СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об установлении королевской власти в Англии и Франции.

Просмотр содержимого документа
«Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии»

4


Урок 6 класс

Тема: « Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии».

Цели: - показать завершающую стадию процесса образования централизованного государства во Франции и в Англии;

- сравнить пути завершения процесса объединения;

- подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного государства во Франции и в Англии

- продолжить формировать умение анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свои мысли;


Ход урока.

1.Изучение нового материала.

План

  1. Завершение объединения Франции.

  2. Франция – централизованное государство.

  3. Последствия объединения Франции.

  4. Война алой и Белой розы в Англии.

  5. Правление Генриха VII

- На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что Франция вела войны: это была Столетняя война с Англией, и восстание крестьян под предводительством Гильома Каля.

- Какие последствия всегда влечёт за собой война?

1) сожжены деревни

2) опустошены города

3) гибнут люди

4) нанесён урон хозяйству страны

5) сокращена торговля

- Но война закончилась, и мирная жизнь начинает постепенно налаживаться.

Тема нашего с вами сегодняшнего урока называется « Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».

- Какие цели мы сегодня с вами для себя определим на урок?

- Король Людовик XI продолжил объединение страны. Сегодня мы выясним, как и когда произошло объединение Франции и Англии, как сложилось централизованное государство и каково значение его возникновения для жителей этих стран.

рассказ учителя:

1. Завершение объединения Франции

- После завершения войны во Франции постепенно начинает налаживаться жизнь:

1) распахиваются запустевшие во время войны земли

2) восстанавливаются города и деревни

3) показателем успешно восстановленного хозяйства можно считать то, что в урожайные годы Франция теперь вывозила хлеб в соседние страны.

4) восстанавливается ремесло

5) начинается производство тканей и стекла

6) начинают появляться ярмарки.

- Как вам известно, феодалы в годы войны захватили много земли из королевских владений и желали вернуть страну в феодальную раздробленность. Т.е. они не хотели объединения страны.

- Но были феодалы, которые сами лишились своей власти над крестьянами, поэтому они хотели заменить эту власть государственным принуждением.

- В объединении страны были также заинтересованы горожане и рыцари. Почему?

( король покровительствовал городам, рыцари несли службу королю и тот раздавал им земли)

- В годы правления в Франции короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл Смелый.

« Ф. Де Коммин « Мемуары»

« Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться из беды и напасти король Людовик XI, наш господин, смиреннейший в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог ему послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Те же, кого он во времена мира и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценой, пользовался ими и не испытывал никакой вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех «вельмож», которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал столько людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никто не желал узнать стольких лиц, как он, досконально знал всех людей значительных и сильных в Англии, Испании, Португалии, Италии, а так же земель Бургундии и Бретани»

- Каким вы представили себе короля Людовика XI?

- Каким вы представили себе Карле Смелом?


Родился в Дижоне в семье бургундского герцога Филиппа Доброго и португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее образование, так что без труда читал латинских писателей. Уже 19-летним юношей в битве при Гаверене выказал ту упрямую, доходившую до безрассудства отвагу, которая на всю жизнь осталась основной чертой его характера. Жил просто, чуждаясь роскоши и волокитства, царивших при дворе его отца. Всю свою жизнь он пытался жить по законам рыцарской чести. Он презирал интриги, коварство, притворство, но при этом был храбр, высокомерен и упрям.

Людовик XI

Карл Смелый

целеустремлённый,

хитрый, лживый

практичный,

терпеливый,

расчетливый

скупой

льстил людям, которых боялся или ненавидел

натравливал своих врагов друг на друга.

хорошо образованный

упрямый

отважный до безрассудства

любил простоту

жил по законам рыцарской чести

презирал коварство, интриги, притворство

Храбрый

высокомерный

честолюбивый


- Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки, Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост.

- Большая часть герцогства Бургундского досталась королю. К Франции была присоединена и южная область Прованс с городом Марселем. Лишь герцогство Бретань вошло в состав королевских владений при преемниках Людовика XI. К концу XV века объединение Франции завершилось.

- Таким образом, делаем вывод: к концу XV века объединение Франции завершилось.

рассказ учителя:

2. Франция – централизованное государство.

- Процесс объединения страны шёл параллельно с усилением королевской власти. Какие же факты об этом свидетельствуют?

1) ещё после Столетней войны король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, т.е. создал постоянное войско.

2) для того, чтобы содержать постоянное войско нужны деньги. Где их взять? Поэтому король создал ежегодный налог со всей страны.

3) король сам решал государственные дела, объявлял войну и заключал мир, издавал законы, судил своих подданных, (даже шутил, что всех своих советников он возит в седле своего коня)

4) управлял государством при помощи чиновников, находящихся у него на службе.

- Располагая деньгами и постоянным войском, король теперь не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому в годы своего правления он созывал их всего лишь 1 раз.

- Т.о к концу XV века Франция была подчинена единой централизованной власти – власти короля. Значит , к концу XV века во Франции сформировалось централизованное государство.

Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско. 3. Последствия объединения Франции.

- Давайте с вами назовём последствия объединения Франции

1) подчинение единой центральной власти

2) было покончено с феодальной раздробленностью

3) установление единого налога

4) король покровительствовал росту городов и расширению торговли

5) появился торговый флот

6) складывалась единая культура, единый язык и единый народ

4. Война Алой и Белой розы в Англии.

- Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, продолжавшаяся 30 лет. Феодалы разделились на две враждующие группы: каждая поддерживала одну из ветвей династии Плантагенётов — Ланкастеров или Йорков, боровшихся за престол. Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков — белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (1455—1485).

-Эта борьба была очень жестокой. Победители беспощадно рубили головы своим противникам. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. В отличие от обычной феодальной войны, в которой противники старались захватить побольше пленных ради получения выкупа, здесь главная цель состояла в уничтожении противников.

- Война закончилась после того, как почти все знатные дворяне истребили друг друга. В борьбу за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор. Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров.

5. Правление Генриха Тюдора.

- Что же сделал Генрих, придя к власти?

1) запретил феодалам содержать вооружённые отряды

2) вёл борьбу с непокорными феодалами

3) пополнял казну разными способами ( штраф со знатных феодалов, собирал налог с населения даже в мирное время)

4) парламент собирал только 2 раза

5) раздавал земли и титулы своим сторонникам

- Таким образов, в Англии установился абсолютизм.

Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Основные черты абсолютизма:

1) создание аппарата чиновников

2) создание постоянной армии

3) отсутствие сословно-представительских органов

2. Подведение итога урока.

Во второй половине XV в. как Англия, так и Франция стали объединёнными централизованными государствами. Процесс объединения в обоих случаях сопровождался междоусобными конфликтами и борьбой королевской власти с феодальными порядками. Итогом стало преодоление феодальной раздробленности и развитие государства. Англия и Франция вошли в XVI в. как сильнейшие в военном и экономическом отношениях державы Европы.

3. Домашнее задание: прочитать параграф 21, на стр. 184 письменно ответить на вопросы 2,4 в рамке с вопросительным знаком.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!