СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия развития познавательной активности учащихся средствами проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим условия необходимые для развития познавательной активности учащихся старшего школьного возраста средствами проектной деятельности. Если рассматривать и анализировать реализованные проектные практики и формы проектной деятельности, то можно выделить, как успешную форму реализации – творческий учебный проект учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Условия развития познавательной активности учащихся средствами проектной деятельности»

Условия развития познавательной активности учащихся средствами проектной деятельности.

Автор: Воробьев Алексей Владимирович

Рассмотрим условия необходимые для развития познавательной активности учащихся старшего школьного возраста средствами проектной деятельности. Если рассматривать и анализировать реализованные проектные практики и формы проектной деятельности, то можно выделить, как успешную форму реализации – творческий учебный проект учащегося.

Особенно успешно эта практика применяется к особо одаренным детям.

Структура практической работы с ними может быть такой:

1. Анкетирование групп (внеурочное время).

2. Разработка и реализация творческих проектов для группы учащихся (возможно во время индивидуальных занятий/консультаций).

3. Практическое задание для группы учащихся (для учащегося).

4. Работа с группой (с учеником) в соответствии с проектной методикой:

- Определение проектной идеи, цели, задач, названия проекта.

- Разработка плана действий, теоретическая проработка этапов будущих действий.

- Определение критериев мониторинга проекта.

- Подготовка ресурсной базы.

- Учет специфики направления проектной деятельности.

- Практическое выполнение творческих работ учащимися.

- Анализ и самоанализ работы. Выявление недостатков и доработка творческих работ.

- Презентация готового продукта на различном уровне.

6. Анкетирование группы (внеурочное время).

7. Сравнительный анализ практического результата, данных анкетирования, результативности учащихся по итогам презентации полученного продукта.

8. Выводы


Итак, были поставлены задачи определения исходного уровня сформированности познавательной активности у учащихся. Многие исследователи этой проблематики настаивают, что диагностику познавательного интереса нужно проводить, используя комплекс педагогических и психологических методов. Для сбора показателей группы используем наблюдение, тестирование, анкетирование, практические задания, независимую оценку продукта творческой деятельности.

Перед началом работы необходимо было замерить имеющийся уровень познавательной активности учащихся. Как показатели гностической деятельности учащихся использовались следующие критерии:

- сознательность деятельности учащегося при приобретении конкретных знаний;

- реакции учащегося на задания, задачи;

- приобретение/не приобретение новых знаний, умений, навыков;

- демонстрация новых форм поведения учащегося;

- демонстрация личного интереса к проектным действиям;

- расширение личного интереса к проектным действиям;

- логичность действий;

- демонстрация ценностных понятий и суждений об окружающей действительности.

Таким образом, ориентируясь на наблюдение за учащимися обращаем внимание на содержание их практической деятельности. Оцениваем характер задаваемых вопросов, самостоятельность в поиске новых решений и выполнении заданий, осознание или открытие учащимся закономерностей в практико-творческой деятельности. Анализируем проявление эмоций у учащихся в процессе работы над творческим проектом, сопутствующее настроение, выраженность настроя на успешную работу. Смотрим насколько учащийся владеет самоопределением в деятельности – то есть, как настойчиво он стремиться завершить свой проект; насколько сосредоточен во время работы; насколько глубоко обучающийся стремиться проникнуть в суть вопроса, проблемы; какова реакция обучающихся на приближение конца занятия.

Единого мнения как наиболее эффективно диагностировать познавательную активность учащихся не существует. Но многие исследователи предлагают при диагностике соотносить гностический интерес с уровнем его развития. Стандартно используем три уровня развития познавательной активности – выше среднего, средний, ниже среднего.

Для получения конкретных статистических данных можно использовать анкетные методики, такие как:

1. Диагностика познавательного интереса у старшеклассников. Для определения уровня развития познавательного интереса адаптируем тесты, разработанные Е.В. Ненаховой на основе разработок Галины Ивановны Щукиной [2]. Первый тест включает в себя вопросы с предложенными вариантами ответов. Вопросы основаны на критериях проявления познавательной активности учащегося, его познавательном интересе к деятельности. Учащемуся предлагается оценить самого себя анонимно.

