Организационный момент. (2 мин.) Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока Методы: словесно-наглядной передачи знаний, проблемный Формы: фронтальная |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Образовательные результаты, УУД |
Приветствуют друг друга и учителя. Слушают. Отвечают. | - Bonjour! (Жестом показывает, чтобы дети садились) - 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Вы, наверное, удивлены, что я поздоровался с вами на французском языке? - Французы очень общительный народ, они здороваются даже с незнакомыми людьми! - Как вы думаете, почему я поздоровался с вами по-французски? - Правильно, мы знакомимся с историей Франции. - И девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять слова Цицерона: «История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни…». | Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета; формирование морально-этических норм поведения |
Актуализация опорных знаний (5 мин.) Цель: повторить изученный материал по теме «Завершение объединения Франции», необходимый для открытия новых знаний, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого. Методы: эвристическая беседа. Форма: фронтальная |
Отвечают на вопрос (примеры ответов: Англия и Франция) Отвечают на вопрос (примеры ответов: Франция) Прослушивание аудиофрагмента Отвечают на вопрос (примеры ответов: для Франции война приобрела всенародный характер) | - На прошлом уроке мы с вами изучили одно из значимых событий истории Средних веков – Столетнюю войну. - Какие государства участвовали в войне? - Кто победил? - Почему Франция все-таки одержала победу, вам поможет понять аудиофрагмент. (Завершение Столетней войны. Объединение Франции) Прослушайте его. - Почему побеждавшие во многих сражениях англичане все-таки уступили французам? - Да, действительно, несмотря на победу французов в войне страна была разрушена. Поэтому нужно было объединить страну! | Познавательные УУД: Личностные УУД: способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности; Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению |
Постановка темы, цели и задач урока (2 мин.) Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение границ «знания/незнания» и соотнесение учебной цели с собственными учебными задачами Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации Формы: фронтальная. |
Отвечают (усиление королевской власти) Отвечают (король) | - Как вы думаете, что для этого было нужно? Обратите внимание на тему урока. «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии». Скажите, а кто мог объединить государство? - Да, верно. Король. Лидер. - И сегодня на уроке вы узнаете, кто стал таким лидером? Как он объединил страну и каковы последствия объединения? - Лидером стал первый послевоенный французский король Людовик XI. Он взялся за восстановление страны, заодно и за укрепление собственной власти. - Обычно мы характеризуем исторические личности, составляя исторический портрет в виде таблицы или сочинения. | Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы Личностные УУД: способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности; Регулятивные УУД: определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. |
IV. Воспроизведение знаний на новом уровне (7 мин.) Цель: научиться применять знания по теме Методы: наглядно-демонстрационный, проблемный, частично-поисковый Формы: парная |
Отвечают. Работают в парах, читают материал, обсуждают в паре и заносят нужную информацию в шаблон аккаунта. Отвечают. | - Сегодня я покажу вам необычный способ: вы создадите аккаунт Людовика XI в Контакте. Давайте представим, что социальные сети существовали в XV веке. Как бы выглядел аккаунт короля? - Сейчас переходим к созданию аккаунта. - Вы будете работать в парах. У каждой пары на парте лежит распечатанный аккаунт Людовика XI (Приложение №1). Но в нем отсутствует часть информации! - Ваша задача прочитать пункт 1 §20 на страницах 178 – 180 и заполнить пустые поля: Статус, Годы правления, Личные качества. Обсуждаете информацию в парах, и каждый записывает на свой лист. - На работу вам дается 5 минут. - Все, ребята, время вышло. Сравните то, что у вас получилось, с изображением на экране. | Познавательные УУД: умение работать со школьной и внеучебной информацией; анализировать и обобщать факты; способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различной форме Личностные УУД: формирование личностного смысла обучения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету Коммуникативные УУД: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни Предметные УУД: умение составлять политическую характеристику Людовика XI; умение сравнивать цели Людовика XI и Карла Смелого и их достижения |
