Конспект занятия для детей старшей группы
«Урок вежливости»
Программное содержание:
Речевое развитие: учить детей составлять небольшие рассказы по воображаемым рисунком; развивать объяснительную речь; стимулировать употреблять полными предложениями.
Художественная литература: учить детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, формировать навыки и умения культуры поведения;
Познавательное развитие: учить придерживаться всех форм вежливости в разговоре; упражнять в умении обращаться с разными просьбами, предложениями к родным или знакомым людям, к детям группы, на улице или в общественных местах.
Словарь: обогащать словарь детей синонимами, активизировать в их употреблении; упражнять в подбирании слов противоположного содержания.
Развивать чувство удовольствия от результатов своей деятельности.
Расширять этический кругозор детей.
Воспитывать желание помогать.
Материал: три маленьких зонтика, три гномика, отрывок из рассказа Л. Васильева-Гангиуса «Азбука вежливости», мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Тихо стало у нас в группе, слышно шелест страниц.
Это знакомые нам герои уже вышли из книг.
На столе у воспитателя появляются три маленьких зонтика.
- Что это такое? Невиданное-неслыханное чудо! Дети, кто это к нам пожаловал? (Ответы детей)
- Это к нам пришли три мудрых-премудрых Гномыча. Вот послушайте, какая история с ними приключилась.
Воспитатель выставляет на стол три маленьких гнома.
Воспитатель читает отрывок с рассказа Л. Васильева- Гангиуса «Азбука вежливости».
«Три мудрых-премудрых Гномыча»
Едва я отворила дверь, как в нее влетели три зонта... Да что же это такое?! Hевиданное-неслыханное диво!
Зонты довольно ловко приземлились в старое кресло. И тут же объявились три мудрых-премудрых Гномыча.
А-а-а... Вот оно в чем дело!
- Уф!!! - сказали Гномычи.
И огляделись. Заметили на кухонном столе банку черничного варенья. И - даже не спросив у меня разрешения - начали есть его руками и большой ложкой, облизывая ее по очереди.
- Простите... - шепнула я, так как от удивления у меня пропал голос, Hо... так ведь нельзя! Откуда вы взялись? Мне кажется, вы жили-поживали до этих пор в волшебной сказке.
- От сказки до взаправды не так уж далеко! - ответил Гномычдедушка. (Тот самый, который с длинной седой бородой и в красном волшебном колпаке.)
- Тем более, когда попутный ветер... - прошамкал набитым ртом Гномыч-сын. (Тот, который с рыжими усами и в зеленом волшебном колпаке.)
- Что требовалось доказать... - хихикнул Гномыч-внук, сдергивая с головы ярко-синий волшебный колпак и вытирая им испачканные вареньем губы.
Тут гномы опрокинули банку с вареньем на мою любимую скатерть. И застучали по столу, как по барабану.
- Мы пить хотим! Дай нам скорее пить! - закричали они.
- Вот кран... - сердито сказала я. - Вот чашки. А мне не хочется - не нравится сидеть тут с вами.
- Почему? - удивились три мудрых-премудрых Гномыча.
- Потому что я до сей поры не видела таких невежливых гномов, - сказала я. Гномы зарыдали.
- В том и беда! Hесколько дней тому назад мы заразились... Мы заболели страшной болезнью - невежливостью!..
- Да как же это с вами приключилось? - спросила я.
Хлюпая носами, перебивая друг друга, размахивая руками так, что посуда со стола летела на пол, - три Гномыча мне рассказали:
- Был на белом свете город. Все жители его болели ужасной болезнью -невежливостью.
При встрече они не здоровались друг с другом.
При расставании не говорили "до свидания" или "всего хорошего".
За столом болтали ногами и разговаривали с набитым ртом.
Сильные тут обижали слабых.
Взрослые ссорились, кричали друг на друга.
Дети никогда не уступали в автобусах или в трамваях место пожилым людям.
Короче, жители этого города вели себя так скверно, что вот-вот должны уж были все до одного однажды стать драконами. К счастью, про их беду проведали три мудрых-премудрых Гномыча.
Hе мешкая, гномы начали собираться в срочную сказочную командировку.
Они прихватили с собой три бадейки, наполненные голубой, серебряной-золотой водой из всех чудесных фонтанов и родников.
Затем мудрые-премудрые Гномычи перевернули свои волшебные колпаки задом наперед. И превратились в невидимок.
Подхватив бадейки с чудесной водой, каждый из гномов раскрыл свой зонтик. И полетели...
Прохожим-проезжим казалось, будто в облаках сами собой парят три зонтика и три бадейки.
Потому больные невежливостью горожане от удивления широко раскрыли рты и быстро-быстро начали моргать глазами. Тут невидимые гномы влили каждому в рот по три глотка волшебной воды. И каждого умыли. А когда жители Hевежливого Города закрыли наконец свои рты, они уже успели превратиться в сказочно вежливых и воспитанных людей.
С этих пор они при встречах здоровались друг с другом.
При расставании говорили: "всего хорошего вам" или "до свидания!".
За столом не болтали ногами. И никогда не разговаривали с набитым ртом.
Сильные тут защищали слабых.
Взрослые были добры и деликатны друг с другом. И с детьми.
