Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Усиление мер поддержки ребенка, оставшегося без попечения родителей
Социальный педагог
МОУ «СОШ№4»
Благодарненского городского округа
Ставропольского края
села Сотниковского
Вязник Алла Николаевна
С. Сотниковское 2018г
Аннотация.
Главным и решающим условием достижения положительного результата работы социального педагога в школе являются доверительные взаимоотношения социального педагога, подростка и родителей. Ведь именно семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. В настоящее время большое внимание уделяется поддержке семье оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В Концепции семейного воспитания сказано: в основу государственной семейной политики Российской Федерации положены обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми. Проблема, которой посвящена моя методическая разработка это усиление мер поддержки ребенка, оставшегося без попечения родителей, совершенствование системы мер профилактики социального сиротства и защиты их прав.– это поддержка и помощь социального педагога детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей. Вопросы, которые она раскрывает: дополнительное образование и досуг детей, вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом; развитие форм отдыха и оздоровления детей, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, исключающих употребление алкоголя и табака; повышение педагогической культуры родителей-опекунов; проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов. Контингент участников (кому может быть полезна разработка) социальные педагоги, родители-опекуны, классные руководители.
Введение
Основными задачами социального педагога школы является создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его жизненном пространстве, установление партнерских отношений между семей и школой.
Особенно в такой помощи нуждаются дети – сироты, опекаемые и дети оставшиеся без попечения родителей.
Эти дети имеют право на такую заботу, чтобы у них не появилось чувство брошенного никому не нужного человека. В нашей школе на сегодняшний день 4 опекаемых ребёнка. У одного ребёнка умерли оба родителя от наркомании, опеку оформила бабушка. Другой опекаемый ребёнок также воспитывается бабушкой, потому что мать не дееспособна, находится в специализированном учреждении, отец отсутствует. У остальных есть отцы, а мамы умерли, но их воспитанием занимаются родственники – опекуны. И я хочу быть и для детей и для их опекунов помощником в воспитании, обучении и нравственном развитии ребенка. Все семьи, в которых воспитываются опекаемые дети, я хорошо знаю, так как работаю в этой школе в течение 30 лет, а в должности социального педагога3 года. Важной, главной, а может быть, и основной частью является помощь опекаемым детям, опекунам, их семье. К сожалению, кроме психолого-педагогической, моральной поддержки чаще всего мы ничего им не можем предложить. Но моральная поддержка, помощь в воспитании и обучении - это тоже немало.
Мне, наверное, очень повезло с опекунами. Все опекуны детей, обучающихся в нашей школе, очень порядочные, добрые и положительные люди. Все на сегодняшний день справляются со своими обязанностями. Со всеми опекунами у меня установились доверительные отношения, так как я часто посещаю эти семьи, слушаю рассказы об их жизни и проблемах, пытаюсь поддержать их. Если с опекуном у социального педагога сложились хорошие, доверительные отношения, тогда работать будет очень легко. Первостепенное внимание при знакомстве с семьёй опекаемого ребёнка я обращаю внимание на положение в ней ребёнка, чем ребёнок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит и т.д.
В качестве первостепенной задачи в работе с опекаемыми детьми я определяю знакомство с опекунами, с их жилищно-бытовыми условиями. В конце сентября каждого года я посещаю семьи опекаемых детей с целью выяснения изменений, которые произошли в течение летнего периода времени (изменения материального положения, изменения в личной жизни опекуна и влияние этих изменений на душевное состояние ребёнка и т. д.).
Если с опекуном у социального педагога сложились хорошие, доверительные отношения, тогда работать будет очень легко. Не менее важная задача - быть в курсе всех школьных дел опекаемого: его учебы, поведения, занятия в кружках, секциях. Поэтому стараюсь посещать уроки в тех классах, где учатся опекаемые, наблюдаю, как они отвечают на уроках, просматриваю их дневники, тетради, иногда приглашаю на беседу.
Все опекаемые дети стараются учиться в меру своих способностей и особой тревоги на сегодняшний день не вызывают. Детей состоящих на ВШПУ и учете ОДН нет. Все опекаемые питаются в школеза счёт бюджетных средств.
Одной из важных задач социального педагога является помощь в организации досуговой деятельности опекаемых детей, вовлечение их в кружки, секции, организация их внеурочной деятельности. Так, в этом учебном году все опекаемые дети занимаются внеклассной работой (посещают спортивные секции при ДЮСШ, художественную студию, занимаются в танцевальном коллективе при ДК, заняты в школьных кружках по интересам становятся участниками общешкольных мероприятий).
Следующим важным звеном работы социального педагога является помощь опекунам в организации летнего отдыха детей. Эта работа начинается весной, в марте - апреле. Все опекуны стараются разнообразить летний отдых детей. Чаще всего организуются поездки на море с посещением памятных мест и развлекательных аттракционов. Каждый ребёнок отдыхает в пришкольном летнем лагере «Улыбка», посещают площадки по месту жительства. Если имеется возможность, опекаемым детям предлагаем отдых в санаториях КМВ по льготным путёвкам.