Физкультминутка (зрительная) (30 сек) Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Методы: наглядно-демонстрационный Формы: фронтальная |
Выполняют | - А теперь снимем напряжение с глаз: 1. Крепко зажмурьтесь на пару секунд 2. Быстро поморгайте 3. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево 4. Повращайте по кругу туда и обратно 5. Еще раз крепко зажмурьтесь и открывайте глаза. - Продолжаем работу! | Регулятивные УУД Личностные УУД умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия зрительного напряжения, повышения концентрации внимания Коммуникативные УУД - социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; |
Воспроизведение знаний на новом уровне (15 мин.) Цель: научиться применять знания по теме Методы: наглядно-демонстрационный, проблемный, частично-поисковый Формы: индивидуальная, групповая |
Отвечают. Индивидуальная работа. Обсуждение работы Групповая работа Группы представляют результат. Обсуждение. Отвечают. | - Вам понравилось составлять аккаунт Людовика XI? - Личную информацию вы заполнили, теперь нужно добавить местоположение на стену. В последнем абзаце 1 пункта на стр. 180 вы найдете информацию о том, как изменились границы Франции. Для этого также вы можете обратиться к карте на стр. 181. - На ваших листах с аккаунтом есть такая же карта, только не цветная. Вам нужно фиолетовым цветом закрасить территорию Франции до объединения, и желтым территории, которые присоединил Людовик XI и его приемники. Черным обведите границу объединенной Франции. - На это задание вам дается 3 минуты! - Все, ребята, время вышло! - Ребята, у вас получилось также? - Территория Франции увеличилась за счет земель мятежных французских феодалов. В борьбе за французский престол ими руководил герцог Бургундский Карл Смелый. Не зря он добавлен в черный список в аккаунте Людовика XI. - Желтым вы закрасили земли Карла Смелого и других феодалов, которые хитростью и коварством отобрал Людовик XI. Тем самым, расширил границы королевства! - У нас остался незаполненным один раздел «Мои достижения». Людовик XI любил прихвастнуть и разместил бы на стену все свои достижения! - Работать вы будете в группах. Первая парта каждого ряда поворачивается ко второй, третья – к четвертой. Вспомним правила работы в группах: работаем дружно, учитываем мнение всех. Выберите лидера, который будет представлять результат работы группы. - У каждой группы планшет, в котором есть отрывок из исторического источника. Вам нужно прочитать текст и выделить достижения Людовика XI, выбрав из предложенных на парте вариантов верные. Максимальное время выполнения – 5минут. Готовность группы покажите поднятой рукой. - Группы готовы, лидеры – представьте результат. Каждая группа должна прикрепить на доску одно из достижений и не повториться. - Молодцы, вы справились с заданием. - У вас получился вот такой аккаунт Людовика 11! - Вы согласны, что социальные сети могут помочь в изучении истории? | Познавательные УУД: умение работать со школьной и внеучебной информацией; анализировать и обобщать факты; составлять тезисы; способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различной форме Личностные УУД: формирование личностного смысла обучения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету Коммуникативные УУД: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни Предметные УУД: умение составлять политическую характеристику Людовика XI; умение сравнивать цели Людовика XI и Карла Смелого и их достижения; умение рассказывать о завершении создания централизованного государства во Франции; умение систематизировать материал по истории централизации во Франции |
Физкультминутка (двигательная) (1 мин.) Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Методы: наглядно-демонстрационный Формы: фронтальная |
Отвечают на вопрос (примеры ответов: король, рыцари, война) Выполняют | - Вы, наверное, устали? А теперь отдохнем! - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие «Средневековье»? - Вы назвали слово «рыцари». Давайте представим, как отдыхали рыцари после походов. - Встаньте, пожалуйста! Выполняйте движения как я. - Дружно рыцари шагали; Руки вверх потом подняли И мечами помахали, А потом их побросали Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись | Регулятивные УУД Личностные УУД умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, повышения концентрации внимания умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение одновременно выполнять несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные УУД - социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; - умение участвовать в коллективном решении проблем; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Контроль усвоения знаний (3 мин. 30 сек.) Цель: проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач Методы: исследовательский, прием «Лови ошибку» Формы: индивидуальная |
