Аннотация
Автор использует творческий подход к подбору и презентации материалов для уроков. В разработках уроков представлены разные типы уроков, приемы формы и методы работы.
В разделе « Литературные сказки» автор опирается на законы инновации, которые помогают ученикам постигать проблемно- теоретический материал. Когнитивные методы ( сравнительные таблицы, аналитические вопросы) предполагают использование смыслового видения каждым учеником данных заданий. В конце каждой темы этого раздела задания построены так, что школьники освоят азы нормотворчества, рецензирования, рефлексии, научатся давать самооценку.
РАЗДЕЛ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
Урок 13
Тема: А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта, роль книги и чтения в жизни Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
Цели: познакомить ребят с детством поэта, его семьей; показать, какую роль в его жизни сыграло чтение и книги; познакомить ребят со вступлением к поэме « Руслан и Людмила», отработать навыки выразительного чтения; работать над словом и его значением, развивать навыки словесного рисования; поднять на более высокий уровень понимание творчества великого поэта , попытаться окунуться в мир его творческих фантазий.
Оборудование: учебник «Литература» (авторы Е.Е.Бондарева, Г.В. Биткивская), детский портрет поэта, автопортрет лицейского периода, портрет Пушкина работы О.А.Кипренского, А.Шварц. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» (художественное чтение).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Работа по теме урока.
Слово учителя.
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и , еще не умея читать, повторяем: « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок живет с нами и в школьные годы. «Там чудеса, там леший бродит…» И сегодня мы еще раз, проникая в мир его героев, откроем для себя неисчерпаемый источник поэзии Пушкина, который, как в сказке, поит живой водой всех, кто к нему прикоснулся.
(рассказ по следующему плану)
Семья, родители поэта.
Домашнее образование.
Роль дяди, Василия Львовича , в жизни Саши.
Известные люди- частые гости в доме отца.
Первые детские впечатления от русской деревни, народные песни, их влияние на Сашу.
Мария Алексеевна и Арина Родионовна, их роль в жизни Пушкина.
Царскосельский лицей, стихотворения этого периода, начало творческого пути.
Во время рассказа учителя отвечают ученики, которые получили ранее опережающее домашнее задание по данному плану.
Внутренняя рефлексия:
- Мне было интересно узнать о детстве поэта то, что…
- Из близких людей в жизни поэта сыграли большую роль…
II. Работа над текстом вступления к поэме «Руслан и Людмила»
Словарь: лукоморье, дол, брег, витязь, чредою, чахнет, пленяет, видение.
иллюстрация к поэме Ю. Волкович « Руслан и Людмила»: рассмотрим и прослушаем в записи исполнение А.Шварца пролога к поэме.
Поработаем со словарем.
Выразительное чтение пролога учителем, потом учениками.
Внутренняя рефлексия:
-После чтения вступления к поэме у меня возникло чувство…
- Некоторые герои, упомянутые во вступлении мне знакомы, это…
- Все вступление по построению можно разделить на следующие части…
III. Литературоведение. Первые шаги к исследованию.
1.Слово учителя:
Герой комедии великого французского писателя Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» был очень удивлен, когда узнал, что всю жизнь разговаривает прозой. Его простодушие вызывает смех. И правда, нет, пожалуй, такого человека, который не способен отличить прозаическую речь от стихотворной. Но одно дело – отличить, совсем другое - понять и объяснить. Давайте подумаем над этим вместе (работаем с текстами, написанными на доске).
1. Луна пробирается сквозь волнистые туманы; 2. Сквозь волнистые туманы она льет на печальные поляны печальный Пробирается луна, свет. На печальные поляны
Льет печально свет она. Задание:
1. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
2. Приведите примеры прозаических и стихотворных сказок ( проверка домашнего опережающего задания, данного индивидуально). 3. Работа с учебником (чтение статьи «Прозаическая и стихотворная речь»).
4. Назовите характерные особенности стихотворной речи.
5. Какую роль в стихотворной речи играет ритм?
(5-6 задания – проверка опережающего домашнего задания, данного индивидуально)
6. Что такое рифма?
IV. Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал…
-Новыми и интересными для меня стали…
- Если я захочу написать стихотворение, то….