Во втором тесте обучающимся предложено оценить высказывания по трех балльной шкале. Ключи к тестам базируются на количестве баллов. Оба тестирования нужно проводить в начале и конце работы (приложение №1).

2. Опросник исследования тревожности у старших подростков, разработанный Чарльзом Дональдом Спилбергером, модифицированный Аллой Дамировной Андреевой и адаптированный под специфику нашего исследования [1, 3].

Тест рассматривает гностическую активность через любознательность подростка и непосредственный интерес к окружающей действительности. Уровень гнева и тревоги, зависящие от организации структур мозга, выступающие проявлением реакции на ситуацию, стимулируют эмоции учащегося и могут затруднять приспособление человека к жизненно значимым ситуациям. В данном тесте уровень гнева и тревожности подростка выявляется путем фиксирования отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с образовательной деятельностью. Решая задачу выявления эмоционального отношения к процессу обучения в дополнительном образовании, направленность вопросов сориентирована на состояние учащихся на занятии. Таким образом, диагностируем уровень эмоционального отношения в процессе занятия, сравнивая с базовым уровнем эмоциональных переживаний (приложение №2).

Преследуя цель уточнить уровни и динамику развития познавательного интереса, предлагается вести наблюдение за практической работой учащихся.

Участники группы должны разрабатывать, выполнять и описывать в сопровождающей документации творческие проекты по следующему шаблону: аннотация, введение, основное содержание в котором описаны этапы работы, выводы и практические рекомендации, заключение, список литературы, использованного программного обеспечения, приложения с описанием организации рабочего места, фотографий продукта проектной деятельности.

В рамках проектной работы необходимо определить:

• Изучение теоретических источников по темам локальных проектов;

• Завершение проектного продукта к определенным датам, связанным с календарным планом конкурсов;

• Прогнозирование успешного совмещения школьного графика с графиком конкурсных мероприятий;

• Грамотное представление продуктов своего творческого труда на конкурсах;

• Доработка элементов (по необходимости) в перерывах между конкурсами, выставками, фестивалями.

В качестве независимой оценки продуктов творческой деятельности учащихся можно учитывать результативность представленных проектов на конкурсных мероприятиях различного уровня. Таким образом, были выявлены педагогические условия необходимые для развития познавательной активности учащихся старшего школьного возраста средствами проектной деятельности.

К таким условиям отнесено:

- Опыт педагога в реализации проектов;

- Наличие ресурсов и возможности их привлечь;

- Значение цепочки «время – результат» при планировании плана проекта;

- Предыдущий опыт работы учащихся по тематике проекта;

- Возрастные особенности, имеющие критическое значение для процента самостоятельности авторского локального проекта;

- Организация возможности представления готовых продуктов творческой деятельности.


  1. Карандашев В. Н. Изучение оценочной тревожности: руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 80 с. – (Практикум по психодиагностике) // URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:59338/Source:default.

  2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М. : Педагогика, 1988. – 208 с. // URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:16790/Source:default.

  3. Спилбергер Ч. Д. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей / адаптация А. Д. Андреева. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., - 2002. - с.75-80.




Приложение №1. Диагностика познавательного интереса у старшеклассников

Тест 1 включает 10 вопросов, в каждом из которых предложено 4 варианта ответов. Содержание вопросов отражает выбранные нами критерии проявления познавательного интереса.

Тест адресован старшеклассникам для самооценки. Школьникам предлагается выбрать один вариант ответа, наиболее близкий им.

1. Обучаться на занятиях дополнительного образования мне:

а) интересно;

б) скорее интересно, чем неинтересно;

в) скорее неинтересно, чем интересно;

г) совсем неинтересно.