С выпускниками 9-11 классов проводится профориентационная работа, то есть подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. Эта работа включает в себя: предварительную профессиональную диагностику, анкетирование.
Развитие личности ребёнка зависит от его окружения (члены семьи одноклассники, учителя и др.). Все они оказывают как позитивное влияние на ребёнка, так и негативное, и это во многом определяет возможные варианты формирование личности ребёнка. Актуальность данной работы
оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его жизненном пространстве, приспособить и адаптировать ребёнка к социуму, сделать так, чтобы его поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Цель разработать и создать оптимальные условия для становления, развития, самореализации и социализации личности школьника как гражданина и патриота.
Условия применения; в современных общественных условиях ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитанника.
Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые могут навредить подопечному.
Основная часть. Меры поддержки ребенка
Социальный педагог проводит систематическую работу как с опекаемыми так и с их опекунами и попечителями.
Самая главная его задача осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также участвовать в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними. В большинстве семей опекуны полностью. справляются с возложенными на них обязанностями.
1.Организационная работа
С целью более глубокого изучения условий жизни опекаемых, а также контроля за работой опекунов, социальным педагогом ведется картотека на указанную категорию учащихся.
В начале учебного года , проводится сверка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них. Предварительно социальный педагог вместе с опекаемым ребёнком и опекуном заполняет социальный паспорт
(Приложение 1, Приложение 2)
- составляет списки по форме
№ | Ф.И.О. учащихся | Дата рождения | Класс | Ф.И.О. опекуна | Адрес проживания | № постановления |
2. Этапы работы
2.1 Особое внимание уделяю планированию работы с опекаемыми детьми. От того как будет скоординированы действия социального педагога с одной стороны и опекаемых детей и их опекунов с другой зависит эффективность социально-педагогической деятельности
план работы социального педагога с опекаемыми детьми и их семьями
(Приложение3)
2.2 Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей, сопровождающееся составлением актов и отчетов для передачи их в органы опеки и попечительства. Проверка сохранности имущества и жилых помещений, закрепленных за этими детьми (совместно со специалистами Отдела опеки), контроль за целевым использованием опекунских пособий. Два раза в год составляются первичные и контрольные акты обследования жилищно-бытовых и материальных условий жизни детей.
(Приложение 4)
2.3. Так же необходимо контролировать успеваемость детей находящихся под опекой, посещать уроки, контролировать посещение занятий, дисциплину. Два раза в год заполнять табель успеваемости (декабрь, май) (Приложение 5)
2.4. Организация углубленного медицинского осмотра опекаемых, контроль за сохранением здоровья детей и оказание помощи в организации их отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.
(Приложение 6)
2.5. Профориентационная работа с выпускниками 9-11 классов, предоставление в отдел опеки и попечительства информации о предварительном устройстве опекаемых и приемных детей, заканчивающих 9-11 классы.
2.6. Папка на каждого опекаемого (социальный паспорт, решение об опеке, документы на родителей, акт ЖБУ за 3 года, характеристика, проф/мед осмотр, отчеты опекунов (по новой форме),
(Приложение 7) справки с места учебы)
2.7. Учащимся, находящимся под опекой, предоставляется: горячее питание за счет средств бюджета. Для предоставления бесплатного питания необходимо предоставить заявление опекуна и документ, подтверждающий льготу.
2. 8. . Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.
Уделять внимание взаимоотношениям опекаемого и опекуна (попечителя), помогать поддерживать психологический комфорт внутри семьи. (Приложение 8, приложение 9)
2.9. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций.
3.В конце учебного года социальным педагогом школы проводится анализ работы с опекаемыми детьми. В ходе анализа результатов работы необходимо остановиться на следующих моментах: выполнение нормативных документов; динамика включения детей в различные виды деятельности в ОО; выполнение приоритетных направлений деятельности (учёба, питание, организация отдыха в каникулярное время); выводы и прогноз на следующий год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социальный паспорт опекунской семьи
__________________учебный год
Семья _____________________________________________________________________________________
Поступила (дата поступления, причина) ________________________________________________________________________
Адрес (регистрация)___________________________________________________________________
Адрес (место жительства)______________________________________________________________
Жилищные условия по месту проживания ______________________________________________________________________
Жилищные условия по месту регистрации несовершеннолетнего_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доход семьи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о детях, находящихся под опекой:
Ф.И.О., год рождения
1. _________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________
Учреждение образования, Ф.И.О. классного руководителя, телефон
1.___________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________
Состояние здоровья (хронические заболевания, инвалидность) ____________________________________________________________________________________
Уровень воспитанности детей (отношение к учебе, наличие девиаций, отношение
между братьями и сестрами в семье и т. д.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения об опекуне:
Ф.И.О., год рождения _____________________________________________________________________________________
Опека оформлена _______________________________________________________________
Кем является опекун по отношению к ребенку
- бабушка - дедушка - другое _________________________________________________________
- тетя - не родственник
Образование, место работы, должность, рабочий телефон __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения __________________________________________________________________________________
Оценка взаимоотношений опекуна с ребенком:
- полное взаимопонимание - отношения напряженные, конфликтные
- не всегда понимают друг друга
Причины создания опекунской семьи:
- смерть одинокой матери - лишение родительских прав
- смерть обоих родителей - родители (или один из них) находятся в местах лишения свободы
Сведения о родителях опекаемых детей:
Отец – Ф.И.О., год рождения _________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мать – Ф.И.О., год рождения _________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Тип семьи: _____________________________________________________________________________________
Общий вывод о семье и ее воспитательных возможностях: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________ Подпись ______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Социальный паспорт учащегося и его семьи.
