Уроки нравственности Чехова
«Хочешь жить для себя – живи для других!»
Сенека
Центральным вопросом жизни остаётся вопрос о смысле жизни: зачем живу? во имя чего живу? чего хочу от жизни?
Если человек не видит смысла в жизни, он пытается добиться осуществления счастья в обход осуществлению смысла – с помощью чревоугодия, алкоголя, наркотиков, половых извращений…
Вопрос «какой жизни я хочу?» сегодня особенно важен для подрастающего поколения.
Помочь растущему человеку осознать жизнь как отдельный, особенный объект изучения и осмысления, развернуть перед ним палитру возможных вариантов её выстраивания, исходя из заложенных в них ценностных ориентиров, раскрыть последствия того или иного выбора и представить право выбора достойной для себя жизни, сформировать у учащихся умение выстраивать свою сегодняшнюю жизнь в желанных характеристиках – в этом смысл работы учителя литературы.
Образ жизни – это то, что позволяет человеку достойно реализовать себя в этом мире. Создавая образ жизни, человек рисует картину достойной жизни, такой, какую бы он хотел.
Образное представление о том, что происходит в этом случае с человеком, находим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник».
Герой всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести имение и посадить в нём крыжовник. Ради осуществления этой цели он недоедает, недопивает, плохо одевается, женится по расчёту и теряет жену, даже не осознавая своей вины в её смерти, и всё копит деньги и кладёт в банк.
Что же стало с ним, человеком кротким и добрым, когда к концу жизни мечта его осуществилась? Герой превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя.
Грустная картина! … Ради осуществления ничтожной цели потрачена целая жизнь.
А Чехов говорил, что «человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего творческого духа». «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» - писал он.
Правильный выбор цели – это самое сложное. Антон Павлович считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель. Если человек много трудится, и мысли его направлены на улучшение жизни людей, то слава и деньги его сами найдут.
Также не менее важный вопрос: в чём заключается смысл жизни для женщины?
Самой природой определено её назначение – в продолжении рода, в материнстве.
«Ничто так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет, а страх божий облекает жену в красоту неувядаемую. Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница», - читаем в книге Иеромонаха Порфирия (Левашова) «О воспитании девиц в духе истинно христианском».
Часто героини рассказов, повестей и пьес Чехова наделены такими прекрасными качествами.
Ольга Семёновна, героиня рассказа «Душечка», ограниченна, у неё нет своего мнения, но она бескорыстно и самоотверженно отдаёт тепло души своим спутникам жизни. В ней живёт вечная потребность любви, потребность отдать кому-то свою любовь. Её доброта и любвеобильность в сочетании с абсолютным отсутствием собственного взгляда на мир привели к двум счастливым бракам, потому что Оленьке дана была природой удивительная способность раствориться в другом человеке и жить исключительно для него.
Героя Чехова выше и человечнее тех людей, которым отдавала свою любовь: проклинающего дожди и разорение Кукина; ветеринара, умеющего говорить только о болезнях и бойнях. В конце рассказа Чехов показывает материнскую любовь Душечки к чужому ребёнку: «Никогда ещё раньше её ДУША не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой…».
Семейная жизнь – вот где круг её деятельности.
В священном писании говорится: «Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святее» (Рим. 14, 17). В таком великом деле первая жена долженствовала быть сотрудницею своего мужа. Эта честь принадлежала бы и дочерям её» (Иеромонах Порфирий).
На женщине ложится обязанность разделять многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды, благодушно переносить суровость и все странности его характера, поддерживать падающие силы его духа, разнообразить и возвышать его радости, управлять домом, насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви, а всё это каких высот требует от неё доблестей, какого благоразумия, какой предусмотрительности, какой кротости, какого терпения, какой любви! Так важно назначение жены!
И для Оленьки смысл жизни – в любви, смирении и самопожертвовании.
«Это просто перл. Как тонко схвачена и выведена вся природа женской любви», - пишет Л.Н. Толстой о рассказе А.П. Чехова «Душечка». Ольга Семёновна для него – воплощение «того высшего, лучшего и наиболее приближающего человека к Богу дела, дела любви, дела полного отдания себя тому, кого любишь, которое так хорошо и естественно делали, делают и будут делать хорошие женщины». И это прекрасно видят наши старшеклассники.
Обретение высокого смысла жизни – мечта многих героев произведений А.П. Чехова. Его рассказы, повести и пьесы содействуют воспитанию наших чувств в самом широком смысле этого слова, одним словом, Чехов учит нас жить и понимать искусство.
«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл» (М. Горький).
Литература
Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. М.: «Детская литература», 1982.
А.П. Чехов. Избранные сочинения. М.: «Художественная литература», 1988.
Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском». М.: «Самшит-издат», 2005.