Установочное занятие «Россия - мои горизонты»
Введение
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас вновь на нашем курсе «Россия - мои горизонты». С этим курсом вы уже знакомы. Давайте вместе вспомним, о чём он, чем вы занимались в прошлом году на этих занятиях. На протяжении всего года мы будем изучать разные профессии, узнаем, качества и навыки необходимы для каждой из них. Мы будем узнавать самих себя, свои интересы, способности и возможности таким образом, чтобы к концу года вы почувствовали себя увереннее, размышляя о выборе будущей профессии, образования и места работы.
Сегодня мы будем смотреть видео, обсуждать важные темы и играть. Ну а начнём мы с видеоролика о достижениях нашей страны.
Видеоролик «Достижения».
Обсуждение видеоролика.
Слово педагога: Важно, чтобы работа совпадала с вашим увлечением. Но успех не в том, чтобы найти идеальную профессию, а в том, чтобы делать свою работу как можно лучше. Ведь чем бы вы ни занимались, главное - совершенствоваться и развиваться. И чтобы этот процесс был увлекательным, важно хорошо знать свои интересы и способности.
Профориентация как раз и помогает найти дело, которое будет приносить удовольствие и успех именно вам. Педагог может поделиться личной историей выбора профессии, поиска любимого дела жизни. Рассказать, с какими трудностями пришлось столкнуться и как их можно избежать
теперь, благодаря появлению курса профориентации в школе.
«Кто построил дом»
Слово педагога: Предлагаю сыграть в игру. Возьмём для примера дом.
Педагог демонстрирует слайд с изображением дома (слайд 2).
Слово педагога: Казалось бы, что может быть проще: дом построили, и мы в нём живём. Но давайте вместе с вами попробуем перечислить всех специалистов, которые работают над созданием обычного дома. Я немного усложню вам задачу и назову очевидные профессии - те, что первыми приходят на ум. Вам же надо продолжить список и при этом ни разу не повториться.
Готовы попробовать? Тогда вот мой список: строители, водители, прорабы, инженеры, крановщики, сварщики.
Задача педагога - с помощью наводящих вопросов подчеркнуть и менее очевидные профессии. Рекомендуется записывать профессии на доске или в конце обсуждения слайд. Задание можно также выполнять в группах и сравнивать, какие профессии у разных групп совпали, а какие нет.
Педагог по желанию демонстрирует слайд «Профессии, связанные со строительством домов» (слайд 3).
Подсказка для педагога:
Геодезисты - проводят измерения и делают точные планы местности, определяют границы участков и высотные отметки, что помогает понять характеристики участка для строительства. Архитекторы - создают дизайн и проект высотного здания, учитывая его функциональность, эстетику, безопасность и энергоэффективность.
Геотехники - изучают грунтовые условия строительной площадки и предлагают меры по укреплению грунтов, обеспечивая безопасность и устойчивость здания.
Металлурги - производят металлические конструкции для каркаса здания, такие как колонны, балки и рамы.
Бетонщики - заливают бетонные конструкции, такие как фундаменты, стены и перекрытия, обеспечивая прочность и устойчивость здания.
Электрики - прокладывают электропроводку, устанавливают осветительные системы, электроприборы и системы безопасности.
Водопроводчики и сантехники - устанавливают системы водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, обеспечивая комфортные условия проживания.
Фасадчики - отделывают внешние поверхности здания, устанавливают утеплительные и декоративные элементы, делая здание привлекательным и защищённым от внешних воздействий.
Монтажники волоконно-оптических сетей - специалисты, благодаря которым у нас есть интернет, они прокладывают многокилометровые линии кабеля и настраивают сложное оборудование даже в самых удалённых уголках нашей страны.
Монтажники лифтов - устанавливают и обслуживают лифтовые системы, обеспечивая удобство и безопасность жильцов и посетителей здания.