- Мне нравятся сказки, написанные…
V.Домашнее задание
1. Выучить наизусть вступление к поэме.
2. Выполнить задание в тетради. Раздел «Литературные сказки» задание №5-10 (опережающее задание)
Урок 14
Тема. Сказочный мир, созданный Пушкиным. « Пушкинская сказка – прямое наследие народных» С. Я. Маршак.
Цель: познакомить учащихся с содержанием сказки; сопоставить пушкинскую сказку с народными сказками на эту тему; учить чувствовать и понимать красоту человеческой души; воспитывать интерес к личности Пушкина и его творчеству.
Оборудование: учебник « Литература» (авторы Е.Е.Бондарева, Г.В.Биткивская), иллюстрации И.Билибина, Т. Мавриной, Б.Зворыкина, А. Куркина, Б. Дехтерева, мультипликация (реж.И.Иванов- Вано, СССР, 1951 год).
Тип урока: комбинированный.
Словарь: фольклор, гипербола, литературная сказка, тема, сюжет, эпизод , странствующий сюжет; инда, сочельник, .молодица, перст, девичник , сенная девушка, или чернавка, полати, под святыми, светлица, положить, сорочин, спешить, рогатка, черница.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания:
1. Наизусть отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» ( 2 – 3 по желанию)
2 . Что объединяет отрывок из поэмы Пушкина и народной сказкой ? А к какому жанру сказок относятся сказки писателей?
3. Кто из известных вам писателей обращался к жанру литературной сказки?
4. Какие литературные сказки вам понравились и почему?
(ответы на вопросы № 2- 4 подготовлены учащимися индивидуально в качестве опережающего задания)
II. Работа по теме урока:
1.Слово учителя:
Cегодня мы с вами познакомимся с удивительной сказкой А. С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
(далее чтение сказки учителем, работа со словарем, обращение к иллюстрациям , помещенным в учебнике, можно, чтобы некоторые отрывки из сказки прочитали заранее подготовленные учащиеся ).
2. Беседа:
- Понравилась ли вам сказка? Почему? Какой момент из сказки вам запомнился больше других? Чем ?
- Кому из героев вы сочувствовали, а кто вызвал ваше возмущение?
- Какие сказки она вам напомнила? Вспомните, как строилась народная сказка (запись на доске)
Народная сказка
присказка зачин основная часть концовка
- Можно ли сказать, что литературная сказка построена так же?
- Народные сказки вы встречали в стихотворной форме
Литературные сказки
стихотворные прозаические сказки-пьесы
- Наша сказка стихотворная .
3. Работа по содержанию сказки
-Перечитаем первую строфу произведения
- Что мы узнаем о родной матери царевны? Какой она предстает перед нами,?
-Попробуйте нарисовать словами иллюстрацию « Царица ждет».
- Как вы думаете, случайно ли рождение дочери приходится на вечер накануне Рождества?
- Почему умерла царица?
- Как царь выбирал себе новую жену?
- С чем пришла в мир молодая царевна?
Рассмотри иллюстрации А. Куркина к сказке.
- Какие эпизоды сказки изображены?
-Подбери к ним тексты из сказки
- Какие музыкальные произведения, созданные по сказке Пушкина, вам известны? (ответ ученика , который получал опережающее домашнее задание, если есть время , можно прослушать музыкальный отрывок или показать отрывок из мультфильма).
III. Рефлексия
- Сегодня на уроке для меня было открытием то, что…
- Об этом я обязательно расскажу дома…
- Удивительный мир пушкинской сказки открылся мне в …
- Я захотел нарисовать…
IV. Домашнее задание
1. Выразительное чтение сказки всему классу и индивидуально учащимся определенные отрывки (см. урок № 3)
2. Назначить творческую группу из 8 учащихся (4 + 4)
Задание первой четверке:
а) подготовить характеристику речи царицы;
б) определить, как автор к ней относится.
Задание второй четверке:
а) подготовить характеристику речи царевны;
б) определить, как автор относится к ней.
