СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки в 8 классе по истории России при Петре I и дворцовых переворотах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены конспекты уроков по параграфам 1-14 части 1 истории России с примерными заданиями и тестами

Просмотр содержимого документа
«Уроки в 8 классе по истории России при Петре I и дворцовых переворотах»

Тема «Реформы управления Петра I»

Домашнее задание: по параграфу 5 знать события (годы и что произошло), называть цели реформ управления; объяснять названия и как события влияли на цели реформ



Цели

События

Влияние события на цель

Складывается абсолютизм (сосредоточение неограниченной власти в руках монарха)

В 1711 г. создан Сенат

В 1711 г. учреждены фискалы

В 1722 г. введена должность генерал-прокурора

В 1718-1721 гг. созданы коллегии

Сенат – высшее правительственное учреждение во время отсутствия царя, который имел законосовещательные, судебные и контролирующие функции.

Фискалы – служащие для надзора над деятельностью чиновников и органов власти.

Генерал-прокурор контролировал деятельность Сената и руководил прокуратурой, подчинялся царю.

Коллегии – органы центрального управления, созданных вместо приказов.

Усиливается централизация управления (усиление роли центральных органов власти)


Обеспечивается порядок государственной службы (деятельность по обеспечению исполнения полномочий органами власти)


В 1714 г. подписан Указ о единонаследии

В 1722 г. принят Табель о рангах

Указ о единонаследии запрещал дробление дворянских имений и приравнивал их к вотчинам.

Табель о рангах определял 14 классов (рангов) государственной службы.

Происходит укрупнение территориальных единиц

В 1708 г. Россия разделена на 8 губерний

Губерния – самая большая территориальная единица, состояла из провинций и уездов.

Происходит централизация управления на местах

В 1708 г. учреждена должность генерал-губернатора

В 1722 г. создана Малороссийская коллегия

В 1699 г. создана Бурмистерская палата (Ратуша)

Генерал-губернатор – обладал высшей военной и гражданской властью в губернии.

Малороссийская коллегия – орган управления, которой подчинялся гетман Украины

Ратуша – центральное учреждение для управления городским населением.



















Как называются цели реформ управления Петра I, которые указаны ниже:

1) сосредоточение неограниченной власти в руках монарха;

2) усиление роли центральных органов власти;

3) деятельность по обеспечению исполнения полномочий органами власти.

Привести по 1 примеру реформ управления Петра I к осуществлению каждой цели.






В каких годах произошли следующие реформы управления:

1.создан Сенат

2.учреждены фискалы

3.введена должность обер-прокурора

4.созданы коллегии

5.подписан Указ о единонаследии

6.принят Табель о рангах

7.Россия разделена на 8 губерний

8.учреждена должность генерал-губернатора

9.создана Малороссийская коллегия

10.создана Бурмистерская палата (Ратуша)



О каком термине идет речь?

1.Высшее правительственное учреждение во время отсутствия царя, который имел законосовещательные, судебные и контролирующие функции.

2.Служащие для надзора над деятельностью чиновников и органов власти.

3.Служащий, который контролировал деятельность Сената и руководил прокуратурой, подчинялся царю.


4.Органы центрального управления, созданных вместо приказов.

5.Указ, который запрещал дробление дворянских имений и приравнивал их к вотчинам.


6.Указ, который определял 14 классов (рангов) государственной службы.

7.Самая большая территориальная единица, учрежденная при Петре I.

8.Руководитель губернии, который обладал в ней высшей военной и гражданской властью.


9.Орган управления, которой подчинялся гетман Украины

10.Центральное учреждение для управления городским населением.





Соотнести цель и изменения в системе управления при Петре I (можно отнести несколько изменений к одной цели):

Цели

Изменения в системе управления при Петре I

а) Складывается абсолютизм

б) Усиливается централизация управления

в) Обеспечивается порядок государственной службы

г) Происходит укрупнение территориальных единиц

д) Происходит централизация управления на местах

  1. создана Бурмистерская палата (Ратуша)

  2. Россия разделена на 8 губерний

  3. учреждена должность генерал-губернатора

  4. создан Сенат

  5. учреждены фискалы

  6. подписан Указ о единонаследии

  7. введена должность обер-прокурора

  8. созданы коллегии

  9. принят Табель о рангах

  10. создана Малороссийская коллегия



Тема «Экономическая политика Петра I»

Задание: найти в тексте параграфа примеры их деятельности и напиши под каждой коллегией

В короткий срок в России открыты месторождения каменного угля, селитры.

Следила в каком количестве, из какого материала производить товары.

Устанавливала какие товары привозить из-за границы и пошлины

Ведало передачей крестьян или давало разрешение на покупку крестьян для работы на предприятиях.

Следило за сбором «горной подати».

Мануфактура – крупное промышленное предприятие, которое основано на разделении труда.

Задания: На чьи средства было создано 43% мануфактур? (стр.40) Выпуском чего занимались мануфактуры? (стр.42-43) Какие специалисты трудились на мануфактурах?(стр.42)















Основная проблема при создании мануфактур – обеспечение рабочими руками, так как не было свободных наемных рабочих.

Задание: Как решалась эта проблема? (написать содержание указов, стр. 43, 45)

Петр I подписал 3 указа

По указу 1703 года

Указом 1721 года

По указу 1724 года …

Эту группу рабочих называли

Приписные крестьяне

Эту группу рабочих называли

Посессионные крестьяне

Эта группу крестьян стали называть

Крестьяне-отходники

Протекционизм – политика, направленная на поддержку отечественной промышленности и торговле.

Задание: перечислить какие привилегии от государства получали купцы, которые строили заводы и покупали убыточные предприятия? Стр.40-41)



Меркантилизм – политика, направленная на поддержание положительного торгового баланса.

Задание: как этой политике способствовали: а) Указ 1718 года; б) развитие речного транспорта; в) Таможенный тариф 1724 года? (читай стр.44)

Была проведена налоговая реформа в 2 этапа (стр.44):

В 1718-1724 году была проведена подушная перепись, потом

В 1724 году была введена подушная подать – прямой налог с каждой души мужского пола, исключая дворян и духовенства


вариант 1. Вопросы для проверки знаний параграфа 7 «Экономическая политика Петра I»

1.К деятельности какой экономической коллегии относится каждый пример?

