План-конспект урока
7 класс
Тема: «Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе»
Цель: охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.
Задачи:
1) образовательные:
- дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались;
-выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи;
-сформировать у учащихся новые понятия: абсолютизм, меркантилизм, резиденция.
2) развивающие:
- продолжить работу по формированию умений и навыков работы с документами,
с книгой;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность событий;
-продолжить формировать умение работы с картой;
- формирование способности критически анализировать прошлое.
3) воспитательная:
- воспитывать уважение к историческому прошлому человечества;
-учить объективно оценивать свою работу на уроке;
-создать условия для формирования коммуникативной культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.
Оборудование: учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800» А.Я.
Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, 2017; доска, карта.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2.Изучение новой темы
План:
1) Понятие «абсолютизм» и его признаки
2) Система управления государством
3) Судебная система
4) Подчинение церкви государству
5) Армия
6) Экономика
На протяжении Средних веков в Европе сформировалось большое количество различных государств, многие из которых являлись монархиями. Однако уже в XIV веке во Франции появился такой сословно-представительный орган, как генеральные штаты. Они организовывались для помощи монарху в управлении государством. В Англии эту функцию выполнял парла́мент, в Испании – корте́сы.
Появились они в критические для этих стран периоды истории, когда монарху была необходима поддержка всех слоев населения для укрепления своих позиций. Вспомните: с чем был связан созыв Генеральных штатов во Франции в 1302 году?
Ответ: Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII.
Абсолютизм и его признаки. Однако действие сословно-представительных органов продолжалось недолго. В XVI веке в Европе появилось новое понятие:
Абсолюти́зм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный) – это такая форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота власти в государстве.
Основными признаками абсолютизма являются:
- появление большого количества чиновников, через которых монарх осуществляет управление государством;
- введение единых мер и весов;
- создание постоянной армии как опоры для монарха в регулировании вопросов безопасности;
- подчинение церкви королевской власти;
- введение налоговой системы для пополнения казны;
- введение единой экономической политики;
- введение единого законодательства и административного деления.
Ученики записывают их в тетрадь.
Сегодня нам предстоит разобраться, как это произошло и к чему привело впоследствии. Начнем с того, что рассмотрим проявление основных признаков абсолютизма в таких странах, как Англия и Франция.
Первое – это система управления государством.
В Англии еще во времена Тюдо́ров был создан Тайный совет. В его состав входили люди, занимавшие высшие должности. Например, лорд-ка́нцлер, лорд-хранитель печати, лорд-казначе́й. Они принимали участие совместно с королем в решении всех вопросов как внутренней, так и внешней политики. Следует обратить внимание, что получить эту должность можно было только с разрешения правителя. Однако важным моментом является то, что в Англии продолжал действовать парламент, который состоял из палаты лордов и палаты о́бщин. Поэтому абсолютизм здесь носил более мягкий характер. Кстати, Тайный совет до сих пор существует в Великобритании. (Все его участники стоят. В XIX веке королева Виктория таким образом сократила длительность заседаний совета).
Во Франции с наступлением абсолютизма перестали созываться генеральные штаты.
Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г.,
Король сосредоточил всю власть в своих руках и руках приближенных к нему лиц, которые составили Государственный совет. В состав этого совета входило как «дворянство шпа́ги» – знать рыцарского происхождения, так и «дворянство мантии» – знать, получившая титул за государственную службу. Представители совета получали огромное жалование от короля, что облегчало ему управление этими чиновниками.
Следующий вопрос, который мы рассмотрим, – это судебная система.
В Англии главным судебным органом стала «Звездная палата». Названа она была так, потому что заседания проводились в одной из комнат королевского дворца, потолок которой был украшен звездами. Первоначально она создавалась для защиты прав простых людей. Однако позже палата стала главным оружием короля для расправы с несогласными с его политикой людьми. Также были созданы судебные советы, которые подчинялись Тайному совету. А появились они в тех районах, где чаще всего возникали конфликты из-за существующей политики.
Большими полномочиями были наделены мировые судьи. Они участвовали в подавлении крестьянских мятежей, активно разоблачали заговоры против власти, преследовали бродяг, собирали налоги и так далее. Назначение на эту должность проводилось после выборов. Но если короля не устраивала кандидатура, он мог не пропустить ее. Таким образом, суд полностью подчинился интересам и воле короля.
Помехой абсолютизму во Франции (интенданты- (фр. intendant — управляющий, смотритель) — во Франции первоначально всякое лицо, которому поручалась какая-либо отрасль управления ) являлся парламент Парижа, который мог указать королю на несоответствие его указов действующим законам. Членство в парламенте можно было купить за деньги либо выгодно продать, поэтому король не всегда мог влиять на его представителей. Это наносило вред единоличному управлению государством. Активную борьбу с представителями парламента вел Людовик XIV. Существует легенда о том, что он пришел в парламент во время речи председателя об интересах государства и сказал одну из своих самых известных фраз: «Государство – это я!».
