СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Усманова Рамзия Асыловна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ БИОЛОГИИ

Просмотр содержимого документа
«Усманова Рамзия Асыловна»

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ БИОЛОГИИ  Усманова Рамзия Асыловна  учитель биологии первой категории  МБОУ «СОШ № 27 »  г. Набережные Челны 2021 год

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ БИОЛОГИИ

Усманова Рамзия Асыловна

учитель биологии первой категории

МБОУ «СОШ № 27 »

г. Набережные Челны

2021 год

« Функционально грамотный человек — это человек, который̆ способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой̆ деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]

« Функционально грамотный человек — это человек, который̆ способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой̆ деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Компоненты функциональной грамотности

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Естественнонаучная грамотность  – способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. Естественнонаучные знания и умения в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Естественнонаучные знания и умения в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты : «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями: • научно объяснять явления, • оценивать и планировать научные исследования, • научно интерпретировать данные и доказательства

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты :

  • «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
  • Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать

следующими компетентностями:

• научно объяснять явления,

• оценивать и планировать научные исследования,

• научно интерпретировать данные и доказательства

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся: – использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; – выявлять особенности естественнонаучного исследования; – делать выводы, формулировать ответ в понятной форме; – уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления; – уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы; – понимать методы научных исследований; – выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов; – перечислять явления, факты, события; – сравнивать объекты, события, факты; – объяснять явления, события, факты; – характеризовать объекты, события, факты; – анализировать события, явления и т.д.; – видеть суть проблемы; – составлять конспект, план и т.д.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

– использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

– выявлять особенности естественнонаучного исследования;

– делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;

– уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

– уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы;

– понимать методы научных исследований;

– выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов;

– перечислять явления, факты, события;

– сравнивать объекты, события, факты;

– объяснять явления, события, факты;

– характеризовать объекты, события, факты;

– анализировать события, явления и т.д.;

– видеть суть проблемы;

– составлять конспект, план и т.д.

На формирование знания учебного материала 1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т. д.) 2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры) 3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них 4. Найдите в тексте возможные ошибки 5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д. Например: • Определите, истинно или ложно данное соответствие: Тип питания – фотосинтез; орган – лист; ткани – корень и стебель; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.

На формирование знания учебного материала

1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т. д.)

2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

4. Найдите в тексте возможные ошибки

5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

Например:

• Определите, истинно или ложно данное соответствие:

Тип питания – фотосинтез; орган – лист; ткани – корень и стебель; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.

 ОТВЕТ: ТИП ПИТАНИЯ – ФОТОСИНТЕЗ; ОРГАН – ЛИСТ; ТКАНИ – ОСНОВНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ; КЛЕТКИ – СТОЛБЧАТЫЕ; СТРУКТУРЫ – ХЛОРОПЛАСТЫ; ВЕЩЕСТВА – ОРГАНИЧЕСКИЕ.    ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТИННОСТЬ/ЛОЖНОСТЬ КАЖДОГО УТВЕРЖДЕНИЯ. В ТАБЛИЦЕ ДЛЯ ЗАПИСИ ОТВЕТА ПОД КАЖДОЙ БУКВОЙ ПОСТАВЬТЕ ЗНАК «+» ИЛИ «–» СООТВЕТСТВЕННО.   А) ОРГАНИЗМЫ РЕАГИРУЮТ НА СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.   Б) ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ У РАСТЕНИЙ УСКОРЯЕТСЯ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.   В) ГОРМОНЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ КЛЕТКАМИ И ОКАЗЫВАЮТ  ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ДРУГИЕ ТКАНИ И ОРГАНЫ.   Г) НЕРВНАЯ ТКАНЬ СОСТОИТ ИЗ НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ.   Д) СПОСОБНОСТЬ ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА РЕАГИРОВАТЬ НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ НАЗЫВАЮТ РЕФЛЕКСОМ.

ОТВЕТ: ТИП ПИТАНИЯ – ФОТОСИНТЕЗ; ОРГАН – ЛИСТ; ТКАНИ – ОСНОВНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ; КЛЕТКИ – СТОЛБЧАТЫЕ; СТРУКТУРЫ – ХЛОРОПЛАСТЫ; ВЕЩЕСТВА – ОРГАНИЧЕСКИЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТИННОСТЬ/ЛОЖНОСТЬ КАЖДОГО УТВЕРЖДЕНИЯ. В ТАБЛИЦЕ ДЛЯ ЗАПИСИ ОТВЕТА ПОД КАЖДОЙ БУКВОЙ ПОСТАВЬТЕ ЗНАК «+» ИЛИ «–» СООТВЕТСТВЕННО. А) ОРГАНИЗМЫ РЕАГИРУЮТ НА СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Б) ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ У РАСТЕНИЙ УСКОРЯЕТСЯ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. В) ГОРМОНЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ КЛЕТКАМИ И ОКАЗЫВАЮТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ДРУГИЕ ТКАНИ И ОРГАНЫ. Г) НЕРВНАЯ ТКАНЬ СОСТОИТ ИЗ НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ. Д) СПОСОБНОСТЬ ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА РЕАГИРОВАТЬ НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ НАЗЫВАЮТ РЕФЛЕКСОМ.

На формирование понимания изучаемого материала  1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу. 2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания. 3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок). 4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. 5. Составьте вопросы по данному материалу, теме. 6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т. д. Например: • Прочитайте, словами расскажите данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.):  Кислород Фотосинтез углекислый газ Дыхание  органические вещества

На формирование понимания изучаемого материала

1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.

2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого –

либо задания.

3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж,

схему, таблицу, рисунок).

4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение,

понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.

6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи:

«Зачем», «Почему» и т. д.

Например:

• Прочитайте, словами расскажите данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.):

Кислород

Фотосинтез углекислый газ Дыхание

органические вещества

На формирование умений и навыков 1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания. 2. Выделите для себя из текста полезные новые знания. 3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность. 4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …». Например: * Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и исправьте их. Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала. На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.

На формирование умений и навыков

1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».

Например:

* Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и исправьте их. Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.

На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.

На развитие внимания 1. Задайте вопросы к данному тексту 2. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице 3. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке. Например: * Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется? * Найдите ошибку в определении: Питание – это процесс переваривания пищи. Пищеварение – это процесс механической переработки пищи. Ферменты – это особые белки, способствующие выделению. Производители – организмы, потребляющие произведенное.

На развитие внимания

1. Задайте вопросы к данному тексту

2. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице

3. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке.

Например:

* Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

* Найдите ошибку в определении:

Питание – это процесс переваривания пищи. Пищеварение – это процесс механической переработки пищи. Ферменты – это особые белки, способствующие выделению. Производители – организмы, потребляющие произведенное.

На развитие мировоззрения 1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т. д. 2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала. Например: * Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы. Почему нельзя употреблять старые грибы?

На развитие мировоззрения

1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т. д.

2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

Например:

* Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.

  • Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
  • Почему нельзя употреблять старые грибы?

Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся нужно использовать задания, которые содержат: информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; задания, составленные из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий; задания, требующие привлечение дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и «лишние данные»; комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся нужно использовать задания, которые содержат:

  • информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  • задания, составленные из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;
  • задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий;
  • задания, требующие привлечение дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и «лишние данные»;
  • комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Спасибо за внимание! Успехов Вам !

Спасибо за внимание!

Успехов Вам !