а. В короткий срок в России открыты месторождения каменного угля, селитры.

б. Следила в каком количестве, из какого материала производить товары.

в. Устанавливала какие товары привозить из-за границы и пошлины

г. Ведало передачей крестьян или давало разрешение на покупку крестьян для работы на предприятиях.

д. Следило за сбором «горной подати».

2.Как называлось крупное промышленное предприятие, которое основано на разделении труда?

3.На чьи средства было создано 43% мануфактур при Петре I?

4.Выпуском чего занимались основные мануфактуры при Петре I?

5.Какие специалисты трудились на мануфактурах?

Вариант2. Вопросы для проверки знаний параграфа 7 «Экономическая политика Петра I»

1.С какой основной проблемой столкнулся Петр I при создании мануфактур?

2.Как называли государственных крестьян, которые работали на мануфактурах в счет уплаты государственных повинностей?

3.Как называли крестьян, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур?

4.Как называли крестьян, которым дворяне выписывали паспорта для работы на мануфактурах?

5.Как называлась политика, направленная на поддержку отечественной промышленности и торговле?

6.Кто получал привилегии от государства, если строили заводы или покупали убыточные предприятия?

7.Как называется политика, направленная на поддержание положительного торгового баланса?

8.В какой город России требовал направлять товары, предназначенные на экспорт, Указ 1718 года?

9. В интересах каких купцов был издан Таможенный тариф 1724 года?


Домашнее задание:

знать выделенные определения,

отвечать на задания к ним по параграфу 6



Тема «Изменения в положении сословий при Петре I»

Домашнее задание: прочитать параграф 7 и ответить на вопросы:

Какие были сословия и из каких групп они состояли?

В чем причины недовольства этих сословий?

Знать объяснение терминов

Сословие и его структура

Причины недовольства этого сословия

Дворянство (или шляхетство), 70 тыс.:

крупное (600 чел., владели более 1000 крестьян),

среднее (около 8 тыс.),

мелкопоместное (60 тыс. чел., до 100 крестьян)

  • Стали применять телесные наказания.

  • За провинность отбирали имения.

  • Без образования запрещали жениться, покупать имения.

  • Покупка имений разрешалась после 7-10 лет службы.

  • Табель о рангах открывал путь к карьере выходцам из «подлых» сословий.


Городское сословие во главе с магистратами: регулярные граждане 1 и 2 гильдии, цехи, «подлые» люди


  • Магистраты бесправны перед воеводами, губернаторами.

  • У магистратов не было источников доходов для нужд города.

Крестьянство: государственные приписные крестьяне, крепостные крестьяне

  • Появились новые денежные сборы, которые устанавливали прибыльщики.

  • Стали нести рекрутскую повинность.

  • Должны содержать войска.

  • Стали платить подушную подать.

  • Имущество крепостных крестьян стало принадлежать дворянам, которые могли его отбирать за провинность крестьянина.



Термины и их понятия:

Гильдия – объединения зажиточных горожан.

Цех – объединение ремесленников одной специальности.

«Подлые» люди – наемные работники, слуги в городах.

Магистрат – органы городского управления с 1720 года.

Прибыльщики – чиновник, в задачу которого входило изыскать источники доходов для государства.

Рекрут – солдат из жителей города, крестьян на бессрочной военной службе.

Подушная подать – налог, взимаемый с каждой души мужского пола горожанина и крестьянства.



Термины и их понятия:

  1. Цех – объединение ремесленников одной специальности.

  2. Магистрат – органы городского управления с 1720 года.

  3. Подлые» люди – наемные работники, слуги в городах.

  4. Гильдия – объединения зажиточных горожан.

  5. Рекрут – солдат из горожан, крестьян на бессрочной военной службе.

  6. Подушная подать – налог, взимаемый с каждой души мужского пола горожанина и крестьянства.

  7. Прибыльщики – чиновник, в задачу которого входило изыскать источники доходов для государства.










1.Что должны были иметь дворяне для заключения брака и покупки имения?

2.Органы городского управления с 1720 года.

3.Налог, взимаемый с каждой души мужского пола горожанина и крестьянства.

4.На какие группы делилось городское сословие?

5.Что могли делать помещики с имуществом своего крепостного крестьянина?





1.Могли или нет становится дворянами выходцы из «подлых» сословий?

2.Объединение ремесленников одной специальности.

3.Наемные работники, слуги в городах.

4.Объединение зажиточных горожан.

5.Чиновник, в задачу которого входило изыскать источники доходов для государства.







1.Что должны были иметь дворяне для заключения брака и покупки имения?

2.Органы городского управления с 1720 года.

3.Налог, взимаемый с каждой души мужского пола горожанина и крестьянства.

4.На какие группы делилось городское сословие?

5.Что могли делать помещики с имуществом своего крепостного крестьянина?





1.Могли или нет становится дворянами выходцы из «подлых» сословий?

2.Объединение ремесленников одной специальности.

3.Наемные работники, слуги в городах.

4.Объединение зажиточных горожан.

5.Чиновник, в задачу которого входило изыскать источники доходов для государства.







1.Что должны были иметь дворяне для заключения брака и покупки имения?

2.Органы городского управления с 1720 года.

3.Налог, взимаемый с каждой души мужского пола горожанина и крестьянства.

4.На какие группы делилось городское сословие?

5.Что могли делать помещики с имуществом своего крепостного крестьянина?





1.Могли или нет становится дворянами выходцы из «подлых» сословий?

2.Объединение ремесленников одной специальности.

3.Наемные работники, слуги в городах.

4.Объединение зажиточных горожан.

5.Чиновник, в задачу которого входило изыскать источники доходов для государства.



Тема «Религиозное положение при Петре I» Параграф 8.

Каковы цель, события и результат церковной реформы? Каким было положение конфессий и о чем это говорило?

