Паспорт проекта исследовательской работы обучающихся 4 класса.
По теме: «Условия роста растений».
Научный руководитель: Козлёнкова Е.П..
учитель начальных классов
1.Названия исследования: «Условия роста растений».
Сроки реализации проекта: октябрь-январь 2021-2022год.
2.Учитель-консультант: Козлёнкова Е.П.
учитель начальных классов
3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: «Окружающий мир».
4.Состав обучающихся: 11 человек ( 4 класс)
5. Тип проекта по доминирующей деятельности обучающихся: практико-исследовательский.
6.Цель проекта: вовлечь всех участников в активную исследовательскую деятельность.
7. Задачи:
1. опытным путём выяснить условия, необходимые для роста и развития растения.
2. получить новую и интересную информацию из жизни растений.
3. расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.
8. Объект исследования: растения ( лук, семена фасоли, комнатные растения
9. Предмет исследования: условия роста растений.
10.Гипотеза: мы предположили, что растениям для роста и развития необходимы:
вода
свет
тепло
воздух
пища
11.Оборудование: семена, земля, стаканчики для посадки растений, лейки.
12.Продукт исследования: результаты наблюдений, творческие отчеты детей.
13 Методы исследования:
-наблюдение
- практическая работа
-сравнение полученных результатов
Введение
Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Мы выбрали эту тему проекта потому, что нам хотелось выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение.
План выполнения проектной работы
1) Выдвижение гипотезы.
2) Постановка целей
3) Составление плана эксперимента
4) Подбор и изучение дополнительных материалов по
теме проекта
5) Экспериментирование (практические действия).
6) Наблюдение.
7) Подведение итогов исследования.
8) Выводы.
9)Оформление проекта.
Далее мы составили план нашего эксперимента:
1. Изучить строение растения.
2. Провести серию опытов.
3. Определить влияния внешних условий на рост и развитие растения.
4. Наблюдать за ростом растения от прорастания семени до получения плодов.
5. Вести дневник наблюдения.
6. Сделать вывод.
Дополнительный материал
Мы изучили дополнительный материал и выяснили, что у растения есть корень, стебель, листья, цветки.
Стебель служит опорой для цветов и листьев растений и подставляет их солнечным лучам. Стебель связывает части растения друг с другом c помощью сосудов. По сосудам поднимается вода и минеральные вещества, необходимые для роста и развития всего растения.
Листья - это солнечные батареи. Они улавливают свет.
Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества.
Цветок - орган размножения.
Фасоль - самое известное растение, настоящая царица огорода. Родиной фасоли считается Южная Америка. В Европу фасоль была завезена в середине XVI века.
Лучше всего растение растёт в районах с теплым климатом.
Фасоль содержит много ценных витаминов и питательных веществ.
Ход исследования.
В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.
В процессе проведения нашего эксперимента нами была проведена серия опытов:
Опыт№1
Выращивание лука в воде с освещением и без освещения.
Цель: выявить потребность растений в освещенности. Оборудование: пластиковые стаканчики с водой, две луковицы. Одну луковицу помещаем в шкаф, а другую оставляем на свету.
Луковица, которая была оставлена на окне, быстро дала зеленое перо, а луковица, которая стояла в шкафу, осталась без изменений. Значит, солнечный свет необходим для растений.
Опыт№2
Посев семян в увлажненную и сухую почву. Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги. Оборудование: два стаканчика с почвой (сухой и влажной). Семена фасоли.
Часть семян мы предварительно замочили в воде, а другие посадили без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. Таким образом, мы сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения.
Также мы заметили, что семена, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так мы сделали вывод о необходимости воздуха для роста растений.
Опыт№3
Потребность растений в тепле. Вынести листок комнатного растения на мороз. Цель: выявить потребность комнатных растений в тепле.
Поставив одну веточку традесканции в теплое место, а другую вынесли в прохладное место, мы наблюдали, что растение на холоде погибло. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения.
Опыт №4
Поместить два одинаковых черенка комнатных растений в обычную воду и в воду, подкрашенную тушью. Цель: выявить необходимость растений в питательных веществах. Оборудование: два пластиковых стакана с водой, цветная тушь, два черенка бальзамина (результат более наглядный)
Опыт№5
Рассмотреть растение, обращенное листьями к окну. Повернуть его листьями в комнату. Наблюдать за растениями в течение недели. Цели: выявить потребности растений в освещенности, доказать, что растение способно двигаться. Оборудование: горшечное комнатное растение.
Наши наблюдения показали, что листья растения за неделю снова повернулись к солнечному свету, из этого мы сделали вывод, что растение- живой организм и способно двигаться.
В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов.
С 1 октября по 27 ноября провели длительное исследование по выращиванию фасоли.
Дневник наблюдения.
1 октября - замочили семена.
3 октября – у семян появился корешок.
10 октября – ростки пробились сквозь почву.
28 ноября – цветение.
15 декабря –появились плоды.
27 января– стручки достигли зрелости.
ОПЫТ№1
Выращивание лука в воде с освещением и без освещения
Цель: выявить потребность растений в освещенности. Оборудование: пластиковые стаканчики с водой, две луковицы. Одну луковицу помещаем в шкаф, а другую оставляем на свету.
ОПЫТ№2
Посев семян в увлажненную и сухую почву.
Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги. Оборудование: два стаканчика с почвой (сухой и влажной). Семена фасоли.
ОПЫТ№3
Потребность растений в тепле.
Цель: выявить потребность комнатных растений в тепле.
ОПЫТ№4
Растение- живой организм.
Цели: выявить потребности растений в освещенности, доказать, что растение способно двигаться.
Оборудование: горшечное комнатное растение.
Выводы
Проанализировав наши наблюдения в ходе эксперимента, и изучив дополнительные материалы по теме проекта, мы сделали выводы о необходимых условиях для роста и развития растений:
Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ. Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества. Поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.
Растению нужен воздух. Как все живое, семя дышит кислородом. А кислород, как известно, содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибнет.
Растению нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. А холод не дает семени прорастать. Без тепла растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
Растению нужен свет. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются питательные вещества. Листья - это «живые заводы» по производству еды. В них содержится клейкое зеленое вещество – хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Она похожа на сладковатый сок и называется живицей. Поступая во все части растения, живица питает его и дает силы для роста. Образование питательных соков в листьях растений называется фотосинтезом.
Растение получает питательные вещества из почвы. Корни растения вытягивают из почвы воду и минеральные вещества. Если почва бедная, то растение хуже развивается и плодоносит. Поэтому люди вносят в почву удобрения, чтобы получать хороший урожай.
Список литературы
1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
5. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М. : Просвещение, 1990.
11