Выступление на семинаре учителей физики
«Условия успешности некоторых демонстрационных опытов»
Учитель первой квалификационной категории
МКОУ «Замостянская СОШ»
Суджанского района Курской области
Волкова Т.И.
В настоящее время в работе учителя физики немаловажную роль играют инновационные технологи, презентации, интерактивные и мультимедийные пособия. В них можно найти множество опытов по разным темам. И некоторые из них я использую. А некоторые видео-опыты, так как они там показаны, мне просто не нравятся. Да и демонстрационный эксперимент никто не отменял. В последние годы практически все городские и сельские школы пополняют оборудование школьных физических кабинетов. Промышленность во все нарастающих размерах выпускает демонстрационные приборы. Все это создает благоприятные условия для широкого использования в процессе обучения демонстрационного эксперимента — одного из важнейших методов преподавания физики. В практической работе молодые и не только молодые учителя иногда сталкиваются с тем, что физические опыты не получаются. Личный опыт, общение с начинающими и опытными преподавателями позволили определить причины некоторых затруднений, которые испытывает начинающий учитель при подготовке и постановке демонстрационных опытов.
Условия успешности некоторых демонстрационных опытов и некоторые советы могут показаться опытному учителю само собой разумеющимися.
Почему иногда не получаются опыты по физике?
Обычно говорят, что опыты не получаются потому, что их не проверили до урока. Это верно. Даже самый простой опыт может не получиться, если его не проверить до урока. Казалось бы, что может быть проще, чем измерение температуры кипящей воды. Но и этот простой опыт может не получиться.
Пример. После окончания института молодой учитель на уроке, где речь шла о температуре кипящей воды, уверенно заявил ученикам: «Вода кипит при температуре 100° С. Убедитесь в этом!»
На пламени спиртовки уже кипит в колбе вода. Учитель помещает в кипящую воду термометр, и ученики видят, как столбик ртути сначала стремительно летит вверх, а потом, словно наткнувшись на невидимую преграду, останавливается против деления 98°С.
«Как видно, неисправен термометр», — говорит учитель и берет другой термометр. Хорошо, что в кабинете стоят шкафы с приборами и нужных термометров оказывается достаточно. Весь урок кипит вода. Учитель уже забыл про учеников. Он перебрал все термометры, но все они показывают, что вода кипит при 98°С.
Если бы учитель проверил этот опыт до урока, то и тогда он обнаружил бы, что вода кипит при температуре 98°С. Учитель не учёл, пониженное атмосферное давление, и поэтому вода кипит уже не при 100°С.
Нельзя показывать на уроке физические опыты без их предварительной проверки.
При подготовке к семинару я нашла такой пример.
В первый год работы у меня не получился простой опыт. Мне надо было показать, что нагретый шарик расширяется и не проходит в кольцо, хотя в холодном состоянии этот же шарик свободно проскальзывает в кольцо. В институте я делал этот опыт на лабораторных занятиях, и он прекрасно получался.
Я до урока подготовил и проверил все опыты, кроме этого. Поленился!
На уроке он у меня не получился. Урок пропал, потому что я весь урок нагревал шарик. Раскалил его чуть ли не докрасна. Но и тогда он свободно проскальзывал в кольцо. После урока я поделился своей бедой с опытным учителем.
Оказывается, я не обратил внимания на металлическую бирку с номером на конце цепочки, к которой подвешен шар и не увидел номер, выбитый на кольце. Раньше шар и кольцо подбирались к каждому прибору индивидуально и имели одинаковые номера. У меня в кабинете было два таких прибора. И случайно к стойке одного кольца был подвешен шар от другого прибора. Если бы я проверил опыт до урока, то, может быть, успел бы раньше понять свою ошибку или же заменил этот опыт другим.
Я уже рассказывала об опыте с наэлектризованными металлическими гильзами. При подготовке к открытому районному семинару только дело случая помогло успешности проведения этого опыта на уроке.
Конечно, все опыты надо проверять до урока!
Но если бы все дело заключалось лишь в этом, то, пожалуй, никакой бы проблемы и не было. Но опыты не получаются и до урока! И чаще всего они не получаются у молодых, начинающих учителей. Особенно трудно приходится учителям сельских школ. Учитель физики в сельской школе, как правило, не имеет в школе товарища по профессии, и посоветоваться ему бывает не с кем.