Проектировщики сетей связи и безопасности - занимаются проектированием и установкой систем связи, видеонаблюдения, сигнализации и контроля доступа для обеспечения безопасности здания и его обитателей.
Агенты по недвижимости, арендные агенты и управляющие недвижимостью - занимаются поиском арендаторов для помещений здания, управлением арендными отношениями, обслуживанием и техническим обслуживанием здания.
Инженеры вентиляционных систем - разрабатывают схемы вентиляционных систем, а также конструируют соответствующее оборудование, занимаются его обслуживанием, проводят испытания и ремонт.
Специалисты по эксплуатации зданий и сооружений (топ-50 СПО) - специалисты по управлению, эксплуатации и обслуживанию многоквартирных домов в России.
Слово педагога: Прекрасно! Смотрите, как много профессий, связанных только со строительством одного дома! И это ещё не весь список. Новосёлам нужна будет мебель, техника, посуда, постельное бельё и ещё много всего. Представляете, как в этом случае расширится наш список специалистов? Можно ли кого-нибудь из них вычеркнуть со словами, что профессия этого человека не важна и не нужна людям? Конечно, нет. Каждая профессия очень важна и нужна.
Но даже на таком простом примере видно, как много профессий нас окружает. Сегодня экономика нашей страны динамично развивается, так что везде существует спрос на молодых специалистов. В ближайшие годы планируется подготовить более миллиона вакансий только для представителей рабочих профессий, которые можно освоить в колледжах. Это означает, что количество рабочих мест, как и ваших профессиональных возможностей, увеличивается. Но как найти своё место в этом многообразии?
Именно для этого и создан курс «Россия - мои горизонты». Его цель - помочь вам сориентироваться в огромном и разнообразном мире профессий. А как это будет тпроисходить, мы узнаем из следующего ролика.
Основная часть
Видеоролик «Россия - мои горизонты».
Обсуждение видеоролика.
Слово педагога: Вас ждёт насыщенный и увлекательный год! Мы узнаем, какие профессии играют ключевую роль в атомной отрасли, которой в этом году исполняется 80 лет. Разберёмся, кто развивает Северный морской путь, IT-технологии и что такое финтех. Поговорим об образовании и перспективах работы в военной сфере, космосе и науке. Этот профориентационный год можно смело назвать технологичным: мы познакомимся со сквозными технологиями и людьми, которые поддерживают работу целых отраслей – от связи и телекоммуникаций до современных цифровых решений. А ещё вы пройдёте профориентационные тесты на портале и сможете узнать, какой колледж или вуз подойдёт именно вам. Впереди много открытий, интересных историй и полезных знаний!
Итак, мы уже выяснили, что наша привычная жизнь от каши на плите до гаджетов и интернета складывается из работы множества специалистов, которые, в свою очередь, относятся разным отраслям. Как вы считаете, почему профессии группируются в различные отрасли? Может ли один человек быть инженером-технологом и по производству бетона, и по выпеканию хлеба, и по изготовлению лекарств?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Профессии разделяются на отрасли, чтобы каждая группа специалистов могла сосредоточиться на определённой области знаний и навыков, чтобы люди могли стать экспертами в своей сфере, с интересом выполнять свою работу и улучшать нашу с вами жизнь. А прямо сейчас предлагаю вам познакомиться со специалистами из самых разных областей, которые к тому же являются героями наших практико-ориентированных занятий! В течение года вам ещё предстоит познакомиться с некоторыми из этих героев поближе и свои силы в решении их профессиональных задач! Ну а прямо сейчас - внимание на экран!
Видеоролик «Герои среди нас».
Обсуждение видеоролика.
Слово педагога: Мы увидели, как много интересных профессий существует в мире, и некоторые из них нам предстоит изучить глубже на наших занятиях. Какие профессии вам особенно запомнились? И какие специалисты в вашем понимании - настоящие супергерои? Почему именно они?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Спасибо за ваши ответы! В ролике вы познакомились с профессионалами из самых разных сфер. Ведь каждая область имеет свои особенности и вносит свой вклад в развитие общества. Даже если взглянуть на наш список профессий, нужных для строительства дома, можно заметить, что далеко не все они относятся к строительной отрасли.
