Мотивация | Введение в тему: Представьте, что Вы идете в поход, например в д. Кичуг, в 17 км. от нашего поселка. 1. Откуда вы можете получить информацию о районе похода? 2. Какую карту нужно взять в поход? 3. А если мы отправились в автопутешествие от нашего поселка до г.Санкт-Петербурга. Какие карты нам помогут добраться до г.Санкт-Петербург? 4. Людям каких профессий, для решения каких задач могут понадобиться изображения местности? | Отвечают на вопросы, формулируют вывод: умение читать карту и применять ее в повседневной жизни чрезвычайно полезно. | Карты: физическая и топографическая |
Целеполагание | Прочитать карту сумеем, если знаем условные знаки. 1. Озвучание темы урока. 2. Постановка целей: Сегодня мы учимся: - давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты»; - распознавать условные знаки планов местности и карт; - читать планы местности и карты; - красиво оформлять свои мысли; - слушать друг друга и учителя; - смотреть и видеть. | Записывают тему урока в тетрадь. Цели урока прописаны на доске. | На доске прописаны цели урока и ресурсы урока. |
Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности | 1. Вступительное слово: Без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты. 2. Работа над определением понятия: - Что такое условные знаки? - Вспомнить общую схему определения понятия. 3. На древних картах знаки были рисованными. Задание: - посмотреть слайд-шоу «Старинные карты»; - определить достоинства и недостатки рисованных знаков. 4. В настоящее время на планах и картах используют графические знаки. Задание: - посмотреть настенные карты; - посмотреть рисунок на слайде «Условные знаки топографической карты»; - отметить преимущества графических знаков над рисованными, определить главные требования к изображению условных знаков. 5. Значение условных знаков показано в легенде карты. Работа над определением понятия: - Что такое легенда карты? - посмотреть слайд-шоу «Легенды карты»; - сделать вывод о значении легенды. 6. Работа со схемой «Виды условных знаков» электронного приложения. Демонстрирует схему, слайд-шоу одиночных, линейных, площадных знаков. Беседа по вопросам: - Когда используют одиночные знаки? - Что изображают линейные знаки? - Что отражают площадные знаки? - Что кроме знаков можно еще увидеть на картах? - Найти на картах пояснительные подписи: географические названия и цифры, характеризующие количественные показатели географических объектов. 7. Практическая работа «Способы изображения водных объектов на примере карты полушарий». Цель: умение читать карту полушарий. 8. Условные знаки географической карты отличаются от знаков топографической карты (плана местности). Почему? 9. Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков: 1) Прочитайте рассказ, заменив условные знаки словами. 2) Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков). 3) С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой; б) путь следования Колобка. 4) Замените условными знаками слова в приведенном рассказе (усложненный). 5) Моделирование в контурной карте (с.3 № 3-5). Цель: умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты; описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков. | Вспоминают схему: понятие = что такое? (родовое слово) + существенные признаки. Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты. Смотрят слайд-шоу. Отмечают достоинства: (красота, наглядность, выразительность) и недостатки: (трудность вырисовывания) Смотрят настенные карты. Смотрят рисунок на слайде. Отмечают требования к изображению: (простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы). Выстраивают совместно с учителем закономерность: реальный объект – изображение – чтение; местность – изображение на плане, карте – чтение плана местности, карты. Дают определение: Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений. Анализируют легенды на слайд-шоу «Легенды карты». Делают вывод: легенда помогает читать карту, т.е понять ее содержание. Работают со схемой, отвечают на вопросы, анализируют карты атласа. Выполняют фронтально практическую работу по алгоритму в рубрике «Мои географические исследования» Сравнивают знаки, дают ответ на вопрос. Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку. Моделируют в контурных картах под руководством учителя | Электронное приложение к учебнику Определение на слайде. Электронное приложение к учебнику, рубрика «Блокнот» Настенные карты. Электронное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику Определение на слайде. Слайд-шоу «Легенды карты». Электронное приложение к учебнику Карты атласа. Учебник, рубрика «Мои географические исследования» Карты атласа Текст индивидуально для каждого в двух вариантах (Приложение №1) Стихи на слайде. (Приложение №2) (Приложение №3) Контурные карты с.3 № 3-5 |