Урок 15
Тема. Прославление веры в победу добра над злом. Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Цель: показать, как автор утверждает в сказке высокие нравственные идеалы, противопоставляя истинную красоту человека внешней красоте; развивать навыки сопоставительной характеристики героев по их речи и поведению; воспитывать интерес к личности и творчеству А. С. Пушкину.
Оборудование: учебник с текстом произведения (авторы Е.Е.Бондарева, Г.В. Биткивская), портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся,. м/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (реж.И.Иванов-Вано, СССР,1951 год).
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф: Добра, истина, красота, красота побеждают ( Г. Х. Андерсен )
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя:
Творчество А.С.Пушкина входит в нашу жизнь с раннего детства , когда мы узнаем, что где-то за лесами, за горами есть сказочная страна Лукоморье , именно там растет могучий дуб, обвитый золотой цепью, по которой «и днем , и ночью» ходит «кот ученый». Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебным, мудрым миром пушкинских сказок. На прошлом уроке мы познакомились с историей создания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»,о том , что она тесно связана с устным народным творчеством.
II. Проверка домашнего задания:
- Что вы узнали об истории создания сказки?
- «Сказка о мертвой царевне» - литературная сказка, но она тесно связана с устным народным творчеством. Докажите это.
Вывод после ответов учащихся:
- Да, Пушкин рассказывает свою сказку народным слогом, проявляя при этом поэтическое мастерство.
III. Работа над темой урока:
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение пушкинской сказки , а в ходе работы должны ответить на интересный , но трудный вопрос: « Что есть красота?» Прочтите еще раз тему урока и обратите внимание на первое слово. Вы знаете, что в сказках добрые силы противостоят злым. Такой прием называется антитезой, это противопоставление положительных и отрицательных героев (внешность, речь, характеры, поступки).
Кто противопоставлен в пушкинской сказке? Послушаем выразительное чтение отрывка из сказки (читаем начало сказки).
Какой была первая жена царя, мать царевны? Но вот после ее смерти прошел год.
Какие перемены произошли в жизни царя?
Почему его вторая жена – другая? Что о ней говорит автор?
Почему царица только с зеркальцем была « добродушна, весела»?
Как характеризует царицу такое поведение?
Итак, дадим характеристику царицы- мачехи. (подводим итог обсуждению)
А что автор говорит о царевне? (читаем отрывок из сказки)
Почему она другая? (портрет, характер, любимые занятия)
Как изменилась царица, узнав , что царевна соперничает с ней в красоте?( чтение отрывка из сказки)
Что изменилось в обращении с зеркальцем?
Какие качества характера она проявляет, задавая вопросы зеркальцу с возмущением?
До чего довела царицу зависть? Почему зависть - низкое чувство?
Продолжаем наблюдать за царевной.
Что произошло в лесу, после того, как Чернавка ее там оставила?
Почему Соколко пропустил царевну в терем?
Чем она занялась, поджидая хозяев?
Какую черту характера проявила героиня? На героинь каких народных сказок она похожа?
Как ведет себя царевна при встрече с богатырями? ( чтение отрывка ).
Богатыри ее полюбили, но когда решили посвататься к ней, царевна им отказала. Почему?
Итак, автор проводит свою героиню через многие испытания. Как же сам автор относится к своей героине?
IV. Отчет творческой группы (в конце предыдущего урока было дано опережающее домашнее задание, которое предусматривало отчет творческой группы, в которую могут входить 8 учащихся (4+4), первая четверка готовит ответ на следующие вопросы:
-Дайте характеристику речи царицы.
- Как автор к ней относится?
Вторая четверка готовит ответы на такие вопросы:
- Как царевну характеризует ее речь? Как к ней относится автор? )
V. Задание группам и всему классу:
- Внешняя и внутренняя красота человека. В чем она проявляется?
- Можно ли назвать красивыми мысли и поступки царицы- мачехи?
- А царевна? Помните, Пушкин назвал ее « красавицей- душой». О чем это говорит?
VI. Рефлексия.
(продолжи предложения, выскажи свое мнение)
- Сегодня на уроке я узнал…
- В сказке я обратил внимание на …
- Я узнал, что красота бывает…
- Истинная красота человека заключается в…
- Какая детская иллюстрация мне больше всего понравилась и почему?
