СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе "Уроки вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Уроки вежливости" предназначен для детей старшей группы. Три весёлых гнома на протяжении всего занятия будут вместе с детьми закреплять слова вежливости.. пополнять словарь детей антонимами и синонимами... познакомятся с отрывком рассказа Л. Васильевой-Гангиуса «Азбука вежливости» "Три мудрых-премудрых Гномыча".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе "Уроки вежливости"»

Конспект занятия для детей старшей группы

«Урок вежливости»

Программное содержание:

Речевое развитие: учить детей составлять небольшие рассказы по воображаемым рисунком; развивать объяснительную речь; стимулировать употреблять полными предложениями.

Художественная литература: учить детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, формировать навыки и умения культуры поведения;

Познавательное развитие: учить придерживаться всех форм вежливости в разговоре; упражнять в умении обращаться с разными просьбами, предложениями к родным или знакомым людям, к детям группы, на улице или в общественных местах.

Словарь: обогащать словарь детей синонимами, активизировать в их употреблении; упражнять в подбирании слов противоположного содержания.

Развивать чувство удовольствия от результатов своей деятельности.

Расширять этический кругозор детей.

Воспитывать желание помогать.

Материал: три маленьких зонтика, три гномика, отрывок из рассказа Л. Васильева-Гангиуса «Азбука вежливости», мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Тихо стало у нас в группе, слышно шелест страниц.

Это знакомые нам герои уже вышли из книг.


На столе у воспитателя появляются три маленьких зонтика.


- Что это такое? Невиданное-неслыханное чудо! Дети, кто это к нам пожаловал? (Ответы детей)

- Это к нам пришли три мудрых-премудрых Гномыча. Вот послушайте, какая история с ними приключилась.


Воспитатель выставляет на стол три маленьких гнома.

Воспитатель читает отрывок с рассказа Л. Васильева- Гангиуса «Азбука вежливости».

«Три мудрых-премудрых Гномыча»

Едва я отворила дверь, как в нее влетели три зонта... Да что же это такое?! Hевиданное-неслыханное диво!

Зонты довольно ловко приземлились в старое кресло. И тут же объявились три мудрых-премудрых Гномыча.

А-а-а... Вот оно в чем дело!

- Уф!!! - сказали Гномычи.

И огляделись. Заметили на кухонном столе банку черничного варенья. И - даже не спросив у меня разрешения - начали есть его руками и большой ложкой, облизывая ее по очереди.

- Простите... - шепнула я, так как от удивления у меня пропал голос, Hо... так ведь нельзя! Откуда вы взялись? Мне кажется, вы жили-поживали до этих пор в волшебной сказке.

- От сказки до взаправды не так уж далеко! - ответил Гномычдедушка. (Тот самый, который с длинной седой бородой и в красном волшебном колпаке.)

- Тем более, когда попутный ветер... - прошамкал набитым ртом Гномыч-сын. (Тот, который с рыжими усами и в зеленом волшебном колпаке.)

- Что требовалось доказать... - хихикнул Гномыч-внук, сдергивая с головы ярко-синий волшебный колпак и вытирая им испачканные вареньем губы.

Тут гномы опрокинули банку с вареньем на мою любимую скатерть. И застучали по столу, как по барабану.

- Мы пить хотим! Дай нам скорее пить! - закричали они.

- Вот кран... - сердито сказала я. - Вот чашки. А мне не хочется - не нравится сидеть тут с вами.

- Почему? - удивились три мудрых-премудрых Гномыча.

- Потому что я до сей поры не видела таких невежливых гномов, - сказала я. Гномы зарыдали.

- В том и беда! Hесколько дней тому назад мы заразились... Мы заболели страшной болезнью - невежливостью!..

- Да как же это с вами приключилось? - спросила я.

Хлюпая носами, перебивая друг друга, размахивая руками так, что посуда со стола летела на пол, - три Гномыча мне рассказали:

- Был на белом свете город. Все жители его болели ужасной болезнью -невежливостью.

При встрече они не здоровались друг с другом.

При расставании не говорили "до свидания" или "всего хорошего".

За столом болтали ногами и разговаривали с набитым ртом.

Сильные тут обижали слабых.

Взрослые ссорились, кричали друг на друга.

Дети никогда не уступали в автобусах или в трамваях место пожилым людям.

Короче, жители этого города вели себя так скверно, что вот-вот должны уж были все до одного однажды стать драконами. К счастью, про их беду проведали три мудрых-премудрых Гномыча.

Hе мешкая, гномы начали собираться в срочную сказочную командировку.

Они прихватили с собой три бадейки, наполненные голубой, серебряной-золотой водой из всех чудесных фонтанов и родников.

Затем мудрые-премудрые Гномычи перевернули свои волшебные колпаки задом наперед. И превратились в невидимок.

Подхватив бадейки с чудесной водой, каждый из гномов раскрыл свой зонтик. И полетели...

Прохожим-проезжим казалось, будто в облаках сами собой парят три зонтика и три бадейки.

Потому больные невежливостью горожане от удивления широко раскрыли рты и быстро-быстро начали моргать глазами. Тут невидимые гномы влили каждому в рот по три глотка волшебной воды. И каждого умыли. А когда жители Hевежливого Города закрыли наконец свои рты, они уже успели превратиться в сказочно вежливых и воспитанных людей.

С этих пор они при встречах здоровались друг с другом.