1. Ф.И.О учащегося __________________________________________________________________
2. Дата рождения_____________________________________________________________________
3. Дом.адрес_______________________________________дом.телефон_______________________
4. Мать (Ф.И.О.)______________________________________________________________________
Место работы______________________________________________________________________
Должность______________________________________раб.телефон_________________________
Образование________________________________________________________________________
5. Отец (Ф.И.О.)______________________________________________________________________
Место работы______________________________________________________________________
Должность______________________________________раб.телефон_________________________
Образование________________________________________________________________________
6. Бытовые условия жизни учащегося (число комнат в квартире, имеет ли ребенок отдельную комнату, место для занятий (какое), для отдыха)___________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. С кем проживает учащийся
1. ________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________
(для детей указать возраст, степень родства, место учебы (работы).
8. Психологические особенности учащегося_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
9. Реакция на неудачи в учебе (переживание, подъем активности, спад активности, равнодушие) _____________________________________________________________________________________
10. Заболевания______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11. Имеются ли препятствия для полноценных занятий дома (да, нет)_________________________
12. Круг друзей_______________________________________________________________________
13. Есть ли необходимость (или желание родителей) в посещении кл.рук-лем учащегося на дому для более полного знакомства с условиями жизни, особенностями личностного развития и семейного воспитания ребенка (да, нет)__________________________________________________
14. Интересы и увлечения _____________________________________________________________
15. Какие кружки, секции посещает (название кружка, организация)__________________________
_____________________________________________________________________________________
16. Любит ли читать (много, мало, не читает). Что предпочитает______________________________
_____________________________________________________________________________________
17. Просмотр телепередач (сколько часов в день, каких)_____________________________________
_____________________________________________________________________________________
18. Помогает ли родителям (в чем)_______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
19 Особенности семейного воспитания ___________________________________________________
-Строгий контроль за поведением ребёнка________________________________________________
-Ограничение самостоятельности________________________________________________________
-Большая самостоятельность ребёнка_____________________________________________________
- Родители сотрудничают с учителями____________________________________________________
-Вступают в противоречие с учителями__________________________________________________
Другое_____________________________________________________________________________
Дата заполнения_______________________ Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Корректировка списка. Работа по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Работа с личными делами обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | В течение года | Социальный педагог |
2 | Проведение обследование материально-бытовых условий детей-сирот и опекаемых | 2 раза в год | Социальный педагог Классные руководители |
3 | Работа по адаптации вновь выявленных детей (прибывших). Консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. | В течение года | Социальный педагог Классные руководители |
4 | Проведение работы по выявлению интересов, потребностей, трудностей в учёбе детей-сирот и опекаемых. Вовлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общественную жизнь школы, класса | В течение года | Социальный педагог Классные руководители Психолог |
5 | Посещение на дому. Оказание посильной помощи в воспитании, обучении, организации их отдыха | В течение года | Социальный педагог Классные руководители |
6 | Участие в рассмотрении конфликтов и своевременное оказание им социальной и психологической поддержки. | В течение года | Социальный педагог Психолог |
7 | Работа с обучающимися по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних | В течение года | Социальный педагог Психолог Классные руководители |
8 | Своевременное представление в органы опеки и попечительства сведений, направленных на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | В течение года | Социальный педагог |
9 | Оказание помощи в обеспечении опекаемых путёвками в пришкольные и оздоровительные лагеря, санатории, дома отдыха | Во время каникул | Социальный педагог |
10 | Организация индивидуальной работы в целях профориентации, обеспечение возможности трудоустройства | Апрель-май | Социальный педагог |
11 | Изучение опыта работы социальных педагогов других школ по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. | В течение года | Социальный педагог |
12 | Медосмотр опекаемых, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | 2 раза в год | Мед. сестра |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного
Ф.И.О. подопечного_______________________________________________ _ _____
Дата рождения_____________________________________________________ __ __
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество (при наличии)_________________________ _____ _
___________________________________________________________________ __ _
отец фамилия, имя, отчество (при наличии) ____________________________ ___ __
