СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки Валентина Распутина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления о роли и значении уроков писателя и учителя В.Г.Распутина сквозь призму рассказа «Женский разговор» для понимания современной жизни. Во многих произведениях В.Г.Распутина хранительницами, носительницами, проповедницами духовных начал русского народа становятся пожилые женщины - старухи. Это героини «Прощания с Матёрой», повести «Мать Ивана – дочь Ивана», рассказов «Изба», «В ту же землю» и многих других. Умудрённые жизнью, они в мыслях и поступках отстаивают истинные человеческие законы Любви, Надежды, Веры, Добра, Памяти и Справедливости, Патриотизма и Терпимости, духовной и физической Чистоты, Сущности человеческой.

Просмотр содержимого документа
«Уроки Валентина Распутина»

Пуговкина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское


Аннотация.

Размышления о роли и значении уроков писателя и учителя В.Г.Распутина сквозь призму рассказа «Женский разговор» для понимания современной жизни. Во многих произведениях В.Г.Распутина хранительницами, носительницами, проповедницами духовных начал русского народа становятся пожилые женщины - старухи. Это героини «Прощания с Матёрой», повести «Мать Ивана – дочь Ивана», рассказов «Изба», «В ту же землю» и многих других. Умудрённые жизнью, они в мыслях и поступках отстаивают истинные человеческие законы Любви, Надежды, Веры, Добра, Памяти и Справедливости, Патриотизма и Терпимости, духовной и физической Чистоты, Сущности человеческой.


Уроки Валентина Распутина

(интерпретация рассказа «Женский разговор»)

Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому

  В. Распутин

Если бы каждая душа, прикоснувшаяся к моей душе даже легчайшим касанием, обрела для себя что-нибудь доброе: хотя бы крошечную радость; хотя бы одну добрую мысль… частицу отваги перед темнеющим небосклоном, чтобы противостоять сгущающимся теням зла…

Д. Элиот

Современное образование, ориентируемое на использование последних достижений науки и техники (телевидение, компьютер, Интернет), наверное, сделает своё дело в будущем. Но сегодня все скоростные технологии отлучают человека от книги. Художественные произведения, учащиеся стараются быстро посмотреть (кино- и видеофильмы), прочитать в сокращённом варианте. Торопятся, торопятся «проглотить» текст, не понимая ничего. Бездумно пересказывают только то, что успели ухватить взглядом. А надо, чтобы каждый остановился, сосредоточился, вник в содержание и просто поговорил по душам и с писателем, и с учителем, и со сверстниками. Чтение не терпит суеты. Чтение классической литературы требует особого состояния души, особого настроя для разговора с вечностью, с жизнью, с прошлым и настоящим.

Читаю рассказ В.Распутина «Женский разговор» и думаю: как передать старшеклассникам мудрые уроки писателя и его героини? Как избежать ханжеских ухмылок во время чтения трогательных и деликатных эпизодов? Как сделать так, чтобы ребята поняли то, что поняла и чему научилась сама? Как сказать, что Женщина и её суть – это одна из важнейших ценностей мира?

Во многих произведениях В.Г.Распутина хранительницами, носительницами, проповедницами духовных начал русского сибирского народа становятся пожилые женщины – старухи. Это героини «Прощания с Матёрой», повести «Мать Ивана – дочь Ивана», рассказов «Изба», «В ту же землю» и многих других. Умудрённые жизнью, они в мыслях и поступках отстаивают истинные человеческие законы Любви, Надежды, Веры, Добра, Памяти и Справедливости, Патриотизма и Терпимости, духовной и физической Чистоты, Сущности человеческой.

Женщина нравственна по природе своей, если она настоящая женщина и осознаёт своё место в жизни, – этому учит В.Г. Распутин в рассказе «Женский разговор».

Этот рассказ – Урок В. Распутина. Удивительное по изобразительной силе и философскому осмыслению жизни произведение. Талант писателя потрясает и восторгает. Читаешь – и чувства переполняют от осознания того, как смог человек постичь не просто характеры и психологию двух женщин, а характер и психологию двух поколений, в жизни которых переплелись трагические эпохи истории русского народа, сломавшие не только традиции мира русской женщины, но и само представление о её предназначении.

Произведение написано в 1994 году – в дни российского лихолетья. Очередная революция – демократия 91 года – возмутила сознание русского народа, смяла жизни молодых, изранила души и оставила всех в растерянности с мыслью, что же делать теперь с завоёванной свободой.

