СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку тема: Личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с понятием личное местоимение и его ролью в устной и письменной речи. 

Задачи урока:

1) Учить умению распознавать личные местоимения в устной и письменной речи, правильно употреблять их.

2) Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

3) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическоке мышление, воображение, фантазию.

В конспекте представлены разные виды работ детьми на уроке: и работа в парах , и в группе, которые важны в  современном уроке для реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку тема: Личные местоимения»

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.

Тип урока: Урок – исследование.

Цели: 1) Знакомство с понятием личное местоимение, его ролью в речи.

Задачи:

1)Учить умению распознавать личные местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.

2)Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

3) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.

4) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.

1. Организационный момент.

- Все подравнялись.

Слайд 2 (ДЕВИЗ УРОКА)

- Девиз нашего урока: Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни что – то достигает.

- Сегодня на урок к нам пришли учителя и ваши родители, давайте поприветствуем их.

- Сейчас все посмотрели на меня. Вы готовы уроку? Присаживаемся. Положили перед собой тетрадь, откройте её, запишите дату, классная работа. Напоминаю правило посадки при письме.

- Записали. Тетради и ручки отложите в сторону. Работаем устно. Напоминаю: ответы с места не принимаются, работает рука.

2. Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД № 3 (ТЕКСТ О БЕРЁЗЕ)

Прочитайте текст.

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в  музыке, живописи.  О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.  

-  Вам понравился текст? Что вы заметили? Какой недостаток?

-Как можно исправить?

-Прочитаем отредактированный текст.

СЛАЙД № 4 (ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ О БЕРЁЗЕ)



- Слова, какой части речи вы употребили для замены повторяющихся существительных? (Местоимения)

- Что такое местоимение?

СЛАЙД № 5 (ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ)



- Какова роль местоимений?



СЛАЙД № 6 (Роль местоимения).


- Роль местоимений избегать ПОВТОРОВ в устной и письменной речи.

- О чём мы с вами будем говорить на уроке? (О местоимениях)

- Итак, тема нашего урока: Личные местоимения.

- Все ли слова вам здесь знакомы? (Не знакомом слово личные).

- Сформулируйте тему урока. Личные местоимения.



- Сформулируйте задачи:

1. Узнать понятия личные местоимения.

2. Узнавать личные местоимения среди других частей речи;

3. Определить признаки личных местоимений.

4. Учиться применять личные местоимения в письменной и устной речи.

3. Работа по теме урока.

3.1. Работа с учебником.

СЛАЙД № 7 ( С МЕСТОИМЕНИЯМИ)

- А сейчас предлагаю вам открыть учебник на с. 92, упр. 156 (устно).

- Прочитайте задание.

- Назовите личные местоимения: я, мы, ты, вы, он …. и т.д.

- Из предложенных вариантов ответов, выберите правильный .

Местоимение – это …..


3.2. Введение понятий (1 признака местоимений) : 1- е , 2-е, 3-е лицо.


НА ДОСКЕ:

  1. 3- и СМАЙЛИКА.

2) ПЕРЕВЁРНУТЫЕ НАДПИСИ: 1 ЛИЦО, 2 ЛИЦО, 3 ЛИЦО.

- А сейчас обратите внимание на доску. Что вы здесь видите? (На доске 3 – и смайлика).

- Смайлики – это лица.

- Почему изображено 3 – и лица?

- Может местоимения делятся на 3 – и группы, и они как – то называются? А вы хотите узнать, как они называются? Давайте попробуем выяснить.


- В упражнении читаем задание ниже.

Назовите местоимения, которые указывают:

А) на того, кто говорит?


Если не скажут – подсказка



Подсказка.

- Назовите местоимение, которое указывает на себя. (Я)

- С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (МЫ)

- Определим их в 1 – ю группу (1-е лицо). Беру карточку, сверху над смайликом прикрепляю надпись 1- е лицо.


- б) укажите местоимения на того к кому обращаются с речью: ТЫ, ВЫ


ЕСЛИ НЕ СКАЖУТ - ПОДСКАЗКА

- Какое местоимение мы употребляем, если обращаемся к однокласснику? (ТЫ)

- А, если обращаемся к нескольким одноклассникам? (ВЫ)

- Определим их во 2-ю группу (2 – е лицо). Беру карточку, сверху над смайликом прикрепляю надпись 2- е лицо.


В) на того о ком, (или о чем) говорят. (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)


- Определим их в 3 –ю группу (3 – е лицо). Беру карточку, сверху над смайликом прикрепляю надпись 3- е лицо.

-ЗАПОМНИТЕ!!!

СЛАЙД № 8 («Тот, кто говорит», «Тот, к кому обращаются с речью» (тот, кто слушает), «Тот, о ком или о чём идёт речь»)


СЛАЙД № 9 (Вывод по лицам)

1 лицо : Я, МЫ – указывает на того, кто говорит.

2 лицо: ТЫ, ВЫ – указывает на того, к кому обращаются.

3 лицо: он, она, оно , они – указывают на того, о ком ( или о чём) говорят.


СЛАД № 10 (БЕЗ НАДПИСИ ЕД. И МН. ЧИСЛО)

- Итак, вернёмся к теме нашего урока: Личные местоимения.

-Почему местоимении назвали личные?

- Потому что их разделили на 3-и группы по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо). И каждое личное местоимение указывает на лицо или лица, предмет или предметы, но не называет их.

