СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абсолютизм в Европе и сословное представительство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Абсолютизм в Европе и сословное представительство»

План-конспект урока

7 класс

Тема: «Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе»

Цель: охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

Задачи:

1) образовательные:

- дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались;

-выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи;

-сформировать у учащихся новые понятия: абсолютизм, меркантилизм, резиденция.

2) развивающие:

- продолжить работу по формированию умений и навыков работы с документами, 

с книгой;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность событий;

-продолжить формировать умение работы с картой;

- формирование способности критически анализировать прошлое.

3) воспитательная:

- воспитывать уважение к историческому прошлому человечества;

-учить объективно оценивать свою работу на уроке;

-создать условия для формирования коммуникативной культуры;

- формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.

Оборудование: учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800» А.Я.

Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, 2017; доска, карта.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Изучение новой темы

План:

1) Понятие «абсолютизм» и его признаки

2) Система управления государством

3) Судебная система

4) Подчинение церкви государству

5) Армия

6) Экономика



На протяжении Средних веков в Европе сформировалось большое количество различных государств, многие из которых являлись монархиями. Однако уже в XIV веке во Франции появился такой сословно-представительный орган, как генеральные штаты. Они организовывались для помощи монарху в управлении государством. В Англии эту функцию выполнял парла́мент, в Испании – корте́сы.

Появились они в критические для этих стран периоды истории, когда монарху была необходима поддержка всех слоев населения для укрепления своих позиций. Вспомните: с чем был связан созыв Генеральных штатов во Франции в 1302 году?

Ответ: Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII.

Абсолютизм и его признаки. Однако действие сословно-представительных органов продолжалось недолго. В XVI веке в Европе появилось новое понятие:

Абсолюти́зм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный) – это такая форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота власти в государстве.

Основными признаками абсолютизма являются:

-  появление большого количества чиновников, через которых монарх осуществляет управление государством;

- введение единых мер и весов;

- создание постоянной армии как опоры для монарха в регулировании вопросов безопасности;

-  подчинение церкви королевской власти;

-  введение налоговой системы для пополнения казны;

-  введение единой экономической политики;

- введение единого законодательства и административного деления.

Ученики записывают их в тетрадь.

Сегодня нам предстоит разобраться, как это произошло и к чему привело впоследствии. Начнем с того, что рассмотрим проявление основных признаков абсолютизма в таких странах, как Англия и Франция.

Первое – это система управления государством.

В Англии еще во времена Тюдо́ров был создан Тайный совет. В его состав входили люди, занимавшие высшие должности. Например, лорд-ка́нцлер, лорд-хранитель печати, лорд-казначе́й. Они принимали участие совместно с королем в решении всех вопросов как внутренней, так и внешней политики. Следует обратить внимание, что получить эту должность можно было только с разрешения правителя. Однако важным моментом является то, что в Англии продолжал действовать парламент, который состоял из палаты лордов и палаты о́бщин. Поэтому абсолютизм здесь носил более мягкий характер. Кстати, Тайный совет до сих пор существует в Великобритании. (Все его участники стоят. В XIX веке королева Виктория таким образом сократила длительность заседаний совета).

Во Франции с наступлением абсолютизма перестали созываться генеральные штаты.

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г.,

Король сосредоточил всю власть в своих руках и руках приближенных к нему лиц, которые составили Государственный совет. В состав этого совета входило как «дворянство шпа́ги» – знать рыцарского происхождения, так и «дворянство мантии» – знать, получившая титул за государственную службу.  Представители совета получали огромное жалование от короля, что облегчало ему управление этими чиновниками.

Следующий вопрос, который мы рассмотрим, – это судебная система.

В Англии главным судебным органом стала «Звездная палата». Названа она была так, потому что заседания проводились в одной из комнат королевского дворца, потолок которой был украшен звездами. Первоначально она создавалась для защиты прав простых людей. Однако позже палата стала главным оружием короля для расправы с несогласными с его политикой людьми. Также были созданы судебные советы, которые подчинялись Тайному совету. А появились они в тех районах, где чаще всего возникали конфликты из-за существующей политики.

Большими полномочиями были наделены мировые судьи. Они участвовали в подавлении крестьянских мятежей, активно разоблачали заговоры против власти, преследовали бродяг, собирали налоги и так далее. Назначение на эту должность проводилось после выборов. Но если короля не устраивала кандидатура, он мог не пропустить ее. Таким образом, суд полностью подчинился интересам и воле короля.

Помехой абсолютизму во Франции (интенданты- (фр. intendant — управляющий, смотритель) — во Франции первоначально всякое лицо, которому поручалась какая-либо отрасль управления ) являлся парламент Парижа, который мог указать королю на несоответствие его указов действующим законам. Членство в парламенте можно было купить за деньги либо выгодно продать, поэтому король не всегда мог влиять на его представителей. Это наносило вред единоличному управлению государством. Активную борьбу с представителями парламента вел Людовик XIV. Существует легенда о том, что он пришел в парламент во время речи председателя об интересах государства и сказал одну из своих самых известных фраз: «Государство – это я!».  