_______________________________________________ _______________________
Реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью или под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
______________________________________________________________ ______ __
______________________________________________________________ ______ __
Опекун (попечитель) или руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________ ___
______________________________________________________________ ______ __
*Родственные отношения с подопечным __________________ __
семейное положение________ _
*Место работы, специальность_______________________________________ ____
______________________________________________________________ ______ __
Фактическое место жительства подопечного (адрес, телефон)
___________________________________________________________________ _ __
______________________________________________________________ ______ __
Адрес постоянной регистрации подопечного __________________________ ___ ___
______________________________________________________________ ______ __
Наличие регистрации по месту пребывания у опекуна или в организации
______________________________________________________________ ________
______________________________________________________________ ______ __
*графа не заполняется в отношении руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ф.И.О., специалиста, проводившего проверку______________________________ _
___________________________________________________________________ ___ Дата проведения проверки________________________________________ ________ Дата проведения предыдущей проверки________________________________ ____ Дата проведения следующей проверки_____________________________ ________
Выводы и рекомендации, полученные в результате проведения предыдущей проверки, информация об их исполнении__________________________________ _
_________________________________________________________________ _____
___________________________________________________________________ ___
_____________________________________________________________________ _
Проверка условий жизни подопечного:
Состояние здоровья (физическое развитие – рост, вес, прохождение ежегодного медицинского осмотра, группа состояния здоровья, соблюдение рекомендаций, полученных по результатам прохождения медицинского осмотра) __________________________________________________________________ _ _ _
_____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ __
1.2. Внешний вид подопечного (соблюдение норм личной гигиены, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу подопечного и т.д.)_______________________________________ _
_________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________ __________
_______________________________________________________________ _______
1.3. Основной уход (удовлетворение базовых потребностей подопечного – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи) _
____________________________________________________________________ __
___________________________________________________________________ ___
__________________________________________________________________ ____
1.4. Обеспечение безопасности подопечного в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту (медикаментам, электроприборам, газу и т.п., соблюдение безопасности пребывания подопечного на улице) _____________________________________________________ _________
_____________________________________________________________________ _
_____________________________________________________________________ _
1.5. Социальная адаптация (взаимоотношения подопечного со сверстниками, в коллективе, в семье опекуна (попечителя), коммуникабельность; отношение подопечного к замечаниям и запретам, принятым в обществе правилам и нормам поведения, соблюдение режима дня)__________________________________ _____
____________________________________________________________________ __
___________________________________________________________________ ___
1.6. Навыки самообслуживания в соответствии с возрастом подопечного ____________________________________________________________________ __
____________________________________________________________________ __
1.7. Сведения о физических лицах или других сотрудниках организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих уход и
надзор за ребенком ________________________________________________________________ ______
_____________________________________________________________________ _
1.8. Жилищно-бытовые условия подопечного (площадь и благоустройство помещения, количество человек, проживающих в жилом помещении, наличие у подопечного отдельной комнаты, рабочего, спального места, места для игр; наличие игрушек, книг и др. в соответствии с возрастом подопечного) __________________________________________________________________ ____
_____________________________________________________________________ _
_____________________________________________________________________ _
___________________________________________________________________ ___
____________________________________________________________________ __
____________________________________________________________________ __
____________________________________________________________________ __
___________________________________________________________________ __
_________________________________________________________________ _____
Соблюдение прав и законных интересов подопечного:
Образование (наименование образовательной (ых) организации (ий), которые посещает подопечный, форма и успешность освоения образовательных программ, дополнительное образование __________________________________________ __
___________________________________________________________________ ___
2.2. Обеспечение потребностей в развитии подопечного (увлечения и способности ребенка, участие опекуна (попечителя) в развитии способностей подопечного, посещение кружков, музыкальные занятия, спорт и т.д.)