Дети уступали в автобусах или в трамваях свое место пожилым людям.
И эта сказочная командировка кончилась бы очень и очень хорошо, если бы три мудрых-премудрых Гномыча сами вдруг не заразились ужасной, страшной болезнью - невежливостью.
Ой! Что тут стало! Ты и представить этого не можешь, дружок...
Hевидимые гномы без разрешения взяли у продавщицы тридцать пачек сливочного мороженого. Громко чмокая, съели его. И бросили на мостовую все обертки.
Они сорвали с большой городской клумбы все цветы.
Потом вдруг начали дразнить большую старую ворону. И бросили в нее все три бадейки, при этом облив ворону остатками голубойсеребряной-золотой воды...
- Карр! Карр! - прокаркала ворона, которая тотчас же стала сказочно вежливой птицей. - Бедные Гномычи! Вы заболели невежливостью!.. Карр!.. Если вы станете себя так вести, однажды вы превратитесь вдруг в драконов! Карр!
- Ой! - испугались Гномычи. - Что же нам делать?
- Hемедленно летите куда глаза глядят, - посоветовала им вежливая ворона. - Карр! Пока не окажетесь в детском саду «Солнышко». Там снова превратят вас в сказочно вежливых гномов. Карр! Спешите!!!
Вот так Гномычи оказались в нашем детском саду.
- Непростое это дело: опять превратить гномов в сказочно вежливых. Для этого нам нужна волшебная палочка. Раз!
Появляется волшебная палочка.
- Мы готовы вам помочь и провести с вами несколько уроков вежливости. Но, пожалуйста, запомните: во время этих уроков вы должны быть сказочно внимательными, сказочно терпеливыми учениками, как дети нашей группы.
- Мы постараемся ...- заверили гномы.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.
Дети: Раз! Два! Три! Урок вежливости начнём!
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: учить употреблять вежливые слова.
Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, называя при этом «слова приветствия».
Дети: Добрый день, хорошего здоровья, до свидания, добрый день, добрый вечер, привет, поздравляю, до встречи ...
- Но еще существуют "вежливые слова". Вспомните их.
Дети: Пожалуйста, милости просим, прошу покорно, пожалуйста, сделайте милость, спасибо, прости и тому подобное.
- Как нужно проговаривать вежливые слова?
Дети: Нужно смотреть в глаза собеседнику и проговаривать слова тихо, нежно.
- А я предлагаю вам обратиться к словарю-справочнику.
Запомните:
В древности, когда хотели отблагодарить человека за добрые дела, говорили: "Спаси Вас Бог!"
"Спаси бог" превратилось в короткое "спасибо". Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже поговорка " Своё спасибо не жалей!"
Давайте вместе с Гномычами выучим её.
- Я вижу, болезнь от вас отошла,
На Гномычев наших подействовала игра.
С нами вы вставайте,
Игру дружно начинайте!
Физкультминутка
Подвижная игра «Мы весёлые ребята»
Дети строятся в круг, держась за руки. Один ребёнок становится в середину круга – «ловец». Дети ходят по кругу и проговаривают:
«Мы веселые ребята, любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!»
На слова «Лови! дети приседают, а ловец пытается дотронуться рукою до тех, кто не успел присесть.
Дидактическая игра «Скажи по - другому»
Цель: учить подбирать синонимы и антонимы.
Дети делятся на группы, воспитатель предлагает подобрать синонимы к заданному слову, а потом подобрать антоним. За каждый правильный ответ группа одержует фишку. Выигрывает та группа, которая получила больше фишек.
Добрый – добродушный, сердечны, незлобный (злой);
воспитанный – культурный, галантный, деликатный, интеллигентный (невоспитанный, некультурный);
послушный – благонравная, покорный, подвластный, смирный (норовистый, непокорный, непослушный, избалованный);
весёлый – живой, подвижный, жизнерадостный, шуточный (грустный);
хороший – прекрасный, прехороший (плохой);
щёдрый – богатый, пышный, искренний (скупой, жадный).
- А теперь давайте попробуем обыграть небольшие рассказы по воображаемым рисункам.(Каждая группа получает тему рассказа и обговаривает её согласно плана).
1. Вы встретили человека пожилого возраста.
2. Вы встретили инвалида.
3. Вы встретили нищего.
4. Вы встретили ребёнка, который потерялся и плачет.
Рассказ каждой группы составляется по плану:
1. Подойдёте ли вы к этому человеку? Как именно?
2. Какие слова вы сразу скажите?
3. Что предложите?
4. Чем закончиться ваша встреча?
Рассказы детей
- Вы, дети, сказали красивые,
Хорошие, приятные, чудесные слова!
Тёплые слова эти, как солнце, яркое,
Ключ, который людские сердца открывает.
.
- Почему слова сравнивают с ключом, что открывает сердца? (Ответы детей).
- Как вы считаете, можно ли продать или купить добрые, вежливые слова?
Дети: Эти слова бесценны.
- Объясните почему. (Ответы детей).
- Вот и закончился наш первый урок вежливости. Наши друзья Гномычи благодарят вас.
Рефлексия.
- Как сделать, чтоб все на нашей планете были вежливыми? Может ли злой человек быть вежливым? Почему?