Объяснять: местоблюститель патриаршего престола, Монастырский приказ, Синод, обер-прокурор, Духовный регламент, Феофан Прокопович, конфессия.

Знать события в : 1700, 1701, 1721 годы

Отвечать на вопросы: За что православная церковь Петра I объявила «антихристом»? Почему люди другого вероисповедания относились к нему положительно?

При Петре I проведена церковная реформа.

Ее цельправославная церковь должна трудиться на благо Отечества и не может существовать независимо от государства.

События реформы –

1700. Петр учредил должность «местоблюститель патриаршего престола», им стал Стефан Яворский

1701. Восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль монастырские земли.

1721. Был издан Духовный регламент – закон, определяющий положение церкви в государстве, его автор – Феофан Прокопович. Для управления церковными делами создавался Святейший Синод во главе с обер-прокурором, который назначался императором. Должность патриарха ликвидировалась.

Результат – православная церковь оказалась под контролем государственной власти



Положение конфессий (конфессия – группа, исповедующая определенную религию)

старообрядцы

получили самоуправление, право заниматься торговлей и промыслами

протестанты

получили право строить кирхи, приглашать пасторов, заключать браки с православными

мусульмане

сохранили право на земли, угодья, постройки, проводить службы в мечетях

лютеране в Прибалтике

право проводить богослужения, иметь собственное церковное устройство и школы

Вывод: Петр проводил политику определенной веротерпимости



1.Какова была цель церковной реформы?

2.Какую должность Петр I учредил вместо патриарха в 1700 г.?

3.Как назывался закон, определяющий положение церкви в государстве?

4.В каком году был издан Духовный регламент?

5.Кто возглавлял Святейший синод?

6.Какое право получили протестанты?




1.Какой орган власти осуществлял контроль над монастырскими землями?

2.Когда появилась должность местоблюстителя патриаршего престола?

3.В каком году был учрежден Святейший синод?

4.Какую политику по отношению к неправославным конфессиям Петр I стал проводить?

5.Какое право получили старообрядцы?

6.Какое право получили лютеране в Прибалтике?





1.Какова была цель церковной реформы?

2.Какую должность Петр I учредил вместо патриарха в 1700 г.?

3.Как назывался закон, определяющий положение церкви в государстве?

4.В каком году был издан Духовный регламент?

5.Кто возглавлял Святейший синод?

6.Какое право получили протестанты?




1.Какой орган власти осуществлял контроль над монастырскими землями?

2.Когда появилась должность местоблюстителя патриаршего престола?

3.В каком году был учрежден Святейший синод?

4.Какую политику по отношению к неправославным конфессиям Петр I стал проводить?

5.Какое право получили старообрядцы?

6.Какое право получили лютеране в Прибалтике?





1.Какова была цель церковной реформы?

2.Какую должность Петр I учредил вместо патриарха в 1700 г.?

3.Как назывался закон, определяющий положение церкви в государстве?

4.В каком году был издан Духовный регламент?

5.Кто возглавлял Святейший синод?

6.Какое право получили протестанты?




1.Какой орган власти осуществлял контроль над монастырскими землями?

2.Когда появилась должность местоблюстителя патриаршего престола?

3.В каком году был учрежден Святейший синод?

4.Какую политику по отношению к неправославным конфессиям Петр I стал проводить?

5.Какое право получили старообрядцы?

6.Какое право получили лютеране в Прибалтике?





Тема «Выступления оппозиции при Петре I»

Домашнее задание: Какое выступление ты считаешь самым опасным?

прочитать параграф 9

Знать даты событий, исторические личности, объяснение терминов.

Выбрать нужные причины к каждому событию и объяснить их связь на примере хода выступлений (последнее задание устное).

Пример устного рассуждения: Причина Астраханского восстания является то, что чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ на местные нужды, потому что местный воевода Ржевский (он чиновник) был известен в городе непомерными поборами и взятками.


Причины событий

Название события, год

Участники события: исторические личности, социальные слои

  1. Рост государственных повинностей и налогов.

  2. Чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ на местные нужды.

  3. Рекрутские наборы.

  4. Гибель людей на строительстве Санкт-Петербурга, возведении укреплений, постройке каналов.

  5. Ограничение прежних прав местного населения.

  6. Насильственное введение европейских порядков.


Астраханское восстание, 1705-1706

Причины: 2, 6

Воевода Ржевский, купец Яков Носов, фельдмаршал Шереметев.


Посадский люд, солдаты, стрельцы

Восстание «100 свадеб»

Восстание под руководством Булавина, 1707-1708

Причины: 4, 5

Атаман Максимов, Булавин.


Казаки, крестьяне.


«Прелестные письма»

Башкирское восстание, 1705-1711

Причины: 2,3,5

Башкиры, родовая знать, мусульманское духовенство

Выступления старообрядцев

Причины: 1,4

Крестьяне-старообрядцы Европейского Севера, Среднего Поволжья, Северной Украины

Выступления работников мануфактур

Причины: 1,4

«Работные люди»


Челобитная

Заговор царевича Алексея, 1716

Причины: 6

Патриархальная аристократия





Воевода – начальник пограничного города или провинции при Петре I

Фельдмаршал – высшее воинское звание в русской армии, введенный Петром I

Восстание «100 свадеб» - после слуха в Астрахани о насильственной выдаче замуж за иностранцев, всех девушек города срочно женили на местных, а иностранцев перебили.

Атаман – выборный старшина у казаков

«Прелестные письма» - обращения к народу с призывом присоединиться к восстанию

«Работные люди» - работники мануфактур, рабочие на промыслах

Челобитная – прошение, жалоба от работных людей на невыносимые условия труда на мануфактурах

Царевич Алексей – единственный сын Петра I от брака с первой женой Евдокии Лопухиной, в 1716 г. бежал за границу, опасаясь отца

– русская знать, выступавшая за сохранение старинных традиций

– начальник пограничного города или провинции при Петре I

– высшее воинское звание в русской армии, введенный Петром I

- после слуха в Астрахани о насильственной выдаче замуж за иностранцев, всех девушек города срочно женили на местных, а иностранцев перебили.

