СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Усманова Рамзия Асыловна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое прошлое людей.

Просмотр содержимого документа
«Усманова Рамзия Асыловна»















Конспект интегрированного урока биологии, истории в 8 классе

«Историческое прошлое людей или кто умнее?»



























Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее?

Цель:

установить межпредметные связи по истории, биологии .


Образовательная цель: сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека;

выяснить биологические особенности древних людей живущих в различные исторические эпохи;


Задачи:

-Изучить предшественников человека разумного;

-Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками;

-Повторить решение задач на нахождение объема;


Оборудование: рисунки древних людей, коллекция муляжей древних людей, измерительная лента, презентация


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель истории: На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Этот вопрос актуален на протяжении многих тысяч лет. Ещё до нашей эры люди пытались узнать о природе своего происхождения. Возможно, им удалось достичь поставленной цели, но это не имеет значения, ведь до нас знания не дошли. Если раньше существовали три боле значимые гипотезы происхождения человека, а гипотеза это предположение или догадка не требующая доказательств. Так вот три : самая распространенная Божественная – человека создал Бог , Космическая- человек –пришелец других галактик и планет и относительно подтверждённая многими научными фактами и исследованиями теория Чарльза Дарвина- человек эволюционировал от обезьяны. Сегодняшним днем имеют место быть еще как минимум семь гипотез -Акватическая-человек предок дельфина, Теория анамалий пространства – человек появился случайно, алтернативная теория- люди появились от рукокрылых созданий, праотцы птицы? Как вам такая теория?

Согласитесь что все эти теории имеют место быть, они всего лишь гипотезы не подтвержденные фактами, и кто какую версию выберет для себя- решать вам!

На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология.

Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Если она будет вам интересна, мы к ней вернемся на уроках истории и обществознания, а сейчас предлагаю рассмотреть еще одно направление в науке- а именно совокупность научных дисциплин изучающих человека, его происхождение, развитие и существование, -это антропология, и основана она на фактах подтверждающих теорию Ч.Дарвина- эволюция человека разумного от прямоходящей обезьяны. Интересно? Есть над чем задуматься? Тогда внимательно слушайте, думайте, сопоставляйте!



II. Изучение нового материала

Учитель : называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?», акцентирует внимание учащихся на вопросе, стоящем в теме урока, на который они попытаются ответить в конце урока. Рассказывает – ход урока: форма работы- групповая.

Весь урок- идет демонстрация ЭОР- «Историческое прошлое людей»


Учитель истории:

Когда-то многие пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно 3,5-5 миллионов лет назад климат стал суше, наступило похолодание. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травяная растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местности поверх высокой травы. В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функций ног и рук. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились и стали использоваться для употребления орудий.

О ходе эволюции человека говорят палеонтологические находки. В Южной и Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков, ходивших на двух ногах. Они жили группами. Самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Найденные фрагменты черепов позволили определить объем их мозга (500-600 см3). Это больше, чем у современных человекообразных обезьян но высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа говорило о том, что этот вид все же относился к обезьянам. Австралопитеки не владели речью, продолжительность их жизни не более 17-20 лет. Научились использовать огонь



Предки человека

Историческая эпоха

Биологические особенности

Объем головного мозга

австралопитек




питекантроп




неандерталец




кроманьонец








Учитель биологии:

Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

Учитель истории

Предполагают, что первые древнейшие люди появились 1-1,5 миллиона лет назад. В настоящее время известно несколько их форм, которые объединяют под общим названием «человек прямоходящий». Первые останки древнейшего человека были обнаружены на острове Ява более 100 лет назад. Ему дали название питекантроп или обезьяночеловек.

Рост чуть более метра до полутора. Изготавливали простые орудия труда, были охотниками и собирателями. Жили замкнутыми общинами,имели своё жилье.

След.ступень эволюции –Синантроп – рост 150 см.,одевался в шкуры,начал использовать рубило и копье,продолжая оставаться охотником и собирателем. След.ступень эволюции –неандерталец- 160 см рост,наличие речи,массивный скелет,научились делать лук и стрелы,умели шить одежду,обитали в пещерах,заботились о стариках и малышах.Зарождается первое искусство- наскальная живопись.Хоронили своих близких и украшали их могилы.,что говорит о высокой социализации данного вида.

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.)

Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.


Учитель биологии

  1. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Учитель биологии

Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части свои функции: превращение звуков в речь, обработка информации о цвете, распознавание лиц или различение тех или иных объектов. Но это не застывший набор компонентов: мозг каждого из нас уникален, он постоянно изменяется и тонко чувствует окружающую среду. Активностью мозга управляют токи, химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс химических реакций) и загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс в день. Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел. Учитель биологии: А сейчас выполним практическую работу (у детей на столах раздаточный материал по физике)





















Практическая работа.

Вычисление объема черепной коробки.

Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

(Эмпирической формулой  называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных. Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,)

Ход работы.

В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты:

1. измеряют длину L (от лба до бугра на затылке длину);

2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого);

3.измеряют высоту H ( от середины ушной раковины до макушки);

4. по соответствующей формуле вычисляют объем.


Линейные размеры в куб см, результат в кубических сантиметрах. Задачи оформляем на листах,

5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными .

6. Делают вывод .


IV.Закрепление полученных знаний:


1.

.Заполнение таблицы 2:

Группа


Объем черепной коробки 1 человека из группы

1 группа



2 группа



3 группа



4группа



2. Таблица 3 (При заполнении таблицы2 учащиеся опираются на таблицу 3 «Объем мозга современных юношей и девушек» )


Предки

человека

Размер мозга

австралопитеки

500-600 см куб

Древнейшие люди

1100 см куб

Неандерталец

1700 см куб

кроманьонец

1800 см. куб

Современный человек(взрослый)

Девушки

Юноши

1200-1800 см. куб


1200-1400 см куб

1250-1450 см куб


3.Демонстрация видеоролика «Историческое прошлое людей»

Вывод:

делают учащиеся совместно с учителями. «Самый большой объем мозга человека разумного, еще раз повторяют отличие человека от животных и человека разумного»


Рефлексия:

Учащимся предлагается ответить за вопросы анкеты о прошедшем интегрированным уроке


Д.З Составить синквейн на тему древнейшие люди























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!