Попробуйте найти несколько примеров и определить, к какой отрасли они относятся. Рекомендуется обратиться к записям на доске или вновь продемонстрировать слайд со списком профессий («Профессии, связанные со строительством домов», слайд 3).
Примеры: металлурги - тяжёлая промышленность; электрики - энергетика; проектировщики сетей связи и безопасности - безопасность; монтажники волоконно-оптических сетей - телекоммуникации.
Хочу-могу-буду
Слово педагога: Молодцы, вы очень хорошо справились. Возможно, кто-то из вас уже знает, что существует формула «хочу-могу-буду», которая помогает определиться с выбором
профессии и найти то, что будет действительно по душе. Давайте вспомним, что означает
каждое слово в этой формуле.
Педагог демонстрирует слайд «Хочу-могу-буду» (слайд 4). Обучающиеся, если уже знакомы с формулой, отвечают на вопрос. Если в данном классе эту формулу ещё не обсуждали, педагог раскрывает её значение.
Слово педагога: «Хочу» - это ваше желание и интерес. Когда вы чувствуете, что вам действительно нравится чем-то заниматься, вы готовы прилагать усилия для совершенствования в этой области. Вам захочется делать продукт своей деятельности как можно лучше. Именно из этого складывается профессиональный успех. Причём часто бывает так, что на первый взгляд ваши желания вроде бы не относятся ни к какой профессии, но если приглядеться, то ваш ровесник, который хочет только каждый день проводить время в красивом парке, может сделать это частью своего дела жизни.
Следующий важный аспект - «могу». Это ваши способности, навыки и знания. Это то, где вы показываете хорошие результаты. Причём сравнивать можно не только с ровесниками, но и со своими же результатами в других направлениях. А ещё часто наши «могу» можно измерить. Например, результаты контрольной или забега на физкультуре, оценка в четверти и выступление на конкурсе. Но часто мы совершаем ошибку, выбирая профессию только исходя из своих «могу»: «Я могу сдать эти предметы на экзамене лучше остальных, поэтому буду выбирать ту профессию, на которую можно поступить с этими предметами». Но если взять во внимание наши «хочу», то рассуждения будут звучать уже совсем иначе: «Мне нравится эта профессия. Я хочу заниматься именно этим делом. Подходят ли для этого мои способности? А если нет, то как я могу их развить?».
И, наконец, «буду» - это понимание того, какие именно профессии востребованы на рынке труда и где у вас есть реальные возможности для успешного развития. Объединив свои «хочу» и «могу» с «буду», можно найти любимое дело жизни. Давайте посмотрим несколько примеров того, как можно использовать эту формулу.
Педагог демонстрирует слайды «Хочу-могу-буду. Пример» (слайды 5 и 6).
Пример 1. Хочу: помогать людям, жить и работать в атмосфере поддержки и заботы, особенно в трудные моменты. Могу: хорошо учусь по биологии и химии, умею оказывать первую помощь, участвую в школьном кружке, где изучаю основы медицины. Буду: в нашем обществе всегда актуальна тема здоровья и медицины, ведь в этой сфере множество вызовов - доступные лекарства и вакцины, новые бактерии и вирусы, внедрение инноваций и технологий.
Это врач.
Пример 2. Хочу: создавать вокруг себя уютные и красивые места, гулять по атмосферным улицам. Могу: хорошо рисовать и работать с чертежами, люблю изучать математику и физику, участвую в проектах по оформлению школьных пространств. Буду: города нашей планеты растут, появляются новые жилые и общественные зоны, которые требуется благоустраивать и делать комфортными для людей.
Это архитектор.