– выборный старшина у казаков

- обращения к народу с призывом присоединиться к восстанию

- работники мануфактур, рабочие на промыслах

– прошение, жалоба от работных людей на невыносимые условия труда на мануфактурах

– единственный сын Петра I от брака с первой женой Евдокии Лопухиной, в 1716 г. бежал за границу, опасаясь отца

– русская знать, выступавшая за сохранение старинных традиций



Вопросы для контроля:

1.Где произошло восстание 1705-1706 гг.?

2.Кем были недовольны астраханцы?

3.Какое название получило Астраханское восстание?

4.Кто возглавил Астраханское восстание?

5.Из каких групп состояли восставшие в Астрахани?

6.Кто прибыл в Астрахань для подавления восстания?

7.Когда произошло восстание на Дону?

8.Кто возглавил восстание на Дону?


1.Что сделал предводитель восстания на Дону, чтобы привлечь к нему население?

2.Какие группы населения участвовали в восстании на Дону?

3.Какое восстание с участием нерусского народа было самым крупным при Петре I?

4.Какая религиозная группа активно участвовала в выступлениях против Петра I?

5.Кто такие «работные люди»?

6.О чем «работные люди» писали челобитные?

7.В чем выразился протест царевича Алексея?

8.Кто был на стороне царевича Алексея?







Тема «Изменения в культуре при Петре I»

Домашнее задание: Читать Параграф 10. Объяснять выделенные термины, знать фамилии деятелей культуры, называть события выделенных лет

Изменения в науке:

1703«Арифметика» Магницкого, 1706 – создан Аптекарский огород, 1712-1725 - Нартов изобрел токарные станки, 1714 – открыта научная библиотека, 1724 – учреждение Академии наук

Изменения в образовании:

1701 – открылась Навигацкая школа, появились светские (цифирные) школы – могли учиться дети разных сословий и преподавали научные дисциплины, использовали учебники, справочники, написанные гражданским шрифтом (с 1710 г., легкий для чтения и написания); 1719 - основана Кунсткамера

Изменения в художественной культуре:

культура стала светской (ее примеры – здания Санкт-Петербурга архитекторов Трезини, Растрелли, Земцова; скульптуры Растрелли; гравюры Зубова; портреты Никитина) – разнообразная по жанрам, получила активную поддержку государства, нашла широкое применение в повседневной жизни, отражала потребности общества

Изменения в повседневной жизни:

1700 – ввел новое летоисчисление от Рождества Христова (за 7207 годом наступил 1700 год), Новый год перенесли с 1 сентября на 1 января; 1703 - начали издавать «Ведомости»; введен европейский внешний вид (для дворян) – ношение европейской одежды без бороды; 1717 – вышла книга «Юности честное зерцало»; 1718 – Петр ввел ассамблеи.





Вопросы для контроля:

1.Название первого учебника и его автор.

2.Изобретатель токарных станков.

3.Вид школ, созданных Петром I.

4.Какой год был установлен Петром после 7207 года?

5.Как выглядел новый внешний вид дворян?

6.Торжественные собрания дворян.


1.Первое исследовательское учреждение для проведения опытов.

2.Научный центр с 1724 г.

3.Первый музей.

4.Вид культуры, возникшей при Петре I.

5.Первая печатная газета.

6.Название наставления по этикету.



Тема «Повседневная жизнь и быт при Петре I»

Домашнее задание: параграф 11. Закончить заполнение таблицы и аргументировать свою точку зрения на выводы.

Образ жизни:

Условия основной службы и обучения (условия основной работы)


Где собирались


Что делали в это время


дворяне




крестьяне




горожане






Согласны или нет с такими выводами:

Изменения способствовали формированию по-европейски образованного интеллигентного человека.

Происходило насильственное насаждение европейской культуры среди всех слоев российского общества.

Изменения в повседневной жизни привели к объединению общества.

Изменения в повседневной жизни дворян привели к росту повинностей на крепостных крестьян.





Задания по параграфу 9.

назвать термины:

– русская знать, выступавшая за сохранение старинных традиций

– начальник пограничного города или провинции при Петре I

– высшее воинское звание в русской армии, введенный Петром I

- после слуха в Астрахани о насильственной выдаче замуж за иностранцев, всех девушек города срочно женили на местных, а иностранцев перебили.

– выборный старшина у казаков

- обращения к народу с призывом присоединиться к восстанию

- работники мануфактур, рабочие на промыслах

– прошение, жалоба от работных людей на невыносимые условия труда на мануфактурах

– единственный сын Петра I от брака с первой женой Евдокии Лопухиной, в 1716 г. бежал за границу, опасаясь отца

– русская знать, выступавшая за сохранение старинных традиций



Ответить на вопросы :

1.Где произошло восстание 1705-1706 гг.?

2.Кем были недовольны астраханцы?

3.Какое название получило Астраханское восстание?

4.Кто возглавил Астраханское восстание?

5.Из каких групп состояли восставшие в Астрахани?

6.Кто прибыл в Астрахань для подавления восстания?

7.Когда произошло восстание на Дону?

8.Кто возглавил восстание на Дону?



1.Что сделал предводитель восстания на Дону, чтобы привлечь к нему население?

2.Какие группы населения участвовали в восстании на Дону?

3.Какое восстание с участием нерусского народа было самым крупным при Петре I?

4.Какая религиозная группа активно участвовала в выступлениях против Петра I?

5.Кто такие «работные люди»?

6.О чем «работные люди» писали челобитные?

7.В чем выразился протест царевича Алексея?

8.Кто был на стороне царевича Алексея?



Тема «Значение петровских реформ».

Задание: заполнить таблицы по параграфу 12

Характер реформ Петра I

особенность

ее значение

преемственность


масштабность


личный пример


светский


государственный


авторитарный




Результаты реформ Петра I

успехи реформ

неудачи реформ





Россия стала великой европейской державой

признаки

доказательства

оказывает влияние на политику других стран


с ней стремятся установить отношения другие страны


влияет на процессы в мире






Повторение «Петр I Великий, 1672 – 1725»

Устные задания.

параграф 3.