VII. Домашнее задание
Подготовить устный рассказ - сравнение о царице, царевне , ее матери (первый опыт сравнительной характеристики)
Ответьте на вопросы: какие черты характера царицы проявляются в ее разговоре с зеркальцем и в ее поступках? Случайно ли автор называет новую жену царя по-разному: царица, гневная баба, злая царица, злая мачеха? Какими чертами характера наделяет поэт молодую царевну? В чем сходны и чем отличаются царевна и царица?
Словарь: антитеза, инда , сочельник, молодица, перст , девичник, сенная девушка , или чернавка , полати, светлица, сорочин, спешить, рогатка, черница.
Урок 16
Тема. Богатство выразительных средств в сказке А.С.Пушкина, совершенство поэтического языка, волшебное в сказке.
Цель: раскрыть богатство выразительных средств языка в сказке Пушкина; показать роль художественных средств в сказке; раскрыть мир волшебства поэта; учить видеть и понимать прекрасное; развивать умение работать в группах, творчески мыслить.
Оборудование: учебник «Литература» (авторы Е.Е.Бондарева, Г. В. Биткивская),иллюстрации к сказке Б. Зворыкина, А.Куркина, Т. Мавриной, мультфильм ( реж. И. Иванов- Вано, СССР, 1951 год).
Словарь: гипербола, постоянные эпитеты ,повторы , тема, сюжет , эпизод, странствующий сюжет.
Тип урока: урок-практикум с элементами языкового анализа.
Методы: наблюдение над текстом художественного произведения; языковое исследование, элементы сопоставительного анализа; индивидуальные и групповые задания; работа со словарем
Эпиграф: И откроется мне волшебный мир сказки А.С.Пушкина…
Ход урока
(Весь класс предварительно разделен на 6 групп по 4 человека в каждой группе, в группах назначен ответственный за работу )
I. Слово учителя:
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - произведение удивительно богатое по содержанию. В нем и по-пушкински лаконичные, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор - по-русски открытый, добрый и мудрый.
Сегодня мы первый раз займемся исследовательской работой. Нам предстоит показать и доказать, в чем заключается богатство выразительных средств сказки, совершенство ее поэтического языка.(учитель объявляет тему урока, цель)
Каждая группа получила задания и начинает работать (можно озвучить задания каждой группы)
II. Работа над темой урока: (большая часть заданий - опережающая)
1. Задание всему классу: (вопросы – задания нужно написать на доске)
В чем заключается главная мысль « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
Прочитайте выразительно или наизусть отрывок из сказки.
Продемонстрируйте свои рисунки, докажите, что в тексте , подобранном к нему, выражено совершенство поэтического языка Пушкина.
2. Задание 1 группе:
Назовите волшебные элементы в сказке, подтвердите это текстом .
Найдите в тексте и прочитайте вслух описание царевны. Какие художественные средства использовал поэт для создания этого образа?
Прочитайте отрывок по ролям .
В чем красота поэтической речи автора?
3. Задание 2 группе:
Какие стихотворные сказки вы знаете? Найдите созвучные окончания в концовке «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Как называются эти строки?
Найдите в тексте и прочитайте вслух описание новой царицы. Какие строки в ее портрете снижают ее красоту, заставляя нас настораживаться? Какие художественны средства использовал автор?
Почему в приданом царицы было только одно зеркальце? Как она разговаривает с зеркальцем и с окружающими ее людьми? Какими художественными приемами подчеркивает это автор?
Что называется рифмой? Приведите примеры рифмующихся строк из сказки.
4. Задание 3 группе:
Подберите пословицы и поговорки к сказке.
Похожа ли царевна на свою родную мать? Как Пушкин описывает ее красоту? Почему поэт сравнивает ее с цветком? С каким?
Царевна у богатырей. Выразительно прочитайте отрывок. Назовите художественные особенности ,использованные здесь автором.
За что богатыри полюбили царевну? Чтение в лицах сцены сватовства. Почему она им отказала? Что было главным содержанием жизни царевны?
5. Задание 4 группе:
В няниной сказке, рассказанной Пушкину, только упоминалось о собаке. Как вы думаете, зачем Пушкин ввел этот эпизод в сказку? Что ему важно было подчеркнуть?
