СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки истории в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализация на уроках окружающего мира в 3 классе УМК Школа  21 века.

Просмотр содержимого документа
«Уроки истории в начальной школе»

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.



Виденкина Инна Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6


Театрализация на уроках истории осуществляется при помощи практических художественно-исторических средств. Практические художественно- исторические средства – это средства, основанные на драматизации и персонификации исторического содержания. Нравственно-исторический конфликт, изучавшийся ранее в форме образов и понятий, приходит к своему разрешению в форме театрального действия. Жизнедеятельность субъектов истории обобщается в персонажах исторических пьес, живущих и действующих по законам развития ее нравственно драматического конфликта.

Эффект драматизации состоит в действенной, активной приобщенности ребенка к возникновению, развитию и разрешению нравственного конфликта в исторической пьесе.

Практические художественно-исторические средства подразделяются на образно-драматические (монологические), аналитико-драматические и действенно-драматические.1


  1. Образно-драматические (монологические) средства.

Образно-драматические (монологические) - это средства, в результате действия которых создается образ исторического персонажа на основе драматического монолога, излагаемого преподавателем.

К образно-драматическим средствам относятся: драматический монолог, драматический диалог в монологе, драматический монолог с деталями.

Драматический диалог может осуществляться при помощи исторических деталей, связанных с историческим персонажем и относящихся к его исторической эпохе (вещи, костюмы, орудия труда и т.д.)1


2. Аналитико-драматические средства.

К данным средствам относится изложение содержания художественно-исторических средств, действенный анализ их содержания, а также оформление театрального действия.

Использование средств художественно-исторического театрального оформления является делом достаточно трудоемким, но педагогически эффективным и увлекательным. Изготовление декораций, бутафорской мебели, оружия, шитье костюмов - все это требует изучения истории изготовляемого предмета, т. е. истории оружия, истории костюма и т. д. При этом идет процесс анализа первоначального художественно-исторического образа, а также формируется умения и навыки, необходимые для реальной жизни.1

3. Средства практической драматизации.

Средства практической театрализации - это такая организация средств исторического образования, при которой дети непосредственно участвуют в разрешении нравственно-исторического конфликта в театральном действии.

К данным средствам относятся: театрализованные композиции, исторические уроки-спектакли, а также драматическая иллюстрация художественно – исторических репродукций.

Драматическая иллюстрация художественно-исторических репродукций. Не каждая историческая репродукция может быть использована в качестве основы для драматизации, необходимо, чтобы ее содержание имело в себе открыто или латентно возникновение, развитие и разрешение конфликта. Самое главное, чтобы на картине персонажи действовали и показывали свое стремление к разрешению конфликта. Подбор таких средств дает возможность активизировать фантазию учащихся на создание драматических монологов и диалогов для исторических персон художественно- исторической репродукции. 1

В данной работе представлены различные виды микромодулей встречи с персоной урока образного представления для учащихся 3 класса на уроке «Окружающий мир», УМК «Школа 21 века», тема « Российская империя. Екатерина II Великая»

Представленный микромодуль основан на образно- драматических средствах (монолог с историческими деталями, в нашем случае письма).


1. « Шкатулка с письмами».

Цель: определить самостоятельные суждения школьников о сущности и смыслах темы.

Учитель

Ученик

Учитель говорит о том, что совершенно случайно сохранилась шкатулка с личными письмами Екатерины II. И именно сегодня мы с вами сможем взглянуть на императрицу не как на политического деятеля, а как на обычного человека со своими переживаниями, радостями и печалями.

Учитель вместе с музыкальным сопровождением вводит в урок шкатулку с письмами Екатерины II, которые зачитываются под музыку.

( Бах- Фуга bwv 565)

Записывают в тетради основные этапы восхождения на престол Екатерины II.

После прочтения писем ученики зачитывают то, что у них получилось в тетради.


Письмо №1

Здравствуй моя дорогая Августа!

Мы с матушкой прибыли в Россию. Вопрос о свадьбе уже решен. Моим мужем станет Петр, наш троюродный брат. Моя дорогая младшая сестренка, очень скоро меня перестанут называть Софией Августой Фредерикой фон Анхальт-Цербстской. После принятия православия я стану Екатериной Алексеевной, как мать царствующей императрицы Елисаветы Петровны.

Письмо №2

Дорогая сестренка!

Я живу в прекрасной стране, которая стала мне новой родиной. Мне необходимо заниматься самообразованием. Учу русский язык, читаю много книг по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля и другую литературу. Основным развлечением для меня стала охота, верховая езда, танцы и маскарады.

Буду ждать твоего ответа, моя милая Августа!

Письмо №3

Дорогая Августа!

Ты даже не представляешь как мне сейчас тяжело. Великий князь меня совсем не любит. Через две недели после свадьбы он мне сказал, что влюблён в девицу Карр, фрейлину императрицы. Правду сказать, я говорила самой себе, что с этим человеком я непременно буду очень несчастной, но я более не могу думать исключительно о чувствах, ведь скоро, очень скоро мне предстоит править самой великой из всех империй, ну а пока я всего лишь нелюбимая жена моего недалекого мужа, но это пока…


Итоги: развитие смелости интеллектуального решения.