Слушают. Индивидуальная работа. Взаимооценка. | - Вы немного отдохнули, а теперь я предлагаю вам проверить, что вы узнали о правлении Людовика XI. - К сожалению, в современном мире наблюдается тенденция к искажению исторических фактов. Вот и в средние века один нерадивый историк допустил ошибки. Попробуем их исправить! - У каждого из вас на парте свиток (Приложение №2), в котором перечислены исторические факты времен правления Людовика XI. Ваша задача состоит в том, чтобы определить верные факты и напротив каждого поставить знак «+» или «-». А также сформулируйте и запишите рядом верные утверждения - Подпишите листочки! - На эту работу вам дается 3 минуты. - Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга, сравнив с изображением на экране. - Оцените работу соседа по парте: все верно – вы получаете оценку «5», 4 – «4», 3 – «3», если вы допустили больше трех ошибок – вам нужно повторить изученный материал еще раз! - Я очень рад, что урок прошёл плодотворно и вы научились решать задачи, в которых у вас возникали трудности. Те ребята, у которых не всё получилось, не расстраивайтесь! - Передайте свитки с последних парт на первые. | Познавательные УУД: умение работать со школьной и внеучебной информацией; анализировать и обобщать факты; составлять тезисы; способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различной форме формирование и развитие ИКТ-компетентности Личностные УУД: формирование личностного смысла обучения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету Коммуникативные УУД: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни Предметные УУД: умение рассказывать о завершении создания централизованного государства во Франции; умение систематизировать материал по истории централизации во Франции |
IX. Итог урока (2 мин.) Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни Методы: фронтальный опрос, беседа Формы: индивидуальная, фронтальная |
Отвечают на вопросы Слушают. | - Ребята, давайте ответим на вопросы, которые мы поставили в начале урока. - Кто стал таким лидером? - Как он объединил страну? - Каковы последствия объединения? - Вернемся к теме урока! Усиление королевской власти и объединение Франции мы обсудили. - А в Англии усиление королевской власти происходило чуть позже, после междоусобной войны Алой и Белой розы. Эти цветы были изображены на гербах английских династий Ланкастеров и Йорков. Король Генрих VII объединил два цветка в своем гербе и стал основателем династии Тюдоров. - Такой же процесс объединения происходил и в нашей стране. Вы будете изучать его на уроках истории России, когда речь пойдет об объединении русских земель вокруг Москвы. | Познавательные УУД: Личностные УУД: формирование личностного смысла обучения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету Коммуникативные УУД: активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни Предметные УУД: умение составлять политическую характеристику Людовика XI; умение рассказывать о завершении создания централизованного государства во Франции |
Объяснение домашнего задания (1 мин.) Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения. Методы: дифференцированный |
Слушают и записывают | - Откройте дневники. Домашнее задание вы можете выбрать себе сами. Обязательно для всех: - изучить §20, ответить на вопросы и создать аккаунт Генриха VII (Приложение №3), короля Англии. По желанию: - найти ответ на вопрос в дополнительных источниках «Кого и почему называли в 15 веке «всемирный паук» и «последний рыцарь?» | Личностные УУД: формирование личностного смысла обучения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету Коммуникативные УУД: активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни Предметные УУД: умение рассказывать о завершении создания централизованного государства в Англии; умение систематизировать материал по истории централизации в Англии |
Рефлексия (1 мин.) Цель: оценить успешность достижения цели Методы: наглядно-демонстрационный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Крепят стикеры-лайки на доску. | - А сейчас я предлагаю всем желающим лайкнуть аккаунт Людовика XI. Если вам понравился урок, поставьте лайк сердечком. Если вам было не очень интересно, не лайкайте. - Посмотрите сколько лайков получил аккаунт. Это говорит о том, что вам понравилось его создавать! И мне понравилось работать с вами. Всем большое спасибо, можете быть свободны! Урок окончен. | Личностные УУД: формирование личностного смысла учения; формирование основных морально-этических норм поведения |