СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по ФГОС "Личные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с разрядом личных местоимений, показать особенности их склонения, их значение.

Предметные результаты: Предметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации с использованием Интернета; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Метапредметные: - учиться исправлять и объяснять ошибки, работать с параграфом учебника; умение ясно и четко излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции; оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, уметь формулировать тему занятия; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки,учебник, таблица склонения личных местоимений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по ФГОС "Личные местоимения"»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата ____________

Тема урока: «Личные местоимения».

Цели урока: познакомить учащихся с разрядом личных местоимений, показать особенности их склонения, их значение.

Предметные результаты:
Предметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации с использованием Интернета; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Метапредметные: - учиться исправлять и объяснять ошибки, работать с параграфом учебника; умение ясно и четко излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции; оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, уметь формулировать тему занятия; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки,учебник, таблица склонения личных местоимений.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Предполагаемые ответы учащихся

1. Организа-ционный момент.


Цель этапа: включение учащихся в деятельность.


- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке.

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь.

Приветствуют.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

2. Актуализа-ция знаний.

Мотивация.

Цель этапа:

Повторить материал предыдущего урока, выявить затруднения при выполнении домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

1. Что называется местоимением?


2. Как изменяются местоимения?


3. Какими членами предложения могут быть местоимения?



4. Назовите разряды местоимений, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке.

5. Возникли ли у вас какие-либо вопросы при выполнении домашнего упражнения № 427?

В устной и письменной речи мы с вами часто используем различные местоимения.

Некоторые местоимения известны вам еще по курсу начальной школы.

Вот и во фразе, которую вы только что услышали, есть три местоимения.

1. Назовите эти местоимения.

2. Как можно назвать эти местоимения?

- Какой теме будет посвящен наш урок?

Вопросы:

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке?  Что ты должны для этого сделать?

Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы.

3. А почему они называются личными?

4. Какие личные местоимения вы можете назвать?



1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащим, дополнением, определением.

4. Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, притяжательные, указательные, определительные.








1. МЫ, С ВАМИ, ВАМ.

2. Личные.










3. Личные местоимения обозначают какое-либо лицо.

4. Я-МЫ, ТЫ-ВЫ, ОН-ОНА-ОНО-ОНИ.


3. Объяснение нового материала.


Цель этапа:восприятие и осмысление нового материала.




































































4. Закрепление.


Цель этапа:

Закрепить новые знания, выявить пробелы, коррекция.


Личные местоимения Я-МЫ, ТЫ-ВЫ, ОН-ОНА-ОНО-ОНИ обозначают какое-либо лицо, но не называют его.

Я, МЫ – местоимения 1 лица. такие местоимения указывают на говорящего.

ТЫ, ВЫ – местоимения 2 лица, указывают на слушающего.

ОН, ОНА,ОНО, ОНИ - местоимения 3 лица, указывают на того или на то, о чем или о ком говорится.

Личные местоимения могут быть:


Ед.ч

Мн.ч.

1 л.

я

мы

2 л.

ты

вы

3 л.

он, она, оно

они


Местоимения ТЫ-ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо.

В употреблении местоимения ВЫ есть особенности: к старшим по возрасту и незнакомым людям принято обращаться на «ВЫ».

Местоимение 3 лица ОН изменяется по родам: м.р. – ОН, ж.р. – ОНА, ср.р. – ОНО.

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в И.П. – Я, в Р.П. – меня; иногда происходит чередование: ТЕБЯ – ТОБОЙ; МЕНЯ – МНЕ.


А сейчас попробуйте просклонять в тетрадях самостоятельно по вариантам личные местоимения, затем все вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание, и вы запомните особенности склонения личных местоимений.

1 вариант склоняет местоимение Я,

2 – МЫ, 3 – ТЫ, 4 – ВЫ, 5 – ОН, ОНА, 6 - ОНИ


Склонение местоимений 1 лица:


И.П.

Я

Мы

Р.П.

Меня

Нас

Д.П.

Мне

Нам

В.П.

Меня

Нас

Т.П.

Мной

Нами

П.П.

Обо мне

О нас

Склонение местоимений 2 лица:


И.П.

Ты

Вы

Р.П.

Тебя

Вас

Д.П.

Тебе

Вам

В.П.

Тебя

Вас

Т.П.

Тобой

Вами

П.П.

О тебе

О вас





Склонение местоимений 3 лица:


И.П.

Он, оно

Она

Они

Р.П.

Его

Ее

Их

Д.П.

Ему

Ей

Им

В.П.

Его

Ее

Их

Т.П.

Им

Ей (ю)

Ими

П.П.

О нем

О ней

О них


Обратите внимание на то, что после предлогов у местоимений 3 л. появляется Н (у него, возле них).

5. Как вы думаете, могут личные местоимения заменять неодушевленные существительные?

Кроме неодушевленных существительных личные местоимения могут обозначать и отвлеченные существительные.

Например: доброта – ОНА, смех – ОН, счастье – ОНО и т.д.

Физкультминутка:

  1. Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.



1. Откройте учебник на странице 62, параграф 60, упражнение 433.