При расставании говорили: "всего хорошего вам" или "до свидания!".

За столом не болтали ногами. И никогда не разговаривали с набитым ртом.

Сильные тут защищали слабых.

Взрослые были добры и деликатны друг с другом. И с детьми.

Дети уступали в автобусах или в трамваях свое место пожилым людям.

И эта сказочная командировка кончилась бы очень и очень хорошо, если бы три мудрых-премудрых Гномыча сами вдруг не заразились ужасной, страшной болезнью - невежливостью.

Ой! Что тут стало! Ты и представить этого не можешь, дружок...

Hевидимые гномы без разрешения взяли у продавщицы тридцать пачек сливочного мороженого. Громко чмокая, съели его. И бросили на мостовую все обертки.

Они сорвали с большой городской клумбы все цветы.

Потом вдруг начали дразнить большую старую ворону. И бросили в нее все три бадейки, при этом облив ворону остатками голубойсеребряной-золотой воды...

- Карр! Карр! - прокаркала ворона, которая тотчас же стала сказочно вежливой птицей. - Бедные Гномычи! Вы заболели невежливостью!.. Карр!.. Если вы станете себя так вести, однажды вы превратитесь вдруг в драконов! Карр!

- Ой! - испугались Гномычи. - Что же нам делать?

- Hемедленно летите куда глаза глядят, - посоветовала им вежливая ворона. - Карр! Пока не окажетесь в детском саду «Солнышко». Там снова превратят вас в сказочно вежливых гномов. Карр! Спешите!!!

Вот так Гномычи оказались в нашем детском саду.

- Непростое это дело: опять превратить гномов в сказочно вежливых. Для этого нам нужна волшебная палочка. Раз!

Появляется волшебная палочка.

- Мы готовы вам помочь и провести с вами несколько уроков вежливости. Но, пожалуйста, запомните: во время этих уроков вы должны быть сказочно внимательными, сказочно терпеливыми учениками, как дети нашей группы.

- Мы постараемся ...- заверили гномы.

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

Дети: Раз! Два! Три! Урок вежливости начнём!

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель: учить употреблять вежливые слова.

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, называя при этом «слова приветствия».

Дети: Добрый день, хорошего здоровья, до свидания, добрый день, добрый вечер, привет, поздравляю, до встречи ...

- Но еще существуют "вежливые слова". Вспомните их.

Дети: Пожалуйста, милости просим, прошу покорно, пожалуйста, сделайте милость, спасибо, прости и тому подобное.

- Как нужно проговаривать вежливые слова?

Дети: Нужно смотреть в глаза собеседнику и проговаривать слова тихо, нежно.

- А я предлагаю вам обратиться к словарю-справочнику.

Запомните:

В древности, когда хотели отблагодарить человека за добрые дела, говорили: "Спаси Вас Бог!"

"Спаси бог" превратилось в короткое "спасибо". Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже поговорка " Своё спасибо не жалей!"

Давайте вместе с Гномычами выучим её.

- Я вижу, болезнь от вас отошла,

На Гномычев наших подействовала игра.

С нами вы вставайте,

Игру дружно начинайте!

Физкультминутка

Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

Дети строятся в круг, держась за руки. Один ребёнок становится в середину круга – «ловец». Дети ходят по кругу и проговаривают:

«Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!»

На слова «Лови! дети приседают, а ловец пытается дотронуться рукою до тех, кто не успел присесть.

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

Цель: учить подбирать синонимы и антонимы.

Дети делятся на группы, воспитатель предлагает подобрать синонимы к заданному слову, а потом подобрать антоним. За каждый правильный ответ группа одержует фишку. Выигрывает та группа, которая получила больше фишек.

Добрый – добродушный, сердечны, незлобный (злой);

воспитанный – культурный, галантный, деликатный, интеллигентный (невоспитанный, некультурный);

послушный – благонравная, покорный, подвластный, смирный (норовистый, непокорный, непослушный, избалованный);

весёлый – живой, подвижный, жизнерадостный, шуточный (грустный);

хороший – прекрасный, прехороший (плохой);

щёдрый – богатый, пышный, искренний (скупой, жадный).

- А теперь давайте попробуем обыграть небольшие рассказы по воображаемым рисункам.(Каждая группа получает тему рассказа и обговаривает её согласно плана).

1. Вы встретили человека пожилого возраста.

2. Вы встретили инвалида.

3. Вы встретили нищего.

4. Вы встретили ребёнка, который потерялся и плачет.



Рассказ каждой группы составляется по плану:

1. Подойдёте ли вы к этому человеку? Как именно?

2. Какие слова вы сразу скажите?

3. Что предложите?

4. Чем закончиться ваша встреча?

Рассказы детей



- Вы, дети, сказали красивые,

Хорошие, приятные, чудесные слова!

Тёплые слова эти, как солнце, яркое,

Ключ, который людские сердца открывает.

.

- Почему слова сравнивают с ключом, что открывает сердца? (Ответы детей).

- Как вы считаете, можно ли продать или купить добрые, вежливые слова?

Дети: Эти слова бесценны.

- Объясните почему. (Ответы детей).

- Вот и закончился наш первый урок вежливости. Наши друзья Гномычи благодарят вас.

Рефлексия.

- Как сделать, чтоб все на нашей планете были вежливыми? Может ли злой человек быть вежливым? Почему?