СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»

Просмотр содержимого документа
«Уроки литературы»

Конспект открытого урока по литературе в 11-м классе на тему: «Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»


Скобелиной Татьяны Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ гимназия № 72 имени академика В.П. Глушко

Цель урока:

- подвести учащихся к пониманию драмы жизни С. Есенина.

Задачи урока:

- через анализ наиболее значимых стихотворений и поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек» показать подросткам хрупкость, тонкость и подчас несовместимость с жизнью поэтической души.

Оборудование: звуковые колонки, компьютер.

Технологии:

- проблемное обучение (создание учителем проблемной ситуации, формулирование проблемы и поиск её решения учениками);

- ИКТ-технологии (прослушивание из фонохрестоматии стихотворений С.А. Есенина артистами);

- здоровьесберегающие технологии (смена видов учебной и познавательной деятельности).

Ход урока:

1. Слово учителя:

- Чтобы понять драму жизни С. Есенина, человека, у которого, на первый взгляд, было всё, о чём только можно и даже нельзя мечтать: талант, всенародная слава, материальное благополучие, успех у женщин – проанализируем сначала известное высказывание Г. Гейне: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта». (Приходим к мнению, что поэты – совершенно особые люди, к которым неприменимы обычные житейские понятия успеха, счастья и благополучия. Для подтверждения этой мысли вспомним строки Блока: «Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта - вселенский запой, И мало ему конституций!» и Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души»).

2. Анализируем ст-я «Не жалею, не зову, не плачу…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Мне осталась одна забава…», «Отговорила роща золотая…». Сравниваем с «Я иду долиной. На затылке кепи…» - опять находим необъяснимые с точки зрения обычного человека противоречия.

3. Приступаем к анализу поэмы «Чёрный человек». Учитель должен сообщить, что создание небольшого по объёму произведения заняло у С. Есенина более двух лет. Вывод – это не плод сиюминутного порыва. Наличие нескольких редакций говорит о глубокой продуманности плана и выстраданности идеи поэмы.

Учитель знакомит с четверостишием, созданным Есениным осенью 1925 года:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?


Далее на уроке при помощи ИКТ-технологий звучит исполнение поэмы «Чёрный человек» артистом С. Безруковым.


Затем ученики вместе с учителем берут в руки текст поэмы и анализируют её практически построчно. Ключевые моменты:


- поэма представляет собой диалог лирического героя со зловещей личностью, которая является без приглашения по ночам и рассказывает ему о его жизни неприглядную правду, которую он доселе не видел или отказывался признавать;


- обращаем внимание на строки, которые часто неправильно понимаются юными душами и даже воспринимаются ими как руководство к действию:


В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.


Задача учителя – объяснить, что это советы ЧЁРНОГО человека, тёмных сил. Настоящий смысл этих строк: неискренность, ложь в первую очередь самому себе разрушают душу;


- когда Чёрный человек начинает издеваться над самым святым для автора – любовью и творчеством:

Может, с толстыми ляжками
Тайно придет "она",
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою. –

а также дразнит утерянной «желтоволосым мальчиком» дорогой, поэт не выдерживает и бросает в Чёрного человека тростью, которая… разбивает зеркало. Идея поэмы с точки зрения учителя (и учеников в финале урока): Чёрного человека поэт решился уничтожить. Что и совершил через 1,5 месяца после окончания работы над поэмой – 28 декабря 1825 года.



4. Чтобы не заканчивать урок в настроении безысходности, читаем стихотворение Есенина «Пушкину», ибо классика, как известно, должна всегда не только преподносить правду, но и оставлять надежду.

УМК: Сборник стихотворений и поэм С.А. Есенина у каждого на парте.