___________________________________________________________________ ___
__________________________________________________________________ __
2.3. Возможности опекуна (попечителя) или организации, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечить потребности развития подопечного _________________________________________________________ _
Время, которое опекун (попечитель) уделяет ребенку (ежедневно) _______________________ _ и в выходные дни ____________________________ __
Удовлетворение эмоциональных потребностей подопечного (проведение досуга, праздников и т.д.)______________________________________________ __
_________________________________________________________________ _____
_________________________________________________________________ _____
Сведения об организации отдыха и оздоровления подопечного (время,
наименование места, периодичность)
____________________________________________________________________ __
____________________________________________________________________ __
Обеспечение сохранности имущества подопечного:
Недвижимое имущество (вид, место нахождения, площадь, свидетельство о государственной регистрации права)_____________________________________ __
____________________________________________________________________ __
_____________________________________________________________________ _
_____________________________________________________________________ _
Сведения об обеспечении сохранности недвижимого имущества
___________________________________________________________________ ___
___________________________________________________________________ ___
Транспортные средства (вид и марка, регистрационный номер, место регистрации) __________________________________________________________ _
______________________________________________________________ ______ __
Сведения об обеспечении сохранности транспортных средств ______________ ___
______________________________________________________________ ______ __
Денежные средства, находящиеся на счетах в кредитных организациях (вид счета, наименование кредитной организации, остаток на
счете)_______________________________________________________________ _
___________________________________________________________________ _ __
__________________________________________________________________ _ _ __
Сведения об обеспечении сохранности денежных средств
__________________________________________________________________ __ _
Ценные бумаги (Акции и иное участие в коммерческих организациях
(наименование организации, доля и основания
участия)__________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ __
Сведения об обеспечении сохранности ценных бумаг
_____________________________________________________________________ _
Сведения о доходах несовершеннолетнего подопечного (алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, иные доходы, ежемесячная величина доходов)___________________________________________________________ ___
________________________________________________________ ______________
Выполнение требования о расходовании полученных доходов в целях обеспечения прав и интересов подопечного_______________________________ _
________________________________________________________________ _ _____
Меры, предпринятые для увеличения имущества подопечного______________________________________________________ _____
______________________________________________________________ ______ __
Выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей:
Выполнение требования о совместном проживании опекуна (попечителя) и подопечного, наличие регистрации подопечного по месту жительства опекуна (попечителя) или месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей _____________________________________ ___
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и заключения проверки:
оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества (соблюдаются/ не соблюдаются/частично соблюдаются)________________________________________________ _______ ___
5.2. оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации __________________________________________________________ ____________
________________________________________________________________ ______
Выявленные нарушения и рекомендации по их устранению:
перечень выявленных нарушений и сроки их устранения (при необходимости) _______________________________________________________________ ___ ___
____________________________________________________________________ __
6.2. рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей (при необходимости)
_____________________________________________________________ _________
__________________________________________________________________ ____
6.3. предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости) _____________________________ __
________________________________________________________________ ______
7. Дополнительная информация ________________________________ _________
__________________________________________________________________ ____
___________________________________________________________________ ___
подпись опекуна (попечителя) или руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей _________________________ _____
номер экземпляра _____
Специалист Отдела образования
выполняющий функции органа опеки
и попечительства
Утверждаю
Начальник ОО
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Табель успеваемости за 2017 – 2018 учебный год.
Фамилия, имя________________________________________________________________
Учебное заведение___________________________________ Класс______ «_____»
Предметы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Годовая оценка |
Русский язык | | | | | |
Литературное чтение | | | | | |
Математика | | | | | |
Окружающий мир | | | | | |
Иностранный язык | | | | | |
Физическая культура | | | | | |
Музыка | | | | | |
ИЗО | | | | | |
Технология | | | | | |
Классный руководитель ______________________/______________________/
Ведомость учёта успеваемости
Фамилия, имя_____________________________________________
Учебное заведение ___________________________________Класс_____ «___»
Предметы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Годовая оценка |
Русский язык | | | | | |
Литература | | | | | |
Алгебра | | | | | |
Геометрия | | | | | |
Биология | | | | | |
Химия | | | | | |
История | | | | | |
Обществознание | | | | | |
География | | | | | |
Физика | | | | | |
Информатика | | | | | |
Основы безопасности жизнедеятельности | | | | | |
Иностранный язык | | | | | |
Мировая художественная культура | | | | | |
Физическая культура | | | | | |
Технология | | | | | |
Директор МБОУ «СОШ№4»________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Министерство здравоохранения Медицинская документация
Российской Федерации Форма № 164/У-96
Утверждена Министерством
здравоохранения Российской
Федерации от 10.09.96 г.
МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам освидетельствования несовершеннолетнего
Ф. И. О. ребенка _____________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Специалисты | Заключение | Дата осмотра | Подпись врача и печать |
1. Педиатр | выявлено не выявлено | | |
2. Инфекционист | выявлено не выявлено | | |
3. Дерматовенеролог | выявлено не выявлено | | |
4. Фтизиатр | выявлено не выявлено | | |
5. Невропатолог | выявлено не выявлено | | |
6. Окулист | выявлено не выявлено | | |
7. Нарколог | выявлено не выявлено | | |
8. Психиатр | выявлено не выявлено | | |
9. Онколог | выявлено не выявлено | | |
10. ЛОР | выявлено не выявлено | | |
11. Хирург | выявлено не выявлено | | |
12.Уролог | выявлено не выявлено | | |
Группа здоровья:
Общее заключение педиатра:
(подпись, печать)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Утверждаю
______________________________
(ф.и.о., подпись руководителя
органа опеки и попечительства)
М.П.
" " 20 г.
-------------------------
(дата составления отчета)
ОТЧЕТ
опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом
за ________ год
1. Отчет подал _______________________________________________________________________________,
(ф.и.о.)