Рассказать о его детстве и юности: Отношения с родными (отец, брат, сестра, мать, жена), Какие потехи?, Азовские походы, Воронеж, Великое посольство (когда, что произошло).



параграф 4.

Северная война: объяснить название войны, страны-участники, как началась, выход к берегу Финского залива в 1702-1703 годах, перелом 1709 года, 2 победы на море, победа в войне







параграф 5.

Что сделал для создания абсолютизма, централизации управления? Что изменили указы о единонаследии, Табель о рангах?

параграф 6.

Что сделано для развития промышленности и торговли?

параграф 10.

Какую культуру создал и привести примеры из науки, образования, художественной культуры и повседневной жизни.



Назвать события, произошедшие в эти годы при Петре I в России

События внутренней и внешней политики

Внутренняя политика

Внешняя политика

1699

1700

1703

1711

1714

1721


1682

1689

1705

1705-1706

1706-1707

1718

1722

1724

1695,1696

1697-1698

1700-1721

1709

1720





азовские походы

заключен северный союз

начало северной войны

великое посольство

астраханское восстание

реформа календаря

строительство Санкт-Петербурга

создание колегий

создание Сената, фискалов

начало правления царевны Софьи

принятие Табеля о рангах

северная война

Прутский поход

сражение у Лесной

введение рекрутской повинности

указ о единонаследии

учрежден Святейший Синод

восстание Булавина на Дону

победа у Гангута

введена подушная подать

окончена Северная война

подписан Ништадтский мир

Полтавское сражение

Россия объявлена империей

Гренгамское морское сражение арест Софьи

создана Академия наук





Параграф 3: Алексей Михайлович, Федор Иванович, Иван V, царевна Софья, Наталья Нарышкина, Евдокия Лопухина, «потехи», Азовские походы, строительство флота в Воронеже, Великое посольство

Параграф 4: Северная война, Нарвская конфузия, «Ключ-город», рекрутская повинность, матерь Полтавской виктории, Полтавская виктория, Гангут, Гренгам, Ништадтский мир

Параграф 5: абсолютизм, Сенат, коллегии, фискалы, губернии, Табель о рангах

Параграф 6: мануфактура, посессионные крестьяне, протекционизм, подушная подать

Параграф 10: светская культура: школы, «Ведомости», Кунсткамера, ассамблеи, Магницкий – учебник, Нартов – токарный станок, Никитин – портреты, Земсков, Растрелли – архитекторы Санкт-Петербурга

Северная война:

1700 – Нарвская конфузия: Поражение русской армии под Нарвой

1701-1704 – основаны металлургические заводы Демидова на Урале

1702 – взят Шлиссельбург («Ключ-город»), 1703 – Петропавловская крепость (Санкт-Петербург)

1705 – рекрутская повинность

1708 – Балтийский флот

1709 – победы у деревни Лесной и под Полтавой (генеральное сражение)

1711 – Турция объявляет войну России. Прутский поход

1712 – занятие портов на Балтийском море

1714 – победа в морском сражении у мыса Гангут над шведской эскадрой

1720 – морское сражение у острова Гренгам

1721 – договор в Ништадте



Цели

События

Влияние события на цель

Складывается абсолютизм (сосредоточение неограниченной власти в руках монарха)

В 1711 г. создан Сенат

В 1711 г. учреждены фискалы

В 1722 г. введена должность генерал-прокурора

В 1718-1721 гг. созданы коллегии

Сенат – высшее правительственное учреждение во время отсутствия царя, который имел законосовещательные, судебные и контролирующие функции.

Фискалы – служащие для надзора над деятельностью чиновников и органов власти.

Генерал-прокурор контролировал деятельность Сената и руководил прокуратурой, подчинялся царю.

Коллегии – органы центрального управления, созданных вместо приказов.

Усиливается централизация управления (усиление роли центральных органов власти)


Обеспечивается порядок государственной службы (деятельность по обеспечению исполнения полномочий органами власти)


В 1714 г. подписан Указ о единонаследии

В 1722 г. принят Табель о рангах

Указ о единонаследии запрещал дробление дворянских имений и приравнивал их к вотчинам.

Табель о рангах определял 14 классов (рангов) государственной службы.

Происходит укрупнение территориальных единиц

В 1708 г. Россия разделена на 8 губерний

Губерния – самая большая территориальная единица, состояла из провинций и уездов.

Происходит централизация управления на местах

В 1708 г. учреждена должность генерал-губернатора

В 1722 г. создана Малороссийская коллегия

В 1699 г. создана Бурмистерская палата (Ратуша)

Генерал-губернатор – обладал высшей военной и гражданской властью в губернии.

Малороссийская коллегия – орган управления, которой подчинялся гетман Украины

Ратуша – центральное учреждение для управления городским населением.




Мануфактура – крупное промышленное предприятие, которое основано на разделении труда.

Петр I подписал 3 указа

По указу 1703 года государственных крестьян вместо уплаты повинностей переводили на мануфактуры

Указом 1721 года крепостных крестьян можно было покупать владельцам мануфактур

По указу 1724 года крепостные крестьяне могли на время уходить на промыслы с разрешения помещика

Эту группу рабочих называли

Приписные крестьяне

Эту группу рабочих называли

Посессионные крестьяне

Эта группу крестьян стали называть

Крестьяне-отходники



Протекционизм – политика, направленная на поддержку отечественной промышленности и торговле.

Меркантилизм – политика, направленная на поддержание положительного торгового баланса.

Подушная подать – с 1724 года прямой налог с каждой души мужского пола, исключая дворян и духовенства.



Термины и их понятия:

Гильдия – объединения зажиточных горожан.

Цех – объединение ремесленников одной специальности.

«Подлые» люди – наемные работники, слуги в городах.

Магистрат – органы городского управления с 1720 года.

Прибыльщики – чиновник, в задачу которого входило изыскать источники доходов для государства.

Рекрут – солдат из жителей города, крестьян на бессрочной военной службе.



1700. Петр учредил должность «местоблюститель патриаршего престола», им стал Стефан Яворский

1701. Восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль монастырские земли.

