источник),

работа с понятиями: коллективизация, раскулачивание и терминами: колхоз, кулак.

Метапредметные:

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал

Проверяют и исправляют ошибки



Беседа

слайд 4,

слайд 5,






Слайд 6,7


Виртуальная экскурсия «Магнитогорск знакомый и незнакомый»

Слайд 8-21

Какие цели были поставлены в ходе индустриализации? Какие ресурсы использовались для выполнения поставленных целей? Как планировалось провести индустриализацию?

Поработаем с картой: найдите стройки первых пятилеток. Заполните контурные карты.

Какой город появился в годы первой пятилетки?

Фронтальный

Отвечают

Работа с картой: поиск строек первой пятилетки и заполение к/к


Индивидуальная



Знание дат, событий, явлений

Умение работать с картой

Метапредметные:

работа с картой и для закрепления заполнение контурной карты

Ответы на вопросы


Работа с текстом учебника.с 168-169 Выявление

+ и – индустриализации


Работа с текстом учебника

С.169-170

Развитие общества противоречивый процесс. Работа в парах, вместе ищем положительные и отрицательные последствия индустриализации.

Самое отрицательное последствие индустриализации это истребление части крестьянства, наиболее предприимчивых, активных. Но это тема следующего урока.

А, теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Какие сроки определил Сталин, чтобы догнать передовые страны? Уложилась наша страна в эти сроки?

Работа в парах


В парах



Знание последствий событий

Умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы







Знание дат, событий, явлений

(вторая пятилетка)

Метапредметные:

противоречивость общественного процесса;



Дополняют друг друга,

Работа с иллюстрацией

Слайд 22

Перед вами две иллюстрации, рассмотрев их сначала составим социальный портрет строителя периода первых пятилеток. Как они здесь оказались ? Каковы условия проживания и работы?

Фронтальная

Индивидуальная


Умение работать с иллюстрацией

Метапредметные:

установление связи между новым материалом и уже пройденным

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Отвечают на вопросы


Работа в группах с источниками



Каждая группа – 2 парты.

Задания на слайде, получите рабочие листы, документ с которым будете работать, учебники ваши на столах. которые вы сдаете по итогам урока. По завершении работы каждая группа представляет главные итоги работы. \

Групповая работа

Фронтальная

Умение работать с научной литературой

Личностные:

Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Метапредметные:

выделяют и сохраняют учебные задачи

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

работа в группах

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Читают тексты, заполняют рабочие листы



Выступление групп



Группа 1 (приложение 1)

Группа 2 (приложение 3)

Группа 5 (приложение 6)


Групповая работа

Фронтальная


Метапредметные:

выслушивание мнения других

умение вести дискусию

Сообщение выводов по работе группы

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Дискуссия



- Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Аргументируйте позицию Сталина. Раскройте противоречивый харак-

тер советской индустриализации.Был ли оправдано высокий темп индустриализации?

Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию

Фронтальная

Знание дат, событий, явлений

Дают оценку исторической личности.

Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов.

Метапредметные:

слушают мнение других,

умеют вести дискуссию

Устный опрос

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщающая беседа




Оценивание работы учащихся

слайд 22

- Что в новом материале вас заинтересовало более всего?

-Какие задания вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели?

Формы оценивания на экране

оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная


Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

слайд 23


Уровень А (легкий) - учебник стр.166-172, понятия

Уровень В (средний) – Уровень А + выполнить письм задание 3 на стрю173

Уровень С (сложный) - Уровень А +В +задание 2 стр 172

слайд 22

Выбирают уровень и

записывают домашнее задание





Индивидуальная


Личностные:

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора.

Записывают домашнее задание




Приложение 1

Рабочий лист № 1

Класс _____

Распределите обязанности в группе и укажите ответственных:


Обязанности

Ф.И.О.

Секретарь (заполнение рабочего листа)


Счетовод (2 чел.)


Консультант


Докладчик



Задания к рабочему листу: 1. Прочитайте фрагмент исторического источника, приведенного ниже, определите разницу в оценке итогов первой пятилетки по тексту учебника (С.167) и источнику.