2. Я стремлюсь хорошо учиться, потому что:

а) хочу быть образованным и содержательным человеком;

б) предмет актуален;

в) нужны хорошие оценки в аттестате;

г) я учусь не очень хорошо.

3. Если с первого раза не получился верный ответ при выполнении задания, то я:

а) выполню повторно, не получится – попрошу помощи;

б) сразу попрошу помощи;

в) подсмотрю у товарищей по занятию;

г) откажусь от выполнения.

4. На занятиях я работаю активно, потому что:

а) хочу получить знания по предмету;

б) нужно усвоить материал, потому что может пригодиться в будущем;

в) заставляют родители;

г) не работаю на занятии, жду его завершения.

5. Если существует возможность самостоятельного выбора степени сложности задания, то я:

а) буду решать сложное, есть возможность подумать;

б) попробую решить сложное задание, не будет получаться - заменю на задание средней трудности;

в) сразу выберу задание средней сложности;

г) выберу самое легкое задание.

6. При выполнении задания, заданного на дом я:

а) всегда стараюсь выполнить самостоятельно;

б) выполняю самостоятельно, но не всегда;

в) выясняю, как выполнили это задание у товарищей по занятию;

г) не выполняю.

7. Дополнительные, необязательные задания, которые предлагает педагог, я:

а) всегда выполняю;

б) обычно начинаю, но могу не довести до конца;

в) выполняю, если есть свободное время;

г) не выполняю.

8. Я обращаюсь к педагогу с вопросами или за дополнительной консультацией:

а) да, часто;

б) да, если пропустил тему или что-то непонятно;

в) обычно перед новым заданием;

г) не вижу в этом необходимости.

9. На занятии я обычно выполняю задания:

а) самостоятельно, с желанием;

б) все задания стараюсь выполнить, понимаю, что это нужно;

в) выполняю задания выборочно;

г) жду, пока кто-нибудь выполнит, и повторяю чужой опыт.

10. Полученные на занятии в коллективе дополнительного образования знания и умения я применяю при выполнении заданий по другим предметам или в повседневной жизни:

а) да;

б) иногда;

в) нет, недостаточно знаний;

г) не знаю, как можно использовать знания и умения в других областях.

Обработка результатов тестирования

Вариант

Баллы

Максимальное количество баллов 30

а

3

Кол-во баллов

Уровень познавательного интереса

б

2

0-14

Ниже среднего

в

1

15-23

Средний

г

0

24-30

Выше среднего


Тест 2 состоит из 15 высказываний, которые обучающимся предлагается оценить по 3-балльной шкале: 0 – нет (редко), 1 – иногда, 2 – да (часто).

Диагностика уровня развития познавательного интереса у старшеклассников

Высказывание

Оценки

Я жду занятия дополнительного образования

0

1

2

У меня на занятии преобладает хорошее настроение




Я выполняю самостоятельно задания, выданные для выполнения дома




Мне нравится принимать участие в конкурсах, фестивалях, выставках со своими творческими работами




Я всегда стараюсь выполнить дополнительные задания, предложенные педагогом




Я внимательно слушаю педагога




Я стараюсь выполнить задание до конца, даже если оно требует выполнения однотипных длительных операций




Я обращаюсь к педагогу за консультацией




Я могу повторить содержание занятия после его завершения




Я нахожу собственные способы выполнения заданий




На занятии я слушаю вопросы педагога и стараюсь отвечать на них




Я посещаю с удовольствием тематические мероприятия, связанные с моей деятельностью в дополнительном образовании




Мне нравится выполнять творческие задания с использованием дополнительных материалов




Мне нравится работать самостоятельно на занятии




Я бы хотел связать свою будущую профессию с тематикой моих занятий в дополнительном образовании





Обработка результатов тестирования

Максимальное количество баллов 30

Кол-во баллов

Уровень познавательного интереса

0-14

Ниже среднего

15-23

Средний

24-30

Выше среднего









Приложение №2. Опросник исследования тревожности у старших подростков

Шкалы: тревожность, познавательная активность, негативные эмоциональные переживания.