В руках у царевны яблоко. Найдите его описание, выразительно прочтите. Какие волшебные элементы использовал автор?
В каких народных сказках мы уже встречались со «злым» яблоком?
Чем отличается стихотворная речь от прозаической? Приведи примеры в сравнении сказок, написанных прозой и стихотворением.
6. Задание 5 группе:
К кому из героев сказки поэт относится с большой симпатией? Подтвердите это текстом.
Какая иллюстрация , изображающая богатырей, вам кажется наиболее «пушкинской»? Почему? Что соответствует настроению пушкинского стиха?
Как богатыри восприняли смерть царевны? Можно ли было бы поискать какие-нибудь чудесные сказочные средства оживления царевны? Есть ли в сказке такие средства? Назовите их.
Какие волшебные элементы использовал автор, рассказывая о пребывании царевны у богатырей?
7. Задание 6 группе:
Какие препятствия преодолевает Елисей? Выразительное чтение отрывка.
Назовите странствующие сюжеты, объединяющие эту сказку и другие.
Как относятся к беде Елисея ветер, солнце, месяц? Чтение отрывка.
Почему Елисею удалось совершить невозможное — оживить невесту даже без помощи волшебства? Что помогло ему?
8 .Опрос по заданию каждой группы, ответы групп на общие задания.
IV. Рефлексия
Мне сегодня на уроке понравилось…
После прочтения сказки я подумаю над…
О чем бы я поговорил с поэтом…
V. Домашнее задание
Выберите из учебника любую иллюстрацию к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», составьте 4- 5 вопросов к данной иллюстрации.
Урок 17
Тема. Развитие речи. Обучение связному устному ответу на вопрос учителя (учебника)
Цель: развивать умение работать над текстом художественного произведения, пользоваться; цитатным материалом; формировать умение давать полный ответ на вопрос учителя или учебника; развивать умение четко отвечать на поставленные вопросы, мыслить логически; формировать навыки правильной устной литературной речи.
Оборудование: учебник « Литература» 5 класс (авторы Е.Е. Бондарева, Г.В.Биткивская), иллюстрации к сказке художников Ю.Волкович, Н.Кочергина, Б.Зворыкина, Ст. Ковалева, А. Куркина; мультфильм « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ( реж. И. Иванов-Вано, СССР, 1951год).
Тип урока: урок применения знаний.
Словарь: цитата, литературная сказка, мысль автора, сюжет, стихотворная речь или прозаическая.
Эпиграф:
Кто ответит- где она,
Легендарная страна
Старых сказок
Лукоморье?
(Л. Мартынов)
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Вопрос учителя:
- С какими произведениями А.С.Пушкина мы познакомились?
- Сегодня мы будем учиться , используя знания текста « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и вступления к поэме « Руслан и Людмила», давать полные ответы на поставленные вопросы, при этом мысль свою высказывать четко, логично, используя цитатный материал произведений Пушкина и материал из раздела « Устное народное творчество , сказки народов мира».
II. Работа по теме урока.
1. Класс условно разделен на три группы. Каждая группа готовила три вопроса дома (опережающее домашнее задание). Вопросы должны быть продуктивными. Чем больше репродуктивных вопросов, тем ниже баллы. Учитель индивидуально работал с каждой группой. ( первая группа задает вопрос второй, вторая - третьей, третья - первой)
2. Вопросы первой группы:
- Какое оно, твое Лукоморье? Из каких любимых сказок состоит?
- Какие художественные и мультипликационные фильмы, поставленные по мотивам русских народных и литературных сказок, вы видели?
- Какая разница между литературной и народной сказкой?
3. Вопросы второй группы:
- Как художник изобразил царицу – мачеху на рисунке, помещенном в учебнике на странице 76?
- Какие пушкинские строки можно подписать под этим рисунком?
- Как художник передал характер царицы?
4. Вопросы третьей группы:
- Что общего в содержании народной сказки «Морозко» и « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
- Какие украинские народные сказки о злой мачехе вы знаете? Что общего в них с русскими народными сказками?
- Какие стихотворные сказки вы читали?