Опытный учитель физики знает, что почти каждая демонстрация имеет свои секреты. Знание секретов демонстрационного эксперимента позволяет учителю затратить небольшое время на подготовку опыта и при этом добиться максимальной выразительности и хорошей наблюдаемости демонстрируемого явления.
Одни из этих секретов хорошо известны большинству учителей, и они их даже не считают секретами, а воспринимают как само собой разумеющееся условие демонстрационного эксперимента. Другие условия успешности демонстрационного эксперимента менее известны.
В чем секреты успешности демонстрационного эксперимента? Сначала договоримся о значении некоторых слов.
Демонстрационный эксперимент — показ физических явлений, закономерностей и их практических применений, рассчитанный на одновременное восприятие всеми учащимися класса.
Здесь следует обратить внимание на слова: «одновременное восприятие всеми учащимися». Если учитель показывает явление, пронося прибор по рядам, или вызывает одного или несколько учеников к демонстрационному столу, чтобы они прочитали показания приборов и об увиденном сообщили своим товарищам, то этот способ показа физического явления можно назвать как угодно, но только не демонстрационным экспериментом.
Для того чтобы изучаемое физическое явление могли одновременно наблюдать все учащиеся класса, существует техника демонстрационного эксперимента — совокупность приборов и устройств, специально созданных и применяемых в постановке демонстрационного эксперимента.
При разработке приборов демонстрационного эксперимента конструкторы стремятся к тому, чтобы демонстрационные установки, собранные из этих приборов, были удобны в работе, устойчивы, прочны и надежны. Разумеется, учитель должен тщательно изучить оборудование физического кабинета в целом и каждый прибор в отдельности. Это необходимо для того, чтобы знать и возможности приборов, и особенности обращения с ними, и отработать технику демонстрирования.
Техника демонстрирования — совокупность приемов обращения с техникой демонстрационного эксперимента в процессе подготовки и проведения демонстраций, которые обеспечивают их успешность и выразительность.
Методика демонстрирования — совокупность методов и приемов, обеспечивающих эффективность демонстрации, наилучшее восприятие ее учащимися.
Здесь приходится думать и о расположении приборов на демонстрационном столе, и о применении специальных приемов показа физических явлений, таких, как подсвет, теневое и световое проецирование, стробоскопическое освещение, использование экранов фона и т. д.
Методика демонстрирования и техника демонстрирования тесно связаны между собой и в совокупности могут быть названы технологией демонстрационного эксперимента.
Схема демонстрации — сочетание приборов, устройств и их взаимодействие, позволяющее поставить конкретную демонстрацию физического явления.
Методика демонстрационного эксперимента — определение содержания, роли и места демонстрационного эксперимента в преподавании физики, отбор демонстрационных опытов, исходя из дидактических задач, которые решаются с их помощью в преподавании физики; использование демонстрационного эксперимента как метода преподавания физики, метода активизации познавательной деятельности учащихся.
Все вместе взятое кратко называется методикой и техникой демонстрационного эксперимента.
Мы расчленили общее понятие методики и техники демонстрационного эксперимента на отдельные составляющие потому, что причины неуспешности демонстрационного эксперимента многосторонни. Для того чтобы в них лучше разобраться, попытаемся сначала рассмотреть причины неудач, связанных с выбором схемы демонстрации.
Одно и то же явление очень часто можно получить и показать учащимся, используя различные приборы демонстрационного эксперимента в различном их сочетании.
Найденную схему надо обязательно записать. Чтобы не забыть. Когда мне впервые потребовалось показать ученикам явление самоиндукции при размыкании электрической цепи, я попробовала все известные мне тогда схемы этой демонстрации. Одни получались хорошо, но, на мой взгляд, были недостаточно выразительны. Другие не получились. А мне хотелось показать ученикам, что лампочка при размыкании электрической цепи может ярко вспыхнуть. Такая демонстрация у меня долго не получалась. Но однажды получилась. Я показала этот опыт на уроке. И мне и ученикам он понравился, и я была убеждена в том, что теперь всегда буду только так показывать явление самоиндукции при размыкании электрической цепи. Но на следующий год я не сумела повторить этот опыт, потому что забыла, как он делается. Забыла главное условие успешности этой демонстрации. И только через год заново открыла секрет этого опыта. Но на этот раз записала и зарисовала все, что обеспечивает его успешность. С этими условиями успешности могу вас ознакомить.