Третий важный признак – это подчинение церкви государству. Королевская власть стремилась завладеть всеми ее землями и богатствами. И, как следствие этого, возвышение личности короля, определение его как помазанника Божьего.

В Англии при Генрихе VIII началась реформа церкви. Поводом послужил его конфликт с папой римским, который не давал согласия на развод Генриха с Екатериной Арагонской. Тогда английская церковь решением парламента в 1534 году была освобождена от подчинения Риму, а главой церкви был объявлен король.  Те, кто был не согласен с новыми правилами, карались смертной казнью. Важной задачей новой церкви стало насаждение мысли о божественном происхождении власти короля.

Король Франции Людовик XIV был достаточно набожным человеком. Он верил, что действиями короля руководит Бог, который посылает советы, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому Людовик пришел к выводу, что он сам может назначать епископов и решать все вопросы, связанные с духовенством, без согласования с папой римским. Ведь это происходило от имени Бога. Также король боролся с бесполезными, на его взгляд, монахами. Без разрешения Людовика нельзя было учреждать монастыри. Ограничивался возраст, когда человек мог принять постриг.

Людовиком XIV был создан образ идеального «короля-солнце», который несет людям свет и радость.

Этот образ отодвинул на задний план образ Бога, потому что сам включал в себя все его черты. Людовик XIV был абсолютно уверен в божественном праве, которое давало ему неограниченную власть.

Обратите внимание на права, которыми наделялся король:

Дети работают с учебником, пытаются выделить их (стр. 35 ).

-  объявление войны и мира;

- определение религии государства;

- сбор налогов;

-  суд и многое другое.

В руках короля была вся возможная власть, которая определяла жизнь государства.

Вы можете задать вопрос: как люди могли узнать о том, что король называет себя солнцем и что его власть божественна? Для этого трудились многочисленные художники, архитекторы, писатели и музыканты. Примером архитектуры может служить Версальский дворец в Париже, который словно вращался вокруг одного человека — Людовика XIV — и прославлял его. Также примером могут стать праздничные представления, проводимые Людовиком: «Большая карусель» в Тюильри́, конные состязания в честь рождения сына короля. В живописи можно отметить портрет Людовика XIV работы Пье́ра Минья́ра.

Следующий пункт, который мы рассмотрим, армия.

Отличительной чертой абсолютизма в Англии является отсутствие постоянной армии. Генрих VII хотел подавить влияние представителей старой аристократии и запретил им собирать войско. Однако собственную крупную армию он так и не создал. Почему так произошло? Дело в том, что Англия не нуждалась в большом сухопутном войске. Ведь это остров, а значит бо́льшая необходимость была в укрепленном флоте, который и получал дальнейшее развитие.

Во Франции в это время появилась самая сильная армия во всей Европе. Людовик XIV хотел захватить как можно большее количество территорий и сам нередко возглавлял свои войска. Он разрешил службу в армии представителям самых низших слоев, но офицерами могли стать только представители дворянства. Его задачей было создание дисциплинированной армии с единым управлением короля.

Остался еще один важный вопрос – экономика. Что в период абсолютизма изменилось в ней?

В экономике появилось новое понятие. Меркантили́зм – это учение о том, что основу благосостояния государства составляют драгоценные металлы.

Согласно политике меркантилизма, вводился полный запрет на вывоз золота за пределы государства. Для этого предпринимались следующие меры:

1)  запрет на ввоз каких-либо товаров из других государств, таким образом, золотые монеты не попадали в руки представителей других стран;

2) запрет на вывоз золота и серебра из страны, это даже каралось смертной казнью;

3)  торговцы должны были заработанные деньги тратить только на те товары, которые производились внутри государства.

Это было нужно для того, чтобы деньги в больших количествах поступали в королевскую казну. Монархи сосредотачивали в своих руках управление финансами и решали, на что будут потрачены деньги, скопившиеся в казне.

В итоге за время периода абсолютизма в Европе сложились централизованные государства Англия и Франция. Более подробно о них вы сможете узнать на следующих уроках.

3.Закрепление изученного материала.

-На этом уроке вы познакомились с появлением абсолютных монархий в Европе. Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы:

-Почему этого не произошло раньше?

-Неужели короли прошлых столетий не хотели сосредоточить всю власть в своих руках?

-Попробуйте определить значение абсолютизма.

Значение установления абсолютизма для государства

Англия: абсолютизм был ограничен. Он скорее подорвал власть старой аристократии, чем кардинально изменил жизнь в государстве

Франция: власть над страной сосредоточилась в руках одного человека, как минимум одной королевской семьи

Значение установления абсолютизма для личности

Англия: в основном обычных людей коснулась лишь насильственная смена королем религии, и на этом все

Франция: простой человек имел меньше прав, за ним наблюдали, права государства и церкви значительно расширились по отношению к нему. А вот его личные права не расширились никак, иногда даже были сужены. Государство в лице короля наступало на пятки

4. Подведение итогов урока

-Какой материал был трудным, непонятным?

Домашнее задание

Прочитать §3, документ.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!