3.3. Введение понятия единственное и множественное число местоимений. 2 – ой признак местоимений.

Слайд № 10 (БЕЗ НАДПИСИ ЕД. Ч. И МНОЖЕСТВ. ЧИСЛО)

- Сравните местоимения 1 –ой строки и 2-ой строки.

- Что можете сказать о них?

- Оказывается , местоимения могут указывать на один предмет или лицо, или несколько предметов, или лиц, т.е. могут стоять в форме множественного или единственного числа. Это 2-ой признак личных местоимений.

- Назовите личные местоимения в форме ед.ч. (Я,ТЫ, ОН,ОНА,ОНО).

- Назовите личные местоимения в форме мн. ч. (МЫ, ВЫ, ОНИ).

СЛАЙД № 11 (С ЕД. Ч. И МНОЖ. ЧИСЛОМ).


- Итак, назовите признаки местоимений:

1) Личные местоимения делятся на 3-и группы по лицам (1, 2,3 лицо), т.е. имеют формы лица;

2)Личные местоимения имеют формы числа. (Я,ТЫ, ОН,ОНА,ОНО – форма ед. ч.; МЫ , ВЫ, ОНИ - форма мн. ч).

-Хорошо.

-Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем и физкультминутку проведем.

5. Физкультминутка.

- Проведете вы ее сами. По очереди каждый из вас называет или местоимение , или существительное. Если вы слышите местоимение – дружно хлопаете в ладоши, если услышите существительное, то отрицательно качайте головой.

- Вот мы и отдохнули. Продолжаем работу дальше.


6. Первичное закрепление полученных знаний.

6. 1. Правильная запись, числа, лица у личного местоимения.


- Выполним упр. 157 (письменно), с. 93.

- Внимательно прочитайте задание к упражнению.

- Выполняем задание по упражнению. Списываем только первую часть. Находим местоимения, ниже выписываем , и показываю как подписать.

Я – 1 л., ед. ч., ты – 2 л., Ед. ч.


- Упр. 158. (1 – но задание) Выполним задание под 2 кружочком – письменно; под 3 –им кружком устно.

- Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе.

Например. Они пришли в школу. Определите, лицо, форму числа.

Они – 3 л., мн. ч.

6.2. Работа в парах.

- А сейчас работаем в парах. Объединяемся. Раздаю задания на каждую парту.

- Задание называется: «Четвёртое лишнее».


СЛАЙД № 12 (ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ)

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните почему?

1) я, они , на, ты (предлог)

2) но, оно, она, они (союз)

3) я, Яна, ты, вы (существительное)

4) он, она, они, оно (множ. Число)




5) мы, я, вы, они (ед. ч)

6) он, она, они, мы ( 1 лицо)

7) она, они, он, вы (2 – е лицо)

6.3 Самопроверка


СЛАЙД № 13 (СРАВНЕНИЕ С ОБРАЗЦОМ)


6.4. Фронтальная проверка.

- По выбору называю парту, они отвечают, обосновывая ответ. Почему?


6.5 . Работа со словарным словом.


СЛАЙД № 14 (Работа со словарным словом)


- Сегодня у нас с вами новое словарное слово. Достаньте словарики.

- Отгадайте загадку.


СЛАЙД № 15 (Загадка)

- Одуванчик.

СЛАЙД№ 16 (ФОТО ОДУВАНЧИКА)


СЛАЙД № 17 (Лексическое значение слова одуванчик).


- Лексическое значение слова одуванчик.

- Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.

- Как называется орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).

- Дома составить предложение с новым словарным словом и выполнить разбор под цифрой 4.


7. Закрепление. (Работа в группах)

- Урок подходит к концу. Закрепим новые знания. Для этого поработаем в группах.

- Объединяемся.

- На каждую группу я выдам конверт.


-Задание: распределите местоимения на 3 группы по лицам.


- 1 Группа: назовёт личные местоимения 2 лица. (ты, вы).

- Придумайте предложение с одним из них.


2 Группа: назовёт личные местоимения 3 лица. (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)

- Придумайте предложение с одним из них.


3 Группа: назовёт местоимения 1 – го лица. ( ЯМ, МЫ)

Придумайте предложение с одним из них.



8. Подведение итогов.

СЛАЙД № 18 ( Подведение итогов. Вопросы )


- Что нового вы узнали?

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- На что указывает личные местоимения?

- Какова роль личных местоимений в устной и письменной речи?
- Назовите признаки личных местоимений.


9. Рефлексия.

СЛАЙД № 19

- Оцените свою работу на уроке. Ответь те на вопросы.

- Сегодня я узнал….

- Сегодня я научился….

- Мне было интересно….

- Мне захотелось….


10. Домашнее задание.

СЛАЙД № 20

- У. С. 92 – 93, учить правило, с. 94 упр. 159 (всё), одуванчик, Рт с. 56 – 57


11. Завершение урока.


СЛАЙД № 21 (КОНЕЦ УРОКА)


ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

ВОТ УЖЕ ЗВЕНИТ ЗВОНОК!

ВСТАНЬТЕ, ПОДРАВНЯЙТЕСЬ

И С ГОСТЯМИ ПОПРОЩАЙТЕСЬ!



Если останется время:

Грамматическая сказка «Достойная замена».


СЛАЙД № 22


Найди местоимения в стихотворении.


Слайд № 23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!