Пример. Явление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи
Для демонстрации явления самоиндукции при замыкании электрической цепи собирают электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке
Здесь используются маловольтные лампы (3,5 В, 0,28 А), маг- нитопровод универсального трансформатора с катушкой 120/220 В, реостат 50—100 Ом, ключ и источник тока 4,5 В.
Когда электрическая цепь собрана, производят предварительную настройку. Так как последовательно с лампой Л1 включена катушка индуктивности L, обладающая некоторым активным сопротивлением, то для уравнивания токов, протекающих через лампы Л1 и Л2, последовательно с лампой Л2 включен реостат. Настройка схемы заключается в том, что, замкнув цепь питания, наблюдают за яркостями свечения обеих ламп. Перемещая ползунок реостата, добиваются равной яркости свечения ламп.
Демонстрируя явление самоиндукции при замыкании электрической цепи, замыкают ключ и обращают внимание учащихся на то, что лампа, включенная последовательно с катушкой индуктивности, загорается позже второй лампы.
Демонстрация получается надежно, если выполняются два условия:
1). Обе лампы должны быть одинаковыми не только по тому напряжению, на которое они рассчитаны, но и по силе потребляемого тока. В противном случае опыт может дать обратный результат. Так, если в цепь с катушкой индуктивности будет включена лампа с меньшим рабочим током, то она при проведении опыта может загореться раньше второй лампы, потребляющей больший ток.
2). Выразительность демонстрации существенно зависит от значения индуктивности катушки в цепи лампочки Л1. Задержка с загоранием этой лампы будет тем больше, чем больше индуктивность катушки. Поэтому необходимо включить в цепь полное число витков (выводы 220 В) и замкнуть магнитопровод
Эффектность демонстрации может быть повышена, если вместо катушки универсального трансформатора взять дроссельную катушку и включить в цепь полное число витков (3600 витков). Дроссельную катушку надевают на магнитопровод, который должен быть замкнутым. В этом случае время задержки загорания первой лампы по сравнению со второй превышает 1 с.
Для демонстрации явления самоиндукции при размыкании электрической цепи собирают цепь, используя маловольтную лампу (3,5 В, 0,28 А), магнитопровод универсального трансформатора с катушкой 6/6 В, ключ и источник тока на 1,5 В (рис. 118). При замкнутой цепи лампа слабо светится. При размыкании цепи лампа ярко вспыхивает (рис. 119).
На первый взгляд эта демонстрация будет проходить успешнее, если (так же как и в демонстрации явления самоиндукции при замыкании электрической цепи) взять катушку с большей индуктивностью. Действительно, ЭДС самоиндукции прямо пропорциональна индуктивности. Но катушка с большей индуктивностью имеет и большее активное сопротивление. Поэтому, чем больше будет индуктивность катушки, тем меньший ток будет протекать по цепи.
В условиях школьного физического кабинета для преодоления этого противоречия приходится принимать компромиссное решение: брать катушку со сравнительно небольшой индуктивностью, но намотанную толстым проводом. Наилучший результат получается с катушкой от универсального трансформатора, рассчитанной на 12 В (74 витка). Для увеличения индуктивности катушку помещают в замкнутый магнитопровод.
Следует обратить внимание на рекомендованный источник питания—1,5 В. При таком напряжении лампа светится очень слабо. Чтобы ученикам было видно свечение нити, можно использовать черный экран за лампой или даже слегка затемнить кабинет.
Но не следует увеличивать напряжение питания потому, что при размыкании электрической цепи лампа вспыхивает так ярко, что может перегореть.
Краткие записи условий успешности демонстрационных опытов, сделанные однажды, позволяют учителю потом тратить минимальное время на подготовку демонстраций.
В вышеприведенных примерах схема демонстрационного эксперимента содержала электрическую схему. Но понятие «схема демонстрационного эксперимента» шире. Мы будем говорить о схеме демонстрационного эксперимента и в том случае, когда речь будет идти об опытах по механике, молекулярной физике, оптике.
Схема демонстрационного эксперимента — это описание способа показа учащимся физического явления. Нередко таких способов несколько.
Знание конструкции, параметров и особенностей используемых приборов — непременное условие успешности демонстрационного эксперимента
Различные схемы демонстрационного эксперимента, как правило, рассчитаны на использование разных приборов—разной техники демонстрационного эксперимента. От техники демонстрационного эксперимента в значительной степени зависит успешность демонстрационных опытов.
Наиболее распространены две причины, когда техника демонстрационного эксперимента может повлиять на успешность постановки опытов.
