Установление нацистской диктатуры в Германии
Основные цели и задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями социально-экономического развития Германии в н. 30- х гг., с основными чертами нацистской идеологии и установленного партией Гитлера тоталитарного режима,
добиться понимания того, как тоталитарный режим влиял на личность человека, на развитие страны, на внешнюю политику,
способствовать формированию умений: выделять главную мысль, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, составлять план, делать выводы,
развивать логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно - следственных связей, сравнительного анализа, способность формулировать свои мысли,
содействовать нравственному неприятию тоталитаризма,
способствовать восприятию идеи развития мира.
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации познавательной деятельности:
решение проблемы
работа в группах (используется технология группового обучения с элементами уровневой дифференцации);
фронтальная беседа;
индивидуальная работа с тестами.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.
В 1929г. мир потряс экономический кризис. Пути выхода из кризиса были различны: в США начались реформы, в Германии утвердился нацизм.
Тема урока - «Установление нацистской диктатуры в Германии».
Тема нацизма и фашизма остается актуальной и сегодня. Появляются неофашистские организации, их главные участники- молодые люди. Чем же грозит миру фашизм? Как он влияет на человека?
Учитель. В каких странах после первой мировой войны установились тоталитарные режимы?
Изучение новой темы. Тест № 1 (Вводный в тему)
сильные позиции либерального лагеря общества
социальные потрясения - революции, мировой экономический кризис, войны
стабильное экономическое развитие Проверка теста.
Учитель. С кем связано установление фашизма в Германии? Сообщение о Гитлере.
Учитель ставит проблему: Гитлер обосновал четырехлетний план экономического развития страны (1936-1939гг.). Была ли альтернатива данной политике?
« Политика - это руководство исторической борьбой народов и ход этой борьбы. Цель этой борьбы - утвердить это существование... Если нам не удастся в кратчайший срок превратить наши вооруженные силы в смысле боевой подготовки, количества соединений, технического оснащения и в первую очередь идейного воспитания в самую сильную армию в мире, то Германия погибнет ...
Страна перенаселена и не может себя прокормить за счет собственных ресурсов... Окончательное решение проблемы
состоит в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Задача политического руководства состоит в том, чтобы в будущем добиться решения этой проблемы...
Я ставлю следующие задачи: первое, через четыре года мы должны иметь боеспособную армию;
второе, через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне...»
Учитель открывает вопросы, обсуждаемые на уроке:
Каковы основные черты национал- социалистической идеологии?
Каковы особенности установленного нацистами тоталитарного режима?
Как утверждение этого режима должно повлиять на политику государства, на жизнь людей, на развитие международных отношений?
Чем нацистский режим в Германии был похож на режим, существовавший в 30-е гг. в СССР?
В чем различия?
Далее обучающиеся при участии учителя составляют план изучения нового материала:
План темы.
Кризис Веймарской республики. Приход к власти нацистов.
Черты нацистской идеологии.
Установление тоталитарной диктатуры в Германии.
Внешнеполитические планы нацистов.
Работа в группах.
Группа 1. Кризис Веймарской республики. Приход к власти нацистов.
Перечислить особенности экономического кризиса в Германии.
Почему нацисты пришли к власти в Германии 1933г.?
Сделать выводы.
Группа 2. Черты нацистской идеологии.
Прочитать текст.
Перечислить основные черты нацистской идеологии.
Обосновать связь нацизма и войны.
Сделать выводы.
Группа 3. Установление тоталитарной диктатуры в Германии. 1. Прочитать текст.
Выделить основные черты тоталитарного режима в Германии.
Как тоталитарный режим влияет на человека?
Сделать выводы.
Группа 4. Внешнеполитические планы нацистов.
Прочитать текст.
Определить, каковы были внешнеполитические цели фашистов и способы их достижения.
Почему Германия была недовольна Версальско - Вашингтонской системой?
Сделать выводы.
Учащиеся свои ответы и выводы записывают на листах бумаги, зачитывают вслух; листы с ответами прикрепляют к доске.
Разрешение проблемы. Гитлер обосновал четырехлетний план экономического развития страны (1936-1939гг.). Была ли альтернатива данной политике?
Закрепление темы.
Тест № 2.
Когда нацисты пришли к власти в Германии?
в 1922г.
в 1933г.
в 1939г.
Назвать основные черты идеологии нацистов
1.единая идеология
2.неприятие демократии
Д) стремление установить тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества Е) приверженность либеральным ценностям Ж) милитаризм
Основная внешнеполитическая цель нацистов
установление добрососедских отношений с европейскими странами
политика изоляционизма
насильственное установление мирового господства
Причины установления нацистской диктатуры в Германии
мировой экономический кризис
сильные демократические традиции в Германии
слабость Веймарской республики
Д) социалисты и коммунисты не создали единого антифашистского фронта.
Рефлексия (ученики оценивают свою работу, отвечают на вопросы)
Что на уроке было самым трудным?
Достигнуты ли цели, которые мы поставили на уроке?