являющийся опекуном или попечителем _________________________________________________________,
(ф.и.о. несовершеннолетнего подопечного)
проживающий по адресу: _______________________________________________________________________
(почтовый индекс, полный адрес опекуна или попечителя)
Имею документ, удостоверяющий личность, ______________________________________________________
(вид документа)
серия ____________________________ номер _____________________________________________________
кем и когда выдан документ ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Дата рождения _____________ Место рождения ___________________________________________________
Телефоны: домашний _______________ рабочий ___________________________________________________
Место работы, должность ______________________________________________________________________
2. Отчет составлен о хранении, об использовании имущества и об управлении
имуществом _________________________________________________________________________________,
(ф.и.о. несовершеннолетнего подопечного)
проживающего по адресу: ______________________________________________________________________
(почтовый индекс, полный адрес несовершеннолетнего подопечного)
3. Дата установления опеки или попечительства либо передачи на воспитание
в приемную семью ____________________________________________________________________________
4. Сведения об имуществе несовершеннолетнего подопечного
4.1. Недвижимое имущество
N п/п | Вид и наименование имущества | Основание приобретения* | Место нахождения (адрес) | Площадь (кв. м) | Сведения о государственной регистрации прав на имущество |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Земельные участки**: 1) 2) 3) | | | | |
2. | Жилые дома: 1) 2) 3) | | | | |
3. | Квартиры: 1) 2) 3) | | | | |
4. | Дачи: 1) 2) 3) | | | | |
5. | Гаражи: 1) 2) 3) | | | | |
6. | Иное недвижимое имущество: 1) 2) 3) | | | | |
_____________________________
* Указываются основание приобретения (покупка, мена, дарение, наследование, приватизация и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.
** Указывается вид земельного участка (пая, доли) - под индивидуальное жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный и другие виды.
4.2. Транспортные средства
N п/п | Вид и марка транспортного средства | Основание приобретения* | Место регистрации |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Автомобили легковые: 1) 2) | | |
2. | Иные транспортные средства: 1) 2) 3) | | |
_____________________________
* Указываются основание приобретения (покупка, мена, дарение, наследование и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.
4.3. Денежные средства, находящиеся на счетах в кредитных организациях
N п/п | Наименование и адрес кредитной организации | Вид и валюта счета* | Дата открытия счета | Номер счета | Остаток на счете** (тыс. рублей) | Процентная ставка по вкладам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
_____________________________
* Указываются вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета.
** Остаток на счете указывается на отчетную дату. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
4.4. Ценные бумаги
4.4.1. Акции и иное участие в коммерческих организациях
N п/п | Наименование и организационно-правовая форма организации*(1) | Место нахождения организации (адрес) | Уставный капитал*(2) (тыс. рублей) | Доля участия*(3) | Основание участия*(4) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
| | | | | |
_____________________________
*(1) Указываются полное или сокращенное официальное наименование организации и ее организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и другие).
*(2) Уставный капитал указывается согласно учредительным документам организации по состоянию на отчетную дату. Для уставных капиталов, выраженных в иностранной валюте, уставный капитал указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
*(3) Доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указываются также номинальная стоимость и количество акций.
*(4) Указывается основание приобретения доли участия (учредительный договор, покупка, мена, дарение, наследование и другие) с указанием реквизитов (дата, номер) соответствующего договора или акта.
4.4.2. Иные ценные бумаги
N п/п | Вид ценной бумаги* | Лицо, выпустившее ценную бумагу | Номинальная величина обязательства (тыс. рублей) | Общее количество | Общая стоимость** (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
| | | | | |
_____________________________
* Указываются все ценные бумаги по видам (облигации, векселя и другие), за исключением акций, указанных в подпункте 4.4.1.
** Указывается общая стоимость ценных бумаг данного вида исходя из стоимости их приобретения (а если ее нельзя определить - исходя из рыночной стоимости или номинальной стоимости). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, стоимость указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
Итого по подпункту 4.4 суммарная стоимость ценных бумаг несовершеннолетнего подопечного, включая доли участия в коммерческих организациях, составляет на конец отчетного периода _____________________________________________________________________________________________
(тыс. рублей)
5. Сведения о сохранности имущества несовершеннолетнего подопечного
N п/п | Вид имущества | Изменение состава имущества* | Примечание** |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
| | | |
___________________________
* Указываются сведения об изменении состава имущества, в том числе даты получения средств со счета несовершеннолетнего подопечного, подтвержденные соответствующими документами.