2.Испольуя материалы источника заполните схему «Новые отрасли промышленности и новые промышленные предприятия»

3.Используя материалы таблицы, подготовьте выступление представителя группы

Источник ИТОГИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ1

(Из резолюции объединенного пленума ЦК И ЦКК ВКП(б)

7—12 января 1933 г ( ИСТОРИЯ РОССИИ.ХРЕСТОМАТИЯ

6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 Электронная

Форма. Москва «Просвещение» 2015.-С.480-483)


В результате неуклонного проведения политики индустриализации и развернутого социалистического наступления по всему фронту, рабочий класс СССР под руководством большевистской партии успешно выполнил основную задачу пятилетки — создание собственной передовой технической базы для социалистической реконструкции всего народного хозяйства.

В обстановке развала экономики капиталистических стран при небывалом росте в этих странах безработицы, нищеты, голода — выполнение пятилетки в СССР не в пять, а в четыре года (точнее, в четыре года и три месяца) есть факт, наиболее выдающийся в современной истории…

За период первой пятилетки создана собственная индустриальная база реконструкции промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Из отсталой, мелкокрестьянской страны, какой была старая Россия, СССР выдвинулся в первые ряды наиболее развитых в технико-экономическом отношении стран.

Выросли гиганты черной и цветной металлургии, химии, энергетики: Магнитострой, Кузнецкстрой, Уральский медный комбинат, Риддеровский полиметаллический комбинат, Волховский алюминиевый комбинат, Чернореченский и Березни-ковский азотные заводы, Днепрострой, Зуевская, Челябинская и Штеровская электростанции, мощные шахты в Донбассе, Кузбассе и др. районах, крупные крекинговые заводы, коксовые установки и т.д. и реконструированы почти все крупные предприятия этих отраслей промышленности.

Выросли гиганты машиностроения: тракторостроение, могущее снабжать сельское хозяйство ежегодно миллионами лошадиных сил — Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Путиловский тракторный, преобразующийся ныне в завод легковых автомобилей, вступающий скоро в строй Челябинский завод мощных гусеничных тракторов;

производство сложных сельскохозяйственных машин: комбайнов, сложных молотилок, культиваторов, пиккеров, льнотеребилок— Ростсельмаш, Саратовский комбайный, завод «Коммунар» в Запорожье, «Серп и молот» в Харькове, Люберецкий завод и т. д.;

автомобильная промышленность, каждый из заводов которой способен ежегодно производить больше того, что накопила за десятки лет царская Россия путем импорта и собственного производства — завод им. Сталина в Москве, Горьковский завод им. Молотова, Ярославский завод тяжелых грузовиков;

производство мощных паровозов и вагонов: паровозные заводы — Новый Луганский, реконструированный Коломенский завод, вагоностроительные заводы — строящийся Нижнетагильский, реконструированные — им. «Правды», Калининский и т.д.;

производство крупных турбин и генераторов для электростанций: Электросила, металлический завод им. Сталина в Ленинграде, Турбострой в Харькове;

производство оборудования для черной металлургии (домны, мартены и прокатные станы) — Краматорский завод, Уралмашстрой, Ижорский завод, Днепропетровский завод металлургического оборудования и т. д.;

производство оборудования для топливной промышленности: мощных врубовых машин, буровых машин для угля и нефти, крекингов, трубчаток, мощных лебедок и т. д.— Горловский завод, Сибмашстрой, Подольский крекинговый завод, завод им. лейтенанта Шмидта в Баку и др.; 482

самолето- и авиамоторостроение — заводы в Москве, Горьком, Воронеже, Сибири и т. д.;

сложное станкостроение и производство инструментов — заводы в Москве, в г. Горьком, г. Ленинграде и т. д.

В итоге все машиностроение в целом выросло в сравнении с 1927/28 г. в 4,5 раза (с превышением наметок последнего года пятилетки на 54%), а по сравнению с довоенным временем машиностроение увеличилось в 10 раз.

Построена новая угольно-металлургическая база Урал—Кузбасс.

В результате всего этого:

а) Коренным образом изменилось соотношение промышленной и сельскохозяйственной продукции в пользу первой, ибо удельный вес промышленности вырос с 48% в 1927/28 г. до 70% в 1932 г. при неизменном росте сельского хозяйства, а в самой промышленной продукции производство средств производства получило преобладающий характер, ибо удельный вес продукции тяжелой индустрии вырос с 44,5% в 1927/28 г. до 53% в 1932 году, что превысило задание пятилетки на 10%.