5. Учитель подводит итог работы, оценивает вопросы и ответы и ставит общие баллы.
6. Работа с иллюстрациями ( если нет возможности показать иллюстрации на экране, то работа проводится по иллюстрациям, помещенным в учебнике). Работа в парах.
Задание:
- Составьте по одному вопросу к иллюстрациям (так как иллюстраций шесть, то ребята, работая в паре, могут каждый составить по три вопроса).
Примерные вопросы:
- Какие герои изображены на иллюстрации Ю. Волковича? (стр. 72)
- Почему среди них поэт?
- Можно ли сказать, что иллюстрация соответствует вступлению к поэме?
-. Как художник Н. Кочергин в трех иллюстрациях передал содержание вступления к поэме? (стр.74)
- Какие эпизоды из сказки изображены здесь? (cтр. 86)
- Кому из художников удалось более точно передать сказочную атмосферу произведения, особенности внешнего облика и характеры героев?
Ребята задают вопросы, отвечают на них и получают оценки в баллах.
III.Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я научился…
- Меня заинтересовало …
IV. Домашнее задание:
Индивидуальные задания по биографии Х.К. Андерсена (см. план урока № 6), чтение сказки «Снежная королева».
Урок 26
Тема: Тематическое оценивание №3. Контрольная работа по теме :» Творчество А.С.Пушкина и Х.К.Андерсена».
Цель: проверить умения и навыки учащихся по данной теме; развитие навыков выполнения тестовых заданий; воспитание умения организовать свое рабочее время.
Тип урока: урок комплексной проверки знаний.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний:
- Учитель напоминает о правилах тестирования и критериях оценивания тестовых заданий.
II.Тестирование. Раздел II . «Литературные сказки». I вариант, II вариант.
III. Домашнее задание
Чтение по учебнику и пересказ биографии Оскара Уайльда.
Материал к контрольному уроку по теме: « Литературные сказки»
ЛИТЕРУРНЫЕ СКАЗКИ
А.С.Пушкин
«У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
I вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
А.С. Пушкин родился в
А Киеве… Б Москве… В Санкт-Петербурге
Русские народные сказки А.С. Пушкину рассказывала
А Мама… Б Бабушка Мария Алексеевна…В Няня Арина Родионовна
Лукоморье – это
А морской залив бухта…Б море…В озеро
В приданое королевич Елисей получил теремов
А сорок…Б сто сорок…В семь
«Наливным, молодым, золотым» яблочком царевну угостила
А Чернавка…Б нищая черница…Б богатыри
Царевну положили в гроб
А дубовый…Б стеклянный…В хрустальный
Королевич Елисей в поисках царевны не обращался к
А Ветру…Б Месяцу…В Солнцу…Г Дубу
Мачеха после возвращения царевны умерла
А Да, её тоска взяла и царица умерла
Б Нет, царица помирилась с царевной
III уровень
Перечислите персонажей, которые упоминаются во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто и к кому обращается со словами:
«Свет мой зеркальце! Скажи / Да всю правду доложи».
«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? / Не губи меня, девица! / А как буду я царица, / Я пожалую тебя».
«Что за диво! Всё так чисто и красиво. / Кто-то терем прибирал / Да хозяев поджидал».
«Для меня вы все равны, / Все удалы, все умны, / Всех я вас люблю сердечно; / Но другому я навечно / Отдана».
«Ох ты, дитятко девица! / Пёс проклятый одолел, / Чуть до смерти не заел. / Посмотри, как он хлопочет! / Выдь ко мне».
«Не видал я девы красной, / На стороже я стою / Только в очередб мою».
Подчеркните прилагательные, которые характеризуют царевну:
Злая, добрая, завистливая, бескорыстная, гордая, скромная, своенравная, кроткая, ленивая, трудолюбивая, грубая, вежливая, надменная, простая, жестокосердная, добродетельная.
