Тема занятия: Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.
Задача: повторить, что такое речь, познакомиться с видами речи, с ролью речи в жизни людей.
1. Введение в тему занятия.
Появляется кукла Петрушка.
- Кто к нам пришел, ребята? Здравствуй, Петрушка! Поздоровайся с ребятами. Что же ты молчишь? Ребята, Петрушка очень волновался, когда спешил к нам на урок и, наверное, потерял дар речи. (Петрушка кивает, разводит руками, но молчит).
- Отдохни, Петрушка, успокойся, и тогда ты сможешь с нами поговорить.
- Ребята, что такое речь? Главный вопрос нашего занятия: для чего нужна речь? Какова ее роль в нашей жизни?
2. Знакомство с видами речи.
- Прежде чем ответить на главный вопрос нашего занятия, познакомимся с тем, какой бывает речь. Прочитайте названия видов речи. Когда мы пользуемся устной речью? А письменной? Расположите карточки со словами под тем видом речи, к которому они относятся.
УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
говорим читаем
слышим пишем
выводы: 1. Какой бывает речь?
2. Какую речь называют устной?
3. Какую речь называют письменной?
3. Наблюдения над тем, какую роль речь играет в нашей жизни.
Петрушка «оживает»: «Ура! Здравствуйте, ребята. А я уже совсем испугался, подумал, что так и не смогу с вами поговорить. И так мне стало обидно».
(Дети здороваются с Петрушкой).
- Вот видите, ребята, как страшно потерять дар речи. Что мы не сможем делать без речи?
(Мы не сможем разговаривать друг с другом, общаться).
- Итак, речь нам нужна для общения друг с другом.
- А для чего еще нужна речь? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим телевизионную передачу «Новости зимних каникул». Кто из вас хотел бы рассказать что-то интересное?
Петрушка: «Я!Я!»
- Хорошо. Петрушка начнет, а вы, ребята, будете продолжать.
Петрушка: «В зимние каникулы я был на новогоднем празднике в цирке. У! Какая там красота! Елка большая-большая! Очень красивая! И все время нас смешили веселые клоуны».
- Спасибо, Петрушка.
- Кто еще хотел бы рассказать?
- Ребята, мы с вами пользовались устной речью. Что она помогла нам узнать?
- А письменная речь? Посмотрите на выставку книг. О чем мы можем узнать из них?
(Каждая книга рассматривается)
- Вот видите, сколько нового и интересного можно узнать из книг.
Вывод: для чего же нужна речь, и устная, и письменная?
(Для получения информации, знаний о жизни, об окружающем нас мире).
4. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков.
- А сейчас, ребята, мы с вами сочиним рассказ. Художник нарисовал его в картинках. А мы сочиним с помощью слов и предложений. Устно. Рассказ будет называться так «Как мышки кошку перехитрили».
Дети рассматривают картинки, составляют рассказ.
5. Подведение итогов.