Третий важный признак – это подчинение церкви государству. Королевская власть стремилась завладеть всеми ее землями и богатствами. И, как следствие этого, возвышение личности короля, определение его как помазанника Божьего.
В Англии при Генрихе VIII началась реформа церкви. Поводом послужил его конфликт с папой римским, который не давал согласия на развод Генриха с Екатериной Арагонской. Тогда английская церковь решением парламента в 1534 году была освобождена от подчинения Риму, а главой церкви был объявлен король. Те, кто был не согласен с новыми правилами, карались смертной казнью. Важной задачей новой церкви стало насаждение мысли о божественном происхождении власти короля.
Король Франции Людовик XIV был достаточно набожным человеком. Он верил, что действиями короля руководит Бог, который посылает советы, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому Людовик пришел к выводу, что он сам может назначать епископов и решать все вопросы, связанные с духовенством, без согласования с папой римским. Ведь это происходило от имени Бога. Также король боролся с бесполезными, на его взгляд, монахами. Без разрешения Людовика нельзя было учреждать монастыри. Ограничивался возраст, когда человек мог принять постриг.
Людовиком XIV был создан образ идеального «короля-солнце», который несет людям свет и радость.
Этот образ отодвинул на задний план образ Бога, потому что сам включал в себя все его черты. Людовик XIV был абсолютно уверен в божественном праве, которое давало ему неограниченную власть.
Обратите внимание на права, которыми наделялся король:
Дети работают с учебником, пытаются выделить их (стр. 35 ).
- объявление войны и мира;
- определение религии государства;
- сбор налогов;
- суд и многое другое.
В руках короля была вся возможная власть, которая определяла жизнь государства.
Вы можете задать вопрос: как люди могли узнать о том, что король называет себя солнцем и что его власть божественна? Для этого трудились многочисленные художники, архитекторы, писатели и музыканты. Примером архитектуры может служить Версальский дворец в Париже, который словно вращался вокруг одного человека — Людовика XIV — и прославлял его. Также примером могут стать праздничные представления, проводимые Людовиком: «Большая карусель» в Тюильри́, конные состязания в честь рождения сына короля. В живописи можно отметить портрет Людовика XIV работы Пье́ра Минья́ра.
Следующий пункт, который мы рассмотрим, армия.
Отличительной чертой абсолютизма в Англии является отсутствие постоянной армии. Генрих VII хотел подавить влияние представителей старой аристократии и запретил им собирать войско. Однако собственную крупную армию он так и не создал. Почему так произошло? Дело в том, что Англия не нуждалась в большом сухопутном войске. Ведь это остров, а значит бо́льшая необходимость была в укрепленном флоте, который и получал дальнейшее развитие.
Во Франции в это время появилась самая сильная армия во всей Европе. Людовик XIV хотел захватить как можно большее количество территорий и сам нередко возглавлял свои войска. Он разрешил службу в армии представителям самых низших слоев, но офицерами могли стать только представители дворянства. Его задачей было создание дисциплинированной армии с единым управлением короля.
Остался еще один важный вопрос – экономика. Что в период абсолютизма изменилось в ней?
В экономике появилось новое понятие. Меркантили́зм – это учение о том, что основу благосостояния государства составляют драгоценные металлы.
Согласно политике меркантилизма, вводился полный запрет на вывоз золота за пределы государства. Для этого предпринимались следующие меры:
1) запрет на ввоз каких-либо товаров из других государств, таким образом, золотые монеты не попадали в руки представителей других стран;
2) запрет на вывоз золота и серебра из страны, это даже каралось смертной казнью;
3) торговцы должны были заработанные деньги тратить только на те товары, которые производились внутри государства.
Это было нужно для того, чтобы деньги в больших количествах поступали в королевскую казну. Монархи сосредотачивали в своих руках управление финансами и решали, на что будут потрачены деньги, скопившиеся в казне.
В итоге за время периода абсолютизма в Европе сложились централизованные государства Англия и Франция. Более подробно о них вы сможете узнать на следующих уроках.
3.Закрепление изученного материала.
-На этом уроке вы познакомились с появлением абсолютных монархий в Европе. Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы:
-Почему этого не произошло раньше?
-Неужели короли прошлых столетий не хотели сосредоточить всю власть в своих руках?
-Попробуйте определить значение абсолютизма.
Значение установления абсолютизма для государства
Англия: абсолютизм был ограничен. Он скорее подорвал власть старой аристократии, чем кардинально изменил жизнь в государстве
Франция: власть над страной сосредоточилась в руках одного человека, как минимум одной королевской семьи
Значение установления абсолютизма для личности
Англия: в основном обычных людей коснулась лишь насильственная смена королем религии, и на этом все
Франция: простой человек имел меньше прав, за ним наблюдали, права государства и церкви значительно расширились по отношению к нему. А вот его личные права не расширились никак, иногда даже были сужены. Государство в лице короля наступало на пятки
4. Подведение итогов урока
-Какой материал был трудным, непонятным?
Домашнее задание
Прочитать §3, документ.