С.Г.Давыдов,Р.Сиренко,С.Г.Зубанова,Н.А.Богачкина.«Внеклассные работы в начальныхклассах»
8.Урокивежливости.(ЗубановаС.Г.)
Цель:формироватьнавыкикультурыповедения.
Оборудование:двателефона,стулья,газета.
Действующиелица:Саша,Маша,Коля,Учительница.
ЗастоломсидятСашаиМаша.Рядомснимистопкакниг.
Маша.Здравствуйте, ребята! Нам с Сашей поручили подготовиться к сегодняшнему мероприятию.Посмотрите,сколькомыразныхкнижекпросмотрели,чтобыузнатьсамими рассказать вам, как нужно себя вести.
Учительница.Маша,Саша!Выготовыпровестиснамиуроквежливости?
Саша.Да!Номыникакнеможемрешитьсчегоначать!
Учительница.Советуювамначатьспримера,таквсемнамбудетпонятней!
Саша.Хорошо!Мыбудемпоказыватьвамнебольшиесценки.
Урок1.Какправильноразговариватьпотелефону
Саша.Маша,давайпокажемребятам,какнужноразговариватьпотелефону.
Маша.Ачтотутпоказывать?Набирайномериразговаривай!
Саша.Да?Тогдапокажи,кактыумеешьразговаривать,амыпослушаем.Позвони Ирине Сергеевне!
Маша.Онаведьрядомстоит,ямогуитакейвсесказать!
Саша.Атыпредставь,чтоонадалеко.Маша. Хорошо! (Набирает номер.)Звонок.
Саша.Алло!
Маша.ИринуСергеевну!
Саша.Нет,Маша,мыжедолжныстобойдатьуроквежливости!
Маша.Акогожеядолжнабылапозвать?ОльгуВладимировну,чтоли?
Саша.Нет,ИринуСергеевну,нонеобходимопопроситьвежливо.Попробуйещераз.
Маша.Будьтетакдобры,ИринуСергеевну,пожалуйста...Теперьправильно?
Саша.Правильно,нонеочень!Ты,конечно,узналамойголос?
Маша.Ещебы!
Саша.Отчегожетысомнойнепоздоровалась?
Маша.Яженестобойхочупоговорить,асИринойСергеевной!
Саша.Значит,тыговоришь«Здравствуйте»толькотем,ктотебенужен?Аеслияраз- обижусь,инебудузватьИринуСергеевнуктелефону?Тогдапоймешь,чтотысомнойтоже должна вежливо поговорить?
Маша.Прости.(Вновьнабираетномер.)
Саша.Алло!
Маша.Добрыйдень,Саша!
Саша.Здравствуй,Маша!
Маша.Позови,пожалуйста,ИринуСергеевну!
Саша.Минуточку!Всехорошо,нотызабылапредставиться!
Маша.Как?Получается,чтоятебяузнала,атыменянет?
Саша.Этонеимеетзначения,узналятебяилинет,ноеслитызвонишь,тотыдолжна представиться. Позвони еще раз. (Набирает номер.)
Звонок.
Саша.Алло!
Маша.Добрыйдень,Саша!ЭтоМашастобойговорит.
Саша.Здравствуй,Маша!
Маша.Пожалуйста,позовиИринуСергеевнуктелефону.
Саша.Хорошо.ИринаСергеевна,васктелефону.
Учительница.Молодцы,ребята.Хорошийурокнамдаликакправильновестибеседу по телефону. И запомните, дети, разговаривать по телефону нужно вежливо, коротко и поделу.
Маша.Атеперь,ребята,мыпопробуемнаучитьвасвежливовестисебявобществен- ном транспорте.
Урок2. Каксебя вести в общественномтранспорте
Посрединекомнатыставятшестьстульев,которыебудутизображатьсалонавтобуса. Всеместа,кромеодногозанятыпассажирами.Нарольпассажировприглашаютсязрители. ВавтобусвходитКоляидевочка.ВрукахуКолимороженое,привходеонгруботолкает девочку, занимает первым свободное место.
Саша(Коле).Здравствуй,Коля!Сегоднявнашемавтобусепроходитуроквежливости.
Мыпросимтебявыйтиизавтобусаиливестисебяправильно.
Коля.Авчемявиноват?Запроездязаплатил,уменяпроезднойбилет,вот,посмотри!
Маша.Какойтыневоспитанный!Развеможнотаксебявести!
Учительница(детям).Ребята,каквыдумаете,какиеправилавежливостинарушилКоля?
Детиотвечают.
Саша.Во-первых,тытолкнулпривходедевочку,хотятыдолженбылвежливопропу- стить ее вперед.
Маша.Во-вторых, запомни раз и навсегда: в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро нельзяестьмороженое,таккактыможешьзапачкатьпассажиров.Иещевежливыймальчик всегда уступает место пожилым людям, женщинам и девочкам, маленьким детям.
Коля.Девочкам?Этоещепочему?Чемяхужеих?
Саша.Потомучтотыбудущиймужчина,тывыносливеедевочек,ивообще,мальчик должен вести себя по-рыцарски!
Учительница.Спасибо,МашаиСаша,вижу,чтонезряявампоручилаподготовить это мероприятие. Каким же будет третий урок?
Маша.Мырешилипоговоритьоволшебныхсловах.
Урок3.Волшебныеслова
КСашеподходитКолясгазетойвруках.
Коля.Вы,чтолисегодняурокивежливостидаете?
Саша.Да!МысМашей!
Коля.Тогдавыточнодолжнызнать,чтоэтозаслово!
Саша.Какое?
Коля.Понимаешь,сканвордхочурешить,ноникакнемогуугадать,чтоэтотакое.Вот, читай. (Протягивает Саше газету.)
Саша(читает). «Всемволшебноетослово,сдетствасамогознакомо!»На «эс»начи- нается, на «о» заканчивается, состоит из семи букв.
Саша.Сталобыть,состоитизсемибукв?Этословомнеоченьзнакомо.Подумайсам, если тебе помогают, что ты говоришь?
Коля.Азачемчто-тоговорить?Помог,нуихорошо.
Саша.Ну,хорошо.Еслитыпросишьсказатькоторыйчас,итебеотвечают,чтотыговоришь?
Коля.Ничего.
Маша.Нуаеслиятебечто-нибудьподарю?Разветыничегонескажешьмне?
Коля.Ачего?Подарила,значит,заслужил.
Маша.Какойтывсе-такиневоспитанныйчеловек!
Коля. Тоже мне, открытие сделала. Так все про меня говорят. Вот и научи!Саша.Послушай,Коля,тынемогбыдатьмненавремяучебникпоматематике?Коля.Возьми! Я не жадный.
Саша.Спасибо.
Маша.Коля,тыещенедогадался,какоеволшебноесловоначинаетсяна«эс»изакан- чивается на «о»? Ребята, подскажите ему.
(Детиотвечают:«Спасибо».)
Учительница.Ребята,акакиеещевызнаетеволшебныеслова,вкакихслучаяхих нужно говорить? (Дети отвечают.)
Саша.Давайте,ребятавсевместеспоемпесню,котораятакиназывается«Волшебныеслова».
Детиисполняютпесню«Волшебныеслова»(композиторВ.Добрынин,словаМ.Танича.)
Учительница.Вотизакончилисьребята,нашивеселыеурокивежливости!Надеюсь, что вы запомнили их, и будете вести себя как воспитанные люди!
1