Комментированное выполнение упражнения.

Что ты можешь сказать о местоимении Я?

2. Следующее упражнение 434.

3. Словарная работа.

Запишите в словарь и запомните:

Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас,

У неё (а не у «ней»)

4. А теперь я прочитаю вам шуточное стихотворение. Вы его послушаете и выпишите местоимения вместе с падежом. То есть мы с вами проведем выборочный диктант. Затем вы поменяетесь тетрадями, проверите друг у друга работу, а потом проверим вместе со мной и у кого все окажется правильно, тому в тетрадь мы поставим «5». Итак, начинаем!

Моя грамматика.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

 Все вокруг склоняют так,

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для МЕНЯ;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный-

Это значит – только  МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!...

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.


Запись в тетрадь:

1 л.

Я, мы

2 л.

Ты, вы

3 л.

Он, она, оно, они



Ед.ч

Мн.ч.

1 л.

я

мы

2 л.

ты

вы

3 л.

он, она, оно

они




Запись в тетрадь:

м.р. – ОН, ж.р. – ОНА, ср.р. – ОНО.


Запись в тетрадь по вариантами:


Склонение местоимений

1 лица:


И.П.

Я

Мы

Р.П.

Меня

Нас

Д.П.

Мне

Нам

В.П.

Меня

Нас

Т.П.

Мной

Нами

П.П.

Обо мне

О нас



Склонение местоимений

2 лица:


И.П.

Ты

Вы

Р.П.

Тебя

Вас

Д.П.

Тебе

Вам

В.П.

Тебя

Вас

Т.П.

Тобой

Вами

П.П.

О тебе

О вас


Склонение местоимений

3 лица:


И.П.

Он, оно

Она

Они

Р.П.

Его

Ее

Их

Д.П.

Ему

Ей

Им

В.П.

Его

Ее

Их

Т.П.

Им

Ей (ю)

Ими

П.П.

О нем

О ней

О них























5. Да. Не только неодушевленные, но и отвлеченные существительные




Запись в словариках:

Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас,

У неё (а не у «ней»)





















4. Запись в тетради:

И.п. я

Р.п. меня

Д.п. мне

В.п. меня

Т.п. мной

П.п. обо мне



5. Рефлексия.


Цель этапа:

Подведение итогов

А теперь подведем итог урока:

Что вы сегодня узнали на уроке?

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Всем спасибо!

Запишите домашнее задание.



1. Личные местоимения.

Я, МЫ – 1 л.

ТЫ, ВЫ – 2 л.

ОН,ОНА,ОНО,ОНИ – 3 л.

2. При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в И.П. – Я, в Р.П. – меня; иногда происходит чередование: ТЕБЯ – ТОБОЙ; МЕНЯ – МНЕ.

3.Местоимение 3 лица ОН изменяется по родам:

м.р. – ОН, ж.р. – ОНА, ср.р. – ОНО.


6. Домашнее задание

Страница 60-63, параграф 60,

упражнение 435.




Приложение

1. Упражнение

Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение Я в косвенном падеже». Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься (о ком?) обо мне.

Пр..близился (к кому?), бе..покоился (о ком?), с..ревновался (с кем?), ра..стилался (перед кем?), (не) смейся (над кем?), пр..готовить (для кого?), (не) ра..страивай (кого?).

2. Упражнение

Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте падеж каждого местоимения. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения. Обозначьте орфограмму «Раздельное написание предлогов».

Мы молодой весны гонц.. она (мы) выслала вперед. Ласточ(?)кА с весною в сени к (мы) летит с (она) и солнце краше, и весна милей.4 лед трескался ломался на отдельны.. глыбы; вода всплёскивалась между (они). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в (он) сирень.

Упр.

Приблизиться (к кому?) ко мне (Д.П.)

Беспокоиться (о ком?) обо мне (П.П.)

Соревновался (с кем?) со мной (Т.П.)

Расстилалась (перед кем?) передо мной (Т.П.)

Не смейся (над кем?)

надо мной (Т.П.)

Приготовить (для кого?) для меня (Р.П.)

Не расстраивай (кого?) меня (В.П.)


Упр.

Мы (И.П.) молодой весны гонцы, она нас (В.П) выслала вперед.

Ласточка с весною в сени к нам (Д.П.) летитс ней (Т.П.) и солнце краше, и весна милей.4

(пов., невоскл., сложное, бессоюзное. сост. из 3-х прост. пр.)

Лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними (Т.П.).

Как мой (И.П.) садик свеж и зелен!

Распустилась в нем (П.П.) сирень.

3. Упражнение 397.

В каких предложениях местоимения обозначают любое лицо? Спишите, обозначая части слов, в которых вставлены орфограммы. Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.

«Весна!» - чита..шь в каждом взор..; и ты, как праз(?)нику, ей рад. Здра(?)ствуй, мама! Как ты себя чу(?)ствуешь? Зна..те ли вы, например, какое насл..ждение выехать весною до зари? Вы выход..те на крыльцо… Вот вы сели: лошади разом тронулись… Вы ед..те… Вам холодно немно..ко, вы закрыва..те лицо воротником шинел..; вам дремл..тся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!