Первая причина — это незнание техники демонстрационного эксперимента
Пример. Всем хорошо известен круглый демонстрационный динамометр. Если потянуть за его стержень вниз, то стрелка динамометра покажет величину действующей силы. Если с такой же силой потянуть за стержень вверх, то стрелка должна отклониться в другом направлении и показать ту же силу. Но при постановке демонстрационного опыта сложения сил, действующих по одной прямой в разные стороны, может случиться, что приложение одних и тех же по величине сил, но направленных в разные стороны, даст на шкале динамометра различные показания. Объясняется это тем, что в устройстве динамометра использованы две пружины, которые со временем по-разному могут изменить свою упругость. Авторы динамометра предусмотрели это и ввели в конструкцию прибора две гайки — корректоры упругости пружины. Гайки снабжены накаткой, так что их удобно вращать рукой. В инструкции к динамометру сказано о назначении этих гаек, но учитель не придает значение такой «мелочи», а со временем и забывает о назначении гаек. Забывает именно к тому времени, когда возникает необходимость ими воспользоваться.
Другой пример. В пособиях по демонстрационному эксперименту авторы часто указывают, что в данной схеме надо воспользоваться гальванометром от демонстрационного вольтметра, а в другом случае — гальванометром от демонстрационного амперметра (даже если речь идет об измерении напряжения). На эту деталь начинающий учитель редко обращает внимание. В итоге— опыт не получается. Дело в том, что рамки этих (на первый взгляд одинаковых) приборов имеют различное активное сопротивление. У гальванометра от демонстрационного амперметра оно больше, у гальванометра от демонстрационного вольтметра оно меньше. В зависимости от омического сопротивления электрической цепи, в которую включается гальванометр, надо и выбирать прибор. Здесь уместно вспомнить явление электромагнитной индукции, где в опыте по обнаружению индукционного тока в замкнутом проводящем контуре, концы катушки подключают к гальванометру от демонстрационного вольтметра.
Вторая, наиболее характерная причина неуспеха, связанная с использованием техники демонстрационного эксперимента, очень досадна. Дело в том, что нередко промышленность, приступая к выпуску нового прибора, в силу экономических, технологических и других соображений допускает отклонение от авторского замысла.
Так промышленный образец отличается от авторского экземпляра лишь оформлением или незначительными расхождениями параметров. Но этого достаточно чтобы запутать учителя.
Пример с лампами
Другой пример. Демонстрируется закон сохранения импульса при неупругом столкновении тел. В распоряжении учителя две легкоподвижные тележки. Одна из тележек снабжена присоской. При столкновении тележек присоска соединит их в одно тело.
Тележки разводят на некоторое расстояние и затем им сообщаются толчки так, чтобы они могли двигаться навстречу друг другу с одинаковыми скоростями. После столкновения тележки должны остановиться.
Этот опыт получится, если скорости движения тележек будут одинаковыми. Но у людей обязательно одна рука сильнее другой. И без предварительной тренировки не удастся сразу сообщить обеим тележкам одинаковые скорости. После столкновения тележки в этом случае не остановятся, а будут медленно катиться в ту сторону, куда двигалась тележка, которую толкнули сильнее.
Кроме того, присоска может не соединить тележки и столкновение получится упругим. Чтобы получилось все же именно то, что необходимо показать, следует предусмотреть такой случай и заранее слегка увлажнить присоску.
Но даже если все это сделано, то опыт опять-таки может не получиться, если сообщить тележкам излишне большие скорости. В этом случае при столкновении присоска от удара «вывернется наизнанку» и не сработает, не сцепит тележки.
Как видим, даже в этой, сравнительно простой, демонстрации учителю приходится многое учитывать, со многим считаться и много тренироваться.
Время, которое вы затратите на подготовку демонстрации
перед уроком, никогда не будет потерянным временем
Когда мы ставим демонстрационный эксперимент по физике, то это значит — мы стремимся в данный момент выделить из окружающих нас явлений природы какое-то одно; вычленить его из совокупности других явлений, ослабить влияние других явлений; показать изучаемое физическое явление в наиболее «чистом» виде.
Если опыт не удается, то это чаще всего означает, что мы не учли действия вездесущего закона взаимной связи и взаимной обусловленности явлений природы. И пусть эти другие явления природы нам сейчас не нужны, но они все равно существуют, активно вмешиваются в наши действия. С этим надо считаться, надо помнить о сопутствующих явлениях, учитывать их сильные и слабые стороны. В противном случае опыт не получится. В ряде демонстрационных опытов роль сопутствующих явлений оказывается настолько значительной, что трудно быть уверенным в успешности демонстрации.