Свобода всеми понималась по-разному, а свелось всё к разрухе («прошли те времена, когда электричество всякую минутку под рукой было»), безденежью и крушению основ жизни – «закрутилась, закрутилась…» Кажется, что сегодня многое делается, чтобы мы стали жить лучше, но растёт число людей, страдающих «социальными» заболеваниями, но самое главное – происходит смещение общечеловеческих нравственных ценностей, духовных основ под лозунгами всевозможных свобод. Вроде бы в демократических-то свободах ничего плохого нет, но то, как их трактуют и понимают, а потом и используют, и есть в этом что-то от нарочитого вызова (упрёка) всем и вся. Словно этими свободами мстят прошлому, настоящему, да и будущему. А чувство мести мешает думать и понимать, стирает грани добра и зла, и человек начинает бравировать и вредить, прежде всего, самому себе.

Рассказ построен на противостоянии молодой, но «затаённой и тихоомутной» («в тихом омуте все черти водятся») внучки Вики с умудрённой опытом бабкой Натальей. Вместе они оказались не по доброй воле – «к бабушке на высылку, на перевоспитание» отправили родители Вику, оторвали от компании, с которой «хоть к лешему на рога», увезли от греха подальше. Правда, греха избежать не удалось: всё свершилось – и беременность, и аборт, и бегство из дома и школы.

Вика – представительница современного молодого поколения. Нахваталась новых лозунгов, общественных идей и громко заявляет их в вечерних сумерках, сидя на кровати: «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер… она ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут». Но сама-то к лидерству идёт странным путём. Недаром бабка спрашивает: «…еройство у тебя это было или грех?».

Никогда Вика не признает, что всё, что она совершила, – грех. Для молодых такое поведение, скорее, геройство самоутверждения, заявление о своей самостоятельности, значимости, востребованности - «… полная воля. Как у собак».

Наталья – символ женской сущности – любить, спасать, рожать детей, сохранять семью, передавать житейский опыт. Образ старой женщины доведён до символического и мифологического обобщения – она современный вариант архетипа Матери, основные черты которого были заложены в Античности в мифе об Исиде (Плутарх).

Мудрость, Жертвование собой ради других, Спасение/воскрешение, глубоко развитые материнские инстинкты, Страдание, Сохранение, Исполнение морального долга, Доброе отношение ко всем, Понимание цены любви – вот основные черты Исиды – жены-сестры и матери.

В бесхитростном рассказе Натальи о своей судьбе раскрывается ЖЕНЩИНА, наделённая всеми качествами Матери Человеческой. Как Исида воскресила слезами Осириса, так Наталья «воскресила» мужа, но в другом обличии: «… не два мужика у меня было, а один. В одного сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой. Ну, так, а что с войны спрашивать?».

Сердцем почувствовала, что без неё пропадёт Семён, присланный когда-то первым мужем: «Смотрела я, смотрела и высмотрела, что я ему нужна, что без меня долго не протянет» – и привела в дом, и сделала хозяином.

Мудрость слышится в каждом слове Натальи, в каждой её оговорке - «Куда стреляна? (о целеустремленной)». Мудрость женского рода, мудрость женского мира: о любви, о семье, о жизни, о детях…из «глубоких глубин» вытягивает Наталья суть женского предназначения, благословлённого Богом, – «пусть слышит девчонка – кто ещё об этом ей скажет».

«К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то, - и подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. – Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженёк, для тебя налита. Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зёрнышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонка, без единой трещинки, какая белая, да глядистая, сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. Всё так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню».

Словно песню под душу, пропела Наталья главные законы человеческой жизни: «У людей пожеланье, угаданье друг дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит. Тяготенье такое». «Тяготенье», «угаданье» - слова, давно забытые нами, ушедшие из употребления подобно тому, как ушло понимание целомудрия – строгой нравственной чистоты.

Вдруг, словно решившись на непривычное, внучка спрашивает о том самом целомудрии у своей бабушки, для которой любое «мудрие» - взаимность, уважение, любовь – не громкие слова и признания, а долг, сострадание, сохранение, доброта и понимание.

Понимает Наталья все тайны женской души: «У бабы завсегда: встронь один секрет, а под ним ещё двадцать пять. А она и сама про них не знала». Понимает и сострадает самым разнесчастным бабам – целе-устремлённым.