Возраст: 16-18 лет

Тип теста: вербальный 

Вопросов: 60 

Назначение теста: Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника исследования тревожности у старших подростков, разработанный Чарльзом Дональдом Спилбергером (STPI – State Trait Personal Inventory) адаптированной Аллой Дамировной Андреевой в 1988 году [1, 3].

Описание теста: Опросник состоит из двух частей - в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую – эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент.

Решая задачу выявления эмоционального отношения к процессу обучения в дополнительном образовании направленность вопросов соорентирована на состояние учащихся на занятии. Таким образом диагностируем уровень эмоционального отношения в процессе занятия, сравнивая с базовым уровнем эмоциональных переживаний.

Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком. Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.

Инструкция к тесту.

К 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на занятиях дополнительного образования.

Тестовые части:

Часть I

  1. Я уравновешенный человек

  2. Мне хочется изучать то, что меня окружает

  3. Я несдержан

  4. Я доволен собой

  5. Я испытываю любопытство

  6. Я вспыльчив

  7. Я нервничаю и беспокоюсь

  8. Мне интересно

  9. Я горячий человек

  10. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие

  11. Я любознателен

  12. Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее

  13. Я неудачник

  14. Я энергичен

  15. Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу

  16. Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах

  17. Я чувствую себя исследователем

  18. Я легко выхожу из себя

  19. Я спокоен, хладнокровен и собран

  20. Я легко возбуждаюсь

  21. Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно

  22. Мне не хватает уверенности в себе

  23. Меня ничто не интересует

  24. Меня бесит, когда меня критикуют при других

  25. Я чувствую, что не приспособлен для жизни

  26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

  27. Когда мне мешают, мне хочется кого-нибудь ударить

  28. Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода

  29. Мне скучно

  30. Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку

Часть II

  1. Я спокоен

  2. Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке

  3. Я разъярен

  4. Я напряжен

  5. Я испытываю любопытство

  6. Мне хочется стукнуть кулаком по столу

  7. Я чувствую себя совершенно свободно

  8. Я заинтересован

  9. Я рассержен

  10. Меня волнуют возможные неудачи

  11. Мне хочется знать, понять, докопаться до сути

  12. Мне хочется на кого-нибудь накричать

  13. Я нервничаю

  14. Я чувствую себя исследователем

  15. Мне хочется что-нибудь сломать

  16. Я взвинчен

  17. Я возбужден

  18. Я взбешен

  19. Я раскован

  20. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

  21. Я раздражен

  22. Я озабочен

  23. Мне скучно

  24. Мне хочется кого-нибудь ударить

  25. Я уравновешен

  26. Я энергичен

  27. Я чувствую себя обманутым

  28. Я испуган

  29. Мне не интересно

  30. Мне хочется ругаться

Ключ к тесту

Тревожность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28.

Познавательная активность: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29.

Негативные эмоциональные переживания: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.

Шкала оценок: «Почти никогда» - 1 балл, «Иногда» - 2 балла, «Часто» - 3 балла, «Почти всегда» - 4 балла.

Обработка и интерпретация результатов теста

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке отмечено 1, 2, 3, 4.

вес для подсчета: 4, 3, 2, 1.

Такими пунктами являются:

Часть I

По шкале тревожности: 1, 4, 19.

По шкале познавательной активности: 23, 29.

Часть II

По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.

По шкале познавательной активности: 23, 29.

Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.

Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов – тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний – и характере их проявления в ходе учебной деятельности.

На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных – среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах.

Пример таблицы:

Уровень эмоции

Возраст

Тревожность

Познавательная активность

Негативные эмоциональные переживания

обычно

на занятии

обычно

на занятии

обычно

на занятии

Низкий





























Средний





























Высокий






























Автор: Воробьев Алексей Владимирович, Санкт-Петербург



Автор: Воробьев Алексей Владимирович, Санкт-Петербург



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!