Сохраняйте спокойствие, и вы выйдете из затруднения
Если вы не получили желаемого эффекта при первом показе физического явления, сделайте вторую попытку, постарайтесь учесть допущенные ошибки. Но если демонстрация не получилась и во второй раз, не тратьте время на третью попытку. Не надейтесь на случай и удачу. Вы взволнованы, растеряны, и в таком состоянии мала вероятность того, что вы правильно определите причину неуспешности опыта.
Лучшим выходом из затруднения в такой ситуации будет отложить демонстрацию до следующего урока. У вас будет достаточно времени в спокойной обстановке проанализировать проведение опыта и найти причину неуспешности. На следующем уроке вы поставите эту демонстрацию при повторении пройденного материала.
Наиболее коварной причиной неудачи демонстрационного эксперимента является недооценка методики демонстрирования. При этом молодой учитель даже и не замечает, что демонстрационный эксперимент у него не получился. Правда, приборы показали желаемое. Учитель увидел это явление и считает, что опыт удался. Но ученикам было плохо видно. Они вставали со своих мест, пыталась разглядеть что-нибудь на демонстрационном столе.
Мало извлечь прибора то, что вы желаете. Надо еще показать это всем ученикам так, чтобы у них не возникло никаких сомнений в правильности ваших слов, чтобы физическое явление запомнилось, как поразившая взгляд картина. Только в этом случае мы можем говорить об успешности демонстрационного эксперимента. Очень важно обеспечить хорошую видимость демонстрируемого явления.
Пример. Демонстрируется явление раздувания резинового шарика под колоколом воздушного насоса. Здесь обычно используемая схема демонстрации: под колоколом воздушного насоса лежит слегка надутый резиновый шарик. При откачивании воздуха из-под колокола давление воздуха в шарике окажется большим, чем вне его, и он начнет раздуваться. Учитель, находящийся в непосредственной близости от прибора, отлично видит это явление. Но попробуйте сесть за последнюю парту. Если даже блики света на стекле колпака вам не будут мешать, то и тогда вы вряд ли разглядите шарик. Не забудьте, что вам при этом всячески помогает ваше знание того, что лежит под колоколом воздушного насоса. Ученик находится в худшем положении. Он впервые видит эту установку, и воображение не помогает ему дорисовать плохо видимые детали.
Но достаточно свободный конец нити, которой завязан шар, приклеить кусочком пластилина к верхнему своду колокола, и условия для наблюдения главного объекта установки существенно улучшаются.
С точки зрения физики демонстрируемого явления обе установки совершенно равнозначны. Но для целей преподавания физики вторая установка имеет существенное преимущество перед первой, так как обеспечивает лучшие условия для наблюдения изучаемого явления всеми учащимися класса.
Нередко обеспечение хорошей наблюдаемости физического явления требует от учителя не меньших усилий, выдумки и находчивости, чем получение самого явления.
Каждая демонстрационная установка неповторима, как и произведение искусства. И так же, как в искусстве, здесь нельзя дать однозначных рекомендаций. Все определяется конкретным местом и временем действия.
Как в искусстве «чуть-чуть» отличает гениальное произведение от серости, так и в методике демонстрирования ничтожные на первый взгляд детали определяют успешность демонстрационного эксперимента.
Вот пример.
Студенты педагогического института на практике. К первому уроку по разделу «Электричество» в VII классе они подготовили демонстрацию притяжения к наэлектризованному телу куска водопроводной трубы. Полутораметровый отрезок водопроводной трубы для придания ему более аккуратного вида покрасили краской серебрянкой.
На первом уроке учитель говорит о том, что не только легкие предметы могут притягиваться к наэлектризованным телам, но и такие тяжелые, как водопроводная труба. Труба уравновешивается на стойке с острием, а затем начинает медленно поворачиваться, притягиваясь к наэлектризованной палочке. Класс остался спокойным. Опыт явно не произвел впечатления. Методист слышал, как один из учеников сказал товарищу по парте, что труба не водопроводная, а алюминиевая.
Во время перемены с помощью аэрозольного баллончика с черной нитрокраской серебристая труба была превращена в черную. В параллельном классе тот же самый опыт вызвал возгласы удивления.