«На холодный ветер выгнали человека, как собачонку, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Сама жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живёт. А как остановится – страшно. Видно, как всё кругом перекошено, перекручено». Ощущение потерянности и зыбкости мира увидела Наталья в окне – безлюдье, немота, холод «над оцепеневшею землёй, такой бедной и сиротливой». И от своего имени, и от имени внучки, и от имени всех женщин, и от имени земли просит Наталья милости у Бога.

Сохранила бабка Наталья в себе все лучшие женские качества, не сломалась под напором житейских невзгод и социальных бурь. Ни время разрушения церквей, ни война, ни затопление, ни перестройка, ни смерть двух мужей не изменили в ней главного – чувства любви ко всему, что окружает, уважения к жизни и людям, осознания долга перед будущим: «Ох, Вихтория, жизня – спаси и помилуй… Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и конца не найдёшь», – наставляет бабушка внучку. Сила – устоя – женщины не в силе характера и целеустремленности, а в умении любить.

Останутся ли женщины каждая со своей правдой? Смогут ли переступить словесный барьер? Вика не понимает значения многих слов из бабушкиной жизни («терния», «девьи детки», «целомудрие»), Наталья путается в современной лексике – «лидер», «целеустремлённая»… Смогут ли они осилить границы поколений и «завтрашнюю неотвратимость?»

Смогут! Уже смогли! Противостояние осталось только внешним. Потянулась внучка к поиску ответов на вопросы, которые не давали спокойно засыпать, «совсем по-бабьи» спросила о жизни, и что-то зацепило её в рассказе бабушки, что-то успокоило тревогу и заставило дослушать до конца историю о двух замужествах Натальи.

Пока она в услышанной истории хочет найти оправдание себе. Пусть пока в ней всё неопределенно, с кислинкой, резко и размашисто. Но опыт семьи рано или поздно уложится в сознании Виктории – уж очень настойчиво и цепко она выпрямляла рассказ бабушки, – и сумеет она выйти победительницей из сложившихся надоевших ситуаций, ведомая к жизни любовью. Один ночной разговор – и целая жизнь!

Так уж сложилось в нашем образовании, что почти каждый урок литературы, начинающийся в России, становится «женским разговором». Читаю рассказ В. Распутина и в образе Вики вижу наших учеников, а в образе Натальи – учителей, пытающих разбудить душу современных детей, вынув из их ушей наушники, сквозь которые из «сотиков» и «мобил» льётся: «Будущие мамы, хвастайте телами…»

Только трудность состоит в том, что вести разговор они должны не о своей жизни, а о культурном и духовном опыте, сохранённом в русской литературе. Сострадание к людям, понимание жизни и истинных ценностей, красоту русского слова и глубины русской мысли должны донести до учащихся наши учителя. По мнению В.Распутина, литература и русский язык – первые предметы, раскрывающие детям особенности русского самосознания и загадочной русской души, патриотизма, связи времён и истории. Именно наши предметы позволяют детям, соприкоснувшись с опытом других поколений – их ошибками и победами, – научиться не осуждать, а понимать и принимать этот опыт для формирования собственного мнения и становления личности.

Один ночной разговор!.. Две женщины – и судьбы двух поколений с их проблемами и пробелами. Духовными пробелами, которые пытаемся восстановить, обращаясь к законам духовности и культуры. Но так хочется, чтобы эти законы стали нормой жизни, чтобы старики передавали свою мудрость молодым, а молодые учились беречь стариков, чтобы за ненадобностью исчезали детские дома и дома престарелых, а строились детсады, школы и храмы. Чтобы настоящая Россия сияла в счастливых слезящихся глазах старух, в глазах матерей, невест и новорождённых детей. У России душа русской женщины, если мы обережём женщину – мы сохраним Россию.

Труд Распутина, писателя и учителя, всегда был нелёгкой стезёй, потому что его произведения учат жизни, где мерилом становятся не деньги – нефтяные, газовые, лесные, энергетические… а человеческие ценности: душа, человеколюбие, терпимость…









Литература:

В.Г.Распутин «Женский разговор»/ Антология иркутского рассказа. ХХ век/ Сост.:С.Б.Китайский, В.А.Семенова. – Иркутск: Изд-во «Иркутский писатель», 2003. – 640с. стр. 391-402










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!