б) Объем промышленной продукции в 1932 г. вырос по сравнению с довоенным уровнем до 334% и по сравнению с 1928 г. до 219%, вместо запроектированного пятилеткой для последнего пятого года пятилетки роста в сравнении с уровнем 1928 года в 234%, что определило выполнение в четвертом году пятилетки (1932 г.) на 93,7% от программы пятого года пятилетнего плана, а выполнение пятилетки по тяжелой промышленности — на 108%, при этом ход выполнения пятилетки сопровождался ежегодным ростом продукции по всей промышленности в среднем на 22%.

в) Капитальные вложения в промышленность составили за 4 года и 3 месяца 23,3 млрд. руб. вместо намеченных пятилеткой 18,8 млрд. руб. за пять лет, что составляет 124% против пятилетнего плана, а по обобществленному сельскому хозяйству капитальные вложения за 4 года и 3 месяца составили

9,4 млрд. руб. вместо 7,2 млрд. руб., намеченных пятилеткой на пять лет, что составляет 130% против пятилетнего плана.

г) Производительность труда в промышленности за 4 года выросла на 38%, что несколько отстает от заданий пятилетки.

Таким образом СССР из страны аграрной превратился в страну индустриальную, что укрепило экономическую независимость страны, ибо СССР получил возможность решающую часть необходимого оборудования производить на своих собственных предприятиях.


Схема «Новые отрасли промышленности и новые промышленные предприятия»






















При необходимости можете добавить новые стрелки, дорисовав самостоятельно.








Приложение 2

Рабочий лист № 2

Класс _______

Распределите обязанности в группе и укажите ответственных:


Обязанности

Ф.И.О.

Секретарь (заполнение рабочего листа)


Консультанты (2чел.)



Докладчик



Задания:

1.Прочитайте фрагмент исторического источника, приведенного ниже.

2.Испольуя материалы источника заполните таблицу «Изменения в социальной сфере в СССР»

3.Используя материалы таблицы, подготовьте выступление представителя группы

Источник ИТОГИ ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТКИ

(Из резолюции XVIII СЪЕЗДА ВКП(б)«Третий

пятилетний план развития

народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.)»)

( ИСТОРИЯ РОССИИ. ХРЕСТОМАТИЯ

6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 Электронная

Форма. Москва «Просвещение» 2015.-С.483-487


1. В результате успешного выполнения второго пятилетнего плана (1933—1937 гг.) в СССР разрешена основная историческая задача второй пятилетки — окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Решена труднейшая задача социалистической революции: завершена коллективизация сельского хозяйства, колхозный строй окончательно окреп. В пашей стране «осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм» (Сталин)...

Социалистическая система производства стала безраздельно господствовать во всем народном хозяйстве СССР: по валовой продукции промышленности она составляла 99,8 процента, по валовой продукции сельского хозяйства, включая личное подсобное хозяйство колхозников,— 98,6 процента, по товарообороту — 100 процентов.

В соответствии с происшедшей социалистической перестройкой экономики страны, изменилась и классовая структура советского общества. Занятые в социалистическом хозяйстве СССР рабочие и служащие составляли в 1937 году в составе всего населения страны — 34,7 процента; колхозное крестьянство, вместе с кооперированными кустарями,— 55,5 процента; армия, учащиеся, пенсионеры и другие — 4,2 процента. Таким образом, уже тогда 94,4 процента населения страны было занято в социалистическом хозяйстве или тесно связано с ним. Остальная часть населения: крестьяне-единоличники, некооперированные кустари и ремесленники, составляла только 5,6 процента населения. С тех пор эта часть населения еще более уменьшилась.

Социалистическое общество в СССР состоит теперь из двух дружественных друг другу классов — из рабочих и крестьян, грани между которыми, а также между этими классами и интеллигенцией, стираются, постепенно исчезают…

Во всех отраслях народного хозяйства СССР выросли производственные кадры, успешно овладевающие новой техникой. Крупнейшей победой второй пятилетки является создание значительных, нужных для всех отраслей социалистического строительства кадров советской интеллигенции и широкое выдвижение новых руководящих работников из партийных и непартийных большевиков во всех отраслях народного хозяйства.