В основу данного микромодуля легли также образно-драматические средства и средства практической драматизации (драматическая иллюстрация исторических картин).


2. « Под вуалью тайны»

Цель: определить самостоятельные суждения школьников о сущности и смыслах темы.

Учитель

Ученик

Учитель говорит о том, что эпоха правления Екатерины II скрывает в себе много загадок. Но именно сегодня нам удастся вместе с вами приоткрыть завесу тайны и попробовать разгадать некоторые из них.

На столе под тканью лежат предметы, связанные с эпохой Екатерины II, а вам необходимо определить что означают они для ее эпохи. Под музыкальное сопровождение (Бах-Токката bwv 565)

предметы начинают появляться из-под ткани.

Письмо - это письмо трагическая страница жизни Екатерины. Она знала, что его содержание изменит ход истории России, но читать его императрица очень не хотела.

-Что же написано в этом письме?

-В нем написано, что Петр III свергнут и убит;

Книга- это произведение является величайшим историческим источником, дающим представление о правлении Екатерины II, хотя она не принадлежит перу ни писателя, ни историка.

- Кто же стал автором этой книги?

-Книга написана самой Екатериной II.

Портрет Екатерины II- это портрет, при помощи которого можно разгадать основные принципы правления, черты характера Екатерины и основные ее приоритеты при проведении своего политического курса. (Протрет Ф.С. Рокотова «Екатерина II»)

Дети записывают то, как называли форму правления Екатерины II и основные черты ее характера, сделавшие возможным проведение данного курса. И в завершении зачитывают то, что у них получилось.

Ученики отвечают на вопросы. Оценивание ответов детей.



Итоги: Развитие действенного решения


3. «Монолог Екатерины II».

Цель: определить самостоятельные суждения школьников о сущности и смыслах темы.

Учитель

Ученик

Учитель говорит о том, что портреты Екатерина II изображались многими выдающимися художниками того времени. Каждый из них видел в ней что-то свое, что-то загадочное, но в тоже время манящее и заставляющее задуматься над тем, кем, же на самом деле была эта великая императрица.

На проекторе появляется портрет Екатерины в молодости и портрет Екатерины в зрелом возрасте. Начинается обсуждение этих изображений. . Итак, Россия, XVIII век. Ребята, я сейчас выйду и вернусь совсем другим человеком

Под музыкальное сопровождение

(Моцарт – Реквием №3) появляется учитель в образе Екатерины II, прибавив к своей одежде элемент костюма той эпохи, начинает читать монолог императрицы.

После прочтения монолога учитель от лица императрицы задает вопросы ученикам.

-Каким было мое имя до принятия православия?

- При помощи чего я пришла к власти?

- Какая форма правления была установлена в мою эпоху?

После оценивает ответы.

«Вы правильно ответили на мои вопросы. Вы молодцы, но многим из вас нужно еще долго работать, чтобы заслужить мою похвалу, ради которой мои придворные готовы на многое»

Дети составляют план рассказа учителя

Дети отвечают на вопросы учителя, оценивание их ответов.








Монолог Екатерины II .


София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербстская -

На далекой родине звали так меня.

В моей прекрасной Пруссии я детство провела.

Росла я резвой девочкой, любившей щеголять,

Но судьба иные планы стала представлять.

Мое спокойствие украл 44 год,

Когда узнала я, что свадьба с Петром III,

Наследником российским меня ждет.

В чужой стране, всегда одна,

Да и к тому же мужем не любима,

Под взглядом пристальным императрицы,

Жизнь при дворе была невыносима,

Но собрав в кулак все силы, я терпела и ждала.

Помню лето 62, когда корону муж мой получил,

Я помню все и даже то, как Петр чуть империю не погубил.

Мог привести мою Россию к разоренью,

Терпеть такое больше не могла.

Именно поэтому заговор против Петра возглавила сама.

Отныне я звалась императрицей и самодержицею всероссийской.

Я обрела неограниченную власть,

Но потеряла навсегда любовь родного сына,

Так и не простившего свержения отца.

Мой век был прозван «веком золотым дворянства»,

Я проводила множество реформ, прослыла «философом на троне», Сторонницей великих перемен в сердцах людей,

Все делала, чтоб на Россию свет знания пролить,

И «просвещенный абсолютизм » установить.

Жаль многого я сделать так и не смогла,

Для этого ничтожно коротка жизнь человека,

Но верю я, что даже сквозь года,

Бессмертна будет память о том, кем я была.

Сильной женщиной и мудрой императрицей,

Екатериной, что была прозвана Великой.


Итог: развитие смелости интеллектуального решения.


В данной работе были приведены лишь некоторые способы проведения микромодуля «встречи с персоной» урока образного представления. Творческий подход учителя к разработке урока сделает применение театрализации не только ярким представлением, но и средством наиболее эффективного усвоения детьми учебного материала.



1 В.В. Шоган, Е.В. Шоган Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.,С. 211

1

11 В.В. Шоган, Е.В. Шоган Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.,С. 214-215.



11 В.В. Шоган, Е.В. Шоган Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.,С. 215