1721. Был издан Духовный регламент – закон, определяющий положение церкви в государстве, его автор – Феофан Прокопович. Для управления церковными делами создавался Святейший Синод во главе с обер-прокурором, который назначался императором. Должность патриарха ликвидировалась.



Причины событий

Название события, год

Участники события: исторические личности, социальные слои

  1. Рост государственных повинностей и налогов.

  2. Чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ на местные нужды.

  3. Рекрутские наборы.

  4. Гибель людей на строительстве Санкт-Петербурга, возведении укреплений, постройке каналов.

  5. Ограничение прежних прав местного населения.

  6. Насильственное введение европейских порядков.


Астраханское восстание, 1705-1706

Причины: 2, 6

Воевода Ржевский, купец Яков Носов, фельдмаршал Шереметев.


Посадский люд, солдаты, стрельцы

Восстание «100 свадеб»

Восстание под руководством Булавина, 1707-1708

Причины: 4, 5

Атаман Максимов, Булавин.


Казаки, крестьяне.


«Прелестные письма»

Башкирское восстание, 1705-1711

Причины: 2,3,5

Башкиры, родовая знать, мусульманское духовенство

Выступления старообрядцев

Причины: 1,4

Крестьяне-старообрядцы Европейского Севера, Среднего Поволжья, Северной Украины

Выступления работников мануфактур

Причины: 1,4

«Работные люди»


Челобитная

Заговор царевича Алексея, 1716

Причины: 6

Патриархальная аристократия





Изменения в науке:

1703«Арифметика» Магницкого, 1706 – создан Аптекарский огород, 1712-1725 - Нартов изобрел токарные станки, 1714 – открыта научная библиотека, 1724 – учреждение Академии наук

Изменения в образовании:

1701 – открылась Навигацкая школа, появились светские школы – могли учиться дети разных сословий и преподавали научные дисциплины, использовали учебники, справочники, написанные гражданским шрифтом (с 1710 г., легкий для чтения и написания); 1719 - основана Кунсткамера

Изменения в художественной культуре:

культура стала светской (ее примеры – здания Санкт-Петербурга архитекторов Трезини, Растрелли, Земцова; скульптуры Растрелли; гравюры Зубова; портреты Никитина) – разнообразная по жанрам, получила активную поддержку государства, нашла широкое применение в повседневной жизни, отражала потребности общества

Изменения в повседневной жизни:

1700 – ввел новое летоисчисление от Рождества Христова (за 7207 годом наступил 1700 год), Новый год перенесли с 1 сентября на 1 января; 1703 - начали издавать «Ведомости»; введен европейский внешний вид (для дворян) – ношение европейской одежды без бороды; 1717 – вышла книга «Юности честное зерцало»; 1718 – Петр ввел ассамблеи



Сообщения (перед изучением темы «Эпоха дворцовых переворотов»):

«Дети Петра I и их судьба». «Тайна завещания Петра I». «От чего умер Петр I



Тема «Эпоха дворцовых переворотов в России» (параграф 13-14)

? Назвать ТАЙНЫ дворцовых переворотов: точки зрения на события дворцовых переворотов (если на карантине) .

Что такое эпоха дворцовых переворотов, в чем их сущность?

Это период в истории России после смерти Петра I с 1725 по 1762 годы, в течение которого при участии придворных и военной силы гвардейских полков сменилось несколько правителей и фаворитов.

Каковы причины дворцовых переворотов в России?

Изменение системы престолонаследия – Петр I издал Указ в 1721 г., который установил право императора назначать по своему усмотрению преемника, но Петр умер, не сделав этого.

Рассказать о событиях дворцовых переворотов.

Заполнить таблицу

Имя императора

Как пришел к власти? Или Кто участвовал?

Кто был его фаворитом?

Даты правления императора







Правитель, родственные связи, годы правления

События дворцового переворота (смена правителя, фаворита)

Фаворит (любимцы правителей, пользующихся их доверием)

Екатерина I, жена Петра I, 1725-1727

Меншиков провозгласил ее императрицей в 1725 г.

(смена правителя)

Меншиков – глава Верховного тайного совета (создан в 1726 г.)

Петр II, внук Петра I, 1727-1730

Меншиков поддержал Петра II, но через несколько месяцев был арестован и сослан с семьей в Березов в 1727 г.

(смена фаворита)

Долгоруков, Голицынчлены Верховного тайного совета («верховники»)

Анна Ивановна, дочь Ивана V, 1730-1740 («Бироновщина» - засилие иностранцев во главе с Бироном)

«Верховники» поддержали Анну Ивановну, но та отказалась подписывать кондиции (условия «верховников») и распустила Верховный тайный совет в 1730 году (смена фаворита)

Кабинет министров во главе с Бироном


Анна Ивановна объявила наследником Ивана VI Антоновича (сын ее племянницы Анны Леопольдовны), 1740-1741


Бирон арестован и сослан в 1740 г. Регентом стала Анна Леопольдовна (смена фаворита)

Фельдмаршал Миних

Гвардейцы Преображенского полка поддержали Елизавету Петровну, дочь Петра I, 1741-1761

Елизавета арестовала Ивана VI, его мать Анну Леопольдовну и Миниха в 1741 г. (смена правителя и фаворита)

Братья Шуваловы

Елизавета Петровна объявила наследником Петра III, внук Петра I, 1761-1762

Заключил мир с Пруссией в 1762 г. (смена политики)

Елизавета Воронцова

Екатерина II, жена Петра III (бывшая немецкая принцесса), 1762-1796. Ее поддержали гвардия и видные вельможи.

Екатерина II приказала арестовать Петра III, который был убит в 1762 г. (смена правителя)

Братья Григорий и Алексей Орловы



1 вариант.

1.в чем состоял дворцовый переворот 1725 г.? (кто пришел к власти, кто принял участие)

2.в чем состоял дворцовый переворот 1727 г.? (кто пришел к власти, кто был свергнут, кто принял участие в его свержении)

3.в чем состоял дворцовый переворот 1730 г.? (кто пришел к власти, кто был свергнут, кто принял участие в его свержении)


2 вариант.