** Указываются реквизиты (дата, номер) актов органа опеки и попечительства, разрешающих произвести действия, изменяющие состав имущества несовершеннолетнего подопечного, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
6. Сведения о доходах несовершеннолетнего подопечного
N п/п | Вид дохода | Величина дохода (тыс. рублей) (по месяцам) |
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Алименты | | | | | | | | | | | | |
2. | Пенсия | | | | | | | | | | | | |
3. | Пособия и иные социальные выплаты | | | | | | | | | | | | |
4. | Компенсационные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение | | | | | | | | | | | | |
5. | Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью несовершеннолетнего подопечного, его личному имуществу | | | | | | | | | | | | |
6. | Наследуемые несовершеннолетним подопечным и подаренные ему денежные средства | | | | | | | | | | | | |
7. | Иные доходы (указать вид дохода): 1) 2) 3) | | | | | | | | | | | | |
8. | Итого доход за отчетный период | | | | | | | | | | | | |
7. Сведения о доходах от имущества несовершеннолетнего подопечного
N п/п | Наименование имущества | Место нахождения | Величина дохода (тыс. рублей) | Основание* | Наименование и адрес кредитной организации, расчетный счет** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Доход от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств | | | | |
2. | Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях | | | | |
3. | Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях | | | | |
4. | Иные доходы (указать вид дохода): 1) 2) 3) | | | | |
5. | Итого доход за отчетный период | | | | |
* Указываются реквизиты (дата, номер) акта органа опеки и попечительства, разрешающего реализацию имущества несовершеннолетнего подопечного, принятого в случаях, предусмотренных федеральными законами, и реквизиты договора отчуждения имущества подопечного.
** Указываются наименование, адрес кредитной организации, расчетный счет, на который поступил доход от имущества несовершеннолетнего подопечного.
8. Сведения о расходах, произведенных за счет имущества несовершеннолетнего подопечного
N п/п | Вид расходов | Стоимость (тыс. рублей)* | Дата** |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Покупка продуктов питания за отчетный период | | |
2. | Приобретение одежды, обуви: в среднем за месяц всего за отчетный период | | |
3. | Приобретение гигиенических средств, предметов первой необходимости: в среднем за месяц всего за отчетный период | | |
4. | Покупка лекарственных средств, средств ухода: в среднем за месяц всего за отчетный период | | |
5. | Оплата услуг ЖКХ - всего за отчетный период | | |
6. | Оплата лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях: 1) 2) всего за отчетный период | | |
7. | Оплата бытовых услуг (ремонт одежды, обуви, сложной бытовой техники): в среднем за месяц всего за отчетный период | | |
8. | Приобретение товаров длительного пользования: 1) 2) 3) всего за отчетный период | | |
9. | Ремонт жилого помещения несовершеннолетнего подопечного: 1) 2) 3) 4) всего за отчетный период | | |
10. | Прочие расходы: 1) 2) 3) 4) 5) 6) всего за отчетный период | | |
11. | Итого расходы за отчетный период | | |
_____________________________
* Указывается стоимость приобретенных в интересах несовершеннолетнего подопечного товаров, работ и услуг в соответствии с платежными и иными документами, удостоверяющими расходы за отчетный период или в среднем за месяц. В случае отсутствия платежных или иных документов либо покупки продуктов питания опекуном предъявляется расписка, подтверждающая произведенные расходы.
** Указываются даты получения средств со счета несовершеннолетнего подопечного и даты произведенных за счет этих средств расходов для нужд несовершеннолетнего подопечного, за исключением расходов, указанных в позициях 1, 3, 4 и 7.
9. Сведения об уплате налогов на имущество несовершеннолетнего подопечного
N п/п | Вид налога | Дата уплаты | Реквизиты платежного документа |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
10. К настоящему отчету прилагаются копии документов, указанных в подпунктах 4.1 - 4.3, 4.4.1 и 4.4.2, пунктах 5 - 9, на ________ листах (количество листов)
_________________________ (ф.и.о. лица, составившего отчет) | | __________________________________ (подпись лица, составившего отчет) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Анкета выявления жестокого обращения с детьми
Предлагаемая Вам анкета содержит вопросы и варианты ответов.
Подчеркните соответствующий Вам вариант ответа.
Возможно, выбрать несколько вариантов.
Вопрос | Вариант ответа |
1. Как часто тебе приходилось быть жертвой агрессии или насилия? | часто |
иногда |
редко |
никогда |
2. При каких обстоятельствах ты оказывался жертвой насилия? | конфликт дома |
конфликт в школе с учениками |
конфликт в школе с учителями |
отношения на улице |
ситуация в кружке, спортивной секции, клубе |
другой вариант (укажите) _______________________ |
3. Бывают ли у тебя дома ситуации, когда один из родителей наказывает, а другой начинает жалеть и утешать тебя? | да, часто |
иногда |
редко |
никогда |
4. Случалось ли тебе наблюдать ссоры между родителями? | часто |
иногда |
редко |
никогда |
5. Поручают ли тебе родители дела чересчур сложные и тяжелые для тебя? | часто |
иногда |
редко |
никогда |
6. Бывает ли тебе страшно сообщить родителям о плохой оценке? | да, почти всегда |
иногда |
очень редко |
никогда |
7. Как тебя наказывают дома? | ставят в угол |
бьют |
лишают любимого занятия |
ругают |
оскорбляют |
выгоняют из дома |
ограничивают в покупках; |
унижают при посторонних; |
«читают нотации» |
прекращают общаться на длительное время |
не пускают гулять |
другое (указать) ___________ __________________________ __________________________ |
8. Являлся ли ты свидетелем насилия над близкими тебе людьми? | да |
нет |
9. Как учителя выражают недовольство твоей учебой и поведением? | пишут замечания в дневник |
вызывают родителей |
отчитывают |
выгоняют с урока |
обзывают, оскорбляют, дают клички |
бьют, дают пощечины |
толкают, хватают за ухо |
бьют указкой или другими предметами |
другое (указать) ___________ __________________________ |
10. Как учащиеся выражают к тебе негативное отношение? | обзывают, оскорбляют |
бьют |
не разговаривают, игнорируют |
другое (указать) ___________ __________________________ |
11. Каким способом ты обычно реагируешь на ситуацию насилия? | пытаешься уйти от обидчика |
проявляешь агрессию в ответ |
выполняешь требования |
стараешься смириться с ситуацией |
обращаешься за помощью к близким людям |
другое (указать) ___________ __________________________ |
12. К кому ты можешь обратиться за помощью и поддержкой в ситуации насилия? | к друзьям |
к родителям |
к брату или сестре |
к учителю |
к психологу |
ни к кому |
другое (указать) ___________ __________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Анкета для родителей «Социальный статус семьи».
