РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ БИОЛОГИИ
Усманова Рамзия Асыловна
учитель биологии первой категории
МБОУ «СОШ № 27 »
г. Набережные Челны
2021 год
« Функционально грамотный человек — это человек, который̆ способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой̆ деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
Компоненты функциональной грамотности
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Естественнонаучные знания и умения в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты :
- «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
- Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать
следующими компетентностями:
• научно объяснять явления,
• оценивать и планировать научные исследования,
• научно интерпретировать данные и доказательства
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
– использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
– выявлять особенности естественнонаучного исследования;
– делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;
– уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
– уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы;
– понимать методы научных исследований;
– выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов;
– перечислять явления, факты, события;
– сравнивать объекты, события, факты;
– объяснять явления, события, факты;
– характеризовать объекты, события, факты;
– анализировать события, явления и т.д.;
– видеть суть проблемы;
– составлять конспект, план и т.д.
На формирование знания учебного материала
1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т. д.)
2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
4. Найдите в тексте возможные ошибки
5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.
Например:
• Определите, истинно или ложно данное соответствие:
Тип питания – фотосинтез; орган – лист; ткани – корень и стебель; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.
ОТВЕТ: ТИП ПИТАНИЯ – ФОТОСИНТЕЗ; ОРГАН – ЛИСТ; ТКАНИ – ОСНОВНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ; КЛЕТКИ – СТОЛБЧАТЫЕ; СТРУКТУРЫ – ХЛОРОПЛАСТЫ; ВЕЩЕСТВА – ОРГАНИЧЕСКИЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТИННОСТЬ/ЛОЖНОСТЬ КАЖДОГО УТВЕРЖДЕНИЯ. В ТАБЛИЦЕ ДЛЯ ЗАПИСИ ОТВЕТА ПОД КАЖДОЙ БУКВОЙ ПОСТАВЬТЕ ЗНАК «+» ИЛИ «–» СООТВЕТСТВЕННО. А) ОРГАНИЗМЫ РЕАГИРУЮТ НА СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Б) ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ У РАСТЕНИЙ УСКОРЯЕТСЯ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. В) ГОРМОНЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ КЛЕТКАМИ И ОКАЗЫВАЮТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ДРУГИЕ ТКАНИ И ОРГАНЫ. Г) НЕРВНАЯ ТКАНЬ СОСТОИТ ИЗ НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ. Д) СПОСОБНОСТЬ ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА РЕАГИРОВАТЬ НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ НАЗЫВАЮТ РЕФЛЕКСОМ.
На формирование понимания изучаемого материала
1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.
2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого –
либо задания.
3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж,
схему, таблицу, рисунок).
4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение,
понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.
6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи:
«Зачем», «Почему» и т. д.
Например:
• Прочитайте, словами расскажите данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.):
Кислород
Фотосинтез углекислый газ Дыхание
органические вещества
На формирование умений и навыков
1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.
2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.
3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.
4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
Например:
* Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и исправьте их. Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
На развитие внимания
1. Задайте вопросы к данному тексту
2. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице
3. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке.
Например:
* Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?
* Найдите ошибку в определении:
Питание – это процесс переваривания пищи. Пищеварение – это процесс механической переработки пищи. Ферменты – это особые белки, способствующие выделению. Производители – организмы, потребляющие произведенное.
На развитие мировоззрения
1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т. д.
2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.
Например:
* Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.
- Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
- Почему нельзя употреблять старые грибы?
Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся нужно использовать задания, которые содержат:
- информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- задания, составленные из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;
- задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий;
- задания, требующие привлечение дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и «лишние данные»;
- комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Спасибо за внимание!
Успехов Вам !