1.в чем состоял дворцовый переворот 1740 г.? (кто пришел к власти, кто был свергнут, кто принял участие в его свержении)

2.в чем состоял дворцовый переворот 1741 г.? (кто пришел к власти, кто был свергнут, кто принял участие в его свержении)

3.в чем состоял дворцовый переворот 1762 г.? (кто пришел к власти, кто был свергнут, кто принял участие в его свержении)



Тема «Политика в эпоху дворцовых переворотов» (параграф 15, 16)

Домашнее задание:

Устно Рассказывать о событиях внутренней и внешней политики России в правление каждого императора. Назвать исторические личности, игравшие большую роль в эти периоды.

Дать оценку правления на примере событий: а) как изменилась власть императора; б) как изменилось положение дворян; в) как изменилось положение крепостных; г) как учитывались интересы России во внешней политике?

Правитель, годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

Оценка правления

Екатерина I, 1725-1727

В 1726 г. создан Верховный тайный совет (во главе Меншиков).

В 1726 г. заключен союз с Австрией.

В 1725-1727 годы вела переговоры с Китаем и заключила с ним договор о границе.

А) власть императора ослабла,

Б,В) положение дворян и крепостных не изменилось.

Г) Интересы России учитывались

Петр II, 1727-1730




Анна Ивановна, 1730-1740. Ее правление называется «Бироновщина» - засилие иностранцев, аресты и казни ее противников

В 1730 г. отменила Указ о единонаследии.

В 1731 г. создала Кабинет министров.


В 1731 г. создала Канцелярию тайных розыскных дел.

В 1731 г. помещики получили право сбора податей со своих крепостных.

В 1732 г. для детей дворян был учрежден кадетский корпус.

В 1736 г. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами.


В 1731 г. подписала жалованную грамоту хану Младшего казахского жуза о принятии в российское подданство.

В 1733-1735 гг. участвовала в войне за польское наследство против Франции.

В 1735 г. послала войска на помощь Австрии против Франции.

В 1735-1739 годах вела войну с Турцией.


Иван VI Антонович, 1740-1741





Елизавета Петровна, 1741-1761

В 1744-1745 годы были построены новые мануфактуры на Урале и Сибири.

В 1754 г. дворяне получили монополию на винокурение.

В 1755 г. был открыт первый университет в Москве во главе с Ломоносовым.

В 1756 г. учредила Конференцию при Высочайшем дворе.

В 1741-1743 годах вела войну со Швецией.

В 1748 г. вновь направила войска на помощь Австрии.

В 1756 г. приняла под защиту алтайцев, был присоединен Горный Алтай.

В 1757 г. вступила в Семилетнюю войну против Пруссии.


Петр III, 1761-1762

В 1762 г. издал Манифест о вольности дворянства.

В 1762 г. заключил союз с Пруссией.




Монополия на винокурение – производство водки, доходы от ее продажи переходили только в руки дворянства

В 1755 г. был открыт первый университет в Москве во главе с Ломоносовым.

В 1726 г. создан Верховный тайный совет.

В 1733-1735 гг. участвовала в войне за польское наследство против Франции.

В 1754 г. дворяне получили монополию на винокурение.

В 1725-1727 годы вела переговоры с Китаем и заключила с ним договор о границе.

В 1730 г. отменила Указ о единонаследии.

В 1748 г. вновь направила войска на помощь Австрии.

В 1732 г. для детей дворян был учрежден кадетский корпус.

В 1756 г. учредила Конференцию при Высочайшем дворе.

В 1762 г. заключил союз с Пруссией.

В 1736 г. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами.

В 1741-1743 годах вела войну со Швецией.

В 1731 г. подписала жалованную грамоту хану Младшего казахского жуза о принятии в российское подданство.

В 1735 г. послала войска на помощь Австрии против Франции.

В 1735-1739 годах вела войну с Турцией.

В 1744-1745 годы были построены новые мануфактуры на Урале и Сибири.

В 1731 г. создала Канцелярию тайных розыскных дел.

В 1726 г. заключен союз с Австрией.

В 1757 г. вступила в Семилетнюю войну против Пруссии.

В 1731 г. помещики получили право сбора податей со своих крепостных.

В 1762 г. издал Манифест о вольности дворянства.

В 1756 г. приняла под защиту алтайцев, был присоединен Горный Алтай.









































вариант 1.

1.Соотнести императоров и события в годы их правления:

1)Екатерина I 2)Анна Ивановна 3)Елизавета Петровна 4)Петр III

  1. были построены новые мануфактуры на Урале и Сибири.

  2. создан Верховный тайный совет

  3. Россия вела войну со Швецией.

  4. отменен Указ о единонаследии.

  5. помещики получили право сбора податей со своих крепостных.

  6. издан Манифест о вольности дворянства.

  7. Россия участвовала в войне за польское наследство.

  8. был открыт первый университет в Москве во главе с Ломоносовым.

  9. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами.

2.Соотнести императоров и их фаворитов:

1)Шувалов 2)Долгоруков 3)Меншиков 4)Бирон 5)Миних

а) Екатерина I б) Петр II в) Анна Ивановна г) Иван VI д) Елизавета Петровна

3.Когда началась и когда завершилась эпоха дворцовых переворотов?

4.Что происходило в результате дворцовых переворотов?

5.Каковы итоги эпохи дворцовых переворотов для власти императора и положения крепостных крестьян?



вариант 2



1.Соотнести даты правления и императоров:

1) Елизавета Петровна 2) Иван VI 3)Анна Ивановна 4) Петр II 5)Петр III 6) Екатерина I

а) 1725-1727 б)1727-1730 в)1730-1740 г)1740-1741 д)1741-1761 е)1761-1762

2.Соотнести императоров и события в годы их правления:

1)Екатерина I 2)Анна Ивановна 3)Елизавета Петровна 4)Петр III

  1. для детей дворян был учрежден кадетский корпус.

  2. учреждена Конференция при Высочайшем дворе.

  3. Россия вела войну с Турцией.

  4. Россия вступила в Семилетнюю войну против Пруссии.