Анкета "Социальный статус семьи»
Уважаемые родители, социально-психологическая служба школы проводитанкетирование «социальный статус семьи». Результаты анкетирования помогут в работе как социальному педагогу, так. Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Социально-психологическая служба гарантирует, что результаты не будут разглашены в адресной форме.
1 Фамилия, имя, отчество ребенка, национальность_____________________________________
____________________________________________________________________________________
2.Дата рождения ________________________ 3. Класс обучения________________________
4.Домашний адрес___________________________ тел.(включая сотовый)__________________
5.Сведения о семье: полная семья, неполная семья, указать;_____________________________
6. Проживают ли с Вами совместно Ваши родители (бабушки и дедушки): да ; нет _________
7.Фамилия, имя, отчество матери _____________________________________________________ 8.национальность ___________________________________________________________________
9Место работы и рабочий телефон____________________________________________________
10.Образование: высшее, среднее специальное, среднее, незаконченное среднее (отметить нужное)._____________________________________________________________________________
11.Социальная группа: предприниматели, интеллигенция, служащие, рабочие, безработные, пенсионеры._________________________________________________________________________12.Укажите дату вашего рождения и возраст полностью__________________________________
13.Фамилия, имя, отчество отца, национальность_______________________________________
14.Место работы и рабочий телефон ___________________________________________________
15.Образование: высшее, среднее специальное, среднее, незаконченное среднее (отметить нужное).___________________________________________________________________________
16.Социальная группа: предприниматели, интеллигенция, служащие, рабочие, безработные, пенсионеры._________________________________________________________________________17.Укажите дату вашего рождения и возраст полностью________________________________
18.Укажите количество детей в семье до 18 лет дошкольного возраста : школьноговозраста___________________________________________________________________
19.Является ли ваша семья многодетной (3 и более детей до 18 лет): да ; нет. Если да, то укажите фамилию, имя, отчество; дату рождения и место обучения детей полностью ____________________________________________________________________________________
Список литературы
Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 4. - С.54-58.
Гуров В. Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьёй Ставрополь – 2002. –С.69-72. 114-120
Социальная педагогика. Вопросы теории и практики (Методические материалы РАО. Центр социальной педагогики). –М.,1994. –С. 84
Василькова Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова.- 2- е изд. -М.:Academia, 2000.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.,2001.
Исламов Э.А. Как обеспечить социализацию подростков.//Школьные технологии. - № 4. – 2000.
Шишковец Т. А. Справочник социального педагога-2-е изд. перераб. и доп. –М: ВАШ, 2007. С35-43
- http://psylist.net/praktikum/metvcen.htmпрактикум
- http://psylist.net/pedagogika/-все разделы педагогики!!!!!
- http://psylist.net/obh/00160.htmструктура личности
Оглавление
1. Аннотация_____________________________________________________стр 1
2. Введение_______________________________________________________стр2-3
3. Основная часть. Меры поддержки ребенка______________________ стр.4-5
4. Раздел 1. Организационная работа_________________________________стр4-5
5. Раздел 2. Этапы работы___________________________________________стр4-5
6. Приложения
Приложение 1. Социальный паспорт опекунской семьи___________________стр 6-7
Приложение 2. Социальный паспорт учащегося и его семьИ________________стр8
Приложение 3 План работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей._________________________________________________стр9
Приложение 4 Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного________________________________________________________стр10-13
Приложение 5 Табель успеваемости за 2017 – 2018 уч. г.___________________стр14-15
Приложение 6 Медицинское заключение по результатам освидетельствования несовершеннолетнего__________________________________________________стр16
Приложение 7 Отчёт опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом________________________________________________________стр 17-23
Приложение 8 Анкета выявления жестокого обращения с детьми____________стр24-25
Приложение 9 Анкета для родителей «Социальный статус семьи»_____________стр26
4. Список литературы___________________________________________________стр27
5. Оглавление__________________________________________________________стр28
35