IV уровень
Русская пословица гласит: «Худо тому, кто добра не делает никому». Подумайте, как в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» автор раскрывает смысл этой пословицы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
А. С. Пушкин учился в
А Московском лицее…Б Киевской гимназии…В Царскосельском лицее
А.С. Пушкин свободно читал и говорил на иностранном языке
А украинском…Б французском…В английском
«Кот учёный» А.С. Пушкина, когда идёт направо
А песнь заводит…Б с лешим бродит…В сказку говорит… Г на ветвях сидит
Елисей был сыном
А царя…Б князя…В короля
Царица приказала вести царевну в глушь лесную
А Чернавке…Б богатырям…В Елисею
Имя пса, который охранял терем семи богатырей
А Соколко…Б Сверчок… В Снежок
Королевичу Елисею помог найти царевну
А Ветер…Б Месяц…В Солнце…Г Звёзды
Царица была добродушна и мила с
А царевной…Б зеркальцем…В Чернавкой
III уровень
Перечислите устаревшие слова, которые А.С. Пушкин использует во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Установите последовательность эпизодов:
«…вот чернавка в лес пошла».
«А царевна все ж милее…».
«Но царевна молодая… между тем росла…».
«Царь женился на другой…».
«Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…».
«В руки яблочко взяла…».
«Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
«Будь нам милая сестрица».
«Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили».
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила».
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».
Заполните таблицу, распределив данные ниже определения в соответствующие колонки:
высока, белолица, стройна, черноброва, бела, красавица-душа, горда, ломлива, милая, приветливая, своенравная, ревнива, злая.
IV уровень
Русская пословица гласит: «Доброе дело без награды не остаётся». Подумайте, как в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» автор раскрывает смысл этой пословицы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ханс Кристиан Андерсен
«Снежная Королева»
I вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
Родина Х.К. Андерсена:
А Россия Б Дания ...В Германия
Кривое зеркало разбили
А ученики тролля…Б тролль…В люди
Осколки дьявольского зеркала попали Каю в
А сердце…Б глаз ...В сердце и глаз
Герде про Кая напомнил цветок на соломенной шляпке старушки
А георгина Б роза ...В фиалка
Муфту Герды оставила себе
А принц и принцесса…Б маленькая разбойница…В старушка-колдунья
Маленькая разбойница отпустила Герду в Лапландию с
А лесными голубями…Б северным оленем…В бульдогами
Снежная королева пообещала подарить Каю
А лыжи…Б пару коньков…В санки
Ледяное сердце Кая растопили
А цветы…Б тёплая одежда ...В слёзы
III уровень
Подберите к слову дружба
Прилагательное_______________________________________________
Глагол_______________________________________________________
Наречие______________________________________________________
Определите о ком идёт речь.
«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные».
«В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности».
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости».
«Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать её силу».
«На третий день явился небольшой человечек, не в карете, не верхом, а просто пешком, и прямо во дворец. Глаза его блестели, как твои; волосы у него были длинные, но одет он был бедно».
«Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами».
Финка сказала про Герду: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать». Подумайте, в чём сила Герды?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV уровень
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чему нас учит сказка Х.-К. Андерсена «Снежная королева».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II вариант
I – II уровень
Укажите правильный ответ
В Копенгагенской гавани стоит скульптура героини сказки Андерсена
А Русалки Б Герды…В маленькой разбойницы
Кай и Герда выращивали цветы
А розы…Б фиалки…В гвоздики
Самое драгоценное, что было у Герды – это
А красные башмачки…Б гребешок…В соломенная шляпка
Старушка заколдовала Герду при помощи
А золотого гребешка…Б золотого ожерелья…В золотого кольца
Во дворец Герда попала благодаря
А ворону с вороной…Б ворону…В соловью
Золотую карету Герде подарили
А принц и принцесса…Б маленькая разбойница…В старушка-колдунья
Лапландка написала финке пару слов на
А сушёной треске…Б бумаге…В кожаном свитке
Кай во дворце Снежной Королевы пытался сложить слово
А верность Б вечность...В дружба
III уровень
Подберите к слову верность
Прилагательное_______________________________________________
Глагол_______________________________________________________
Наречие______________________________________________________
Расположите название рассказов в правильном порядке:
Маленькая разбойница сказала Герде: «Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!». Подумайте, почему Герда отправляется на поиски Кая?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV уровень
и
Х.- К. Андерсена Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Моё впечатление от сказки Снежная королева».
_____________________________________