  5. создана Канцелярия тайных розыскных дел.

  6. заключен союз с Австрией.

  7. дворяне получили монополию на винокурение.

  8. заключен союз с Пруссией.

  9. создан Кабинет министров

3.Каковы итоги эпохи дворцовых переворотов для дворян и внешней политики России?

4.Кто принял активное участие в дворцовых переворотах?

5.Какое решение Петра I повлияло на начало дворцовых переворотов?



вариант 1.

1.Соотнести императоров и события в годы их правления:

1)Екатерина I 2)Анна Ивановна 3)Елизавета Петровна 4)Петр III

А. были построены новые мануфактуры на Урале и Сибири.

Б. создан Верховный тайный совет

В. Россия вела войну со Швецией.

Г. отменен Указ о единонаследии.

Д. помещики получили право сбора податей со своих крепостных.

Е. издан Манифест о вольности дворянства.

Ж. Россия участвовала в войне за польское наследство.

З. был открыт первый университет в Москве во главе с Ломоносовым.

И. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами.

2.Соотнести императоров и их фаворитов:

1)Шувалов 2)Долгоруков 3)Меншиков 4)Бирон 5)Миних

а) Екатерина I б) Петр II в) Анна Ивановна г) Иван VI д) Елизавета Петровна

3.Когда началась и когда завершилась эпоха дворцовых переворотов?

4.Что происходило в результате дворцовых переворотов?

5.Каковы итоги эпохи дворцовых переворотов для власти императора и положения крепостных крестьян?



вариант 2

1.Соотнести даты правления и императоров:

1) Елизавета Петровна 2) Иван VI 3)Анна Ивановна 4) Петр II 5)Петр III 6) Екатерина I

а) 1725-1727 б)1727-1730 в)1730-1740 г)1740-1741 д)1741-1761 е)1761-1762

2.Соотнести императоров и события в годы их правления:

1)Екатерина I 2)Анна Ивановна 3)Елизавета Петровна 4)Петр III

А. для детей дворян был учрежден кадетский корпус.

Б. учреждена Конференция при Высочайшем дворе.

В. Россия вела войну с Турцией.

Г. Россия вступила в Семилетнюю войну против Пруссии.

Д. создана Канцелярия тайных розыскных дел.

Е. заключен союз с Австрией.

Ж, дворяне получили монополию на винокурение.

З. заключен союз с Пруссией.

И. создан Кабинет министров

3.Каковы итоги эпохи дворцовых переворотов для дворян и внешней политики России?

4.Кто принял активное участие в дворцовых переворотах?

5.Какое решение Петра I повлияло на начало дворцовых переворотов?



вариант 1.

1.Соотнести императоров и события в годы их правления:

1)Екатерина I 2)Анна Ивановна 3)Елизавета Петровна 4)Петр III

А. были построены новые мануфактуры на Урале и Сибири.

Б. создан Верховный тайный совет

В. Россия вела войну со Швецией.

Г. отменен Указ о единонаследии.

Д. помещики получили право сбора податей со своих крепостных.

Е. издан Манифест о вольности дворянства.

Ж. Россия участвовала в войне за польское наследство.

З. был открыт первый университет в Москве во главе с Ломоносовым.

И. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами.

2.Соотнести императоров и их фаворитов:

1)Шувалов 2)Долгоруков 3)Меншиков 4)Бирон 5)Миних

а) Екатерина I б) Петр II в) Анна Ивановна г) Иван VI д) Елизавета Петровна

3.Когда началась и когда завершилась эпоха дворцовых переворотов?

4.Что происходило в результате дворцовых переворотов?

5.Каковы итоги эпохи дворцовых переворотов для власти императора и положения крепостных крестьян?



вариант 2

1.Соотнести даты правления и императоров:

1) Елизавета Петровна 2) Иван VI 3)Анна Ивановна 4) Петр II 5)Петр III 6) Екатерина I

а) 1725-1727 б)1727-1730 в)1730-1740 г)1740-1741 д)1741-1761 е)1761-1762

2.Соотнести императоров и события в годы их правления:

1)Екатерина I 2)Анна Ивановна 3)Елизавета Петровна 4)Петр III

А. для детей дворян был учрежден кадетский корпус.

Б. учреждена Конференция при Высочайшем дворе.

В. Россия вела войну с Турцией.

Г. Россия вступила в Семилетнюю войну против Пруссии.

Д. создана Канцелярия тайных розыскных дел.

Е. заключен союз с Австрией.

Ж. дворяне получили монополию на винокурение.

З. заключен союз с Пруссией.

И. создан Кабинет министров

3.Каковы итоги эпохи дворцовых переворотов для дворян и внешней политики России?

4.Кто принял активное участие в дворцовых переворотах?

5.Какое решение Петра I повлияло на начало дворцовых переворотов?



Тема «Россия в системе международных отношений, середина 18 века»

Часть 2. Параграф 17. Заполнить таблицу

Какую роль играла Россия в Европе:

На чьей стороне Россия – Англии или Франции?

Какая роль России в отношениях Австрии, Пруссии, Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства?



Страна

Отношения России с этой страной

Франция

Отношения являлись враждебными, потому что Франция старалась натравить на нее Речь Посполитую и Османскую империю






Тема «Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796)». Параграф 18

ДЗ: отвечать на вопросы 1,3,5-7 после параграфа 18. Называть исторических личностей


  1. Екатерина II – одна из самых образованных женщин: примеры из ее жизни

  2. Екатерина II – сторонница идей «просвещенного абсолютизма»: привести выдержки из «Наказа»

  3. Работа Уложенной комиссии: время, цель, результат

  4. Екатерина II в 1775 году реформу местного управления: какие органы дворянского самоуправления появились?

  5. Что нового появилось после школьной реформы?


Братья Орловы – руководители дворцового переворота 1762 г. в пользу Екатерины II

Григорий Потемкин – фаворит Екатерины II, губернатор Новороссии

Николай Новиков – редактор журналов, книгоиздатель

Александр Радищев – в книге «Из Петербурга в Москву» впервые выступил с критикой крепостного права