Успехи, достигнутые в области освоения новой техники, получили яркое выражение в стахановском движении. Развертывание социалистического соревнования и его высшей формы — стахановского движения — привело к мощному подъему производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства. Производительность труда в промышленности за вторую пятилетку увеличилась на 82 процента против 63 процентов по плану, а в области строительства производительность труда за этот период увеличилась на 83 процента против 75 процентов по плану второй пятилетки. Подъем стахановского движения и многочисленные замечательные примеры социалистически-сознательного труда стахановцев с их высокими показателями производительности труда создали предпосылки для коренного укрепления трудовой дисциплины во всех наших предприятиях и учреждениях, что является непременным условием высокой

производительности труда всех трудящихся и залогом нового мощного роста коммунизма в СССР.

Чтобы обеспечить выполнение второго пятилетнего плана, необходимо было организовать борьбу с остатками враждебных классовых элементов, с враждебными классовыми влияниями в народном хозяйстве, в культурном строительстве, во всей политической жизни. Для этого необходимо было, прежде всего, организовать борьбу за охрану и укрепление социалистической, государственной и колхозной собственности против воров и расхитителей государственного и колхозного добра, против всех и всяких пособников классового врага...





Изменения в социальной сфере в СССР.


Какие классы перестали существовать

Изменения в классовой структуре

Каким должно стать советское общество

Классы и слои населения, занятые в социалистическом хозяйстве или около него

Остальная часть населения









Сравните с современной структурой общества.









Приложение 3

Рабочий лист № 3

Класс _____

Распределите обязанности в группе и укажите ответственных:


Обязанности

Ф.И.О.

Секретарь (заполнение рабочего листа)


Консультанты (2чел.)



Докладчик



Задания:

1.Прочитайте фрагмент исторического источника, приведенного ниже.

2.Испольуя материалы источника и материал учебника с.168-169, 170-171составьте таблицу «Неоднородный состав рабочего класса: стахановцы, спецпереселенцы, заключенные»

3.Используя материалы таблицы, подготовьте выступление представителя группы



Источник ИТОГИ ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТКИ

(Из резолюции XVIII СЪЕЗДА ВКП(б)«Третий

пятилетний план развития

народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.)»)

( ИСТОРИЯ РОССИИ. ХРЕСТОМАТИЯ

6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 Электронная

Форма. Москва «Просвещение» 2015.-С.483-487



Во всех отраслях народного хозяйства СССР выросли производственные кадры, успешно овладевающие новой техникой. Крупнейшей победой второй пятилетки является создание значительных, нужных для всех отраслей социалистического строительства кадров советской интеллигенции и широкое выдвижение новых руководящих работников из партийных и непартийных большевиков во всех отраслях народного хозяйства.

Успехи, достигнутые в области освоения новой техники, получили яркое выражение в стахановском движении. Развертывание социалистического соревнования и его высшей формы — стахановского движения — привело к мощному подъему производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства. Производительность труда в промышленности за вторую пятилетку увеличилась на 82 процента против 63 процентов по плану, а в области строительства производительность труда за этот период увеличилась на 83 процента против 75 процентов по плану второй пятилетки. Подъем стахановского движения и многочисленные замечательные примеры социалистически-сознательного труда стахановцев с их высокими показателями производительности труда создали предпосылки для коренного укрепления трудовой дисциплины во всех наших предприятиях и учреждениях, что является непременным условием высокой

производительности труда всех трудящихся и залогом нового мощного роста коммунизма в СССР.

Чтобы обеспечить выполнение второго пятилетнего плана, необходимо было организовать борьбу с остатками враждебных классовых элементов, с враждебными классовыми влияниями в народном хозяйстве, в культурном строительстве, во всей политической жизни. Для этого необходимо было, прежде всего, организовать борьбу за охрану и укрепление социалистической, государственной и колхозной собственности против воров и расхитителей государственного и колхозного добра, против всех и всяких пособников классового врага...

«Неоднородный состав рабочего класса: стахановцы, спецпереселенцы, заключенные»


Стахановцы

Спецпереселенцы

Заключенные

Характеристика

Представители


Сделать вывод о составе первых строителей
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!