Пример 3. Хочу: передвигаться по городу быстро и удобно, легко добираться до любых мест в городе. Могу: хорошо учусь на уроках физики и математики, интересуюсь технологиями и
робототехникой, умею работать с компьютером. Буду: развитие транспорта - одна из важнейших задач, ведь наш мир нуждается в новых, экологичных решениях в этой сфере.
Это транспортный инженер/проектировщик транспортных систем.
Пример 4. Хочу: делиться интересными историями и создавать миры, которые помогают людям мечтать и лучше понимать друг друга. Могу: люблю писать, придумывать сюжеты, посещать литературные и театральные кружки, увлекаюсь изучением культуры. Буду: людям всегда нужны новые идеи и впечатления для жизни и отдыха, к тому же искусство рассказывать истории, удерживать внимание человека пригодится во все времена - и этот подход используется во многих сферах. Это режиссёр/сценарист/писатель.
Слово педагога: Помните, что выбор профессии - это только начало пути. Дальше вам предстоит совершенствоваться в определённой сфере, стараться сделать продукт своей деятельности как можно лучше, постоянно учиться новому… И если выбранная профессия будет вам интересна, от всего этого вы получите настоящее удовольствие!
Конечно, по мере нашего продвижения по курсу у вас будут появляться всё новые и новые вопросы. И это здорово, ведь вместе с вами и с помощью профориентации мы будем искать и находить на них ответы. Сам процесс выбора профессии может быть увлекательным исследовательским приключением. Представьте, что вас окружает масса самых разных возможностей, многие из которых пока что скрыты от ваших глаз, как самые ценные сокровища. А вы, как настоящие исследователи, сможете добраться до этих сокровищ и до самого ценного клада - любимого дела жизни.
А теперь давайте подумаем, как может звучать наша главная профориентационная цель на
этот учебный год?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Ребята, ваши варианты звучат отлично! А теперь давайте зафиксируем нашу основную цель на этот год: узнать больше о своих способностях и том, как они могут быть реализованы в разных профессиях. Обратите внимание, я не говорю о том, что все должны выбрать конкретную профессию или учебное заведение, куда поступать. Здорово, если по итогам года вы сможете это сделать, но не требуйте от себя всего и сразу. Изучая свои возможности в связке с разными профессиями, вы в любом случае будете приближаться к любимому делу жизни: познакомитесь с различными отраслями, поймёте, какие из них вас точно не привлекают, изучите результаты своих диагностик - и список из огромного количества вариантов уже сократится. Вы узнаете чуть больше о той или иной отрасли, а может быть, вдохновитесь примером героя какого-нибудь видеоролика - и у вас появятся приоритетные направления. Постепенно, шаг за шагом, у вас всё получится.
Заключительная часть
Чего я жду от курса «Россия - мои горизонты»
Слово педагога: Подходит к концу наше первое занятие. Но прежде чем мы попрощаемся, мне бы хотелось у вас спросить, чего вы ждёте от этого курса? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Если обучающиеся затрудняются с ответом, педагог может привести примеры или продемонстрировать слайд «Чего я жду от курса РМГ?» (слайд 7).
Итоговое слово педагога
Я уверена, что к концу года на многие из вопросов у вас уже будут ответы. Ну, а наше первое профориентационное занятие в этом учебном году подходит к концу. Всего за одно занятие мы успели поговорить о профориентации и курсе «Россия - мои горизонты», о различных отраслях и подотраслях, вспомнили формулу «хочу-могу-буду», поставили цели на год и даже начали вести свои Маршрутные карты. Кстати, эффективность - это тоже ценная компетенция, и вы все сегодня прекрасно развивали её.
Не забудьте зарегистрироваться на платформе «Билет в будущее». Там весь год будут проходить полезные профориентационные мероприятия и интересные активности. Вся информация о регистрации и авторизации на платформе есть в документе.
Слово педагога: Спасибо за занятие! До встречи!