СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия подготовки учащихся старших классов к будущей профессиональной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

для построения учебного процесса необходимо знать и учитывать факторы, влияющие на выбор профессии в целом и на профессиональное становление, в частности. Выделяют две основные группы факторов, взаимосвязанных между собой и носящих социально-культурный характер: личностные факторы и средовые факторы.

Просмотр содержимого документа
«Условия подготовки учащихся старших классов к будущей профессиональной деятельности»

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Уразалина Алтын Абзаловна,


Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Факторы, влияющие на подготовку к профессиональной деятельности учащихся старших классов, можно условно разделить на два вида:

1. Индивидуальный комплекс личностных и мотивационных характеристик, обеспечивающих интеллектуальное и психологическое становление специалиста.

2. Организация учебно-профессиональной деятельности, являющейся важнейшим условием стимулирования и управления внутренним процессом профессионального становления студентов.

Таким образом, для построения учебного процесса необходимо знать и учитывать факторы, влияющие на выбор профессии в целом и на профессиональное становление, в частности. Выделяют две основные группы факторов, взаимосвязанных между собой и носящих социально-культурный характер: личностные факторы и средовые факторы.

К личностным факторам относятся: ценностные (отношение к образованию, отношение к профессии жизненные планы студентов, информированность о содержании профессии, представление о перспективах профессии, отношение к престижности профессии), мотивационные (заинтересованность в социальных проблемах, личный интерес человека, возможность проявить свои способности интересы, желание развития выбранной сферы деятельности, получение психологических выгод, решение собственных проблем, желание быть нужным людям, желание заниматься этой деятельностью) и деятельностные (образовательные потребности, привлекательность содержания образования, опыт работы в социальной сфере, реальная возможность применить свои знания на практике, возможность трудоустройства) [1, с. 195].

К средовым факторам относятся: социально-экономические (востребованность профессии на рынке труда, возможность получить бесплатное образование, конкурентоспособность выбранной профессии, устраивают содержание и условия труда, его оплата, престижность профессии) и социально-педагогические (устраивает перечень предлагаемых предметов, устраивают квалификационные характеристики, требования к личным качествам, перспективы развития выбранной сферы, устраивает качество получаемого образования, профессионализм преподавателей, устраивает материально-техническое обеспечение процесса обучения, получения трудового стажа в период обучения) [2, с. 197].

Различное сочетание перечисленных факторов определяет направленность деятельности человека в широком смысле и его профессиональное становление как частное явление. Ориентация студентов на будущую специальность должна опираться на теоретически разработанную базу – программы, пособия, методические рекомендации, дополняющие содержание учебных программ с учетом анализа вышеперечисленных факторов, обеспечивающих эффективность учебного процесса. Формы и средства профессиональной ориентации студентов зависят от специфики учебного заведения, целей и задач обучения, социально-педагогических условий организации учебной деятельности, материально-технических возможностей учебного заведения. Важнейшим компонентом профессиональной подготовки специалиста является самостоятельная работа, выступающая стержневым компонентом личностно-профессионального становления специалиста [3, с. 50].

К числу наиболее важных относятся возрастные, социально-экономические, региональные факторы. Подробно остановимся на влиянии региональных факторов на профессиональное самоопределение и профессиональное становление молодежи, подготовку к профессиональной деятельности учащихся старших классов. Процесс подготовки к профессиональной деятельности учащихся старших классов опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Динамика подготовки к профессиональной деятельности учащихся старших классов подчинена общим закономерностям психического развития: преемственности, гетерохронности, единству сознания и деятельности.

Действенность подготовки к профессиональной деятельности учащихся старших классов зависит от следующих условий:

- психологически обоснованного выбора профессии;

- профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии;

- формирования у них профессиональной направленности;

- придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера;

- последовательного освоения системы взаимосвязанных видов деятельности [2, с.65].

- развитие лидерских качеств учащихся.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качества ми личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста.

Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации.

Но ведущим фактором подготовки к профессиональной деятельности является система объективных требований к личности учащихся старших классов, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности [4, с.22].

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

- адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;

- модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей [5, с.44].

Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

Важное значение в детерминации профессионального становления личности имеет характер профессионального труда. Монотонный, однообразный, алгоритмизированный труд способствует профессиональному развитию работника лишь на стадиях профессиональной подготовки и адаптации. В дальнейшем наступает профессиональная стагнация. Разнообразный неалгоритмизированный труд предоставляет большие возможности у профессионального развития специалиста и становления профессионала [6, с.162].

Таким образом, подготовка учащихся к профессиональной деятельности определяется как процесс и результат усвоения учеником общих и специальных знаний, выработка умений и навыков; общетрудовая подготовка политехнического и технологического характера, направленная на развитие эмоциональной и рациональной сферы, на формирование мировоззрения и познавательных процессов учащихся, развитие лидерских качеств.

Поэтому основной задачей современной средней общеобразовательной школы при подготовке учащихся к будущей профессии является формирование у них высокого уровня знаний, учебных умений и навыков, ответственности за выбор ими профессии и компетентности как совокупности личностных качеств и опыта деятельности.

Если выпускник школы владеет систематизированными знаниями, он сможет их грамотно применить при решении проблемы выбора профессии. На этом этапе учащимся старшего школьного возраста необходимо ориентироваться в различных профессиях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Кроме того, им надо объективно оценить свои возможности: способности, склонности, уровень учебной подготовки, здоровье, материальное благополучие, чтобы определить, смогут они получить высшее образование или среднее специальное профессиональное образование.

Однако анализ практики общеобразовательной школы показал, что учащиеся старшего школьного возраста недостаточно подготовлены к выбору профессии. Более половины из них демонстрируют ярко выраженное избегание самостоятельных размышлений о путях продолжения образования, негативную реакцию на предложения формировать собственное суждение по данному вопросу.

Профессиональная деятельность, как форма отношения к профессии, складывается из частных оценок субъектом степени личностной значимости различных аспектов будущей профессиональной деятельности, например, нравится – не нравится, возможность творчества, соответствие профессии способностям, характеру, заработок и т. д. Общее отношение к выбранной профессии наполняет профессиональным смыслом и содержанием учебную деятельность учащихся. В данном случае учебная деятельность выступает средством достижения целей обучения, которое, в свою очередь, образует мотивационно-целевую основу обучения – учебную мотивацию.

У большинства учащихся старшего школьного возраста недостаточно развиты личностные качества, необходимые для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения, а также для возрастного развития (способность к самопознанию, доверие к себе, способность к выбору, ответственность, целенаправленность, самокритичность, самостоятельность, сила воли, лидерские качества).


Литература

  1. Сайгушева Л.И., Томчикова С.Н., Бунин С.В. Профессиональное становление студента как субъекта образовательной деятельности // Сибирский педагогический журнал, 2018. - №9. - С. 194 - 201.

  2. Шилов С.И. Профессиональное становление педагога в условиях социального партнерства // Среднее профессиональное образование, 2016. - № 12. - С. 14 – 16.

  3. Алексеева И.С. Особенности профессиональной деятельности молодых специалистов // Гражданское становление молодежи в условиях трансформации общества: межрегиональная научно-практ. конференция. – Якутск: Триада, 2019. – С. 49-52.

  4. Пищулина Т.В. Основы становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2019. - №24 (157). - С. 20 - 26.

  5. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования, 2015. - № 7 - 8. - С. 40 - 45.

  6. Ломакина Э.Н. Особенности профессионального становления студента в процессе обучения в вузе // Труды Дальневосточного государственного технического университета, 2019. - №140. - С. 161 - 167.




Скачать

© 2022, 242 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!