В третьем параллельном классе учитель, приступая к демонстрации этого опыта, для того чтобы поправить стойку с острием, положил временно трубу на демонстрационный стол. Сделал это он недостаточно осторожно, и труба глухо ударилась о поверхность стола. Во всем остальном проведение опыта не отличалось от его проведения в предыдущем классе, однако здесь оно вызвало бурный восторг учащихся. Очевидно, черный цвет ассоциируется в нашем сознании с предметами тяжелыми, а звук удара о поверхность стола лишь подчеркнул тяжесть трубы и тем самым еще в большей степени драматизировал обстановку демонстрационного эксперимента.
Как в искусстве есть годами практики выверенные закон» жанра, так и в методике демонстрирования есть рекомендации, выполнение которых способствует успешности демонстрационного эксперимента. Это — световое и теневое проецирование, стробоскопическое освещение, применение экранов фона, подсвет, размещение приборов на демонстрационном столе, использование подставок, подъемных столиков, штативов и указателей, окрашивание жидкостей и газов.
Но использование этих приемов и методов демонстрирования в значительной степени зависит от уровня творческих способностей учителя. Применительно к каждому опыту можно дать лишь самые общие рекомендации.
В ряде случаев учитель конструирует новые демонстрационные приборы и улучшает существующие. Практически подавляющее большинство демонстрационных приборов, выпускаемых ныне промышленностью для школьных физических кабинетов, в свое время было сконструировано школьными учителями. И это вполне закономерное явление. Ежедневное общение с оборудованием школьного физического кабинета позволяет учителю наиболее глубоко прочувствовать достоинства и недостатки имеющихся приборов, наличие и отсутствие приборов, необходимых для доходчивого изложения сложных явлений и закономерностей природы. И как естественная реакция на неудовлетворенность существующей техникой демонстрационного эксперимента появляется стремление улучшить имеющиеся приборы и изготовить недостающие. Потому-то в кабинете каждого творчески работающего учителя физики рядом с приборами фабричного изготовления всегда имеются самодельные приборы демонстрационного эксперимента.
Чаще всего учитель вносит усовершенствование в существующие конструкции приборов с целью повышения их методических качеств. Например, при введении понятия давления в VII классе обычно пользуются давно известным опытом по вдавливанию в песок дощечки с вбитыми, в нее гвоздями. Незначительное изменение конструкции используемого прибора позволяет существенно повысить методическую ценность демонстрационного эксперимента.
К квадратной пластине размером 10X10 см прикрепляют по. углам четыре ножки длиной 5 см и сечением 1 см2.
Верхнюю крышку получившегося столика и опорные поверхности ножек окрашивают яркой краской. Нижнюю поверхность, крышки окрашивают в белый цвет. В ящик насыпают хорошо просушенный песок. От качества песка существенно зависит успешность опытов. Еще лучше насыпать в ящик любое зерно. Наилучшим вариантом будет использование гранулированного капрона. Гранулированный' капрон имеет форму шариков размером с просяное зернышко.
Учитель помещает в ящик столик, повернув его ножками вверх, а между ножками ставит гирю в 5 кг. Обращает внимание учащихся на то, что сила, действующая на столик, направлена вниз и перпендикулярна поверхности песка в ящике, затем столик переворачивают ножками вниз и на крышку столика вновь ставят ту же гирю. При этом ножки столика проваливаются в песок. Модуль, направление и место приложения силы остались неизменными, а результат действия силы изменился. Следовательно, результат действия силы зависит не только от модуля, направления и точки приложения силы.
Начинается выяснение причины изменения результата действия силы. Учитель показывает учащимся столик. Поворачивает его крышкой к учащимся и напоминает, что в первом опыте столик опирался на песок всей поверхностью крышки.
Столик поворачивают к учащимся так, чтобы они видели опорную поверхность ножек. Опорная поверхность ножек, окрашенная яркой краской, четко выделяется на белом фоне нижней поверхности столика. Учащимся напоминают, что когда столик опирался на ножки, то под действием гири он провалился в песок.
Школьники легко делают вывод о зависимости результата действия силы от площади поверхности, на которую действует эта сила.
Таким образом, незначительные изменения в конструкции известного прибора позволяют использовать его и для проблемной постановки темы урока, и в процессе формирования нового понятия, и для закрепления изученного на уроке материала.
Успешный (с точки зрения техники и методики демонстрирования) демонстрационный эксперимент не достигнет поставленной цели, если содержание эксперимента и его место на уроке не будет определено правильно.

